7


  • Учителю
  • Рабочая программа по ИЗО (7 класс)

Рабочая программа по ИЗО (7 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка.

</ Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса предназначена для реализации в Государственном бюджетном образовательном учреждении Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат".

Рабочая программа разработана на основе на основе программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2009 (переработанная), примерной программы по изобразительному искусству для 3-8 классов с реализацией ФКГОС I и II вида, 2013 г. (рассмотрена на заседании Методического совета школы, протокол №1 от 30.08.2013, утверждена приказом директора №730 от 30.08.13).

Учебник: Неменская ,Л.А. Изобразительное искусство 6 кл. / Под ред Неменского Б.М.- М.: Просвещение, 2013 Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.





Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации

В соответствии с учебным планом на изучение изобразительного искусства в 7 классе отводится по 1 ч в неделю, всего 34 ч.

























Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе



Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся



должны знать:



- о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;



- основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;



- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);



должны уметь:



- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;



- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;



- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;



- обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;



- конструктивно видеть формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;



- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать свое восприятие.





Критерии и нормы оценки знаний, обучающихся по изобразительному искусству

Оценка "5"

- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; ·умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

- допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

- не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

- учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала

























Учебно-тематический план.

Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека»



































Поурочное планирование в 7 классе



ТЕМА ГОДА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (34 часа)









Наименование раздела. Тема урока





Кол. часов





Практическая часть (вид работы, количество часов)

Основные понятия (на урок или на тему раздела)

Дата проведения урока по плану

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (8 часов)

1.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве

Изображение различными материалами в сравнении.

Д.З. Принести природный материал (веточки, колоски, зонтичные растения).

Группы: изобразительные, конструктивные и декоративные



2.

Рисунок - основа изобразительного творчества.



1

Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности

Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) с использованием графических материалов (карандаш, уголь, фломастер)

Д.З. Стр.уч.24-29 читать, задание 2.

Виды рисунка: зарисовки, наброски с натуры, учебный рисунок



3.

Линия и ее выразительные возможности.

1

Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.). Материалы: карандаш, уголь

Д.З. Стр.уч.30-32 читать, задание 1-3.

Ритм, характер линий



4.

Пятно, как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова.

Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью

Д.З. Подобрать репродукции произведений графики с ярко выраженными тональными отношениями.

Пятно, изображение, тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.



5.

Цвет. Основы цветоведения.

1

Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов

Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть

Д.З. Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты (насыщенности).

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета



6.

Цвет в произведениях живописи.

1

Овладевать навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи.

Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий

Д.З. Подобрать иллюстрированные книги о животных или рисунки, фотографии животных. Пластилин, стеки.



«Колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция.





7.

Объемные изображения в скульптуре.

1

Использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе

Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки

Д.З. Стр.уч.48-51читать, ответить на вопросы 1-3.

Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево



8.

Основы языка изображения.

1

Конкурс знатоков. Выполнение конкурсных заданий Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения

Д.З. Составить кроссворд (5-6 слов), используя приобретенные знания



Виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы



МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8 ЧАСОВ)

9.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Д.З. Подобрать произведения изобразительного искусства, контрастные между собой по языку изображения

Стр. уч. 56-57 читать.

Реальность и фантазия



10.

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

Активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция)

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки

Д.З. Подобрать репродукции натюрмортного жанра.

Натюрморт



11.

Понятие формы, многообразие форм окружающего мира.

1

Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма)

Д.З. Подобрать изображения природных форм, созданных человеком. Стр. 62-63 читать, задание 2.

Конус,

цилиндр, куб, призма



12.

Изображение объёма на плоскости или линейная перспектива.

1

Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости

Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4

Д.З. Стр. уч. 64-67 читать, задание 1.

Ракурс



13.

Освещение. Свет и тень.

1

Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4

Д.З. Стр. уч. 68-73 читать, сбор материала на тему «Выдающиеся русские и зарубежный художники и их произведения натюрмортного жанра» (П. Сезанн, В. Ван-Гог, И. Машков)

Свет, блик, полутень, собственная тень,

рефлекс, падающая тень.



14.

Натюрморт в графике.

1

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики

Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

Д.З. Стр. 76-77 читать, задание 2

Гравюра и ее виды: офорт, ксилография, линогравюра.



15.

Цвет в натюрморте.

1

Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бумага формата A3

Д.З. Стр. уч.78-85 читать, задание 2.

Стр. уч.78-85 читать, задание 2.



16.

Выразительные возможности натюрморта.

1

Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра



Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе



ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (10 ЧАСОВ)

17.

Образ человека - главная тема искусства.

1

Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрандт, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр

Д.З. Стр. уч. 90-93 читать.

Типология портрета



18.

Конструкция головы человека и её пропорции.

1

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека

Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм)

Д.З. Стр. 102-105 читать, стр.105 выполнить задание.

Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.



19.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: бумага формата А4, уголь, мелки, карандаш

Д.З. Стр. уч. 106 выполнить задание 2.

Автопортрет: история возникновения и развития. Графические автопортреты Дюрера, Леонардо да Винчи Серова



20.

Портрет в графике.

1

Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). Материалы: черная тушь, гуашь, бумага

Д.З. Стр. уч. 115 задание 2.

Силуэт



21.

Портрет в скульптуре.

1

Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.)

Д.З. Стр. уч. 108-109 читать.

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры.



22.

Сатирические образы человека.

1

Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами

Изображение сатирических образов литературных героев (бумага формата А4, черная акварель или глеевая ручка, тушь)

Д.З. Подобрать литературные фрагменты, характеризующие человека по его предметному окружению.

Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисунки





23.

Образные возможности освещения в портрете.

1

Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры

Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении (бумага формата А4, черная акварель, кисть)

Д.З. Подобрать репродукции (фото) с изображением человека в различном освещении.

Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.



24.

Портрет в живописи.

1

Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т. п.).

Групповая работа Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа

Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа

Д.З. Стр. уч. 122-123 читать.

Композиция



25.

Роль цвета в портрете.

1

Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи

Анализ цветового решения образа в портрете. Материалы: бумага, гуашь, кисть

Д.З. Стр. уч. 125 задание 1.

Цвет и тон. Цвет и освещение.



26.

Великие портретисты.

1

Презентация рефератов. Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра

Индивидуальность образного языка



ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (8 ЧАСОВ)

27.

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства

Сгруппировать предложенные произведения по жанрам

Д.З. Стр. уч. 138-141 читать, задание 3.

Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.



28.

Изображение пространства.

1

Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве. Перспектива как изобразительная грамота.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Материалы: ф. А4, карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

Д.З. Стр. уч. 142-145 читать, рассмотреть иллюстрации.

Точка зрения, перспектива



29.

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе.

Соотнести репродукции произведений различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов

Просмотр, анализ и оценка работ Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Материалы: ф. А4, карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

Д.З. Подготовить: гуашь, кисти.

Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.



30

Пейзаж - большой мир. Организация пространства.

1

Знать: правила перспективы; выдающихся художников-пейзажистов и их произведения (И. Левитан) Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки», изображение уходящих планов и наполнение их деталями. Материалы: ф. А4, гуашь, большие кисти, бумага, клей, ножницы, карандаш

Д.З. Подобрать репродукции или фото, иллюстрирующие правила перспективы.

Пейзаж, жанр



31.

Пейзаж - настроение.

Природа и художник.

1

Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению

Создание пейзажа - настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета)

Д.З. Наброски с натуры городских пейзажных видов.

Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток.



32.

33.

Городской пейзаж.

Мой город.

2

Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике

Работа над графической композицией «Мой город» (бумага формата A3, гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликации на картоне)

Д.З. Подготовить акварельные краски, кисти. Стр. 168- 171 читать.

Образ города



34.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств





ИТОГО

34

Практических работ - 34















Лист

корректировки рабочей программы







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал