7


  • Учителю
  • Программа внеурочной деятельности 'Азбука искусства' (1 класс)

Программа внеурочной деятельности 'Азбука искусства' (1 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Программа внеурочной деятельности "Азбука искусства" составлена на основе материалов Е. С. Медковой и ориентирована на развитие креативности детей. Программа адаптирована для общеобразовательной школы, реализуется в 1 классе с опорой на перво образы в изобразительном и
предварительный просмотр материала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГУЛЯЙ-БОРИСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА




УТВЕРЖДАЮ

директор школы

____________С.Н.Лопатина

Приказ от 29.08.2014 № 242


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Курс внеурочной деятельности «Азбука искусства»


Уровень общего образования - начальное общее образование

1 класс


Количество часов - 33


Учитель - Казьмина Елена Викторовна

Программа разработана на основеавторской программы Е. С. Медковой «Утро художника», с использованием пособия для учителей Д. В. Григорьева, П. В. Степанова «Методический конструктор внеурочной деятельности школьников»

Москва «Просвещение» 2013







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29. 12. 2012 года (статья 11) № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» В основу моей адаптированной рабочей программы внеурочной деятельности положена авторская программа Е. С. Медковой «Утро художника». Программа разработана в художественно-эстетическом направлении, включает учебно-тематический план, содержание курса (с раскрытием тем курса), список используемой литературы, помогает плодотворно организовывать занятия с детьми после уроков в школе. Программа предполагает 1 учебный час в неделю в 1 классе. Программа составлена на основе требований к художественно-эстетическому образованию в общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 со всеми изменениями и дополнениями).

  • СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2

  • Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование)

  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

-«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р)

-Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).

Ближайшей целью занятий является активизация процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, а более отдаленной целью - выработка и закрепление у них потребности в творчестве, представления о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии. Занятия создают предпосылки для понимания детьми того, что «созидающее воображение проникает своим творчеством всю жизнь, личную и общественную, умозрительную и практическую…, что оно вездесуще» (Т.Рикто)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ИСКУССТВА»


На уровне предметного воспитания программа способствует созданию условий для воспитания:


  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с различными художественными материалами, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам художественных знаний, программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление


  • аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и художественные принадлежности на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Первый год обучения. Возраст 7-8 лет.

Ближайшей целью занятий является активизация процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, а более отдаленной целью - выработка и закрепление у них потребности в творчестве, представления о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии. Занятия создают предпосылки для понимания детьми того, что «созидающее воображение проникает своим творчеством всю жизнь, личную и общественную, умозрительную и практическую…, что оно вездесуще» (Т.Рикто)

Умения и навыки технического воплощения результатов творчества придут позднее, с возрастом. Эмоциональное переживание состояния творчества продуктивнее, чем его конечные результаты. Для достижения эффекта эмоционального закрепления навыков творчества необходимо перенести акценты с результатов на сам процесс.

Данный материал может рассматриваться как база для изучения специализированных областей искусства и его закономерностей в целом на занятиях по мировой художественной культуре. Структура курса базируется на демонстрации всеобъемлющего единства способов выразительности (речь, жест, танец, музыка, цвет, запах и т.д.) в древнем ритуале, что дает возможность выстроить деятельность по трем направлениям: словесность, изображение и перформанс. Сама программа строится блоками соответственно тем вехам, по которым следовало развитие символического и эстетического освоения бытия.

Материал внеурочных занятий строится в опоре на программно-методические материалы Е.С.Медковой «Утро художника» со сроком реализации - 3 года, издательство Просвещение, Программы дополнительного художественного образования детей, 2007 год.

Тема и содержание 1 блока «От хаоса к форме, или что мы можем увидеть в геометрических формах» соответствует реализациям эпохи «геометрического символизма», когда формировались простейшие геометрические символы для описания бытия (времени и пространства).

2 блок «Символика цвета», целью которого является изучение цветовой образности, соответствует следующему этапу исторического развития., который связан с осмыслением символики цвета (период реконструкции похоронного обряда, в котором появляется охра - красный цвет как цвет жизни).

В основу работы по реализации данного курса будут взяты методические материалы Е. С. Медковой:

«Искусствоведческая методика структурализма как раз и нужна для того, чтобы сформулировать условия обучения согласно законам художественной культуры.

Именно на её методологической основе определяется, что наиболее эффективным способом организации деятельности детей начальной школы является введение в неё формальных компонентов на уровне архетипических

моделей, архетипических «мыслеформ» (архетипов, бинарных оппозиций,

геометрических символов), обладающих качествами феноменальнойеди-

ничности и внутренними механизмами многовариантности её воплощений,

одинаково формирующих как форму, так и содержательное наполнение по-

рождаемых образов.

Согласно Р. Арнхейму, ребёнок в становлении своего визуального видения

проходит несколько этапов: этап, когда «окружность начинает служить ему

для воспроизведения почти любых объектов вообще, таких как фигура чело-

века, дом, машина, книга и даже зубья пилы, и означает только более общее

свойство «вещественности», т.е. компактность объёмного объекта, который

отличается от неопределённого фона»; этап «дифференциации частей», этап

выхода из модели круга, на котором появляется линия; этап формирования

«вертикально-горизонтальных отношений»; период «двумерных плоскост-

ных моделей», когда пространственная ориентация совпадает с плоскостью

картины. Это означает, что в детском опыте визуального осмысления мира

присутствуют базовые геометрические символы и бинарные оппозиции, в ко-

торых моделируются пространственные отношения. Это позволяет поставить

именно геометрические модели-символы на первое место в качестве условий художественной деятельности детей. Новым для ребёнка 7 лет будет образно-художественное, символическое осмысление уже знакомых им моделей. В тесной связке с этими базовыми, по определению У. Эко, атомами художественной образности находятся цветовые символы и регулирующая их система антиномий, или бинарных оппозиций. Группировка тем по соответствующим блокам в нашей программе творческого развития «Утро художника» выявила внутренние возможности этих базовых символов: группа графических изобразительных средств (линия, круг, квадрат, треугольник), блок о выразительных возможностях цвета (тёплые/холодные и основные/дополнительные цвета, цветные

сказки и стихи), задания по структуре бинома фантазии Дж. Родари оказались связанными не только с эстетическими возможностями разных видов искусства, но и с реалиями того исторического пути, который проделало человечество в ходе формирования принципов художественной культуры в целом, а также с реалиями механизмов становления визуального восприятия детей и освоения ими мира в «визуальных моделях» (по Р. Арнхейму). Исторический опыт развития культуры человечества в целом подсказал нам не только принципы отбора изучаемых феноменов, но и структуру последовательности их

изучения. Программа «Утро художника» была выстроена блоками соответственно тем вехам, по которым следовало развитие символического и эстетического освоения бытия. Символическая организация первобытного космоса начиналась с т.н. «геометрического символизма» (эпоха верхнего палеолита), с формирования простейших геометрических символов для обозначения первичных схем упорядочивания пространства (точка, разного вида линии типа «макарон», круг). С этого же свою художественную деятельность начинает и маленький ребёнок: от полного хаоса каракуль до выделения «первой окружности» как первой модели организации визуального опыта ребёнка. По тому же пути, но на более высоком уровне, можно пройти ещё раз соединяя уже имеющийся детский опыт с опытом символического и эстетического осмысления тех же элементов и действий. Таким образом оформилась тема первого блока программы: «От хаоса к форме, или Что мы можем увидеть в геометрических формах». Следующий этап исторического развития связан с Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Осмыслением символики цвета (период реконструкции похоронного обряда, в котором появляется охра - красный цвет как цвет жизни). Соответственно этому в нашей программе за изучением образности геометрических форм следует блок «Символика цвета», целью которого является освоение образности и символики цвета. Так как символика цвета складывалась на фоне

выработки бинарной мифопоэтической модели мира, построенной на оппозициях, и, соответственно, ассоциативный ряд детей тоже выстраивается оппозиционно внутри интерпретации одного и того же цвета (красный - цвет

радости и жизни, но и цвет пролитой крови и смерти), то уже в рамках этого

блока закладывается структура следующего блока «Чёрное или белое, или

бином фантазии». Бинарная модель даёт следующий уровень системной организации мира, в кодах которой можно описать пространственные отношения, временные координаты, цветовые характеристики, оппозиции стихий, основные экзистенции жизни. Сама по себе эта первичная структура рассматривалась нами как эффективное средство для развития умения детей структурировать мир, а в свете положения основателя школы детской психологии А. Валлона, согласно которому понятия возникают только в оппозициях друг к другу, а процесс их столкновения как раз и есть акт созидания1, в организации учебных заданий по оппозиционному принципу мы видели мощный фактор пробуждения и развития творческого потенциала детей. Примером для нас были как опыт сюрреалистов, которые пользовались в своём творчестве методом бри коллажа (от фр. bricoler - «играть отскоком», т.е. описывать явление через его противоположность), так и педагогические разработки Дж. Родари на основе «бинома фантазии». В нашей программе предполагалось блочное, сгруппированное и целенаправленное использование возможностей бинарной образности в неразрывном единстве смыслов и формы. Вышеописанные оппозиции частично имеют отношение к организации не только внешнего, реального пространства, но и внутреннего, живописного, но только частично. Организация живописного пространства становится самостоятельной, полноценной задачей на более поздних этапах исторического

развития, по времени связанных с неолитом и периодом древних цивилизаций, когда изобразительное искусство начало обретать самостоятельность и автономность и уже на своей формальной основе творить новые смыслы и формы. Этот период начинается под знаком Мирового древа (симметричные изображения со строго фиксированной осью по центру) и длится до сих пор, давая всё то богатство композиционных решений, которое мы имеем в современном искусстве. На основе этого в качестве основной задачи последнего блока нашей программы «Первообразы» мы определили развитие композиционных и комбинаторных способностей детей. За основу были взяты

такие базовые архетипичные комплексы, как Мировое древо, Дорога, Му-

дрый старик, Богиня-мать, Тень, ввиду их способности инициировать созда-

ние бесконечного ряда новых формальных и смысловых комбинаций.

Ритуал, как основа синкретизма первичных форм культуры, осмыс-

ленный с точки зрения его структурирующих функций, помог нам найти

общий формальный принцип, объединяющий структуру всех блоков. В

архаических коллективах символическая упорядоченность бытия (жиз-

ненные смыслы) восстанавливалась через ритуал (действие), в котором

достигалось ощущение жизненной полноты на основе демонстрации

всеобъемлющего единства всех способов выразительности (слово, жест,

танец, музыка, цвет, организация пространства, изобразительные орна-

ментальные и иные формы и т.п.). Таким образом в единое целое увязы-

вались три составляющие: смысловая, формальная и действенная, что в

свою очередь послужило нам основой для выстраивания деятельности в

любом блоке по трём направлениям: словесность, изображение и пер-

форманс. В конструкт «словесность» вошла работа со словом и текстом,

в «изображение» - линия, цвет и форма, а в «перформанс» - индивиду-

альное и групповое действие. При этом слово как «свёрнутый миф» (по

Ф. Ницше), его исходные символические связи и семантическое поле с

самого начала рассматривалось нами как минимальный комплекс с мак-

симальными возможностями, как первотолчок и ядро организации твор-

ческого процесса, как средство интеграции всех форм выразительности.

Его мифологическая составляющая на данном этапе преподносится чаще

всего ребёнку как данность, как условие его экспериментальнойтворче-

ской деятельности, но при более прозрачных связях, когда цепочки вы-

страиваются на русском языке, а связь жеста с изображением очевидна,

дети активно втягиваются в «исследовательский процесс». В качестве при-

мера можно привести семантическое поле слова «огонь», которое исполь-

зуется в теме «Огонь и вода - бесконечная изменчивость и неизменность».

Огонь, согласно этимологическим исследованиям, в сознании древнего

человека ассоциировался: с человеком/мужчиной (слово «человек» со-

ставлено из двух индоевропейских корней «kel» - гореть и «uek», «og»,

«ag» - огонь), который, как и бог Агни, был подобен огромному огнен-

ному столбу с частями тела человека; с отдельными частями тела челове-

ка (сравни рус. «рука» и лат. «rogus» - костёр, англ. «hand» - рука и лат.

«candere» - гореть); с танцем (танец зародился как подражание движе-

нию огня: индоевропейское «dan» - гореть, английское «dance» - танец,

танцевать, немецкое «tanz» - танец, русское «танец»); с корнями растений

(русское «корень», но и.-е. «ker» -«гореть») и т.д. ,

пара «рука - огонь» - это уже интересный бином фантазии, на основе ко-

торого можно сочинить стихотворение, рассказ, сказку. Этот же образ лег-

ко переводится на язык пантомимы, театра теней, танца. Перекрещенные

извивающиеся вертикально руки дают геометрию первого символическо-

го изображения огня - креста, чья форма впоследствии стала неотъем-

лемой частью орнамента. Изображение огня можно сделать пальцами,

повторяя танцующие движения языков пламени, полностью погружаясь в

стихию красок огня. Рука является первым инструментом, щелчками вос-

производящим музыку огня (позднее заменена на трещётки, погремушки,

ударные инструменты) и т.д.

Что касается текстов, то их отбор основан на принципе близости к

архетипическим структурам. Это прежде всего загадки, песни, связан-

ные с фольклорными играми, волшебные сказки, наиболее близкие

к мифологической исходной основе и ритуалам инициации. Этим же

мотивирован и отбор литературных сказок. Так, например, в «Беско-

нечной книге» М. Энде на доступном для детей уровне обыгрывается

мифологема зерна, цикла его рождения/смерти/возрождения (пес-

чинка/зерно/пламя-росток/лес Перелин/Страна Фантазии/свёрты-

вание последней в песчинку и т.д.), комплекс Древо жизни/Богиня-

мать (растительный образ мамы Айолы из Дома Перемен), бинарные

оппозиции единичного и множественного (битва Дракона Везения

и Эргамуля, прозванного «Многий»), жизни и смерти (взаимообус-

ловленность ежесуточного рождения и гибели Ночного леса Перелин

и цветной пустыни Гоаб), бесконечного и конечного (название книги,

символика Аурина). В той же книге даны образные эквиваленты геоме-

трических символов: в магическом «Аурине» круг представлен как из-

начальная опора мира, как внешнее и внутреннее, как свет и тьма, как

день и ночь, как источник, который «бьёт сам из себя» и «наполняется,

оттого что его пьют»; точка связана с комплексом зерна; линия в об-

разе Плетённого города Искала на берегу Туманного моря представляет

единый комплекс, в котором узор волн связан с плетением, ткачеством,

идеей всеобщей связи, в том числе и духовной; треугольник как образ

Мировой горы, вариантом которой выступают «Странствующая гора»

и «Горы судьбы»; лабиринт как идея ложного и истинного пути к са-

кральному центру и т.д. В сказках А.С. Пушкина и вступлении к поэме

«Руслан и Людмила» в сжатом виде содержится национальная модель

пространственно-временных координат. В книге В. Незвала «Анечка-

Невеличка и Соломенный Губерт» в сказочной форме и на основе бы-

товой предметной среды (перо/чернильная клякса) представлен миф.

Сборник И. Зиедониса «Разные и проказные сказ-

ки» серия цветных сказок об огне, лесе, голубом Коне Мечты раскры-

вает мифопоэтическую амбивалентную символику цвета. В романе Е.А.

Эббота «Флетленд» и рассказе Р. Брэдбери «И всё-таки он наш» мир

представлен в ином измерении, что обостряет выразительность при-

вычных пространственных соотношений. «Синяя птица» М. Метерлинка

построена на бинарных одушевлённых оппозициях: Огонь/Вода, Свет/

Царица Ночи, Кошка/Собака, мир нерождённых детей/мир ушедших

поколений. Ряд сказок построен на архетипе Дороги («Хоббит, или туда

и обратно» Дж. Р.Р. Толкина, «Волшебник Изумрудного города» А. Вол-

кова, «Алиса в стране чудес» Л. Кэррола, «Бесконечная книга» М. Энде,

«Снежная королева» Г.Х. Андерсена и др.). Сказка Г.Х. Андерсена «Тень»

и одноимённая драма Е. Шварца, «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле

Гуин выстроены на основе архетипа Тени. Архетип Мирового дерева

как комплексный образ (дерево/мир, дерево/время, дерево/стихия,

дерево/человек) присутствует во многих произведениях: это знамени-

тый дуб у Лукоморья в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», ель

во дворце князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане», «Чудо-дерево»

из одноимённой сказки К.И. Чуковского, это и Иаванна, Дарительницы

Плодов у Дж. Р.Р. Толкиена («Сильмариллион»), которая являлась лю-

дям в виде дерева, коронованного солнцем («...со всех ветвей его на

нагую землю капала золотая роса и земля зеленела ростками; а корни

омывали воды Ульмо, а ветры Манвэ шептались с листвой»), и древний

пастырь деревьев Фангорн/Древень из «Властелина колец» и др. Ли-

ками архетипа Мудрого старика являются Добрый Доктор Айболит из

сказки К. Чуковского, Гудвин из «Волшебника Изумрудного города» (в

ослабленном, пародийном виде), Дед Мороз, исполняющий желания

и приносящий подарки, Старый Олень из книги Ф. Зальтена «Бэмби»,

Старый Финн («Руслан и Людмила» А.С. Пушкина), Волшебник из «Го-

ворящего свёртка» Д. Даррелла, Гэндальф («Хоббит, или Туда и обрат-

но», «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкиена), профессор Дамбладор (Дж.

Роулинг, «Гарри Поттер и философский камень»), Учителя и Хранители острова Рок (Урсула ЛеГуин, «Волшебник Земноморья»), а позднее и

сам Гед (Урсула ЛеГуин, «На последнем берегу»).

Через архетипические комплексы постепенно в операционную сферу

деятельности ребёнка вводится эстетическая составляющая. Согласно К.

Юнгу, восприятие архетипических комплексов, несмотря на свою край-

нюю обобщенность, «сопровождается необычайно оживлённымиэмо-

циональными тонами, способностью впечатлять, внушать, увлекать». Л.С.

Горе и траур человек знаменует чёрным цветом» и далее -

«душевный процесс при восприятии и образного, и лирического искус-

ства подводится под формулу: от эмоции формы к чему-то следующему

за ней. Во всяком случае, начальный и отправной моменты, без которых

понимание искусства не существует вовсе, есть эмоция формы»1. Именно

об «эмоции формы» идёт разговор с детьми на таких занятиях, как «Круг,

треугольник, квадрат (прямоугольник) - что мы можем увидеть в каждой

из этих фигур и в их сочетаниях», «Семейный портрет» из геометрических

фигур», на которых обосновывая своё видение образности геометрических

фигур, свой выбор для обозначения себя и членов своей семьи, дети

на самом первичном уровне выражают своё символико-смысловое и эмо-

циональное видение формы. На более эмоциональном уровне то же са-

мое происходит на занятиях по образному видению и символике цвета.

На них детям предлагается соотнести цвет с температурными, простран-

ственными, весовыми, акустическими ощущениями, с разными эмоцио-

нальными состояниями, со звуком, с темпоритмом движения. Обобще-

ние опыта проходит на занятии «Цвет и слово, или пишем цветные стихи»,

на котором дети совместно с преподавателем коллективно сочиняют стихи

по заданной схеме (цвет, три предмета этого цвета, наши чувства, цвет),

а затем закрепляют получившийся образ изобразительными средствами.

Таким образом налаживается первичная цепочка: форма/символическое

значение/эмоции, которая позднее ляжет в основание эстетическихоце-

нок. Эстетический подтекст существует, но он существует подспудно. Он

не столько обсуждается, сколько воплощается в собственном творчестве,

в выборе техники воплощения замысла, в совершенствование путём ввоз-

врата и доработки, собранных в портфолио работ».


Методы:

обучения: диалогический, монологический, показательный, интегративный.


преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.


учения: репродуктивный, частично-поисковый, исполнительский.


воспитания: убеждения, упражнения.


Формы работы: индивидуальная, коллективная, творческие задания, выставки творческих работ.


Средства обучения: видеокассеты; ЦОРы; книги; журналы; репродукции; наглядные пособия, разработанные самостоятельно.

Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников.

2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Возрастные особенности достижения результатов воспитания

  • При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

  • Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

  • Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).


Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) ;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы. Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.


Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений:

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ:

В результате работы по программе «Азбука искусства» ученикдолжен:

* освоить основные правила изображения на основе образно-художественного, символического осмысления уже знакомых моделей;

* овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;

* развить умение структурировать мир

* развить стремление к общению с искусством;

* формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;

* уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

* формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

* уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

* развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Место предмета в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Азбука искусства» является компонентом плана внеурочной деятельности школы. Согласно действующему федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 1 класса предусматривает внеурочную деятельность в объеме 1 час в неделю, 33 часа в год. В соответствии с Годовым календарным учебным графиком МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год, утвержденным приказом директора от 28. 08. 2014 года № 203, с расписанием учебных занятий и внеурочной деятельности МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год, утвержденным приказом от 29. 08. 2014 г. № 242, рабочая программа рассчитана на 32 уч. часа за год. Программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.

ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ:

Блок №1. «От хаоса к формам, или что мы можем увидеть в

геометрических формах»

I четверть - 9 часов

II четверть - 8 часов

III четверть - 4 часа

Блок №2. «Символика цвета»

III четверть - 3 час

IV четверть - 8 часов

Всего: 32 часа.

Содержание программного материала.

Блок 1: «От хаоса к форме, или что мы можем увидеть в геометрических формах».

1. Реальность и фантазия, или как маленькая девочка может превратиться в непослушного зайчонка. Слушаем и рисуем сказку. (1ч)

Задача - показать детям на основе совместного с ними анализа сказки Эллен Нийт «Папа, я и зайчонок» процессы и механизмы превращения образов реальности в сказочные за счет диссоциации, ассоциации и перекомбинации: девочка - зайчонок, мама - зайчиха. Сделать упор на точку зрения персонажей, постараться увидеть события глазами зайки или маленькой девочки. Анализ сопровождается рисунками, которые непосредственно на уроке выполняют педагог, дети (возможна коллективная работа). Демонстрируются фотографии реальных объектов (кролик, мышь, капуста, роза, медведь, волк) и их преобразованных средствами искусства изображений. Возможна инсценировка по ходу прочтения сказки.

Материалы: гуашь, фломастеры, мелки, пластилин, большие
листы бумаги.

2,3 Фантазия в мире реальности, или как чувствуют себя сказочные существа в реальном мире(2 ч).

Занятие проходит в форме беседы со всеми детьми, в результате чего появляются новые варианты сказок или историй на основе перекомбинации традиционных образов и перенесения их в условия обыденной реальности. Педагог выступает в роли «провокатора» развития сюжета (рамки сюжета), «редактора» (отбор предлагаемого материала) и «летописца» (фиксация основных сюжетных линий). Возможен вариант как проигрывания, так и оформления новой сказки иллюстрациями детей (например, в виде комиксов).

Материалы: любые изобразительные средства - от карандашей до гуаши, бумага

формата А 4.

4. Точка (зерно) как символ рождения мира(1 ч).

В древности точка символизировала Центр, Первопричину, Место, откуда все происходит и куда все возвращается. В ней, как в зерне, заложен принцип мироздания, она, как зерно, является зародышем бесконечного пространства. Из зерна-точки все начинается, в ней же все и кончается. В развернутом виде это описано в «Бесконечной книге» М. Энде. В первой части книги страна Фантазия стремительно сворачивается, поглощаемая всепоглощающим Ничто обыденного сознания, пока не превращается в одну-единственную песчинку. Именно эта песчинка ляжет на ладонь главного героя и станет, по его желанию, началом нового мира. Этот отрывок о начале начал страны Фантазии рождает очень богатое смысловое поле для воображения: абстрактный геометрический символ - точка на листе бумаги - превращает в песчинку зерно, в пламя росток, в плод зерно и т. д. После прочтения и обсуждения отрывка пусть каждый ребенок превратится в героя книги - Бастиана и по собственному желанию создаст из песчинки-зерна и темноты фантастический лес. Ведущей мыслью должна быть идея трансформации.

5.Сказка из цветного песка (точка-пятно, динамика и статика множества точек, (1ч). В основу занятия положена идея единства микро- и макромира (песчинка-горсть песка-пустыня). Пуантилизм. Создание образа сказочной пустыни. Цветные фоны для песочной картины.

Материалы: лист ФА-4, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, песок.

6, 7.Линия и изменчивое множество(2 ч).

Идея динамичного изменчивого множества созвучна миру линий. Определенность и характерность открытой и замкнутой линий - главная идея живописного или графического задания для детей. Отрывок из «Бесконечной книги» М. Энде, в котором изображена битва, можно рекомендовать в виде образной и литературной основы практической работы. Возможны варианты индивидуальной и коллективной работы.

Материалы: тушь или карандаш, гуашь, бумага формата А 4 или цветная бумага.

8.9. Мореплаватели туманного моря, или сказка сплетения линий (2ч).

Волнистая линия - древний символ воды. Своеобразный магический танец волны, плетение вод соотносятся с мифопоэтическими образами огня, ткачества, плетения, всеобщей связи. Среди народных игр часто встречаются игры, которые своим графическим рисунком воспроизводят плетение как древний ритуал установления связей. Изобразительный ряд занятия может лежать и в области реалистического изображения воды, огня, и в области условно-символического мира орнамента, и в области аллегории - Сказочный Плетеный город (Искал) из «Бесконечной книги» М. Энде сплетен из самых древних волнистых линий, символизирующих бег воды. Повторяя плавное движение волн, жители сказочного города двигают силой своего воображения корабли по Туманному морю. Текст «Бесконечной книги» дает прекрасные возможности образно представить себе единство движения (тела, руки) и знака (волнистой линии), их своеобразный магический танец. После прочтения отрывка вполне уместна пантомима: дети рисуют плавные параллельные линии по горизонтали двумя руками одновременно (в каждой руке мелок или карандаш разного цвета или несколько карандашей, связанных в «обойму»). Красивый эффект дает смешанная техника восковые мелки для линий, акварель для заполнения промежутков.

Материалы: восковые мелки или акварель, тушь и перо, карандаши, фломастеры, бумага формата не менее '/4 листа ватмана.

10. Суровая музыка прямоугольных очертаний(1 ч).
Волнистая линия еще в древности могла приобретать более

регулярные прямоугольные очертания меандра.

Со временем сама форма породила новые смыслы в связи со своей жесткостью (вспомним зубцы крепостной стены). На этом занятии необходимо обыграть идею образной выразительности различных линий. Можно предложить детям работу по трафарету (один и тот же трафарет с прямоугольными очертаниями разной величины может накладываться на разных уровнях и в разных комбинациях, создавая впечатление суровых цепей гор) с последующим заполнением промежутков цветом.

В качестве литературной основы рекомендуется отрывок из «Бесконечной книги» М. Энде о стране Сквозных гор.

Материалы: трафарет из картона, гуашь, бумага.

11. Острые вершины ломаной линии(1 ч).

Главная цель этого занятия - дать почувствовать ребенку изначальную образную выразительность линий разной конфигурации. В качестве словесного эквивалента может быть использован отрывок «Горы судьбы» из «Бесконечной книги» М. Энде, отрывок с описанием Огненной горы Ородруина и дворца Снежной королевы из «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена. Образности первого произведения соответствует техника работы тушью и пером (острота контраста белого пространства листа и черной линии, острога самого инструмента работы). Для воплощения образов второго произведения можно предложить технику воскографии.

Материалы: тушь, перо и свеча или восковые мелки, акварель.

12. Кусты, барашки и облака, или пряничный домик(1 ч).
Рисование спиралевидной линией. Успокаивающая, баюкающая вязь спиралевидной линии может существовать в исконно мягких предметах (облака, шерсть), а также придавать «мягкость»
любой конструкции, например схеме дома, где соединяются треугольник и прямоугольник. Занятие можно построить, предложив детям преобразовать заданные жесткие конструкции (шаблон) в нечто прямо противоположное (схему дома преобразовать
в пряничный домик, полукруги - в лес или морскую пену
и т.д.). Подходящей техникой является работа восковыми мелками с последующей заливкой фона акварелью.

Материалы: восковые мелки, акварель, формат бумаги не более А 4, карандаши, фломастеры.

13. В лабиринте линий (1 ч).

Занятие проходит в форме игры, в ходе которой ребенок может почувствовать связь слова и линии с траекторией своего движения. Попытаться с завязанными глазами пройти под руководством своего напарника, подчиняясь его словесным указаниям, по лабиринту из кеглей, стульев и т. д.

Объединяем слова и движения руки (линейный диктант по рассказу Л. Кэрролла «Мистер К. и Т.»), звук и линию (музыкальный диктант на высоту звука, ритм с последующим поиском случайно возникающих образов), ритмические движения тела и линии краски, растекающейся по листу. Варианты творческих заданий: как растечется клякса жидкой краски или туши по листу под действием ритмических движений рук ребенка, который держит бумагу; как краска

ляжет на бумагу, предварительно закрашенную восковыми мелками.

Материалы: тушь (черная или цветная), восковые мелки, бумага большого формата для упражнений на ритмику и маленького формата для музыкального и словесного диктантов.

14, 15.Круг, треугольник, квадрат (прямоугольник) - что мы можем увидеть в каждой из этих фигур и в их сочетании (2) ч.

Занятие строится по типу игры-угадайки: на что похож красный круг, синий (голубой) треугольник, зеленый квадрат (прямоугольник)? (Отдельно обсуждается каждая фигура.) Что обозначают разные комбинации этих фигур - круга, треугольника, квадрата? Учитель выкладывает на доске ряд картинок-загадок-дом с солнцем, пейзаж с горой и солнцем, детская площадка с грибком и мячом, фигуры мальчика, девочки, рыба, птица, ракета, пушка, бокал с мороженым и т. д. Затем дети сам придумывают свои варианты, а другие дети отгадывают. В конце занятия каждый изображает на бумаге свой вариант загадки (может быть серия рисунков) или создает коллаж.

Материалы: фломастеры, карандаши, бумага или квадраты, круги и треугольники из цветной бумаги, клей.

16. «Семейный портрет» из геометрических фигур (1 ч).
Урок можно начать игрой на основе психогеометрического

теста 1: из пяти фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), нарисованных на доске, ребенок должен выбрать одну, по отношению к которой он мог бы сказать: «Это - я!» Остальные формы выстраиваются в порядке предпочтения. Далее можно попросить ребенка объяснить свой выбор или дать краткую шутливую характеристику каждой из выбранных фигур. Краткий пересказ рассказа Р. Брэдбери «И все-таки он наш» о рождении в семье ребенка в форме пирамидки и о трудном выборе его родителей, которые ради своего ребенка перешли в иное измерение и превратились в шар и призму, создает необходимый мостик между абстрактными формами и образным представлением ребенка о человеке. Каждому ребенку можно предложить выбрать любую геометрическую фигуру, цвет и композиционное решение для изображения собственной семьи (композиционные варианты проигрываются на доске, выбор цвета индивидуален).

Материалы: карандаши, фломастеры, мелки, альбомные листы бумаги.

17. Следствие ведут знатоки, или как можно одновременно
улыбаться и хмуриться(1 ч).

Занятие проводится в форме игры в сыщиков, которые составляют фоторобот злоумышленника (мячика, разбившего окно) по словесному описанию свидетелей. Для четырех портретов (круги красного, зеленого, фиолетового и черного цветов) соответственно характеру подбираются нос, глаза, рот, брови. Затем обсуждается полученный результат (веселое, кислое, злое или более сложное выражение лица). Затем следует совместный или индивидуальный выбор и зарисовка двух противоположных по характеру портретов (возможна работа в технике аппликации).

Подробнее см.: Рогов Е. И. Настольная книга психолога в образовании. - М., 1995.

Материалы: цветные карандаши, фломастеры, мелки или цветная бумага, клей и набор шаблонов.

18. Могут ли предметы вести беседу, или говорящие фрукты(2 ч).

Близкие по форме базовым геометрическим фигурам фрукты (апельсин - круг, лимон - эллипс, груша - треугольник) рассматриваются сначала по отдельности. Затем в различных композиционных сочетаниях, которые соответствуют состоянию диалога, ссоры, примирения, отчуждения. В соответствии с характером взаимоотношений в натюрморте можно изменять цвет фруктов и фона. Приветствуется «оживление» предметов (чаще всего эта идея возникает у самих детей).

Материалы: любые - гуашь или цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага.

19. Конечная бесконечность окружности (1ч).
Парадоксальные свойства окружности, ограниченность той

части плоскости, которую она отрезает от окружающего, и одновременно ее бесконечность, отсутствие у нее начала и конца лучше всего усваиваются, если дать детям ощутить их руками: подержать круглый предмет (диск, обруч и т. п.) и поводить пальцами по его кромке. Можно поставить перед детьми задачу, которую должна была решить в Стране чудес Алиса из сказки Л. Кэрролла: где у круглого гриба одна сторона, а где другая?

Описание сказочного талисмана «Аурина» из «Бесконечной книги» М. Энде очень наглядно и эмоционально вводит ребенка в древнюю символику круга и окружности. Круг как опора мира, как внешнее и внутреннее, как свет и тьма, как день и ночь, как источник, который «бьет сам из себя» и «наполняется, оттого что его пьют».

Дополнить разговор можно личными впечатлениями и ассоциациями на тему круга и его «жизни» в быту (кольцо, ожерелье, круг костра, очага, хоровод, круг друзей, каравай, кулич, обозначение территории - округ, область и т. д.). Сыграть в любую народную игру на основе круга-хоровода («Заря-заряница», «Каравай»). Можно предложить нарисовать «Аурин» или сделать его макет.

Материалы: бумага, гуашь или нетрадиционные материалы (шнуры, целлофан, елочный дождь и т. п.), пластилин для макета.

20. Ковер Царевны-лягушки, или целый мир в квадрате (1 ч).
«Изукрашен ковер златом-серебром, вышито на нем все царство с городами и деревнями, с горами и лесами, с реками и озерами». Через знакомый с детства образ из русской народной сказки «Царевна-лягушка» дети легко приобщаются к символическим понятиям, связанным с квадратом.

Квадрат - это, прежде всего символ земли: от конкретного поля квадратной формы до образа мироздания с центром, обозначенным мировым древом, и ориентацией по четырем сторонам света, где живут ветра, стихии (огонь, вода, земля, воздух),

Божества времен года, частей суток. Квадрат (прямоугольник) лежит в основе как обычного дома, так и священного, сакрального (дом, храм, пирамида, пагода), а также множества предметов, первоначально связанных с землей (стол, постель - от корня тло (дно), ,otъlе (слав, «бездонный»),telles (лат. «земля»), тлен, тлеть, т. е. превращаться в прах земной).

Можно предложить детям создать свой фантастический ковер с древней картиной мира или сложить мозаику из отдельных кусочков (коллективная работа).

Материалы: гуашь, кисть, белая бумага большого формата или кусочки цветной бумаги.

21. Треугольник, или мир горы (1ч).

Из всех символических значений, связанных с треугольником, детям ближе всего символ мировой горы. Лики именно этого образа знакомы им с раннего детства из сказок. Взобравшись на гору, можно попасть в гости к Кощею Бессмертному, который держит в плену прекрасную девицу (сказка «Кощей Бессмертный»). На крутых горах стоят медное, серебряное и золотое царства (сказка «Три царства»). Горы растут из щетки (сказка «Ведьма и Солнцева сестра»); в горах живут Змеи Горынычи, драконы, гномы, тролли. По горам ходит и в гору обращается великий русский богатырь Святогор. «Из печальной тьмы горы» королевич Елисей выносит свою суженую. Как гора посреди моря, высится волшебный остров Буян.

Обо всем этом дети могут рассказать сами, а затем нарисовать мир горы, где на вершине, среди облаков, будет шуметь густой непроходимый лес, а в глубоких пещерах будут трудиться гномы, спать огнедышащие драконы, покоиться сокровища, мечи - кладенцы, лампы Аладдина и т. д. Работа может быть индивидуальной или коллективной. Рисование может сопровождаться сочинением сказки. Сказку дети могут сочинить и на основе нескольких рисунков.

Материалы: карандаши, мелки, фломастеры и другие сухие красящие материалы.

II. Блок 2: «Символика цвета».

22, 23. «Летопись Кляксы» (2)ч.

«Вначале было большое черное перо. И это большое черное перо посадило большую черную кляксу. А поскольку мир возник из большой черной кляксы, люди, населявшие его, были только черными. Но стоило им однажды пораниться, и кровь их тотчас покраснела. Тогда они ужасно испугались. Некоторые с перепугу даже побледнели. А, побледнев, они стали белыми и сразу же переселились в другие края...»

Забавная сказка чешского поэта В. Незвала очень точно воспроизводит древние представления наших предков о цветовой символике мира, где белый цвет был символом неба, красный - жизни, черный - земли и подземного мира. В результате смешных приключений часть человечков поселится на Рыбе-ките - корабле, который подобен Земле (вспомним сказку П. Ершова «Конек-Горбунок»), а часть - улетит на воздушных шарах в небо.

Материалы: тушь или акварель, кисть, фломастеры, карандаши, бумага.

24. Хепенинг, или что произойдет? (1ч).

Предлагается выполнить ряд заданий в технике пятнографии (кляксографии) разными способами:

·монотипия: на половину листа в случайном порядке наносятся пятна жидкой гуаши (кляксы), затем лист сгибается по средней линии, в результате чего на другой половине листа появляется симметричное изображение. Затем на листе ищутся те или иные образы, которые дорабатываются до какого-то конкретного рисунка. Пятна также можно нанести на керамическую плитку, затем прижать ее к листу бумаги или размазать по его поверхности.

·на лист восковыми мелками или свечой наносятся узоры в виде лабиринта или «марсианских каналов», затем путем ритмических потряхиваний пузырька на лист разбрызгивается цветная тушь таким образом, чтобы ее ручейки растекались по поверхности листа в разные стороны. Этот же эффект случайного растекания может быть достигнут иначе, когда клякса сажается в каком-либо месте листа, который затем покачивается из стороны в сторону. Когда тушь подсохнет, получившийся образ можно доработать;

·на кляксу из черной или цветной туши осторожно дуют в разные стороны, дорабатывая затем то, что получилось.

·нитки разной длины окрашиваются жидкой гуашью и укладываются на лист бумаги (веером, клубком и т. п.) так, чтобы их концы оставались вне листа. Затем нитки прижимаются другим листом и поочередно вытягиваются. После чего заготовка дорабатывается до определенного образа путем добавления деталей.

·делаются случайные заливки по мокрому листу, которые после высыхания оформляются с помощью мелков, фломастеров и т. п.

Материалы: гуашь, тушь, акварель, восковые мелки или свечи, фломастеры, карандаши, бумага.

25, 26. Цвет и наши ощущения(2 ч).

Цвет может вызывать самые разные ощущения: температурные (теплое и холодное), пространственные (выступают вперед, отдаляются, создают чувство глубины), весовые (легкое, тяжелое, воздушное, давящее), акустические (тихое, громкое, кричащее, глухое).Цвет может вызывать также разные эмоциональные состояния (веселое, грустное, бодрое, радостное, печальное, спокойное, безразличное), рождать эстетические чувства (красивое, безобразное, отвратительное).

Разговор об этом можно провести в виде:

·игры с заранее заготовленными цветными карточками, которые различным образом комбинируются между собой;

·опытно-экспериментальной работы по смешиванию гуаши разного цвета на маленьких эскизах;

·поиска соответствующих ощущений в произведениях художников с последующей фиксацией этих ощущений;

·анализа цветовой гаммы одежды или окружающих предметов.

Главное, чтобы дети обратились к своему опыту, проанализировали свои чувства. Затем можно закрепить эти чувства, создав свой вариант теплой или холодной, громкой (кричащей) или тихой (шепчущей), легкой или тяжелой картины.

Материалы: большую маневренность дает гуашь, но возможно и манипулирование с цветной бумагой (необходим широкий спектр расцветок).

27. Какого цвета звуки? Желтая сказка (1 ч).

В начале урока проводится забавная игра-эксперимент: детям раздается набор из шести квадратиков бумаги разного цвета (красный, белый, голубой, желтый, зеленый, черный) и предлагается написать на каждом из них одну из шести гласных (а, о, ы, у, э, и) и объяснить свой выбор.

После этого детям можно предложить пофантазировать на тему желтого цвета.

Здесь возможны два пути:

·воспользоваться сказкой латышского поэта И. Зиедониса «Желтая сказка» и работать с желтым цветом в заданном этой сказкой поэтически ассоциативном поле, т. е. просто обсудить и проиллюстрировать ее;

·попытаться создать свое поэтически-ассоциативное поле, попросив детей вспомнить все предметы желтого цвета, свои ощущения и чувства, связанные с ними (фиксируя все предложения на доске). Затем можно объединить все в некое подобие картины, рассказа или сказки, проиллюстрировав результаты коллективного творчества.

Материалы: карандаши, фломастеры, восковые мелки или сухая пастель всех оттенков желтого цвета с редкими вкраплениями оранжевого, красного и коричневого цветов, бумага.

28. Цвет и движение. Синяя сказка(1 ч).

Древняя символика цвета рождалась в ритуале, молитве, где все было взаимосвязано. Прежде всего, цвет (одежда, раскраска тела) и движение (танец, пантомима). Можно предложить условно воспроизвести древний ритуал, сыграв в игру, в которой группа детей загадывает какой-либо цвет и придумывает некое подобие танца-пантомимы, а водящий пытается отгадать, какой цвет зашифрован в движениях.

Древние представления лучше всего сохранились в отношении синего цвета, который у древних был символом Мировой (божественной) Вертикали, соединяющей высоту неба и глубин моря-океана, символом неземного мира, символом исчезновения, прекращения жизнедеятельности. Отсюда понятия: голубые (т. е. неземные) мечты, синий чулок (женщина, занимающаяся неземными делами), голубая (т. е. божественная) кровь, синяя птица (неземная мечта) и т. д.. Синий (голубой) цвет однозначно определяется как успокаивающий, замедляющий движение.

Можно предложить детям импровизационно изобразить танец-фантазию с голубыми лентами. Общая картина прекрасно дополнится насыщенным поэтическим текстом «Синей сказки» И. Зиедониса, которую после прочтения и разбора можно проиллюстрировать.

Материалы: карандаши, фломастеры, восковые мелки или сухая пастель всех оттенков сине-голубого и фиолетового цветов.

29. Какого цвета наши чувства? Красная сказка (1ч).

Тоска бывает зеленой, скука -серой. А какого цвета любовь, счастье, покой, ревность, гнев, доброта, горе, печаль, восторг, радость, удивление, сострадание, злость, зависть? Чтобы поразмышлять имеете со всеми детьми над этим, сперва можно заполнить небольшую анкету (любовь- ?, гнев -? и т.п.), а затем сравнить результаты и выявить общность и различия в ассоциациях, попросив каждого ребенка аргументировать свой выбор. Можно сделан, и наоборот, т. е. пойти от цвета к чувству (красный - ?, зеленый - ?), и также попытаться аргументировать. И в первом и во втором варианте в оценке некоторых цветов могут обнаружиться даже прямо противоположные мнения, что связано не только с субъективностью ощущений, но и с более глубинными и древними представлениями. Так, например, красный цвет в древности символизировал божество, жизнь, оберег, силу, очищение, мужское начало, действие, здоровье, любовь, владычество, солнце, с одной стороны, и войну, гнев, охоту, молнию, кровь, жертву, огонь подземного мира, смерть - с другой. Связующим звеном здесь была фигура древнего бога Земли. Более доступные детям ассоциации дает «Красная сказка» И. Зиедониса, где образ огня дан в его двух противоположных ипостасях: как свет, тепло, жизнь и как смертоносная стихия (пожар). После знакомства и обсуждения текста дети могут сами выбрать, что им рисовать. Кстати, на импровизационном уровне хорошо получается танец огня с кусками материи желто-красно-оранжевого цвета.

Материалы: карандаши, фломастеры, мелки красно-желто-оранжевых и коричневых оттенков, бумага.

30, 31. Определи свой цвет. Зеленая сказка (2 ч).

Дети получают карточки с названиями цветов (голубой, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый), которые они должны ранжировать (поставить на первое, второе и так далее места) в зависимости от своих предпочтений. Расшифровку (психологическую характеристику ученику по этому тесту) можно дать сразу же в двух-трех фразах (учитель дает характеристику цвета, ученики отгадывают, о ком идет речь).

По контрасту с бурными эмоциями первой части урока во второй части предлагается погрузиться в царство зеленого цвета. Зеленый цвет издревле связывался с миром растений, наземным миром. Так, в одной из скандинавских саг мировое дерево имело красные корни (корень как символ подземного огня), зеленый ствол (средиземье) и белые ветви (небесная сфера). Этимологически слово «зеленый» связано с желтым, золотым, белым, т. е. со светоносными светлыми цветами, а также с ностратическим корнем е1а, что означает «жизнь». В современной доступной и забавной форме те же идеи -жизнь - зеленый цвет - изложены в «Зеленой сказке» И. Зиедониса. В ней же очень органично проведена идея одушевленности природы.

Занятие может быть окончено рисованием иллюстраций к сказке или свободной импровизацией на тему жизни леса, трав, зеленого ветра равнин.

Материалы: карандаши, фломастеры, мелки, пастель всех оттенков зеленого цвета, бумага.

32.Роль ахроматического цвета, или монолог серого (1ч).
«Серая сказка» И.Зиедониса, построенная в виде монолога

серого цвета, в высокопоэтической образной форме раскрывает роль серого цвета как необходимой паузы, тишины в многоцветий мира, необходимой для того, чтобы обостреннее услышать голос каждого цвета. Сказка - это и раскрытие темы, и зрительный ряд образов, и букет тем для творческих заданий, из которых дети могут выбрать что-то близкое себе: серая верба, серый рассвет с белыми простынями тумана, серый восход (алый шар на сером) или вечер - золотой плод луны все на том же сером небе. Техника исполнения может быть самой разной - от эскизов гуашью до коллажа.

Материалы: гуашь, кисть, бумага или цветная бумага, клей, ножницы.


РАЗВЕРНУТОЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия

Планируемые результаты


Виды деятельности. Техника исполнения, организация занятия

Вид контроля

Дидактический материал

Кол.часов


дата





1 блок. «От хаоса к форме, или что мы можем увидеть в геометрических формах»

32

План

32

Ф



1 четверть(9 ч).


1.

Реальность и фантазия. Слушаем и рисуем сказку.

Первичное знакомство с механизмом превращения реальных образов -всказочные.

Гуашь, мелки, фломастеры, большие листы, прослушивание сказки, анализ объектов, сравнение.

Входной (Тест Торренса)

Таблицы с изображением: мышь, кролик, капуста, волк, медведь. Сказка Элен Найт «Папа, я и зайчонок»

1

1.09


2.

3.

Фантазия в мире реальности.

Осмысление процесса перекомбинации традиционных образов и перенесения их в обыденную реальность.

Создание иллюстраций (материал по выбору). Просмотр видеоролика, анализ объектов, участие в интерактивной игре.

Текущий

Комиксы

2

8. 09 15.09


4.

Точка (зерно) как символ рождения Мира.

Осмысление процесса перетрансформации. Точка - начало мира.

Фон - черная бумага. Гуашь. Цветная бумага. Черная тушь. Техника граттажа возможна.

Текущий

«Бесконечная книга» М.Энде

«Сказки, графические работы»

1

22. 09


5.

Сказка из цветного песка (точка - пятно, динамика и статика множества точек)

Приобщаются к идее единства микро- и макромира (песчинка - горсть песка - пустыня)

Пуантилизм. Образ сказочной пустыни. Цветные фоны для песочной картины, формат А-4, просмотр презентации, участие в игре.

Текущий

«Бесконечная книга» Г.Энде

1

29.09


6.

7.

Линия и изменчивое множество

Получают представление об определенности и характерности открытой и замкнутой линий.

Индивидуальная работа. Карандаш. Тушь. Гуашь - коллективное творчество.

Текущий

«Бесконечная книга» Г.Энде

2

6.10 13. 10


8.

9.

Мореплаватели туманного моря, или сказка сплетения линий.

Приобретают новые представления о волнообразной линии как древнейшем символе воды

Восковые мелки, тушь, перо.

Индивидуальная работа, сравнение объектов.

Рубежный

«Бесконечная книга» Г.Энде

Орнаменты древнего Египта.

2

20.10 27. 10



Всего за 1 четв.

9

9


2 четверть (8ч)


10

Суровая музыка прямоугольных очертаний.

Знакомство с меандром как символом движения, первые навыки работы простейшей печати.

Трафарет из картона, гуашь, бумага, поролоновые тампоны, просмотр мультфильма, выводы, игра.

Вербальный

«Бесконечная книга» Г.Энде, орнаменты Древней Греции

1

10.11


11

Острые вершины ломаной линии.

Прочувствуют изначальную образность, выразить линии разной конфигурации

Техника воскографии, акварель. Сравнение объектов, слушание музыки.


Текущий

«Властелин колец» Р.Толкиен

1

17. 11


12

Кусты, барашки, облака или пряничный домик.

Смогут осмысленно применять спиралевидные линии, учитывать их образная выразительность.

Восковые мелки, акварель, формат А-4, карандаши, фломастеры. Работа индивидуальная, слушание сказки, формулировка вывода.

Текущий

Пособия, разработанные самостоятельно.

1

24. 11


13

В лабиринте линий.

Прочувствуют связь, образную выразительность линий как настроения.

Гуашь, мелки, фломастеры, большие листы

Текущий

Пособия, разработанные самостоятельно

1

1. 12


14

15

Круг, треугольник, квадрат - что можно увидеть в каждой фигуре, в их сочетании.

Развитие воображения, представление об искусстве мозаики.

Изображение загадки, ребуса (свой вариант). Коллективное творчество.

Мозаика. Фломастеры, цветная бумага.


Текущий

«Властелин колец» Р.Толкиен

2

8.12

15.12


16

Семейный портрет из геометрических фигур.

Решение композиционных задач, развитие воображения.

Материалы по выбору. Работа индивидуальная.

Текущий

Р.Бредбери «И все-таки он наш»

1

22. 12


17

Следствие ведут знатоки.

Представление о составлении образов: злых, добрых.

Аппликация. Цветные карандаши, мелки, шаблоны, описание портрета.

Текущий

«Гарри Потер или философский камень».

1

29. 12



Всего за 2 чет.

8

8


3 четверть(7 ч)


18

Могут ли предметы вести беседы, или говорящие фрукты.

Узнают о приемах построения абстрактного натюрморта.

Составление натюрморта из отдельных фигур. Гуашь, цветная бумага, батик.

Вербальный

Таблицы «Композиция натюрморта»

1

12.01


19

Конечная бесконечность окружности.

Научатся осмысленно применять символику круга, как бесконечности для решения творческих задач.

Игра.

Макет «Аурии», хоровод, экскурсия.

Текущий

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»

1

19. 01


20

Ковер царевны-лягушки, или целый мир в квадрате.

Приобщатся к символическим понятиям, связанным с квадратом.

Создание своего ковра (панно).

Древняя картина Мира. Гуашь. Коллективное творчество.

Текущий

«Царевна-лягушка», сказка

1


26.01


21

Треугольник, или мир горы.

Научатся применять символику треугольника, как образ динамики.

Рисунки - изображение сказочной горы.

Сочинение сказки о ней. Коллективное творчество.

Рубежный

Сказки «Кощей Бессмертный», «Три царства»

1

2.02


Блок 2: «Символика цвета»


22

23

«Летопись кляксы»

Предложат начало знакомства с цветовой символикой мира.

Преобразование кляксы в нечто. Тушь или акварель, кисти, фломастеры. Индивидуальная работа.

Вербальный

Ершов «Конек-горбунок»

2

16. 02

2. 03


24

Хепенинг, или что произойдет?

Знакомятся с пятно графией, монотипией, другими техниками.

Монотипия.

Эффект случайного растекания.

Окрашивание нити с добавлением деталей.

Доработка заливок.

Текущий

Работы детей

1

16. 03

Всего за 3 чет.

7

7


4 четверть(8 ч)


25

26

Цвет и наши ощущения.

Получат первое представление о цвете как эмоциональном ощущении.

Игра с заранее заготовленными карточками.

Эксперимент по смене цветов.

Текущий


2

30.03

6.03


27

Какого цвета звуки? Желтая сказка.

Используют понятия цвета как ощущения.

Соединение общих ощущений в коллаж - абстракцию. Гуашь, мелки.

Текущий

И.Зиедонис «Желтая сказка»

1

13.04


28

Цвет и движение. Синяя сказка.

Впервые знакомятся с древней символикой синего цвета.

Игра-ритуал.

Танец - фантазия.

Иллюстрация сказки.

Фломастеры, карандаш, цветные мелки.

Текущий

И.Зиедонис «Синяя сказка»

1

20. 04


29

Какого цвета наши чувства? Красная сказка.

Смогут объяснить, как цвет может выражать разные чувства. Символика в древности.

Изобразительная деятельность «Танец огня». Карандаш, мелки красно-желтого цвета.


И.Зиедонис «Красная сказка»

1

27. 04


30

31

Определи свой цвет. Зеленая сказка.

Узнают, как расшифровать психологическую характеристику цвета. Зеленый цвет - цвет растений, одушевленность природы.

Изобретение жизни.

Зеленый лес. Создание художественного образа леса.

Текущий

И.Зиедонис «Зеленая сказка»

2

4.05 18. 05


32

Роль ахроматического цвета, или монолог серого.

Задумаются о назначении серого цвета как необходимой паузы, о тишине многоцветия.

Тема по выбору. Букет тем:

- Серая верба

- Утро

- Вечер. Рисование, анализ, формулировка выводов.

Итоговый

И.Зиедонис «Серая сказка»

1

25. 05



Всего за 4 ч.

8

8



За год:

32

32



Вид контроля

В процессе занятий по данной программе роль фиксатора результатов частично берет на себя взрослый. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла.

Ребенку обеспечивается возможность для максимального проявления творческой воли и активности на всех уровнях и в любой временной точке занятия. Основной формой общения должен стать диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замыслов, так как формальная сторона, в свою очередь, способствует активизации творческого процесса.

В работе должны быть задействованы по возможности все органы чувств. Для этого необходимо работать в так называемых пограничных зонах, на грани различных видов искусства: от объемной формы (лепка) к плоскостной форме разных вариантах (графика и живопись). Сюда входит превращение плоскости (листа бумаги) в объем (оригами, бумажная пластика),

совмещение в одном объекте объемных плоскостных форм (коллаж).

Проблема критериев оценки успешности деятельности детей в рамках программы может быть решена в двух аспектах: количественном и качественном.

Система оценки, критерии оценки

С точки зрения качественного аспекта проводится анализ динамики развития качества творческих работ от первой до последней. Результаты бесед и наблюдений по каждому уроку педагог заносит в дневник наблюдений.

С точки зрения количественного аспекта результативность может быть зафиксирована с помощью тестов. Наиболее распространены две тестовые методики: форма А«Тест творческого мышления» П. Торренса, имеющая целью измерение так называемого коэффициента творчества, и «Методика изучения детской креативности» Е.Туник.Замеры проводятся по П.Торренсу в начале и в конце курса, а по Е. Туник в конце курса.

  1. Прилагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. По мнению А.Н. Воронина, данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как оригинальность,уникальность.

Показатели «беглости» выполнения, «гибкости», «сложности» изображения, имеющиеся в полной версии теста «Завершения картинок» Торренса, в данной модификации не используются.В ходе адаптации данной методики были составлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, позволяющие оценивать уровень развития креативности у данной категории лиц.Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Особенности проведения процедуры тестирования:

При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом обходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Инструкция:

«Перед вами бланк с 6 недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке».

Стимульный материал:






Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что данный человек находится на границе 80%. Это означает, что примерно у 80% людей в данной выборке невербальная креативность (по индексу оригинальности) оказалась выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше и только 20% имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса мала и поэтому как вспомогательный используется индекс оригинальности.

Процентильная шкала

  1. - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень

  2. - значение индекса оригинальности

  3. - значение индекса уникальности

1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

0,95

0,76

0,67

0,58

0,48

0,00

3

4,00

2,00

1,00

1,00

0,00

0,00


подсчитывается по следующей формуле:

,

где Or - оригинальность данного типа рисунка; x - количество рисунков иного типа; Xmax - максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого.

(Методика подсчета прилагается)

Используемая литература:


  1. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет.Здоровье сберегающая педагогика. Нижегородский архитектурно-художественный университет, 2001.

  2. Ковальчук В.Н. Жизнетворчество. Ростов-на-Дону, 2006.

  3. ЛакоценинаТ.П., Е.Е. Алимова, Л.М, Оганезова. Современный урок, инновационные уроки. Издательство «Учитель», 2007.

  4. Назарова Т.Н. Художественно-эстетическое воспитание в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

  5. НеменскийБ.М. Педагогика искусства. Москва «Просвещение», 2007.

  6. НеменскийБ.М., И.Б.Полякова, Т.Б.Сапожникова. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «ИЗО и художественный труд», лекции 1-4. Москва, педагогический университет «Первое сентября», 2007.

  7. Рябухин С.Н. Программно - методические материалы. Региональный казачий компонент «Изобразительное искусство», РОИПК и ПРО, Ростов-на-Дону, 2006.

  8. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Основы живописи. Основы композиции. 5-8кл., Обнинск, 2004.

  9. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 8 класс, Волгоград: Учитель, 2006.

  10. СтепанчукЗ.А,, СтепанчукО.А., Погорелова Г.В. ИЗО. 1-8 классы, Волгоград. Издательство «Учитель», 2009

  11. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. Санкт-Петербург. «БХВ - Петербург», 2008.

  12. Медкова Е.С. «Утро художника». ПДХОД, 2007 год.

Литература для учителя:


Афанасьев СП., Коморин СВ., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. - М., 1994.

Барри Дж. Питер Пэн (любое издание).

Брэдбери Р. И все-таки он наш...//Время - вот твой полет: Рассказы. - М., 1991 (см. также любой другой сборник рассказов Р. Брэдбери).

Зиедонис И. Разные и проказные сказки. - Рига, 1988.

Кастерман Ж. Живопись. Рисуй и самовыражайся. - М., 2002.

Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

Л е Гу и н У. Волшебник Земноморья: Фантастическая трилогия (любое издание).

Линдгрен А. Братья Львиное Сердце. КаллеБлумквист и Расмус (любое издание).

Линдгрен А. Мио, мой Мио (любое издание).

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. - Петрозаводск, 1992.

Любимова Т. Т. Учить не только мыслить, но и чувствовать. - Чебоксары, 1994.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских странах: Образ мира и миры образов.- М., 1996.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечан.

1

2

3

4

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д


2

Примерная программа начального общего по изобразительному искусству

Д


3

Рабочие программы по изобразительному искусству

Д


4

Учебники по изобразительному искусству

К


5

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)

Д


6

Методические журналы по искусству

Д


7

Учебно-наглядные пособия в виде таблиц

Д


8

Энциклопедии по искусству, справочные издания

Д


9

Альбомы по искусству

Д


10

Книги о художниках и художественных музеях

Д


11

Словарь искусствоведческих терминов

П


11а

Раздаточный материал, разрабатываемый самостоятельно(принтер)



2. Печатные пособия

12

Портреты русских и зарубежных художников


Электрон.носит

13

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д


14

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц

Д


15

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д


3.Технические средства обучения

16

Мультимедиа-проектор, ПК

Д


17

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д


4.Экранно-звуковые пособия

18

DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы и т.д.

Д


19

Презентации на CD-дисках: виды изобразительных (пластических) искусств; жанры изобразительных искусств; стили и направления в искусстве; народные промыслы

Д


5. Учебно-практическое оборудование

20

Краски акварельные

Ф


21

Краски гуашевые

Д


22

Тушь

Д


23

Ручка с перьями

Д


24

Бумага А3, А4

Д


25

Бумага цветная

Ф


26

Фломастеры

Ф


27

Восковые мелки

Д


28

Пастель

Д


29

Сангина

Д


30

Уголь

Д


31

Кисти беличьи

Ф


32

Емкости для воды

К


33

Стеки (набор)

Д


34

Пластилин

Д


35

Клей

Д


36

Ножницы

К


37

Рамы для оформления работ

К

Выст.

6. Модели и натурный фонд

38

Муляжи фруктов (комплект)

Д


39

Изделия декоративно-прикладного искусства

Д


40

Керамические изделия

Д


41

Драпировки

Д


42

Предметы быта

Д


7. Игры и игрушки

43

Театральные маски

Д


44

Маски

Д


8.Специализированная учебная мебель

45

Столы учебные

Ф


46

Стулья

К


47

Стеллажи для книг и оборудования

Д


48

Мольберт

Д


49

Самодельная подвесная подставка для натюрморта

Д

В таблице введены символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько обучающихся (6-7 экз.), или для использования несколькими обучающимися поочередно.


Срез творческих и эстетических знаний и умений

учебной группы 1 года обучения объединения «Азбука искусства»

Фамилия, имя обучаемого

Оценка


Организация рабочего места

Основы цветоведения

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, мольбертом, планшетом, карандашом, палитрой, ножницами и пр.

Владение разнообразными видами линий

Подбор красок в соответствии с настроением, замыслом рисунка

Овладение основными навыками работы с различными материалами: акварелью, гуашью

Основы композиции, использование всей площади листа, вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу

Моделирование художественно-выразительных форм из глины, пластилина

Использование приспособлений для лепки из глины, стеков, штампиков. Понятия: обжиг, роспись, шликер, рельеф, объем

Основы декоративной живописи, понятие «орнамент», условность подбора красок в декоративной живописи

Система оценок (для учителя): «3» - 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий)


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ


от 27.08. 2014года № 6

Руководитель МС ________/Грекова Г.А./


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________/Грекова Г.А./


29.08.2014года





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал