7


  • Учителю
  • Урок из цикла «Живопись авангарда» 7 класс. «Искусство видеть звуки».

Урок из цикла «Живопись авангарда» 7 класс. «Искусство видеть звуки».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:  Тема урока:  «Искусство видеть звуки» 7класс. Урок - ознакомление с беспредметным искусством XX века через творчество композитора и художника А. Н. Скрябина и В. В. Кандинского.Целью урока является воспитание культуры восприятия разнообразных по характеру  эстетических
предварительный просмотр материала

Урок из цикла «Живопись авангарда». 7класс.

Тема урока: «Искусство видеть звуки»

Цели:

-ознакомление с беспредметным искусством XX века через творчество композитора и художника А. Н. Скрябина и В. В. Кандинского.

-воспитание культуры восприятия разнообразных по характеру эстетических объектов.

-расширение эстетического кругозора учащихся и формирование на этой основе представлений о важнейших процессах и закономерностях мировой художественной культуры;

-развитие творческих способностей учащихся, ассоциативного мышления.

Дети развивают умение слушать и запоминать, анализировать и сопоставлять.

Формы работы: слушание музыки, стихов, создание учащимися абстрактной композиции под музыку, работа акварелью (по сырому и сухому листу), подбор красок, соответствующих музыке, аппликация, выставка.

Техника: акварель, аппликация.

Материалы: К. Бальмонт «Гимн огню», репродукции картин В.В. Кандинского, цветные заготовки геометрических фигур, акварель, кисти, бумага А3, клей.

Аудиозапись произведений: А. Н. Скрябин «Прометей».

цветовая "клавиатура" А.Н.Скрябина, рисунки семи нот, радуги.


ХОД УРОКА

Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы будем слушать и рисовать музыку. Но как же это сделать? Как нарисовать музыку в цвете? Для этого нам необходимо кое-что узнать.


1. Почему человек задумался над воздействием света и звука на его настроение и состояние? Может быть, явления природы, такие как молния и летящий за ней удар грома, вызывающие ощущения ужаса, или шуршание грибного дождя и нежные краски радуги, формирующие в душе восторг и необъятное чувство умиротворения, побудили человека к этому?


(называем и показываем ноты и цвета спектра)

2. Многие художники и музыканты веками пытаются найти общее в их искусствах, найти палитру или цветное отображение того или иного звука, а в музыке отразить произведения живописи, палитру красок.

В конце 19 века, эти попытки стали зримыми, а в начале 20 века найти общее в этих двух видах творчества пытались Кандинский, Шенберг, Чюрленис и многие другие. Например, современный художник Нахшоли Барака рисует абстрактные полотна - портреты композиторов через их симфонические произведения и самую музыку.

Русский основоположник цветомузыки композитор-новатор А.Н. Скрябин, от природы обладавший цветным слухом, построил спектр, отличный от ньютоновского, в котором нота «ре» была желтой, «ми» - голубой, «соль» - оранжевой, «ля» - зеленой, «си» - синей.

(показываем цветную клавиатуру Скрябина и проигрываем на пианино)


Александр Николаевич Скрябин (1871-1915) - композитор и пианист -впервые в мировой практике использовал светомузыку.

В партитуру поэмы «Прометей» («Поэма огня», 1910) для большого симфонического оркестра, фортепиано, органа и смешанного хора он ввел нотную строку цветового сопровождения Luce (свет), предназначенную для воспроизведения с помощью особого инструмента - «светового клавира» («tastier per luce»). Цветовая партия была обращена к «цветному слуху» (синестезии) и основывалась на аналогии между цветами спектра и тональностями кварто-квинтового круга (согласно ей, красный цвет соответствует тону «до», оранжевый - «соль» и так далее). «Поэма огня» должна была прожектов погружать концертный зал в сияние того или иного цвета согласно меняющемуся тонально-гармоническому строю.
Кроме расширения ассоциативно-зрительного спектра музыкального восприятия, в «Прометее» Скрябин применил новый гармонический язык, не опирающийся на традиционную тональную систему. Композитор мечтал о движущихся линиях и формах, громадных «огненных столбах», «текучей архитектуре», о небывалом доселе синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. Однако при жизни Александра Николаевича реализовать эксперимент не удалось: проект заключал в себе серьезные противоречия, обусловленные сведением в партии Luce изощренных визуальных фантазий Скрябина к крайне схематичному виду. Из-за технических трудностей премьера «Прометея» в 1911 году (дирижер С. А. Кусевицкий, партия фортепиано - А. Н. Скрябин) прошла в Москве без светотехнического оборудования. Отзывы публики были противоречивы: от абсолютного неприятия до полного восторга. В 1915 году в нью-йоркском Карнеги-холле Русский симфонический оркестр под управлением Модеста Альтшулера впервые исполнил поэму за рубежом, но в силу аналогичных причин до конца воплотить замыслы автора тоже не смог.
Впоследствии светомузыка - так было названо изобретение Скрябина - получила широкое распространение. Конструировались все новые свето-проекционные аппараты, постоянно расширяя горизонты синтетического звуко-цветового искусства. К примеру, в России В. Д. Баранов-Россинэ изобрел оптофоническое фортепиано. В 1958 году офицер Советской Армии Е. А. Мурзин спроектировал первый в мире электронный оптический синтезатор звука АНС (Александр Николаевич Скрябин). А студенческое конструкторское бюро «Прометей» при Казанском авиационном институте в 1962 году создало одноименный стационарный светомузыкальный инструмент, на котором в Казани было осуществлено первое в СССР концертное исполнение поэмы Скрябина со световым сопровождением по авторской партитуре. В 1975 году в США оркестр университета штата Айова под управлением Джеймса Диксона исполнил «Поэму огня», использовав специально сконструированную лазерную установку.


«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки на пути к идеалу. Прометей - это огонь, свет, жизнь, борьба, мысль. Духовным и творческим импульсам человека противостоит необъятный мир тьмы и хаоса. Скрябин хотел зримо воссоздать образ пламени - очистительного огня, способного привести человечество в царство красоты.

3. В русском искусстве начала века образ огня часто ассоциируется с заревом, красным цветом, приобретает значение приближающегося буйства стихии, символа «мирового пожара» («Зарево в красной пыли» Блока, «Гимн огню» Бальмонта, «Пламенное чудо» Ходасевича).

(читаем поэму «Гимн огню» Константина Бальмонта)

4. Стержень поэмы - идея активности человеческого разума в монументальной философской космогонии. Кандинский и Скрябин интересовались теософией, модной в начале 20 века, оба являются представителями «космизма» в искусстве. Скрябин был новатором гармонии, добился эффекта космической полетности и светоносности звучаний. Кандинский исключил из живописи предмет и вышел в «космос» неподвластных «тяжести» абстрактных форм и красок.

«Прометей» - это одночастная симфония (симфоническая поэма), состоящая из следующих тем: «Прометей», «Воля», «Разум», «Игра», «Томление», «Наслаждение» и т.д.

Мы прослушаем тему «Прометей» с одновременным просмотром картин Василия Васильевича Кандинского.


«Черные формы» 1924


«Маленькая мечта в красном» 1925


«В синем» 1940


«Черный и фиолетовый»


«Композиция 8» 1923


«Композиция 7»


«Импрессия»


«Композиция 10» 1939


Изобразительное искусство рождено любовью к вещи.

Беспредметное искусство рождено любовью к цвету.

Мы предлагаем освободить живопись от рабства

перед готовыми формами действительности

и сделать ее прежде всего искусством творческим,

а не репродуктивным.

Ольга Розанова.

"Кубизм. Футуризм. Супрематизм". 1917 г.

5. Начинаем сами рисовать под музыку в свободной манере не то, что видят глаза, а то чего хочет воображение, не ноты, не скрипичный ключ, а игру пятен, красок, форм, линий, складывающихся в определенную мелодию, абстрактные пятна различных цветов, невиданные конфигурации плавно переходящие одна в другую, подчиненные музыкальным правилам.

Абстрактное искусство потому и абстрактное, что окончательно размывает рамки, уходит от привычной изобразительности, превращая картину в причудливую композицию, состоящую из геометрических фигур различных цветов.

Из вырезанных геометрических фигур выстраиваем ритм.


Список литературы

Тарасов Л. Музыка в семье муз. Л., 1985

Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992

Блохина Л.В. Мировая художественная культура: Пособие для учителя / Л.В.Блохина, Т.А.Вазинская. - Мн.: ООО «Юнипресс», 2002.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 2000.

Искусство. Энциклопедия для детей. М., 2005.

История зарубежного искусства / Под ред. М.Т.Кузьминой. М., 1983.

Искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. - М., 1987. - 632с.

История зарубежного искусства / Под ред. Я.Г. Кузьмина, Н.Л.Мальцева. - 2 -е изд. - М., 1980. - 517с.

Лихачев Д. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1993.

Орлов В.Н. Поэт и город. Л, 1980.

Дроздова О. «Искусство раскрашивать звуки».Журнал "Компьютерра" №46 от 16 ноября 1999.

Платонов Н. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1983.

Платонов Н. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1983.

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. М., 1994




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал