- Учителю
- Рабочая программа метопредметного курса Художественная роспись по дереву
Рабочая программа метопредметного курса Художественная роспись по дереву
Метопредметный курс
«Художественная роспись по дереву»
Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни; Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данного курса учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества - искусством профессиональных художников.
Основная цель курса: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия декоративным искусством, а также знакомство с историей народных художественных промыслов России.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- художественно-творческой - развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- технической - освоения практических приемов и навыков художественной росписи по дереву.
- воспитательной - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
В целом занятия курса способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному искусству.
Курсом предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами художественной росписи по дереву, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения росписи по дереву строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил дпи у школьников развиваются творческие начала. В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Для качественного развития творческой деятельности учащихся курсом предусмотрено:
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества;
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в росписи. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в курсе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами росписи по дереву может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. Педагог Д. Кабалевский в своих трудах писал: «Все дети талантливые, не талантливых детей просто нет».
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется педагогом.
В качестве форм подведения итогов по программе используются: викторины, конкурсы, просмотры, участие в выставках различного уровня. Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Цель курса:
• познакомить учащихся с историей развития народных художественных промыслов;
Задачи предмета:
• дать учащимся знание научных основ современной техники и технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения ремеслом художника росписи по дереву;
• познакомить учащихся с основами цветоведения, техникой акварели и гуаши;
• дать учащимся основные сведения о композиции и ее значении, об орнаменте, его видах и построении, о композиционном решении объемных изделий;
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Учащиеся последовательно осваивают приемы и способы работ. При этом учащиеся выполняют ряд комплексных работ возрастающей сложности с тем, чтобы освоить наиболее характерные сочетания приемов операций, овладеть современными способами выполнения работ.
В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера. В конце обучения проводится выпускная работа.
В процессе творческой работы дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие проекты на основе собственного замысла. У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах.
В течение изучения курса учащиеся изучат: породы деревьев и их декоративные качества, виды росписи, основы цветоведения, основные сведения о композиции, построение композиции с различными видами орнамента, роспись художественных изделий из дерева.
Теоретическая часть предполагает знакомство с историей развития промыслов; что и как производится; с художественным творчеством и его связью с окружающей жизнью; включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над сюжетной, декоративной композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.
В течение обучения учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему средствами различных жанров живописи и графики, декоративного искусства.
Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учетом особенностей их пространственного мышления. Учебные задания даны в строгой методической последовательности «от простого к сложному», что способствует прочному усвоению курса. В программу включены задания, которые выполняются в разных графических техниках, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти у учащихся.
Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Программа по «Художественной росписи по дереву» тесно взаимосвязана с программами по музыке, окружающему миру, литературному чтению.
На изучение программы в процессе обучения отводится час в неделю. всего 0,25 часа в год.
В ходе изучения курса учащиеся знакомятся со свойствами живописных материалов (акварель, гуашь) и их техническими возможностями, с основами цветоведения и их применением в практической работе. Учащиеся знакомятся с технологией и техникой полхов-майданской, семеновской, городецкой и мезенской росписями, с различными приемами работы с живописными материалами, способами изображения. Приобретают навыки ведения последовательной работы над композицией, поэтапного проведения всей работы - от начала до завершения.
Знакомятся с историей, технологией и техникой хохломской, северо-двинской, загорской росписи.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Художественная роспись по дереву»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
-
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах, воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
-
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура);
-
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности;
-
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание курса
«Художественная роспись по дереву».
1. Введение. Породы деревьев и их декоративные качества. Виды росписи.
2. Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву.
3. Изучение традиционной росписи по дереву (Полхов - Майданская роспись, Семеновская роспись, Хохломская роспись, Мезенская роспись, Городецкая роспись, Урало-сибирская роспись, Северо-двинская, Загорская роспись).
4. Основные сведения композиции. Построение композиции с различными видами орнамента. Орнамент и его виды.
5. Роспись художественных изделий по дереву.
Тематическое планирование
Метопредметный курс «Художественная роспись по дереву»
</
Дата
№
Тема
Общее кол-во часов
Теор.
занятия
Практ.
занятия
1
Введение. Породы деревьев и их декоративные качества. Виды росписи.
1
1
-
2
Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву.
1
1
-
3
Изучение традиционной росписи по дереву (Полхов - Майданская роспись, Семеновская роспись, Хохломская роспись, Мезенская роспись, Городецкая роспись, Урало-сибирская роспись, Северо-двинская, Загорская росписи).
2
1
1
4
Основные сведения композиции. Построение композиции с различными видами орнамента. Орнамент и его виды.
1
0.5
0.5
5
Роспись художественных изделий по дереву.
3
3
Итого:
8
3.5
4.5
Проведение итоговых выставок стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения приемов художественной росписи по дереву.
Ожидаемые результаты: сообщения и презентации выполненные учащимися, выставка творческих работ учащихся.
Инструменты, принадлежности и материалы необходимые для метопредметного курса:
-
Бумага (альбом)
-
Фанера (дерево)
-
Лак по дереву
-
Краски
-
Кисти
-
Иллюстративный материал
-
Предметы быта Зауральских мастеров
-
Презентации
Литература для учащихся:
-
Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5
-
Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7
-
Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-222-08451-5
-
Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил.
Список литературы:
-
Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. - М.: Просвещение, 1984.
-
Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? - М.: Галарт, 1998.
-
Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобр. Искусство, 1983.
-
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - 22-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1998.
-
Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.- М.: Издательский центр «Академия»,2003.
-
Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. - М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
-
Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. - Минск.: 1980.
-
Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. - М.: 1987.
-
Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
-
Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.
-
И. А. Дворкина, Батик. - М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.
-
Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств, 1988 год
-
Живописная система В. Э. Борисова - Мусатова. М.,1980.
-
Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.
-
О композиции. М., 1959.
-
Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979.
Примерная программа для детских художественных школ и художественных школ искусств (углубленный курс). М., 2003