7


  • Учителю
  • Материал 'Обобщение педагогического опыта по изобразительному искусству в 5-7 классах'

Материал 'Обобщение педагогического опыта по изобразительному искусству в 5-7 классах'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»



Обобщение педагогического опыта

на тему:

«Развитие пейзажа и его выразительных возможностей в формировании нравственно эстетических суждении и художественно - творческих способностей учащихся».


Автор педагогического опыта

учитель изобразительного искусства

Суханова Татьяна Филипповна

МБОУ СОШ №2 г. Городца

г. Городец


2012 -2013 год


1


Содержание.

1. Информационный отдел обобщения опыта.………………………………..3 стр.

2. Анализ программ……………………………………………………………. 4 стр.

  1. Технология опыта…………………………………………………………… 6 стр.

4. Результативность опыта …………………………………………………... 8 стр.

5. Заключение………………………………………………………………… 11 стр.

6. Библиографический список…………………………………………………17 стр.

7. Приложение к опыту…………………………………………………………18 стр.

1)Выступление на методическом совещании (презентация)………………

2)Цикл методических разработок, уроков………………………………… 25стр

3)Творческая лаборатория учащихся………………………………………….

4)Презентации к урокам………………………………………………………..

5) Внеклассная деятельность учащихся…..

6)Личные достижения (Творчество педагога)……………………………………


2

Информационный отдел обобщения опыта


«Моё богатство состоит в том

что я делаю,

а не в том, что я имею»

Томас Карлейль.


Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства - удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлены задачи значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Особое внимание уделяется необходимости развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Решить данные задачи помогают уроки рисования.

В детских работах находят отражение радость эстетического познания природы. Одним из жанров изобразительного искусства, изучаемых детьми в среднем звене, является пейзаж. Занятия по изучению пейзажа, а также его выразительных возможностей интересны и увлекательны. Живопись пейзажа - одна из самых необходимых видов работы. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создаёт неисчерпаемую гармонию красок. Всё в природе гармонично, целесообразно, красиво. Воздействие природы на глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствовало развитию пространственного мышления, творческих фантазий у ребят. Это помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть и любить природу, ценить и уважать труд взрослых.

Условия возникновения, становления опыта.

Цели творческой поисковой деятельности - создание условий нравственно - эстетического воспитания детей среднего звена при ознакомлении с пейзажем и его выразительными возможностями.

Задачи практической деятельности:

- помочь ребятам отойти от привычных стереотипов;

- развить коммуникативную компетентность учащихся;

- способствовать интеграции учебных предметов;

- научить сотрудничать;

- научить выявлять проблемы и самостоятельно искать пути поставленных задач;

- научить критически осмысливать информацию и принимать осознанные решения.

Актуальность опыта:

Пейзаж и его выразительные возможности воздействуют на различные сферы человеческого сознания и в целом на духовный мир человека, и я как учитель должна находить новые, интересные методы работы, приёмы воздействия на детей средствами искусства и действительности, определять новые связи урока с другими учебными предметами, с жизнью. Я считаю, что тема «Пейзаж и его выразительные возможности. Язык и смысл» очень актуальна при обучении рисованию в среднем звене.

В работе были использованы методы: изучение и анализ искусствоведческой, педагогической литературы, изучение и анализ школьных программ по изобразительному искусству, беседа, изучение результатов творческой деятельности.

Значимость и актуальность заключается в том, что теоретически выявлена и практически подтверждена роль пейзажа и его выразительных возможностей в формировании нравственно эстетического суждений и художественно - творческих способностей учащихся. Я как учитель стараюсь формировать в личности способность к сотрудничеству, независимость в суждениях, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность в творчестве.

3

Анализ программ по изобразительному искусству и методической литературы.


Опытным путём установлено, что в период школьного среднего звена дети не только восприимчивы к изобразительной деятельности, к пейзажной живописи, но также удаётся и сформировать устойчивый интерес к предмету. Проблема использования с этой же целью жанра «Пейзаж» рассматривается в трудах В.С. Кузина, Т.Я, Шпикаловой, Б.М. Неменского. Цель - введение ученика в систему художественной изобразительной культуры, как формы выражения опыта поколений, воспитание нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, своего рода зоркости души.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- осуществление эстетического, нравственного воспитания учащихся;

- формирование навыков рисования с натуры;

- ознакомление с особенностями работы в области жанра «Пейзаж», а также с его выразительными средствами;

- развитие у детей художественного вкуса;

- пространственного, творческого воображения, эстетического чувства и т. д.;

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества - главный смысловой стержень программы школы.

Практическая, творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания темы «Пейзаж» в изобразительном искусстве - развитие интереса к окружающему миру, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать, что хотел изобразить автор, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культу

На протяжении всего курса обучения с 5 по 7 класс школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики.

Художественная деятельность детей на уроках с изображением пейзажа находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости с натуры, по памяти, представлению, с использованием различных художественных материалов.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребёнка на каждом этапе познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры. Поэтому в тематическое планирование я внесла некоторые коррективы. На изучение пейзажа в 5 классе отвела четыре часа: два часа в 1 четверти и два часа в 3 четверти.

Моя цель: совершенствовать и закреплять навыки пространственного положения, освещённости цвета предметов, знакомство с выразительными возможностями, знакомлю с отдельными произведениями живописи русских художников.

Считаю необходимым - дать понятие о законах линейной и воздушной перспективы, колорита, степени холодности и теплоты оттенков, учу умению использовать линейную и воздушную перспективу, многоплановость изображения, развиваю технику цветным материалом. Формирую у учащихся эмоционально - ценностное восприятие произведений изобразительного искусства. Воспитываю внимательность, чуткое отношение к окружающему миру.

Прогнозируемый и ожидаемый результат в 5 классе. Знакомство с жанром изобразительного искусства «Пейзаж», что способствует развитию творческого подхода к процессу рисования пейзажа, умений и навыков в передаче линейной и воздушной перспективы, воспитание любви к родному краю; развитие умения проводить анализ содержания художественных произведений, использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, тёплый и холодный колорит.


4

В тематическом планировании 6 класса в 3 четверти отводится целый раздел по изучению жанра изобразительного искусства пейзаж по теме: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» в количестве 9 часов.

Предлагаются темы: «Жанры в изобразительном искусстве», « Изображение пространства», « Правила линейной и воздушной перспективы, «Пейзаж - большой мир». «Организация изображаемого пространства», «Пейзаж - настроение.

Природа и художник», «Пейзаж в графике», «Городской пейзаж», «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».

На данных уроках я ставлю определённые цели: продолжаю расширять знания о жанре «Пейзаж», знакомлю с различными приёмами в живописи, графике, используя различный художественный материал, учу строить пейзаж в фронтальной перспективе (с одной и двумя точками схода), передавая многоплановость изображения, развиваю наблюдательность в передаче как крупных, так и мелких элементов, объектов в природе,

продолжаю знакомство с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества, стараемся рассмотреть жанр пейзажа в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образ человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. Последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя контрастного жанра изобразительного искусства. Большое значение придаётся освоению начальных основ грамоты изображения. Пейзаж

рассматривается как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удалённость от зрителя. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве 20 века. Работа над графической композицией

Прогнозируемый и ожидаемый результат в 6 классе по работе с пейзажами. Видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках, пользоваться перспективой, светотенью, композицией, применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

В тематическом планировании 7 класса во 2 четверти на завершение цикла «Пейзаж» отводится 3 часа. Тема: «Поэзия повседневности», « Пейзаж в жизни человека идёт продолжение знакомства с зарубежными мастерами, монотипия» 1 час. «Декоративный пейзаж» 2 часа. На данных уроках ставятся цели: закрепить в жанре «Пейзаж» умения и навыки, приобретённые на предыдущих занятиях, познакомить ребят в жанре «Пейзаж» с новыми технологическими приёмами в живописи и графике (монотипия, декоративный пейзаж). Для достижения данных задач, ребята должны:

а) - владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов;

б) - уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

в) - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

г) - создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти, по воображению;

д) - активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Ожидаемый и прогнозируемый результат в работе по монотипии. При выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты светотени, технические приёмы работы карандашом и акварелью и др.

5

Ожидаемый и прогнозируемый результат в работе по декоративному пейзажу: у детей развивается чувство ритма и композиции, способность разрабатывать детали, создавая фактуры разнообразными штрихами, сочетая линию и пятно.

Вывод: Тема «пейзаж», начиная с 5 по 7 класс, изучается последовательно и рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образных представлений человека, позволяет нам поставить в центр духовные проблемы и подчинить им способы изображения. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого приобретения навыков и знаний. Это позволит ученику пройти интересный творческий путь, формирующий его созидательные интересы и новое видение окружающего мира. К концу изучения темы учащиеся должны знать:

- этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, творческие особенности художников - передвижников, «Мира искусств», искусство культуры своего края,

- систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции);

-уметь самостоятельно проводить анализ художественных произведений, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями;

- самостоятельно выполнять различные учебные и творческие рисунки, используя систему основ изобразительной грамоты и добиваясь художественно - образной выразительности;

-использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.

В программе пейзаж как жанр изобразительного искусства рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образных представлений человека, позволяет поставить в центр духовные проблемы и подчинить им способы изображения. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого приобретения навыков и знаний.

Это позволяет ученику пройти интересный творческий путь, формирующий его созидательные интересы и новое видение мира.

Анализ программ и методической литературы даёт возможность определить значимость уроков по ознакомлению с пейзажной живописью в целом. Педагогика едва ли не на первый план выдвигает эмоциональное развитие личности ребёнка, воспитание его творческого восприятия природы, окружающей действительности, искусства. Знакомство детей с пейзажем необходимо также и в раннем становлении личности.

Следует отметить, что программа Б.М. Неменского в большей степени уделяет внимание изучению пейзажа на уроках изобразительной деятельности в среднем звене.

Анализ искусствоведческой и педагогической литературы даёт возможность сделать вывод, что проблема изучения пейзажа и его значение в развитии ребёнка (ученика) актуальна и интересна в наши дни. Работы искусствоведов, методистов, педагогов позволяют учителю находить новые методы и приёмы воздействия на детей, определять новые связи урока с жизнью.


Технология опыта

Учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником»

С.Л. Рубинштейн.

Специфика работы учителя изобразительного искусства заключается в рассмотрении чего-то важного, значимого в каждом ребенке, в каждой его работе, рисунке. Даже если работа далека от произведения искусства, нужно помочь ребенку осознать красоту его произведения и наполнить его смыслом.

Искусство зарождать искусство кроется в мастерстве учителя увидеть и развить индивидуальный творческий потенциал ребенка. Очень важно, чтобы деятельность учащихся на уроке была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с его неизбежными трудностями.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их

индивидуальные усилия.

6

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская работа, основной функцией которых является познание мира, и себя в мире.

Именно поэтому, помимо нестандартных уроков я, активно использую творческие поиски учащихся в живописи пейзажа. Самым благоприятным и результативным периодом в формировании основ поисковой деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л.С. Выготского, «происходит подъем воображения и глубокое его осмысление».

Под поисковой, исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения поставленной проблемы, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Метод поиска и исследования заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками жанра «Пейзаж» в процессе выполнения творческой работы.

Дети знакомятся с различными техниками исполнения и техническими приемами выполнения работы.

Эффективны способы деятельности: самостоятельной, индивидуальной работы учащихся. Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат и качество исполнения работы, что позволяет реализовать художественное творчество. Практическая самостоятельная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки формирует осознанность, гибкость мышления. Развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, а также уверенность в себе. Непременным условием практической деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов выполнения, определение целей и задач, доступных и оптимальных ресурсов творческой деятельности (создание плана работы, организация деятельности по реализации задачи), включая его осмысление и рефлексию результатов. Ценность метода творческого подхода в результате:

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической

деятельности. Внутренний результат - опыт творческой деятельности - становится достоянием

учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Поисковая методика характеризуется высоким результатом и предполагает выражений учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную действительность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Необходимо также учитывать при создании творческой работы

заинтересованность детей - мотивацию, которая будет давать источник энергии для погружения в изучение материала, увлекать проблемой, перспективой практической. Темы творческих работ подбираются в соответствии личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения, определяются задачи и намечаются пути их решения.

При этом обязательно учитываются возрастные особенности - интерес к работе и посильность во многом определяет успех.

В ходе работы, предпочтение отдано таким формам работы, как индивидуальные.

Ребята сами выбирают интересную, неординарную технику исполнения: алла - прима, по - сырому, граттаж, лессировка и т.д.

Необходимо развивать у школьника уверенность в своих силах.

А неосторожная отрицательная оценка может погасить интерес к художественной деятельности. Поэтому оценка учащегося должна служить средством поощрения.

7


Ведь для искусства нет такой оценки «правильно» или «неправильно»- иначе не могло бы быть того разнообразия великих художников, которая есть в истории культуры.

Длительность работы над опытом.

Длительность работы над опытом составляет 4 года. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и расширить диапазон детского общения, я пришла к выводу, что необходимо изучать жанр «Пейзаж» в среднем звене, так как он будет способствовать формированию нравственно - эстетических суждений и разного художественного творчества. Работать над этой проблемой я стала в 2008 году. В течение этих лет я разработала систему уроков, внеклассных мероприятий, привлекла большое количество детей к участию в конкурсах на тему: «Родная природа».

Диапазон опыта.

Опыт рассчитан на систему уроков в разных разделах программы Б. Неменского по изобразительному искусству для 5-7-х классов. Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих уроках всегда было интересно, чтобы они шли на урок не просто потому, что он стоит по расписанию, а потому, что им хочется идти ко мне, им со мной интересно и они любят мои уроки.

Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время нахожусь в поиске

новых способов, методов и форм работы с детьми, как на уроке, так и во внеклассной работе. Постоянно на своих уроках веду эксперимент по планированию и насыщению урока новыми формами подачи материала, стараюсь сделать уроки интересными и разнообразными.

Начиная с пятого класса нужно учить детей воспринимать прекрасное в искусстве, в природе, в обыкновенной жизни и одновременно привносить это прекрасное в отношения друг с другом.


Результативность опыта

Применение творческой деятельности

Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть и дизайнеры, и художники, и архитекторы, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все это обязательно пригодиться ему в жизни.

Значение занятий по ознакомлению школьников с пейзажем и его выразительными возможностями.

Пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей изобразительного искусства. Своим эстетическим воздействием произведения пейзажной живописи способны духовно обогатить человека. Пейзаж, передающий характер родной природы, в котором выражено эмоциональное отношение к ней школьника, является и важным средством воспитания чувства любви к Родине.

Обобщение с природой является неизменным источником вдохновения и зарождения творческих замыслов. Чтобы научиться выполнять пейзаж с натуры, необходимо много работать. Работа над этюдом с изображением конкретных объектов начинается с определения в натуре основных цветовых отношений детали пейзажа и окружении.

Затем тщательно прорабатывается (по рисунку) форма объекта, его объём. Всё это решается цветом с учётом общего колористического состояния освещённости.

В пейзаже необходимо умение передать пространство. Известно, что на большом расстоянии форма предметов теряет объёмность, рельефность и приобретает силуэтный плоскостной характер, уменьшается цветовое разнообразие и заметность деталей. Предметы на переднем плане выглядят более объёмными, с контрастной светотенью. Цвет предметов по мере их удаления тоже претерпевает значительное изменение, прежде всего ослабевает его насыщенность.

8

Занятия в пейзажной живописи помогает детям, вдохновляют и развивают творческие способности, а также индивидуальные способности, прививают любовь к природе, развивают пространственное мышление, образное представление и воображение.

На данных уроках дети знакомятся с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства, которые прививают интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Рисование и изучение пейзажа в школе помогает детям шире и разностороннее видеть мир.

Новизна опыта:

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию знаний детей, в том числе и направлений деятельности учителя - творца.

- организация художественно-творческой деятельности учащихся с использованием различных художественных технологий;

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области жанра «Пейзаж».

Современный урок требует, применение демонстрационных материалов, введения современных средств обучения таких как, мультимедийное оборудование с необходимым программным обеспечением.

Новизна идеи состоит в том, что не только грамотное использование возможностей современных информационных технологий применяемых учителем на уроках изобразительного искусства при изучении пейзажа, но и новые приёмы в работе, всё это способствует:

- активизации познавательной деятельности;

- повышению интереса изучаемого материала;

- достижению целей обучения.

Теоретическое обоснование опыта:

Содержание тематического планирования по изобразительному искусству продумано таким образом, чтобы оно соответствовало возрастным особенностям учащихся и их любознательности, а также требовательности к результатам своего творчества.

В процессе изучения жанра «Пейзаж» необходимо раскрывать духовные горизонты искусства, приобщать к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени.

В тематическом планировании с 5 по 7 класс пейзаж изучается последовательно. Такая последовательность планирования ориентированна на развитие художественного мышления, направлена на углублённое изучение и целенаправленное приобщение учащихся к живописи, искусству.

Приобщаясь к жанру изобразительного искусства «Пейзаж» в средних классах, ученик проходит интересный творческий путь.

При изучении пейзажа внимание ребят направляется на анализ своих наблюдений и впечатлений от окружающей действительности (поиск мотива, композиции, колорита, работа с натуры, по памяти), произведений искусства.

На современном уроке я ставлю задачу, научить школьника самостоятельно думать, фантазировать, размышлять, извлекать новое и интересное из изученного материала, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы. Способность у ребят к творческой деятельности вызывает только успех, который в свою очередь развивается и совершенствуется.

Цель урока по живописи пейзажа - выстраивание в виде внутреннего диалога, «прожить» ситуацию, «прикоснуться к красоте родной природы - сердцем» и стать творцом, реализовывая свои творческие и интеллектуальные способности, личностное «Я».


9

Добиться этих целей помогает творческая работа, а также интегрированные уроки, уроки-экскурсии, уроки-викторины и т.д.

Именно по этой причине на своих занятиях использую приемы создания творческой атмосферы:

  1. разнообразные творческие задания;

  2. проявление интереса к действиям учеников;

  3. признание и поощрение

Достижение планируемых результатов.

Чтобы достичь высоких результатов на уроке, я всегда тщательно продумываю содержание, организацию и стимулирование творческого процесса в тесной связи с познавательной деятельностью, типичной для возраста. Очень часто ребятам на уроке предлагается нарисовать пейзаж по памяти, по представлению, в связи с этим следует не перегружать занятия большим зрительным рядом, что может помешать формированию оригинального замысла. Необходимо создать условия для погружения в собственные мысли, для отстранения от объекта изображения, так это активизирует ассоциативно - образное мышление и воображение. В работе по памяти присутствует необходимая для творчества свобода, способствующая раскрытию творческой индивидуальности подростка, раскрепощению его возможностей в работе с различными художественными материалами. Немалую роль в достижении результатов деятельности школьников играет знание ребятами лучших произведений профессионального искусства, а также педагогические работы. Восприятие результата чужого творчества помогает приобретению собственных творческих навыков, развивает духовно, воспитывает эстетический вкус. Чтобы нарисовать пейзаж по памяти по представлению, нужно конечно рисовать много с натуры, наблюдать за происходящим, за состоянием дня, погоды, времён года. В 6 классе в конце учебного года, мы выходим на природу понаблюдать цвет деревьев разных пород при дневном освещении, нарисовать акварелью или гуашью. Затем предлагаю понаблюдать цвет этих же деревьев в часы заката, воплотив свои наблюдения также в рисунок. На уроке заостряю внимание, как происходит изменение локального цвета предмета под влиянием освещения, но и на художественной выразительности работ. При объяснении материала я провожу урок в игровой форме, чтобы выявить роль света в картине. Луч света я делаю главным «действующим лицом» в беседе с детьми. Луч живёт, движется, видоизменяется в зависимости от того, какие предметы он освещает. Попадая на кору дерева берёзы, он заставляет светиться, а в кроне густой листвы вязнет, на поверхности листвы - играет, наоборот приобретая свободу.

Одушевляя солнечный луч, который по-разному ведёт себя на поверхности предметов, имеющих разную фактуру, можно раскрыть ещё одну грань проблемы передачи освещения на плоскости картины.

Приемы, методы, средства обучения, которые я использую в своей работе:

Типы занятий: сообщение новых знаний, комбинированные, закрепления, лекции,

беседы, обобщения, экскурсии, самостоятельная работа.

Виды занятий: экскурсии, работа с поисковым материалом, практическая работа.

Методы: практическая деятельность.

1.Метод проблемного обучения: постановка проблемного вопроса, объяснение

понятий, терминов, самостоятельный поиск ответов

2.Графические методы: этюды, зарисовки, наброски, эскизы рисунки и т.д.

3.Наглядные методы: использование наглядного, раздаточного материала, рисунки,

фотографии, таблицы, слайды, и т.д.

Экология обучения: учет состояния здоровья детей, соблюдение техники безопасности, санитарных норм, эмоционального настроя ребенка, создание ситуации успеха, организация учебного пространства.

Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать

10

познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Практически это реализуется через индивидуальные творческие работы, развивающие способности детей.

Формы подачи учебного материала:

- традиционное сообщение по теме, проблеме;

- поиск информации в библиотеке и Интернете;

- сообщение, лекция, путешествие, экскурсия;

- создание презентаци.

Творчество - процесс, основанный не только на природных задатках, но и в труде.

Проектируя уроки, мы косвенно проектируем всестороннее развитие наших учеников, Поэтому важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о художественно-педагогической сверхзадаче. Вот четыре типа художественно-педагогических сверхзадач используемых на уроках искусства:

  1. Погружение - внедряющей идеей урока становится эмоционально-образное

проживание художественного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, стиль.

  1. Постижение - носит ярко познавательно-творческий характер, личностное

переосмысление произведений искусства.

3. Сравнение - эмоциональное и аналитическое сопоставление художественных

образов, их стабилизирующих черт, этапов развития видов искусства.

4. Обобщение - итоговые уроки.

Необходимость информационно-коммуникативных ресурсов на уроках изобразительной деятельности

Основные направления использования

информационно-коммуникационных технологий на уроках искусства


Самостоятельная поисковая, творческая работа

Визуальная информация (иллюстрированный, наглядный материал)





Мультимедийный демонстрационный материал

Контроль умений,

навыков учащихся

Из схемы видно, что направления использования информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства обширны. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:

- расширить информационное пространство;

- увеличить скорость поиска информации;

- интенсивность обработки полученных знаний.

Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей.


Заключение опыта.

Приобщение к пейзажу не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти школьника на всю жизнь.

11

Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха.

Велика роль педагога в ознакомлении школьника с пейзажем и его выразительными возможностями. При этом ставится следующая задача педагога: помочь обрести творческое лицо каждому ученику. Разнообразные формы организации урока значительным образом активизирует детское творчество.

Основная цель занятий пейзажем в общеобразовательной школе - духовное, творческое развитие личности.

Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребёнка - научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать важность и нужность пейзажа, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления учащихся и активизировать имеющийся у них опыт.

Затем постепенно через освоение навыков выполнения пейзажа в интересной и доступной, а порой игровой форме ученик подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение с использованием разнообразных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Детям предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в то же время получить знания о жанре «Пейзаж».

Знакомство с разными видами пейзажей, с творчеством выдающихся мастеров обогащает внутренний мир, помогает творческим поиском.

Всё это подтверждает что - пейзаж и его выразительные возможности окажут существенное влияние на нравственно - эстетическое воспитание школьников.

В процессе работы над опытом мною был подобран ряд диагностических методов и осуществлялся мониторинг сформированности информационной компетентности школьников и уровень их творческой активности. Применение данного опыта на уроках оказывают положительное влияние на результаты обучения, о чем свидетельствует позитивная динамика учебных достижений моих учеников.

Динамика достижений обучающихся за три года


Участие в конкурсах по наминациям «Я люблю эту землю», «Я рисую мир», «Великая наша держава», «Красота божьего мира», «Пасха Красная», «А.Р.Т - город», «Космос и я», «Книжка с картинками», «Рождественский фестиваль народного творчества»


Анализ результативности участия в конкурсах за 3 года.



Анализ обученности учащихся

Сухановой Татьяны Филипповны

за 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 учебные годы

Учебный год

Число учащихся на конец года


Класс

%

Обучен - ности

Качество

Обучен - ности

Количество

неуспевающих

2008-2009


5а,5б,5в,6а,6б,6в,7а7б,7в-изо

82

100

Нет

2009-2010


5а,5б,5в,6а,6б,6в.7а,7б,7в-изо

90

100

Нет

2010-2011


5а,5б,5в,6а,6б,6в,7а,7б,7в-изо

95

100

Нет

13


Внеурочная деятельность, участие в конкурсах за 3 года

На тему «Выразительные возможности пейзажа. Язык и смысл».


Тема конкурса

2008-2009 год

Класс

Фамилия, имя

Место

1.

«Великая наша держава»

район

7

7

Партылова Кристина

Кочанова Ксения

Диплом лауреата

Диплом лауреата

2.

«Красота божьего мира»

район

7

7

Степенова Елизавета

Пакульева Екатерина

Диплом 2 степени

Диплом 1 степени

3.

«Пасха красная»

район

7

Пакульева Екатерина

Диплом 3 степени


Тема

2009 - 2010 год

Класс

Фамилия, имя

Место

1.

«Красота божьего мира»

район

8

Пакульева Екатерина

Диплом 1 степени

2.

«Зимушка-зима»

Международный

7

8

8

Сафронов Максим

Партылова Кристина

Лукошкина Марина

Лауреат конкурса

Лауреат конкурса

Лауреат конкурса

3.

«Пасха красная»

область

8

Пакульева Екатерина

Диплом лауреата

Тема

2010-2011 год

Класс

Фамилия, имя

Место

1.

«Красота божьего мира»


район

10

Крамшова Светлана

Диплом 1 степени

2.

«Я рисую мир»

район

9

6

9

Партылова Кристина

Смирнова Екатерина

Пакульева Екатерина

Призёр районного конкурса

Диплом 1 степени

Диплом 2 степени

3.

«АРТ - город»

международный

9

9

Пакльева Екатерина

Партылова Кристина

Специальная грамота

Специальная грамота

4.

«Космос и я»

международный

9

Ганичева Анна

Грамота

5.

«Я рисую мир»

областной

область

район

район

район

район

9

9

9

9

6

Ганичева Анна

Пакульева Екатерина

Партылова Кристина

Пакульева Екатерина

Суконкина Елизавета

Смирнова Виктория

Грамота

Грамота

3 место

3 место

Лауреат

Диплом 3 степени

14


6.

«Пасха красная»

район

6

10

9

9

Смирнова Екатерина

Крамшова Светлана

ПакульеваЕкатерина

Лукошкина Ирина

Диплом 1 степени

Лауреат

Диплом лауреата

Диплом лауреата

7.

«Рождественский фестиваль народного творчества»

район

8

6

Ермакова Марина

Белова Анна

Диплом 1 степени

Лауреат

7.

«Книжка с картинками»

международный

8

9

9

Сафронов Максим

Партылова Кристина

Смирнова Екатерина

Грамота

Грамота

Грамота


Анализ данных диаграмм говорит о позитивной динамике моей работы.

Я неоднократно проводила открытые уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий для учителей школы, района.

  1. Открытый урок «Город будущего» 6 класс, декабрь 2010 год. В рамках муниципального уровня.

  2. Открытый урок « Красота родной природы» 5 класс, январь 2010 год. В рамках муниципального уровня для завучей района.

  3. Открытый урок «Зимняя сказка» 6 класс, февраль 2012 год. В рамках муниципального уровня, участие в конкурсе «Учитель года».

  4. Открытый урок «Волшебные узоры на стекле» 5 класс, февраль 2013 год. В рамках школьного уровня, участие в конкурсе «Учитель года».

Неоднократно делилась опытом работы на педагогических совещаниях:

  1. Обобщение опыта «Развитие творческих способностей на уроках ИЗО», январь 2010 год.

  2. Выступление с докладом «Из опыта работы с одарёнными детьми» 2012 год.

  3. Обобщение опыта по теме: « Пейзаж и его выразительные возможности» март 2013 год.


Работаю по теме самообразования:

Тема самообразования: «Пейзаж и его выразительные возможности»

Цель - введение ученика в систему художественной изобразительной культуры - как формы выражения опыта поколений. Воспитание в детях нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное как в жизни так и в искусстве - своего рода зоркости души.

Задача - развитие художественно - образного мышления ученика обеспечивается характером обучающего материала, системой творческих заданий и жёстким отказом от выполнения заданий по схемам, образцам и заданным стереотипам. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, на задачу самостоятельного построения художественного образа как выражения своего отношения к реальной действительности.

Личные достижения в профессиональной деятельности

1.Благодарственное письмо за личный вклад в дело художественного воспитания подрастающего поколения и активное участие в конкурсе «Я рисую мир». Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Радуга» 2008 год.


15

2.Почётная грамота за высокий уровень подготовки учащихся к районному конкурсу рисунков «Живи, мой край, цвети мой край». Управление образования и молодёжной политики администрации Городецкого района, приказ №273/п от 19.05.2008 год.

3.Почётная грамота за добросовестный труд в сфере образования, успехи в обучении учащихся и в связи с Днём учителя. У.О и м. п., администрации Городецкого района,2009 год.

4.Почётная грамота за высокий уровень подготовки учащихся к районному конкурсу рисунков «Мир начинается с семьи». У.О. и м. п., администрации Городецкого района, приказ №238/п от 18.05.2009 год.

5.Почётная грамота за участие в 1 районном конкурсе «Ах, эта милая Татьяна». У.О. и м. п. администрации Городецкого района, «Молодёжный центр» 2009 год.

6.Почётная грамота. Шестой международный конкурс детского рисунка «Арт Город» 26 марта 2019 год, г. Санкт - Петербург.

7. Почётная грамота за активный творческий потенциал в подготовке к районной выставки конкурса рисунков «Школьные годы чудесные». У.О и м. п., администрации Городецкого района, приказ №158/п от 12.04.2010 год

8. Диплом Рождественского фестиваля народного творчества. Гор. Фёдоровский, мужской монастырь, православный миссионерский научно - образовательный центр,2011 год.

9. Благодарственное письмо за участие в областном проекте «Люблю Отечество, как Минин» конкурс социальных проектов «Твоё время» Правительства Нижегородской области, 2011 год.

10. Грамота за добросовестный труд, успехи в воспитании и обучении подрастающего поколения и в связи с Днём учителя. У.О. и м. п. администрации Городецкого района,2011 год.

11. Диплом, призёр районного конкурса «Я рисую мир». Центр внешкольной работы «Радуга», 2011 год.

12. Диплом за победу учеников в детском художественном конкурсе журнала «Эскиз» «Зимушка - зима», издательский дом «весёлые картинки» г. Москва 2011 год.

13. Благодарность за участие в областной выставке работ преподавателей города Нижнего Новгорода «Цветы» Н. Новгород 2011 год.

14. Почётная грамота за участие в районном конкурсе «Учитель года» лауреат 2012 года.

Считаю опыт своей работы «Пейзаж и его выразительные возможности» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую активность учащихся, повысить эффективность урока.

Основной целью занятий пейзажем в общеобразовательной школе является духовное, творческое развитие личности.

16

Библиографический список


1. Л.А. Неменскя «Изобразительное искусство 6 класс» М,2010год.

2. Г.Я Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.Я. Поровская «Изобразительное искусство 5 класс»,

М. 2008 од.

3. Г.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.Я Поровская «Изобразительное искусство 7 класс»,

М. 2009 год.

4. Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавании в

начальной школе» М. 1993 год.

5. Л.А. Неменская «Каждый народ - художник» М.2002 год.

6. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция» М. 2004 год.

7. Г.В. Беда «Живопись» М.1986 год.

8. Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство во 2 классе» М.1982 год.

9. Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство в 3 классе» М.1982 год.

10. Н.Н. Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»

М.1984 год.

11. С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев «Изобразительное искусство 5 класс» Д.2009 год.

12. С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина «Изобразительное искусство 6 класс» Д.

2010 год.

13. В.С Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе» Д.

1997 год.

14. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе» Д.

1997 год.


17


Занятия по изобразительному искусству в 5 классе 1 четверти:

раздел «Древние образы в народном искусстве», тема: «Знакомство с пейзажем русских художников 18 века» 2 часа.

3 четверть, раздел «Декор - человек, общество, время», тема: «Роль пейзажа в жизни человека» 2 часа.

Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках раскрывается представление о мире. В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера. Природа нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор - величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их тёмные силуэты, ярко освещённые солнцем.

Можно увидеть красоту в ломкой линии прибрежных скал, окружённых бесконечным морем, то тихим, то бурным. Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже жёлто - серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом.

Самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, знает свои места, как родного человека. И очень многое, что не заметит и не поймёт путешественник, известно тому, кто здесь живёт и трудится, где случаются его печали и радости. Наша страна Россия большая, и природа на её территории сильно меняется. Через всю страну текут большие полноводные реки. К ним приносят свои струи извилистые живописные речки.

Сумрачный лес то подступает к воде, то отступает, открывая чистую зелень прибрежных полян с луговыми цветами. Светлой лентой вьются дороги. По их сторонам пологие, округлые перекаты. Это поля, и они разноцветные: одно с голубизной, другое мягко золотится, с синими васильками по обочинам.

А любимые прозрачные берёзовые рощи: всех радует их светлая зелень в солнечных бликах! Всюду ты увидишь округлость линий, мягкость контуров и особенное богатство красок - неярких, но разнообразных по оттенкам. Наша природа - красавица часто меняет наряды. Мы видим природу то летней, то зимней. Весной встречаются холод и тепло, и голубые тени тающего снега постепенно уползают с почти розовой по цвету согретой земли. Вслед за золотой осенью приходит радость пушистого белого снега. О красоте природы поют песни, пишут стихи, образ природы воспевают художники.

В 5 классе ставится задача: знакомство с пейзажем русских художников, определение роли пейзажа в жизни человека, знакомство с выразительными возможностями.

Цель: совершенствовать и закреплять навыки пространственного положения, освещённости цвета предметов, познакомиться с жизнью и творчеством русских художников.

На первом уроке от учащихся требуется:

  1. самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы «Люблю тебя, мой край родной». «Осень».

  2. по ходу работы задаются вопросы - какой образ родной природы тебе представляется особенно ярко?

  3. Что будет главным в твоей картине: река?

Тёмный лес? Перекаты полей? А какое будет небо? Художники считают, что правильнее говорить: «Напиши красками». «Живопись» значит «живое письмо». Живое оно в ощущениях художника и зрителя, потому что краски, смешиваясь на картине, передают как бы дыхание жизни и красоты мира. В работе учитель предлагает смешанную технику.

18

Прокрыть фон - цвет неба и земли гуашью.

  1. По цветному фону работаем новым приёмом, с использованием ватных палочек, методом тычка.

  2. С помощью законов светотени передаём воздушную перспективу.

  3. На уроке совершенствуются умения применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

  1. Учащиеся знакомятся с особенностями новых композиционных закономерностей, симметричной и асимметричной композиции и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся.


Занятия по изобразительному искусству в 5 классе (продолжение) тема: «Роль пейзажа в жизни человека» ребята продолжают знакомство с творчеством художников, изучают средства художественной выразительности, которые те используют, совершенствуя умение детей узнавать творческий стиль этих художников.

На уроке предлагается: составить композицию «Зимняя сказка», где могут учащиеся использовать новые приёмы выполнения в работе (акварель, техника «ала - прима» по сырому листу, лессировка).

19


Можно писать сразу кистью. Не бойся, если ошибёшься. Смешивай краски прямо в изображении. Тогда можно фантазировать, дополняя и уточняя по ходу работы.

Занятия по изобразительному искусству в 6 классе в 3 четверти отводится целый раздел по изучению жанра изобразительного искусства пейзаж по теме: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» в количестве 9 часов.

Предлагаются темы: «Жанры в изобразительном искусстве», « Изображение пространства», « Правила линейной и воздушной перспективы, «Пейзаж - большой мир». «Организация изображаемого пространства», «Пейзаж - настроение.

Природа и художник», «Пейзаж в графике», «Городской пейзаж», «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».

На данных уроках я ставлю определённые цели: продолжаю расширять знания о жанре «Пейзаж», знакомлю с различными приёмами в живописи, графике, используя различный художественный материал, учу строить пейзаж в фронтальной перспективе (с одной и двумя точками схода), передавая многоплановость изображения, развиваю наблюдательность в передаче как крупных, так и мелких элементов, объектов в природе,

продолжаю знакомство с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества, стараемся рассмотреть жанр пейзажа в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образ человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. Последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя контрастного жанра изобразительного искусства. Большое значение придаётся освоению начальных основ грамоты изображения.


«Пейзаж - большой мир». Он рассматривается как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удалённость от зрителя.

Организация перспективного пространства в картине и его образный смысл. Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки».

«Пейзаж - настроение. Природа и художник». Пейзаж - настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе: утро, вечер сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже - настроении. Задание: создание пейзажа - настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния весны, разноцветье и ароматы лета.

20

«Городской пейзаж». Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве 20 века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны наброски с натуры предварительные. Задание: создание графической композиции «Мой город»

«Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл». Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно - выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства - труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Смешанная техника (акварель, цветной карандаш), гуашь, акварель.


Задание: выполни графический или живописный пейзаж в технике монотипии. Покрой влажной и густой краской лист бумаги (или пластмассовую дощечку), положи на него ещё лист бумаги и нарисуй на нём сверху карандашом линейный рисунок. Затем прогладь его пальцами или боком ладони там, где это имеет смысл, с разной силой нажима. Теперь аккуратно сними листок с отпечатком пейзажа. Эта техника требует умения экспериментировать

21


Монотипия 7 класс



Декоративный пейзаж 7 класс

22


Декоративный пейзаж 7 класс, фоторепортаж с урок



Здесь ставлю другие задачи: продолжаю расширять знания о жанре «Пейзаж», знакомлю с различными приёмами в живописи, графике, используя различный художественный материал, учу строить пейзаж в фронтальной перспективе (с одной и двумя точками схода), передавая многоплановость изображения, развиваю наблюдательность в передаче как крупных, так и мелких элементов, объектов в природе.

В 7 классе завершаем изучение пейзажа. На занятия отводится 3 часа. На данных уроках изучаем новые приёмы выполнения «Монотипия» 1 час и декоративный пейзаж 2 часа. Подробно о монотипии - это оттиск со стекла; такая работа позволяет развивать фантазию, творческие воображения, умение рассмотреть какие - либо образы, формы.

23


Декоративный пейзаж более сложный. Задание детям, составить композицию стилизованного пейзажа, где примером могут служить пейзажи художников - Билибина, Рериха и художника импрессиониста Ван Гога. В работе дети учатся интерпретировать, стилизовать панорамные природные мотивы, овладевают умением ограниченного введения декора в композицию пейзажа.

Всё это позволяет выразить логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями.

Задача развития художественно - образного мышления ученика обеспечивается характером обучающего материала, системой творческих заданий и жёстким отказом от выполнения задания по схемам, образцам и заданным стереотипам. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, на задачу самостоятельного построения художественного образа как выражение своего отношения к реальности.

24

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе «Пейзаж в жизни человека (мой край)», по программе Б.М. Неменского из раздела 3 четверти « Декор - человек, общество, время »


Тема урока: «Пейзаж в жизни человека»

Цель урока: рассказать о значении пейзажа в жизни людей, о средствах выразительности, основы языка; воспитывать на лучших образцах произведений живописи интерес и уважительное отношение к отечественному искусству; укреплять межпредметные связи (литература, мировая художественная культура, изобразительное искусство, история)

Задачи:

Образовательная: расширять знания учащихся о жанре изобразительного искусства - пейзаж; познакомить с отдельными произведениями живописи; дать понятие о линейной и воздушной перспективы, колорита, степени холодности и теплоты оттенков;

учить умению использовать многоплановость изображения;

Развивающая: развивать технику работы цветным материалом, творческую познавательную активность; совершенствовать умения и навыки; умение анализировать своё творчество с помощью исследования;

Воспитательная: воспитывать духовно - нравственное отношение к миру, любовь к искусству, художественный вкус, собственное отношение к жанру.

Оборудование:

Для учителя: компьютер - презентация по данной теме с репродукциями известных художников, плакат с перспективой, последовательность выполнения рисунка.

Для учащихся: формат А3, акварель, гуашь.

План - конспект урока

Время этапа

Ход урока

Этапы

организации урока

2мин.

2мин.

6мин.

5мин.

4мин.


23мин.

2мин.

Организация урока.

Сообщение темы урока

«Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски я стремлюсь подметить

А то, что в этих красках светит,

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота» И. Бунин

Так поэтично и образно определил поэт тему

нашего урока. Сегодня вы продолжаете знакомство с жанром изобразительного искусства - «пейзажем», узнаете о значении пейзажа в жизни человека, познакомитесь с теоретическими основами живописи, и попробуйте посредством художественного языка рассказать о красоте родного края, выразить своё отношение к нему

Повторение пройденного материала.

- Ребята, напомните мне, а что такое пейзаж?

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Пейзаж - французское слово, которое обозначает изображение природной среды. ---- Давайте подумаем, какие природные среды существуют вокруг нас, которые могли бы вдохновить художника на создание пейзажа.

- А как зовут художника, который пишет пейзажи -


Существует много видов пейзажа, таких как:

сельский, городской, парковый, марина, индустриальный, героический, декоративный, лирический, исторический, романтический, космический, эпический.

Изучение нового материала с просмотром презентации.

Сегодня мы с вами рассмотрим три вида пейзажа: городской, сельский, парковый. На основе изучения материала будет доказано, какую роль играет пейзаж в жизни человека.

Покажите на доске где, какой находится.

Пейзаж можно рисовать с натуры, выехав на природу, а можно придумать самому. При этом можно воспользоваться акварелью или гуашью, так как они ближе всего помогут передать цветовую гамму.

Цветовая гамма зависит не только от выбранной природной среды, но и от времени года, времени суток, погодных условий. Таким образом, рисовать можно:

1.Зимние, летние, осенние, вечерние, ночные пейзажи.

2.Утренние, дневные, вечерние, ночные.

3. Солнечные, дождливые, туманные, снежные.

5.Актуализация знаний учащихся.

Сегодня на уроке вам предстоит нарисовать свой любимый уголок природы. Пейзаж на тему «Край, в котором ты живёшь», какой сюжет можно подобрать для этого рисунка?

Объяснение теоретических знаний.

1.Линейная перспектива

2.Ближе - больше, дальше - меньше.

3.Цветовой контраст.

7. Практическая работа учащихся.

8.Итог урока.

В завершение беседы подведём итог. Пейзаж играет огромную роль в жизни человека. Да, действительно, пейзаж, показывающий красоту родного края, родной природы. Как нельзя лучше раскрывает тему.

Расширьте горизонты своего воображения и через пейзаж выразите своё отношение к родному краю. Но для того, чтобы вы смогли передать в рисунке свои идеи, чувства, необходимо знать особый художественный язык.


Мотивация


Фактический материал на повторение

Задание на решение проблем

(родная природа: лес, поле, озеро и т.д.)

Море - морской, подводный мир,

Горы - горный пейзажист

25

Космос - космический пейзаж,

Фантастика, сказка - выдуманный, сказочный пейзаж.


Гипотеза

Демонстрация произведений.

Выбор определённого вида искусств.


Подтверждение гипотезы.

Выставка работ учащихся


1мин.

Оказывается, есть много прекрасных уголков в нашем городе. В лучших работах вам удалось передать свои чувства, своё отношение изображаемому. Наш край в ваших рисунках удивителен. Где - то проглядывается печаль, состояние души с помощью цвета, композиционного настроения картины. А этим и определяется ценность любого произведения искусства

Рефлексия


26

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе,

по программе Б.М. Неменского, раздел « Человек и пространство. Пейзаж » 4 четверть, тема: «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».


Тема урока: «Выразительные возможности изобразительного искусства»

Цель урока: через презентацию на повторение пройденного материала - создать пейзаж - передать утреннее или вечернее состояние природы, с помощью выразительных средств художественного материала.

Задачи:

Образовательная:

- через обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках, учимся выделять выразительные возможности пейзажа;

- проводить исследование художественного творчества и делать выводы.

Развивающая:

- развивать у учащихся творческое воображение, фантазию, чувство композиции, интерес к жанру «Пейзаж», живописному искусству - как к одному из самых выразительных возможностей; совершенствовать умения и навыки; владеть живописными приёмами; умение анализировать своё творчество с помощью исследования.

Воспитательная:

- формировать у учащихся эмоционально - ценностное восприятие произведение изобразительного искусства через историю развития жанра «Пейзаж»;

- воспитывать внимательное, чуткое отношение к окружающему миру, собственное отношение к данному жанру.

Оборудование:

Для учителя: компьютер - презентация по данной теме с репродукциями известных художников, плакат с перспективой, последовательность выполнения рисунка.

Для учащихся: формат А3, акварель, гуашь.

План - конспект урока

Время этапа

Ход урока

Этапы

организации урока

2 мин.


3мин.


13мин.

1мин.


1мин.


20мин.

Организация урока.

Учитель объявляет тему урока «Выразительные возможности пейзажа». Сегодня на уроке вам предлагается нарисовать пейзаж, тот, который был вам ближе по вашему настроению, впечатлению, а также постарайтесь выразить в творчестве свои эмоции и чувства.

- И в этом художнику помогают выразительные возможности.

- Какие выразительные возможности вы знаете?

(цвет, графика, свето - тень, объём - с помощью цвета - примерные ответы)

- задание: выделить и записать выразительные средства изобразительного языка, которые помогают раскрыть художнику задуманный образ.

- Что же такое выразительные возможности?

- Попробуйте дать им определение

- Просмотр презентации с комментированием преподавателя.

Презентация составлена на повторение пройденного материала и является обобщением в изучении раздела «Человек и пространство. Пейзаж».

- После просмотра учащиеся называют множество выразительных возможностей пейзажа, которые можно разделить:

Композиционные

Выделение главного

Цветовые

Выражение чувств цветом

Графические

Штрих, пятно, линия- выражают характер задуманного

Компьютерно- графические

Пятно, линия, непосредственность в работе

Реалистическое выполнение

Объём, свето-тень, градация цвета, пятна, линий

Абстракция

Выражение чувств, с помощью цвета, пятна, линий

Декоративное решение

Стилизация с помощью пятна, линий, декоративности


- По ходу беседы учащиеся приходят к выводу: «Выразительные возможности» - это средства изобразительного языка плюс техника плюс идея и творчество, то есть всё то, что делает произведение выразительным, чувственным, загадочным, жизненным, прекрасным, фантастичным.


- Поиски выразительных возможностей путём исследования.


- Прежде чем выполнить какое - либо произведение, художник занимается поиском, то есть исследованием. Что он ищет? (выразительные возможности). Исходя от его идей, он выполняет множество зарисовок, набросков, этюдов в графике и в цвете, ищет наиболее выразительные средства.


- На прошлых занятиях рассматривались пейзажи в разных техниках.

- Выбор учащихся: пейзаж в смешанной технике или работа по влажной поверхности. Один и тот же пейзаж каждый художник одевает по - своему, придумывает свои приёмы исполнения, свой замысел, передаёт свои эмоции, настроение.

- И во всём этом, большую роль играет его фантазия и творческое воображение.

- На данном уроке решили проверить путём исследования - насколько богата фантазия человека.


Практическая работа:

- 1 ряд выполняет пейзаж в акварели - индивидуальная работа (по - сырому, лессировка).

- 2 ряд пейзаж гуашью.

- 3 ряд пейзаж в смешанной технике (акварель, пастель).

- Результат учащихся является наглядным пособием, которое может помочь при выполнение самых разных, необычных, творческих работ.


Мотивация


Задание на решение проблем.

Фактический материал на повторение


27


Мотивация на исследовательскую деятельность.

Демонстрация произведений.


Гипотеза.


Организация индивидуальной работы в группах по способностям.

Подтверждение гипотезы.


28

3мин.

- Можно ли считать фантазию и творческое воображение «Выразительными возможностями?»

Рефлексия


29


Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе,

по программе Б.М. Неменского, 4 четверть, раздел «Поэзия повседневности»


Тема урока: «Поэзия повседневной жизни в искусстве - Декоративный пейзаж»

Цель урока: расширять знания учащихся о декоративном пейзаже в графике, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм окружающего мира, изменчивостью природы в зависимости от освещения;

- учить находить красоту природы в разных её состояниях;

-совершенствовать технику работы графическими материалами: простым карандашом, углём, тушью;

-находить правильное композиционное решение при заполнении пространства.

Задачи:

Образовательные

- Через обобщение знаний предыдущих уроков, учимся выделять выразительные возможности пейзажа.

- Проводить исследование художественного творчества и делать выводы.

Развивающие:

- Развивать у учащихся творческое воображение, фантазию, чувство композиции, интерес к жанру «Пейзаж», к графическому искусству;

- совершенствовать умения и навыки; владеть графическими навыками; умение анализировать своё творчество с помощью исследования.

Воспитательные:

- Формировать у учащихся эмоционально - ценностное восприятие произведения изобразительного искусства через развитие жанра «пейзаж»; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история)

Оборудование:

Для учителя: компьютер - презентация по данной теме с репродукциями известных художников, плакаты для образцов с перспективой.

Для учащихся: бумага ФА3, тушь, перо, ручка с чёрной пастой, маркер чёрный или фломастер.

План - конспекта урока


Время этапа

Ход урока

Этапы организации урока.

2 мин.

3 мин.


10мин.


1мин.


1мин.


2мин


25мин.

1мин.


Организационный момент.

Повторение изученного материала. Послушайте поэтические зарисовки и скажите, к какому жанру живописи вы их отнесёте.

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман неподвижно белеет. И. Бунин.

Ученики -

Это пейзажная лирика. Какие виды пейзажей вы ещё знаете?

Ученики-

- На каком основании выделяются жанры в изобразительном искусстве? Как ты объяснишь разницу между тем, что изображено, и содержанием произведения?

- Какие пейзажные мотивы ты можешь назвать?

На представленных репродукциях - мотив реки.

- Как ты воспринимаешь содержание этих замечательных картин русских художников?

- А здесь зарубежных художников? Как по -разному раскрывают они своё понимание красоты и величия природы?

Самый распространённый вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски, которые художник делает постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, пером или углём, разнообразные по мотивам и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания завершённых произведений. Но и сами эти наброски, выполненные мастерами, очень ценны. Подвижные. Росчерковые линии передают непосредственность впечатлений и неповторимость переживаний художника - автора.

Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца 15 века появляются печатные книги, гравюрные оттиски становятся доступными широкому кругу людей. Мастера - гравёры всё большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха - графической разработанности и орнаментальности изображения.

Со временем самостоятельное значение графики только возрастало. В графике линии и разнообразный штрих постоянно сопутствуют друг другу, образуя тональные пятна и различные фактуры. Их ритмические построения позволяют создавать бесконечное разнообразие графических образов. Так стал развиваться декоративный пейзаж.

Рисунки, сделанные карандашом, тушью, углём, сангиной, - всё это графика.

Вспоминаем виды графики.

Декоративный пейзаж это - прежде всего творчество и фантазия художника.

- По ходу беседы учащиеся приходят к выводу: «Выразительные возможности» - это средства изобразительного языка плюс техника, плюс идея и творчество, то есть всё то, что делает произведение выразительным, чувственным, жизненным, прекрасным, фантастичным.

- Поиски выразительных возможностей путём исследования.

-Прежде чем выполнить какое - либо произведение художник занимается поиском, то есть исследованием. Что он ищет? (выразительные возможности). Исходя от замысла и идей он выполняет зарисовки, зарисовки, в графике, ищет наиболее выразительные средства.

-Выбор учащихся: пейзаж декоративный, чёрный фломастер, чёрный гель.

-На данном уроке решили проверить путём исследования - насколько богата фантазия человека.

Практическая работа.

Итог, вывод.

- Результат учащихся является наглядным пособием, которое может помочь при выполнение творческих работ.

-Можно ли считать фантазию и творческое воображение «выразительными возможностями»

Фактический материал на повторение

-Лирический


-Поэтический, романтический, эпический

Задание на решение проблемы

30

Мотивация


Офорт, ксилография, линогравюра, литография

В пример В.М. Конашевич. Дуб. Гравюра. Россия 20 век.


Мотивация на исследовательскую деятельность.

Выбор материала.

Организация индивидуальной работы

Подтверждение гипотезы


31

Рефлексия

32



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал