- Учителю
- Авторская педагогическая разработка (адаптационная) 'Юный художник' (для 5-9 класса)
Авторская педагогическая разработка (адаптационная) 'Юный художник' (для 5-9 класса)
Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования Иркутской области
Отдел образования и молодежной политики
администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское
Муниципальное образовательное учреждение «СОШ № 10»
«Юный художник»
Авторская педагогическая разработка
(адаптационная, комбинаторная, радикальная)
форма учебная
Автор:
Василевская
Ольга Михайловна,
учитель ИЗО и черчения
МОУ «СОШ № 10»
г. Усолье-Сибирское
2010 г.
Пояснительная записка
Актуальность создания программы.
Главная цель художественного образования в целом - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
Искусство обращено к уму к сердцу людей, и, являясь особой формой познания действительности, оказывается и способом воспитания эстетических, моральных качеств человека, его общественного сознания и вкуса.
Проблема модернизации художественно-эстетического образование в школе остается одной из актуальных. При ограниченном времени на изучение изобразительного искусства в школе важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования. Школьная программа оставляет учителю очень мало места для активного творчества, т.к. задачи обучения строго определены и учитель не может серьезно изменить их. И только внеклассная работа открывает для учителя практически безграничный простор для творчества. В школьной художественной студии учитель имеет возможность полностью использовать свою педагогическую квалификацию и творческий потенциал. Сам ставит конечную цель работы, и в соответствии с ней разрабатывает конкретные задачи, определяет содержание обучение, самостоятельно осуществляет весь процесс планирования работы и сам ее проводит.
Общеизвестно, что рисовать любят все дети, однако к переходному возрасту (11-15 лет) активность в изобразительной деятельности нередко снижается, т.к. у подростков с
психологической точки зрения в этом возрасте чрезвычайно сильно стремление к анализу.
Суммарное изображение начинает не удовлетворять. Знаний изобразительной грамоты
ребенку не хватает, следовательно, изобразить задуманное он не может, происходит чувство
глубокого разочарования. Они хотят получить знания и навыки правдивого реалистичного
изображения действительности.
Цель и задачи:
• Цель - раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребёнке. (Развивающий курс обучения изобразительной грамоте, основам классического рисования, поиску творческого начала). Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
-
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
-
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
-
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
-
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
-
Развивать образное мышление, фантазию, умение наблюдать и находить выразительное в жизни, учить работать на основе впечатлений, чувствовать, мыслить художественными, пластическими, цветовыми образами.
-
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки, на природу.
Место программы в системе школьного образования.
Появление этой программы закономерно. Решить эффективность эстетического воспитания школьников, расширить их культурный и интеллектуальный кругозор только на уроках изобразительного искусства сложно из-за нехватки времени. Поэтому для увлечённых детей необходимо при школах организовывать кружки, студии по интересам, т.к. за обучение в художественной школе нужно платить (в наше время не всем это доступно), а Дом Детского Творчества не может вместить всех желающих обучаться художественному творчеству. Только с этой целью и написана данная программа для учащихся 10-14 лет.
Каждый ищущий преподаватель, переработав массу программ (B.C. Кузина, Т.Л. Шпикаловой, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, работа художественной студии в школе - И.П. Волкова и т.д.), идей обучения других, создаст свою, которая будет соответствовать его творческому воззрению.
Программа написана на основе существующих современных методических рекомендаций, ведущих профессоров педагогических наук в данной области, а также на основе программы детской художественной школы, несложных заданий из программ высших учебных заведений (художественно - графического факультета педагогического института и отделения станковой живописи и графики (1курса) заочного народного университета искусств).
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи, пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Вопросы гармонического развития творческой самореализации находят своё разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими.
Курс рассчитан на 153 часа или 0,25 ставки дополнительного образования (4,5 часа в неделю).
Принцип построения разделов программы.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей детей. Задания как звенья одной цепи, т.е. творческие задачи реальны и усложняются с каждой учебной постановкой.
Разделы - основы изобразительной грамоты, декоративно-прикладное искусство, но деление условно, т.к. в творчестве всё переплетено и взаимосвязано.
Мы не отделяем творчества от обучения и обучение от творчества, а потому даже не делим особенно жёстко занятия на части - на обучение тому или другому методу, жанру; даже рисунку, живописи в отдельности, композиции. Мы стараемся подвести ребёнка к способности найти решение в соответствии с замыслом: конечно, при этом помогаем разобраться в особенностях, методах, способах того или иного вида работы, узнать свойства и выразительные возможности различных материалов. При таком подходе к занятиям учим грамотному отношению к своему произведению и методам работы над ним.
В процессе освоения программы используются следующие приемы и способы учебно-познавательной работы: самостоятельная поисковая, аналитическая и творческая работы.
Занятия построены таким образом, что после теоретической части предполагается практическая работа как продуктивного характера (создание собственного образа), так и репродуктивного (копирование). Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, ребусы и т.д.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятия-упражнения, занятия-вариации, занятия-импровизации, занятия-творческие портреты, занятия-праздники, занятия-экскурсии.
Отчет о работе проходит в форме выставок, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Во все разделы программы включён примерный перечень заданий, упражнений, творческих работ.
На занятиях ребята знакомятся со следующими видами работ:
-
рисование с натуры, с образца, по представлению;
-
декоративное рисование;
-
тестопластика;
-
флористика;
-
беседы по истории искусств;
-
батик;
-
ковроткачество.
В конечном результате хотелось бы воздействовать средствами изобразительного искусства на сознание, чувства, волю ребёнка, в целях формирования творческого мировоззрения и развитие эстетического вкуса.
В рисунке, живописи, композиции, декоративно-прикладной работе - планомерная и осознанная работа над произведением с учетом законов изобразительной грамоты. Развивать способность ставить перед собой задачу и осуществлять её выполнение.
Прогнозируемые результаты.
Должны знать:
-
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
-
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, тематическая картина, линейная и воздушная перспективы;
-
различные виды декоративного творчества: батик, флористика, тестопластика, ковроткачество;
-
творчество мастеров русского искусства: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И.Левитана, Фёдора Васильева.
Должны уметь:
-
работать в определенной цветовой гамме;
-
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
-
передавать пространственные планы;
-
свободно рисовать кистью, уметь смешивать цвета на палитре, пользоваться графическими материалами;
-
решать художественно-творческие задачи;
-
уметь планомерно и осознанно работать над созданием художественного образа, добиваясь выразительности и цельности композиционного решения, учитывая возможности материалов;
-
владеть практическими навыками в художественно-творческой деятельности.
Описание разделов программы.
-
Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
- Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе - линейной, воздушной.
- Основы живописи. Цвет - язык живописи. Взаимодействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций, с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки в городе, на природе. Выставки, праздничные мероприятия.
Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического отображения действительности, он является средством художественного, образного выражения мыслей, чувств, представлений художника, его отношения к миру.
• Задача рисунка - научить учиться видеть и изображать на плоскости предметы окружающего нас мира посредством передачи их формы, объёма, материала, фактуры, их положения относительно друг друга и глаза рисующего в световоздушной среде различными графическими средствами: линией, штрихом, пятном.
Структура обучения рисунку.
рисование с натуры
рисование по памяти по представлению
Длительные постановки - основа образования художника. Здесь можно серьёзно и глубоко разобраться в сложном строении природных форм, постичь их закономерность. Помимо способности целостного видения, умения наблюдать и запоминать увиденное, сюда входят развитие остроты и точности глазомера в определении пропорций и светотеневых отношений.
Краткосрочные рисунки, зарисовки, наброски являются необходимыми заданиями, активизирующими учебный процесс, содействуют воспитанию остроты зрительного восприятия и расширению кругозора, развивают наблюдательность и зрительную память, приучают к умению целостно видеть и быстро фиксировать увиденное на бумаге.
Знания и умения:
-
Научить пользоваться рисовальными материалами.
-
Научить правильно и точно видеть и передавать конструктивное строение, пропорции предметов и их форму.
-
Научить передавать объём средствами светотени, передавать фактуру, тон предмета, его освещённость.
-
Учить выполнять наброски и зарисовки и использовать их в сюжетных композициях.
-
Передавать пространственные планы с применением знаний линейной и воздушной перспективы.
Живопись. Среди всех видов изобразительного искусства живопись пользуется наибольшей популярностью. Образы живописи очень наглядны и убедительны для воспринимающего их зрителя. Ей доступно воспроизведение на плоскости объёма предметов, их материальной плотности, фактуры, глубины изображаемого пространства, окружающей предметы световоздушной среды, впечатляющих эффектов освещения. Живопись способна запечатлевать и раскрывать сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, тончайшие оттенки настроения, неуловимые мгновения в жизни человека и природы. Живопись направлена на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основана на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными и гуашевыми красками.
Знания и умения:
-
Дать понять о цветоведении, о роли цвета в жизни человека (хроматический,
ахроматический цвета, основные, составные, дополнительные). -
Познакомить детей с техникой живописи (корпусное, лессировочное письмо,
характер направления мазка). -
Научиться пользоваться живописными материалами (акварель, гуашь -
приёмы работы данными материалами). -
Научить выделять цветом смысловой центр композиции.
-
Передача цветом пространства (воздушная перспектива).
-
Роль колорита в раскрытии художественного образа (понятия - колорит,
цветовой тон, насыщенность, светлота, локальный цвет). -
Научить лепить объём цветом.
Композиция
В основу работы над композицией должно быть положено стремление воспитывать у учащихся способность не просто копировать действительность, а выражать своё отношение к ней, т.е. создавать художественный образ, добиваясь выразительности и цельности композиционного решения.
Работа над композицией стоится следующим образом:
-
тема, задача композиции определяется педагогом
-
длительная работа учащихся - сбор материала, поиски композиционного решения,
формы, цветовой гаммы, выбор материала, наиболее соответствующего
композиционному решению.
Детей необходимо учить мыслить, понимать глубь содержания задач и находить художественные средства, соответствующие замыслу композиции и чувству юного художника. Живое выразительное произведение невозможно создавать, если не предшествует замысел будущего произведения.
Знания и умения.
-
Дать знания основных законов композиции и уметь применять их в своих
работах. -
Уметь выделить сюжетно-композиционный центр картины.
2. Декоративно - прокладное искусство.
Теоретическая часть.
- Декоративно-прикладное искусство - художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.
- Техники создания изделий: тастопластика, батик, ковроткачество, цветоведение, флористика.
- Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
- Беседы по декоративно-прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.
- Посещение выставок.
Декоративно-прикладное творчество соединяет в себе две важные функции: практическую и художественную. Произведения декоративно-прикладного искусства определенным образом отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства. Художественно-выразительный язык декоративно-прикладного искусства отличается условностью, декоративностью, соотнесенностью формы изделия и его украшения с утилитарно-практической значимостью предметов. Декоративно-прикладное искусство тесно связано- с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой, так как его изобразительными средствами являются цвет, линия, форма и пространство.
Специфика творческой деятельности в области декоративно - прикладного искусства и предполагает приобщение школьников к активному труду, привитие любви к предметному миру, развитие способности понимать истинную ценность предметов.
Внеклассная работа по декоративно - прикладному искусству позволяет успешно решать дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников, так как в процессе изготовления различных изделий декоративного характера перед учениками постоянно возникают технологические трудности, требующие принятия нужных решений.
Знания и умения:
-
Научить технологическому процессу при изготовлении работ в техниках: батика, тестопластики, ковроткачества, флористики.
-
Формировать посильное умение самостоятельно сделать законченную и художественно оформленную вещь.
№
Раздел программы
Предметы
Часы
1.
Основы изобразительной грамоты
-
Рисунок
-
Живопись
-
Композиция
86
2.
Декоративно-прикладное искусство
-
Батик
-
Флористика
-
Тестопластика
-
Ковроткачество
-
Декоративная роспись
67
Итого:
153
Учебно-тематический план
№
п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
I четверть (36 ч.)
1.
Вводное занятие. Виды и жанры изобразительного искусства.
2
2
2.
«Деревья». Пленэрные зарисовки.
2,5
1
1.5
3.
Осенний натюрморт.
4,5
1
3,5
4.
Грустный дождик.
2,5
0,5
2
5.
Тестопластика.
1. Введение. Художественные приёмы тестопластики.
2.. Изготовление работ по образцам.
-
Роспись высушенных изделий.
3. Творческая работа.
-
Композиционный поиск.
-
Изготовление изделия.
-
Роспись. Лакирование.
2
2,5
2
2
4, 5
2,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
2
1,5
1,5
4
2
6.
Композиция на темы фантастики.
6,5
1
5,5
7.
Экскурсия в местный краеведческий музей.
2,5
II четверть (31,5 ч.)
8.
Разновидности графики:
-
Линейный рисунок.
-
Изонить.
-
Монотипия.
-
Гравюра (граттаж).
-
Воскография.
-
Обобщение. Выставка.
2
4,5
2,5
4,5
2,5
2
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1,5
3,5
2
4
2
9.
Флористика.
-
Засохшие… и рожденные заново. Введение.
-
Композиция на свободную тему.
2
9
1
1
1
8
10.
Творчество мастеров русского искусства: И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.И.Левитана, Фёдора Васильева.
Выставка работ учащихся.
2,5
III четверть (45 ч.)
11.
Композиция на тему:
«Чаепитие», «За водой», «Народная песня», «Покос», «Прогулка молодых», «Танец» и т.д.
6,5
0,5
6
12.
Декоративная роспись.
«Цветы и травы», «Цветы и бабочки».
7
1
6
13.
Батик.
-
Введение. Презентация.
Творческая работа.
-
Создание эскиза. 3
-
Подготовка и натягивание ткани на подрамник. 2,5
-
Резервирование эскиза на ткани. 3
-
Художественная роспись. 6
15,5
1
14,5
14.
Живопись. Работа на тему «Цветы».
4,5
0,5
4
15.
Экскурсия в местный краеведческий музей.
2,5
16.
Натюрморт в графике.
9
1
8
IV четверть (40, 5 ч.)
17.
Творчество русских художников. Беседа.
2
2
18.
Тени в перспективе. Упражнения.
2,5
1,5
1
19.
«Отражение в воде».
4,5
0,5
4
20.
Ковроткачество.
18
2
16
21.
Пленэр.
9
0,5
8,5
22.
Обобщающий урок года.
Организация выставки.
2,5
Итого:
153
38,5
114,5
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие. Виды и жанры изобразительного искусства.
Цели и задачи обучения изостудии. Содержание. Инструменты, материалы и принадлежности. Правила техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места. Беседа о видах и жанрах изобразительного искусства. Презентация.
Тема 2. «Деревья». Пленэрные зарисовки.
Понятие пленэр. Воздушная перспектива. Форма, структура. Принцип «от общего к частному». Акварель, гуашь.
Тема 3. Осенний натюрморт.
Симметрия и асимметрия. Понятия нюанс, контраст. Асимметричная композиция. Теплая цветовая гамма. Гуашь, акварель.
Тема 4. Грустный дождик.
Образ дождя, ограниченная палитра (холодная цветовая гамма). Беседа о передаче чувств через цвет.
Тема 5. Тестопластика. Введение. Художественные приёмы тестопластики.
Историческая справка. Демонстрация образцов, иллюстраций и цветных фотографий, слайдов. Материалы инструменты для лепки из соленого теста. Организация рабочего места. Правила работы и техника безопасности. Замес теста. Элементарные приемы тестопластики (катание шариков, колбаски, изготовление листьев, цветов и т.д.).
Изготовление работ по образцам.
Отработка навыков и приёмов тестопластики. Практическая работа. Учить художественно обрабатывать и оформлять изделия подручными средствами. Роспись готового изделия с учетом законов цветоведения. Гуашь.
Творческая работа.
Композиционный поиск. Сюжетная сценка на бытовую или сказочную тему. Последовательность работы. Изготовление изделия. Роспись. Значение декоративной росписи в декорировании изделий из теста. Лакирование. Просмотр. Коллективное обсуждение.
Тема 6. Композиция на темы фантастики.
«На луне», «Город будущего», «Далекое прошлое», « Город моей мечты», «Неизведанные миры» и т.д.
Организация листа, линейная и воздушная перспективы. Выразительность цветового и ритмического построения. Развитие фантазии.
Тема 7. Экскурсия в местный краеведческий музей.
Ознакомление с экспозицией музея. Беседа о родном крае, его достопримечательностях, своеобразии национальной культуры, её истоках и истории развития.
Тема 8. Разновидности графики: изонить, монотипия, гравюра, граттаж, воскография.
Значение рисунка в работе художника ( графика, живописца, скульптора, художника декоративно-прикладного искусства).
Тон, пятно. Линия, точка, соотношение черного и белого.
Решение традиционных приемов цветной нити на тонированной бумаге. Мазки - пастозный, легкий, насыщенный, прозрачный. Воск и акварель, гуашь - соотношение тона и цвета.
Практические работы. Изучение и усвоение различных приемов графических работ в материалах (перо, тушь, кисть, мыло, карандаш, воск, бумага, наждачная бумага, бархатная бумага, стекло).
Творческие работы. Создание композиции в технике изонить. Пейзаж родного края (граттаж). «Натюрморт» (воскография). «Пейзаж» (монотипия).
Тема 9. Флористика. Засохшие… и рожденные заново.
Введение. Инструменты и материалы. Сбор и засушивание растений. Хранение растений. Колорит. Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий. Творческая работа. Этапы работы над произведением (эскиз, работа над композицией, просмотр, анализ).
Тема 10. Творчество мастеров русского искусства.
Познакомить учащихся с творчеством русских художников пейзажистов: И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, И.И.Левитан, Фёдор Васильев. Презентации.
Выставка работ учащихся за II четверть. Просмотр.
Тема 11. Композиция на тему:
«Чаепитие», «За водой», «Народная песня», «Покос», «Прогулка молодых», «Танец» и т.д.
Фигура человека в движении, беседа с обращением к иллюстративному материалу. Передний и дальний планы. Перспектива. Материал по выбору учащихся.
Тема 12. Декоративная роспись. «Цветы и травы», «Цветы и бабочки».
Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. Асимметричная композиция. Декоративная переработка природных форм. Отработка приемов кистевой росписи. Целостное решение эскиза в цвете. Этапы росписи (подготовка основы под роспись, грунтовка, нанесение рисунка, роспись, лакирование). Гуашь. Беседа о народной декоративной росписи на примерах Жостова, Хохломы и т.д.
Тема 13. Батик.
Особенности его как вида декоративно-прикладного искусства. Связь с живописью, композицией, графикой. Просмотр презентации.
-
Теоретическая часть.
-
История развития батика.
-
Виды батика.
-
Ткани для ручной росписи.
-
Необходимые материалы и оборудование.
-
Практическая часть. Творческая работа.
Этапы работы над картиной в технике холодного батика:
-
Создание эскиза.
-
Подготовка и натягивание ткани на подрамник.
-
Резервирование эскиза на ткани. Техника безопасности при работе с резервирующим составом.
-
Художественная роспись.
Тема 14. Живопись. Работа на тему «Цветы».
Творческая работа. Знакомство с техникой а-ля-прима. Компоновка натюрморта. Колорит.
Тема 15. Экскурсия в местный краеведческий музей.
Ознакомление с новой экспозицией музея.
Тема 16. Натюрморт в графике.
Натюрморт из 2-3 несложных предметов домашней утвари на фоне однотонной драпировке с 1-2 простыми складками.
Композиция. Организация плоскости и пространства. Тональная проработка объема предметов.
Тема 17. Творчество русских художников. Беседа.
Познакомить учащихся с творчеством русских художников: В.М. Васнецова, В.А. Серова, М.А. Врубеля. Презентации.
Тема 18. Тени в перспективе.
Виды линейной перспективы (фронтальная, угловая). Виды освещения (естественное, искусственное). Упражнения.
Тема 19. «Отражение в воде».
Интерпретация явлений природы. Материал по выбору(акварель, гуашь, тушь, пастель, восковые мелки и т.д.).
Тема 20. Ковроткачество.
Введение. Беседа. Инструменты и принадлежности. Организация рабочего места и техника безопасности. Техника и приемы работы. Создание коллективного панно.
Эскиз на бумаге. Перенос эскиза на материал. Практическая работа.
Тема 21. Пленэр.
Эскизы и этюды на природе. Отработка навыков работы художественными материалами.
Тема 22. Обобщающий урок года.
Оформление работ. Организация выставки.
Используемая литература.
-
Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств - 2002 г.
-
Программа для высших учебных заведений. Художественно-графический факультет. - М.,1995 г.
-
Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. - М., 1985 г.
-
Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа.- М., 1984 г.
-
Аксёнок К.Н. рисунок. - М., 1987 г.
-
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974 г.
-
Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1957 г.
-
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1989 г.
-
Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика. - М., 2004 г.
-
Волков И.П. Художественная студия в школе. - М., Просвещение, 1993 г.
-
Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М., 1965 г.
-
Герчук Ю.А. Язык и смысл изобразительного искусства.- М., 1994 г.
-
Живопись. Уроки изобразительного искусства. - М., Просвещение, 1995 г.
-
Жолобчук А.К. Подарки из батика. - М., 2005 г.
-
Кардовский Д.Н. Об искусстве.- М., 1960 г.
-
Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. - М., 1971 г.
-
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М., 1992 г.
-
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок, М., Просвещение, 1995 г.
-
Советы мастеров. Живопись и графика. - М., 1973 г.
-
Сокольникова Н.М., Основы рисунка.- Обнинск, издательство «Титул»,1996 г.
-
Сокольникова Н.М., Основы живописи.- Обнинск, издательство «Титул»,1996 г.
-
Сокольникова Н.М., Основы композиции.- Обнинск, издательство «Титул»,1996 г.
-
Сокольникова Н.М., Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск, издательство «Титул»,1996 г
-
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.- М., 1988 г.
А также,
-
Журнал «Юный художник» - за 25 лет подписки.
-
Журнал «Художник» - за 15 лет подписки.
-
Журнал «Искусство в школе»
-
Серия книг «Библиотека учителя ИЗО».