7


  • Учителю
  • Доклад 'Природа в живописи, музыке, литературе'

Доклад 'Природа в живописи, музыке, литературе'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Природа в живописи, литературе, музыке

Содержание.

I. Введение. ……………………………………………………………2

II. Основная часть. ………………………………………………… 3


1. «Зимний ветер играет терновником…» …………………. ………3


2. «Как светла, как нарядна весна!» ……………………………… 6


3. «Лето - это море солнца, света и тепла. Это радости пора.

Это солнце в небесах. Это радость в глазах» …………………...........9


4. «Закружилась листва золотая…» …………………………………. 10


III. Заключение. ………….…………………………………………….10


IV. Используемая литература. ……………………………………..11

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты-в ризах образа…

Не видать конца и края-

Только синь сосёт глаза…

С. Есенин 1914


I. Введение.


Образы природы в русской литературе, живописи, музыке имеют особое значение, они берут свое начало в дохристианской языческой культуре. В то время люди поклонялись природе, обожествляя и одушевляя её. Природа в народной культуре была неотделима от человека; его дум, чувств, жизни. С принятием Христианства на Руси образы природы не потеряли своего значения, они развивались и трансформировались вместе с русской культурой. Русская художественная традиция оставила нам имена многих поэтов, писателей, художников, музыкантов прикоснувшихся к теме природы в своём творчестве.

Природа-это среда нашего обитания, без неё мы не сможем жить, но, если бы и могли, наверное не захотели бы. Как можно жить без шума листвы, освещенной солнечным светом, или поливаемой прохладным дождем? Как можно жить без запаха цветов, травы, чернозёма? Как можно жить не видя блеска снежинок в лунном свете и алых гроздей рябины на фоне ослепительно белой дали? Или без восторгающего трепета души лишь первых весенних лучей солнца?! Наша родина обладает несметными природными богатствами, в ней есть величие перед человеком: её поразительная красота, от которой захватывает дух, грозные зимние бури, глубокие реки, высокие скалы, разнообразные животные, населяющие Россию. Все это-природа. Все это-вдохновение.

Вдохновение-то, что нужно для создания произведения искусства в музыке, живописи или литературе. Его в полной мере дарит природа человеку. А в России она очень богата. Да, в других странах природа тоже хороша, свои растения, виды, климатические условия. Но наша страна особенно прекрасна. Здесь есть и холод, и жара, и беспросветные леса, и пустынные равнины, и величавые горы, даже самое глубокое в мире озеро-Байкал. От одного вида березовой рощи начинают литься слезы счастья и просветления!

Также, сейчас в нашей стране очень актуальна тема охраны природы. Люди часто относятся к этому равнодушно, но это не правильно. Неужели мы в праве губить и портить то, что нам подарено Богом при рождении? Задумайтесь! Давайте беречь нашу бесценную природу и восхищаться ей, так, как это делали великие люди искусства!


Цель моей работы:

1. Привлечь внимание моих ровесников к теме родной природы в искусстве;

2. Раскрыть чувство патриотизма у читателей через образы природы в искусстве;

3. Открыть многогранность художественно - образного воплощения темы различными видами искусства

4. Показать формирование представлений о взаимосвязи видов искусства (живописи, поэзии и музыки) через творчество художников, поэтов, композиторов.


Задачи :

  • Познакомиться с творчеством русских поэтов, художников, композиторов, воплощавших образы природы в своём творчестве;

  • Развитие представлений о взаимосвязи видов искусства (живописи, поэзии, музыки);

  • Воспитание патриотизма к окружающей действительности и бережного отношения к родной природе.


II. Основная часть

Рассмотрим творения художников, писателей и композиторов о разных временах года, чтобы понять, какие чувства они испытывают в каждое время, и как выражают их в своих произведениях.


1. Зимний ветер играет терновником…


Зима! Наша родина славится своими русскими зимами. Это неповторимая красота российских лесов и полей под белым покрывалом снега. Это птички-снегири с яркими грудками сидящие на гроздях рябины. В это время кажется, будто вся природа замирает, а привычные звуки города утихают до весны, как на картине А.К. Саврасова «Зимний пейзаж.Иней.1870» (См. приложение №1). В зиме есть мистичность, и уже не ясно, просыпаются ли демоны или ангелы спускаются на землю. Но эта таинственная красавица, точно муза, приносит вдохновение.

Сергей Есенин был явным патриотом своей родины. Поэт воспевал великую Русь. Особенностью его творчества являлось восхищение родной природой. Каждое время года имело для него особое значение, особую прелесть, особую пищу для размышлений. Зима была временем, когда хочется думать о прошлом, будущем, и просто о жизни в целом. Его, как русского человека, не пугали морозы.

И. И. Шишкин, русский художник-пейзажист, любил и писал родную природу. В его картинах передается настроение и душа лесов, речек, цветов, и всего, что прилегает к природе. Его пейзажи восхищают своей реалистичностью. Картины «Первый снег. 1875» (См. приложение №2), «Зима 1890» (См. приложение №3) очень похожи на тот образ, который мы представляем, когда читаем стихотворение Есенина о первом снеге.

«Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.


Я не знаю, то свет или мрак?

В чаще ветер поёт иль петух?

Может, вместо зимы на полях


Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!

Греет кровь мою лёгкий мороз!

Так и хочется к телу прижать

Обнаженные груди берёз.


О лесная, дремучая муть!

О веселье оснеженных нив!..

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бёдрами ив. »

На эти стихи был написан романс композитором В. Юровским. Так, с

литературой неразрывно связана не только живопись, но и музыка.

Зима любима в России, но не смотря на это, она обычно ассоциируется у нас с холодами и грустными раздумьями. В музыке романса Метнера на стихи Пушкина «Зимний вечер» слышен голос вьюги и тревога, тоска, одиночество. Этот романс перекликается настроением с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Зимний пейзаж.1871» (См. приложение №4). Хмурое небо, одиноко стоящая избушка в которой едва теплится свет, ожидание ненастья. Картина того же автора «Зимняя дорога. 1870» (См. приложение №5), переносит нас в другую реальность: белое монотонное небо сливается со снегом. Мы замираем вместе с природой. Вот она, красивая «смерть» за окном.

Поэтому зима-популярная тема в русских романсах, где поют о неразделенной любви или о разлуке, равной зимним холодам. Как раз эту тему можно услышать в русском романсе на стихи поэта серебряного века П. Н. Ренчицкого.

«Была зима. В полях метели

По ком-то панихиду пели,

Стонала жалобно сосна…

Но ты была тогда со мною,

Мне улыбалась, и - зимою

В моей душе цвела весна.

Теперь весна. Всё страстной жаждой

Полно: и звук и шорох каждый,

И благовонной ночи тьма

Пьянит и дразнит ум собою…

Но ты далеко, и - весною

В моей душе царит зима! »

< 1896 >

Тоску этого романса можно сравнить с тоской одинокой сосны в лунном свете, на полотне Шишкина « На севере диком…1890 » (См. приложение №6).

М. Ю. Лермонтов тоже был вдохновлен печальной "песней" зимы:

«Прекрасны вы, поля земли родной,

Еще прекрасней ваши непогоды;

Зима сходна в ней с первою зимой,

Как с первыми людьми её народы!..

Туман здесь одевает неба своды!

И степь раскинулась лиловой пеленой,

И так она свежа, и так родна с душой,

Как будто создана лишь для свободы…


Но эта степь любви моей чужда;

Но этот снег летучий, серебристый

И для страны порочной - слишком чистый,

Не веселит мне сердца никогда.

Его одеждой хладной, неизменной

Сокрыта от очей могильная гряда

И позабытый прах, но мне, но мне бесценный. »


Совсем другую зиму можно видеть на картинах Бориса Михайловича Кустодиева «Морозный день.1913» (См. приложение №7), «Иней.1917» (См. приложение №8), «Масленица.1919» (См. приложение №9). Яркий свет, свежесть морозного дня от которой дух захватывает. А.С.Пушкин писал:

«Мороз и солнце… День чудесный»


2. Как светла, как нарядна весна!

Не даром в романсе на стихи Ренчицкого зима контрастирует с весной. Ах весна! Время любви, цветения, счастья! В прозрачном воздухе витают восторгающие запахи приближения тепла и солнца. В это время года вся природа оживает, просыпается после зимнего сна. И как красиво просыпается! Повсюду звуки ручейков, пение птиц, снег тает, и весенние лучи блистают на воде. О весне написано множество романсов. Например, П. И, Чайковский на стихи А. Плещеева «Весна», Римский-Корсаков на стихи поэта А.П. Толстого «Звонче жаворонка пенье». Они полны света, солнца, растаявшего снега, первых весенних трелей.

Один из основателей русской пейзажной школы Алексей Кондратьевич Саврасов очень трепетно относился к весне. У него очень много картин, изображающих это время года. Левитан, любимый ученик Саврасова, отмечает: «С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Когда К. Паустовский пришёл как-то весной в мастерскую Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Саврасов кричал ученикам: «Солнце гоните на холст! Весеннюю теплынь прозевали! Снег таял, бежал по оврагам холодной водой - почему не видел я этого на ваших этюдах? Липы распускались, дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба, - где всё это на ваших холстах? Срам и чепуха!» Также, современники Саврасова сохранили его слова о том, что без воздуха нет пейзажа: «…Сколько берёзок и елей ни сажай, что не придумывай, если воздух не напишешь … пейзаж дрянь». В картине «Весна. 1883» (См. приложение №10) чувствуется этот весенний мокрый воздух.

Борис Леонидович Пастернак ярко описывает весеннюю погоду в своём стихотворении «Весна в лесу»:

Отчаянные холода

Задерживают таянье.

Весна позднее, чем всегда,

Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,

И нет прохода курице.

Лицом поворотясь на юг,

Сосна на солнце жмурится.


Хотя и парит и печёт,

Еще недели целые

Дороги сковывает лёд

Корою почернелою.


В лесу еловый мусор, хлам,

И снегом все завалено.

Водою с солнцем пополам

Затоплены проталины.


И небо в тучах, как в пуху

Над грязной вешней жижицей

Застряло в сучьях наверху

И от жары не движется.


Как говорят: "мартовские коты запели", это означает - проснулась любовь.

Весной хочется петь о добре, о любви, о чем-то возвышенном. Любовное томление слышно в музыке произведения Чайковского на стихи А. Толстой «То было раннею весной», а великий русский композитор С. В. Рахманинов, написал романс на стихи Глафиры Галиной о мучительном счастье - "Весенняя ночь":

«Как мне больно, как хочется жить.

Как свежа и душиста весна!..

Нет, не в силах я сердце убить

В эту ночь голубую, без сна.

Хоть бы старость пришла поскорей,

Хоть бы иней в кудрях заблестел,

Чтоб не пел для меня соловей,

Чтобы лес для меня не шумел!


Чтобы песнь не рвалась из души

Сквозь сирени в широкую даль,

Чтобы не было в этой тиши

Мне чего-то мучительно жаль! »

< 1902 >


3. «Лето - это море солнца, света и тепла. Это радости пора.

Это солнце в небесах. Это радость в глазах»

Все любят лето! Как не любить зелёные леса и плодородные поля, теплые реки, где, с приходом лета, любят купаться люди, постоянный свет солнца, плавающий в лепестках благоухающих цветов… Борис Михайлович Кустодиев, великий русский художник, изобразил это время года очень характерным для России на картине "Лето. Поездка в «Терем»." (См. приложение №11) Здесь и залитое солнцем поле, где трудятся над урожаем и сбором сена русские люди, и купальщики, и пастух, отдыхающий в летний зной на изумрудной траве. А лето в картинах того же художника «Гулянье на Волге. 1909» (См. приложение №12) и «Троицын день.1920» (См. приложение №13) праздничное, колоритное, беззаботное с яркими акцентами, напоминает отрывок из «Песни про княгиню Ульяну Андреевну Вяземскую» Л. А. Мея : «Лето красное, росы студёные

Изумрудом все листья цвеченные;

По кустам, по ветвям потянулися

Паутинки серебряной проволокой;

Зажелтели вдоль тына садового

Ноготки, янтарём осмоленные;

Покраснела давно и смородина;

И крыжовник обжёг себе усики;

И наливом сквозным светит яблоко. »


В музыке лето это счастье разделенной любви, пьянящий аромат цветов, лунные ночи. Все эти мотивы мы услышим в произведениях на стихи Даниила Ратгауза «Закатилось солнце», «В эту лунную ночь» композитора Чайковского, «Эти летние ночи прекрасные», композитора П. Рахманинова. И пасторальные почти лубочные картины природы, как в романсе Чайковского на стихи А, Н. Плещеева «Мой садик» и эпические картины того же композитора на стихи А.К. Толстого «Благословляю вас леса». И интимные зарисовки С. Рахманинова на стихи Г. Галиной «Здесь хорошо».


4. «Закружилась листва золотая…»

Осень-любимое время года гениального русского поэта, Александра Сергеевича Пушкина. Он часами сидел на лавочке возле своего дома в Болдино и любовался на бесконечно прекрасное одеяние природы. Осень вдохновляла его, поэтому ей было посвящено много стихотворений.

«…Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса-

В их сенях ветра шум и свежее дыханье

И мглой волнистою покрыты небеса

И редкий солнца луч - и первые морозы

И отдаленные седой зимы угрозы…»

К такому пушкинскому видению осени подходит иллюстрация-картина "Осень в Абрамцево" (См. приложение №14) Василия Дмитриевича Поленова. Это выдающийся русский художник, оставивший значительный след в развитии отечественной пейзажной школы. На картине изображен осенний лес и озерцо, в котором отражается рыжесть деревьев. Это пленяющий пейзаж, действительно, "в багрец и золото одетые леса". Здесь изображен как раз тот "редкий солнца луч", и в его свете листва берез становится еще ярче, ослепительней.

Осенью мы прощаемся с летними забавами, теплом, и готовимся к зиме. Это, конечно, приводит к печальным мыслям. Музыкальные произведения написанные про осень полны тоски об ушедшем счастье, сожаления о несказанных словах любви, предчувствия одиночества. Романсы Римского-Корсакого на стихи А. Толстой «На нивы жёлтые» и Чайковского на стихи А. Н. Плещеева «Осень» в полной мере передают это состояние, так же как картина А.Н. Саврасова «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне 1871» (См. приложение №15).


III. Заключение.

Итак, мы насладились пейзажами, стихами и музыкой русских творцов. Все это не могло не затронуть наши мысли о пленяющей красоте и душе природы родных краев. Нельзя забывать о том, что нас окружает каждую секунду, что дарит нам жизнь и даже больше-счастье. Остановитесь хоть на миг, взгляните на то, чему вы обычно не придаете особого значения и проходите мимо, спеша по своим житейским делам! Взгляните, и вы забудете о суете, о проблемах, терзающих душу, и даже о боли. Погрузитесь в другой мир, где нет привычных забот, а есть только пение птиц, лазурное небо, чарующие запахи и небесные виды на природу. Вы подумаете, что в городе, где вы живете, нет таких видов, природа скучная и тусклая, серые дома, однообразные магазины и дворы, где раньше была детская площадка под сенью густых лип, а сейчас автомобильная стоянка. Тогда я скажу: во-первых, даже в небольшом количестве, деревья и все растения радуют нам глаз, согласитесь? И когда вы устали от города, вы едете на природу, в деревню или на дачу. Конечно, вы думали об этом. О том, что природа помогает нам справиться с тяжестью грязного города, она освежает наше тело и дух, дает нам сил. Во-вторых, сразу возникает мысль о том, почему вы живете в таком городе, когда на Земле есть тысяча мест, где царит дыхание природы, где люди бережно хранят то, что дало начало всем живым организмам, и в течение миллионов лет поддерживает их жизнь. Почему-бы нам не позаимствовать это качество у таких благодарных людей? И почему-бы не попытаться превратить свой город и свою страну в такое место, где жить стало бы приятней? Этот вопрос об охране родной природы полезно затронуть людям, которые мусорят на полянах, возле рек и в лесах, тем, кто безрассудно думает, что в будущем мы сможем заменить все, что дает природа, технологиями. В таком случае, зачем жить, когда не будет самой жизни?

И, конечно, мы должны гордиться природой России, ведь ни у кого нет такого разнообразия и простора. Любите родину, храните и уважайте ее природу! Так писал М. Пришвин: «Моя наука есть наука родственного внимания: своеобразия каждого существа. Эта наука привела меня к искусству слова, а искусство слова - к Родине. И я понял, что природа - есть родина.»

IV. Используемая литература.

1. А.С. Пушкин. «Полное собрание сочинений» Москва. 1902.

2. «Великие художники». ТОМ 9 «Иван Иванович Шишкин»,

Издательство «Директ-Медиа» и «Комсомольская правда» 2009.

3. «Великие художники». ТОМ 22 «Алексей Кондратьевич Саврасов»,

Издательство «Директ-Медиа» и «Комсомольская правда» 2009.

4.«Великие художники». ТОМ 28 «Борис Михайлович Кустодиев»,

Издательство «Директ-Медиа» и «Комсомольская правда» 2009.

5.«Великие художники». ТОМ 31 «Василий Дмитриевич Поленов».

Издательство «Директ-Медиа» и «Комсомольская правда» 2009.

6. Е.П. Пронина. «Русская литература хх века», часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 1991.

7. Н. Струэнзе. «Новейшая хрестоматия по литературе» 9 класс. Издательство «Эксмо», Москва, 2013.

8. О. Благова. «Белой акации душистые гроздья. Русские романсы серебряного века.» Издательство «Эксмо», Москва, 2007.

9. Р.В. Гараева. «О произведениях живописи». Учебное издание, Москва, 1975.

10. С. Есенин. «Стихотворения и поэмы». Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1988.

12




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал