7


  • Учителю
  • Конспект урока по МХК на тему 'Художественная культура Междуречья. Архитектура. Изобразительное искусство. Литература. Музыкальное искусство.

Конспект урока по МХК на тему 'Художественная культура Междуречья. Архитектура. Изобразительное искусство. Литература. Музыкальное искусство.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок № 11

Раздел: КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ДРЕВНЕЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ


Тема урок: Художественная культура Междуречья.

Архитектура. Изобразительное искусство. Литература.

Музыкальное искусство.

Цель урока:

  • Закрепление знаний о географических и геополитических особенностях Древнего Междуречья; Закрепление знаний о мифологических представлениях народов Древней Месопотамии; ознакомление с характерными чертами месопотамской культуры на примере памятников архитектуры, скульптуры, ДПИ; овладение теоретическими понятиями в пределах темы урока: глиптика, зиккурат.

Задачи:

  • Воспитывать у учащихся эстетический вкус

  • Развивать у учащихся умение пространственно мыслить ориентируясь по представленным иллюстрациям

  • Воспитывать интерес к культуре прошлого.


Оборудование: экран, медиапроектор, карта Передней Азии.


Литература:

  • Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.

  • МХК. Поурочные планы 8 класс.


Тип урока: урок-презентация

Оформление:

  • Презентация Power Point по теме урока;

  • Кроссворд, рабочие листы.

Ход урока


І. Организационный момент, закрепление пройденного материала.

--На прошлом уроке, изучая культуру Древнего Междуречья, мы с вами узнали, какую территорию занимала цивилизация Месопотамии, какие государства располагались на ней, каким богам поклонялись их народы.

--Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.

Устный опрос:

  • Покажите пожалуйста на карте, где находилась Древняя Месопотамия?

  • Какие реки были на её территории?

(В долине рек Тигра и Евфрата, на обширных пространствах ограниченных с юга -Персидским заливом, с запада - Средиземноморским побережьем, с севера- Кавказом, а с востока - Иранским плоскогорьем в ІV тысячелетии возникла и утвердилась - МЕСОПОТАМИЯ - одна из древнейших цивилизаций, сыгравших огромную роль в истории человечества)

  • Что означает по гречески «Месопотамия»?

(«МЕСОС» - середина , «ПОТАМОС» - река - (греч) что означает -МЕЖДУРЕЧЬЕ)

  • Какое государство сегодня находится на этой территории?

(Сегодня здесь находится арабское государство Ирак со столицей Багдад.)

  • Назовите крупнейшие государства располагавшиеся на территории Месопотамии?

(Шумер, Аккад, Ассирия, Элан, Вавилон, Урарту, Палестина)

  • Перечислите достижения (изобретения) месопотамцев.

шумеро-вавилонская математика и астрономия дали позиционную систему цифр; круг 360 градусов; час - 6о минут; вычисление процентов; измерение площади геометрических фигур; определение лунных фаз и продолжительность солнечного года; изобретение календаря. Они умели ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света; первые в мире небоскрёбы (Вавилонская башня); соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат точно по 33 параллели. Они с оставили солнечные и лунные календари; символы 12 созвездий Зодиака; основы медицинских знаний; установили 7- дневную неделю. Но самое главное они изобрели - ПИСЬМЕННОСТЬ, которая позволила нам прочесть историю Древней Месопотамии.


--Каким же богам поклонялись древние месопотамцы? Какими природными явлениями управляли боги? Чтобы вспомнить это, давайте с вами устно заполним кроссворд.

1

С

7

И


Н


2

Э


Н


К


И


3

М


А


Р


Д


У

К


4

Н


А


Б


У

5

А


Н


У


6

Т


И


А


М


А


Т


  1. Бог, которого называли «господином, устанавливающим число, месяц и год» (Син)

  2. Бог, который изображался с рыбьим хвостом (Энки)

  3. «Божественный господин Вавилона» (Мардук)

  4. Бог, именем котрого клчлись в письмах и документах в подтверждение своей честности (Набу)

  5. Бог неба, бог всех Богов (Ану)

  6. Божество, олицетворяющее мировой хаос (Тиамат)

  7. Та, которую В Греции зовут Афродитой, а в Риме Венерой, Богиня любви, плодородия(Инанна)


--Ребята, спасибо вам за работу.


ІІ. Введение темы урока.

--Сегодня на уроке вы узнаете какие храмы строили своим богам жители Двуречья, какие дворцы возводили для себя цари, какими памятниками культуры прославила себя месопотамская цивилизация.

Начнём мы изучение искусства Двуречья с самого первого периода - Шумеро-Аккадского царства.

ІІІ. Изучение нового материала

--Наиболее ранним культурным центром Двуречья является Шумер (конец 4 - начало 3 тысячелетия до н.э.), главные достижения которого - расцвет храмового искусства, развитие глиптики (искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях) и, что самое важное, изобретение письменности.

Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо, от которого в дальнейшем пришлось отказаться из-за сложности и невозможности передать многозначный смысл слов и понятий. Писали на сырых глиняных табличках тростниковой палочкой, заострённой таким образом, что при надавливании она оставляла след в виде клина. Значки составлялись из различных сочетаний вертикальных, горизонтальных и наклонных клиньев. Отсюда и название этой письменности - клинопись.

--Много интересного о жизни шумеров рассказали нам глиняные таблички, прочтение которых потребовало от учёных немалых усилий и времени. Красоту слова, меткость и мудрость фразы передают расшифрованные шумерские пословицы.


Всё равно умрём - давай всё растратим!

А жить-то ещё долго - давай копить!


Ты идёшь, завоёвываешь земли врага.

Враг приходит, завоёвывает твою землю.

--Из отдельных табличек составлялись книги. Самые первые книги появились в Месопотамии больше 5 тысяч лет назад.

--До наших дней дошли сведения о сказочно богатой библиотеке (первой в мире) ассирийского царя Ашшурбанипала. Он основал её в столице Ассирии Ниневии.

Каждая книга состояла из отдельных «листов» - табличек одинакового размера.

На каждой табличке было название книги и номер листа. Книги размещались в библиотеке в строгом порядке; имелись списки с указанием названий книг и числа строк в каждой табличке. На каждой табличке стоял библиотечный штамп(печать): «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии». В библиотеке хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математике, истории, медицине, географии, хозяйственные, культовые, государственные. Древняя месопотамская литература включает в себя эпические поэмы, сказки, собрания пословиц.

Среди них - самая древняя эпическая поэма из всех которые знает человечество - «Эпос о Гильгамеше» («О всё видавшем») - созданное около 1800 тысячелетия до н.э.

Этот эпос вы дома должны будете внимательно прочитать и ответить письменно на вопросы. (рабочие листы)


АРХИТЕКТУРА

--Из произведений архитектуры время сохранило очень немногое, чаще лишь фундаменты зданий. Строились они из кирпича-сырца и в условиях повышенной влажности подвергались быстрому разрушению, не пощадили их и многочисленные войны.

У шумеров было множество богов. Каждому из богов строился храм, который из-за частых наводнений располагался на высокой насыпной насыпи.

В 3 тысячелетии до н.э. в царстве Шумера и Аккада сложился главный тип храмовой архитектуры Междуречья - ЗИККУРАТ.

Зиккурат в Уре.(демонстрация)


Вопросы классу:

Обратите внимание на схематическое изображение зиккурата.

  • Что представляет собой форма постройки?

  • Каковы по форме части, составляющие зиккурат?

  • По какому принципу они расположены?

  • Что украшает фасад зиккурата?

Зиккурат -это ступенчатая храмовая башня, состоящая из нескольких убывающих кверху трапециевидных платформ, сложенных из кирпича-сырца. На вершине - святилище; на фасаде - три крутые лестницы.

--Наибольшую известность приобрёл зиккурат в городе Уре (2200 -2000 тыс. до н.э.). Это одна из древнейших построек, которая ныне частично отреставрирована - зиккурат царя Ур-Наму в Уре.

Он представляет собой 3-ступенчатую башню. Высота основания башни -21м. полная высота 3-ступенчатого зиккурата - около 60м.; три крутые лестницы на фасаде сходились у края верхней плптформы.

Зиккураты строили в 3-4 уступа, а то и больше, до семи. Своеобразная лестница в небо. На вершине таких ступенчатых пирамид (зиккуратов) помещалось святилище. В дни праздников религиозные процессии совершали обход зиккурата и поднимались к храму на верхней ступени. В святилище народ не допускался; там ничего не было, кроме ложа и иногда золочёного стола. Святилище было «жилищем бога». В то же время оно использовалось жрецами для более конкретных нужд - они поднимались туда каждую ночь для астрономических наблюдений.

В храмах археологи нашли посвятительные статуэтки, изображающие молящихся людей.

--Вспомните, как они называются? (адоранты)

--Опишите их характерные особенности.

Заупокойный культ в Месопотамии не имел важного значения. Во всяком случае, известно только одно погребение с большим количеством произведений художественного ремесла.

Это захоронение правителей Ура, названное царскими гробницами в Уре. Здесь были найдены изделия из драгоценных металлов и камней, оружие, фигурки животных, арфа.

(Арфа из гробницы в Уре. Демонстрация)

Деку арфы украшает голова быка, прекрасно инкрустированная золотом, лазуритом, с глазами из раковин.(ныне находится в Филадельфии, Музей университета).

Ассиро-Вавилонская культура

--Замечательны сооружения архитектуры Вавилона (первая половина 1 тысячелетия до н.э.). Путь к городу вёл через врата, посвящённые богине плодородия и земледелия Иштар. Ныне эти ворота воссозданы в натуральную величину в Берлинском музее с использованием подлинных кирпичей из Вавилона.

Ворота представляли собой огромную арку высотой 9 м., по четырём сторонам которой стояли высокие массивные зубчатые башни. Всё сооружение покрывал глазурованный кирпич с рельефными изображениями священных животных бога Мардука -мушхушей.

От ворот богини Иштар начиналась трёхсотметровая священная дорога процессий. Она шла к главному храму Вавилона - Эсагилу, посвящённому богу Мардуку. На территории храма возвышалась знаменитая Вавилонская башня - зиккурат Этеменанки («Дом краеугольного камня земли и неба»). При площади основания 91х91 метр её высота достигала 90 метров. Ярусы были окрашены в разные цвета, а наверху находился храм Мардука. Именно об этой башне упоминается в Библии. Строить её начал Набопаласар в честь верховного вавилонского бога Мардука, а продолжил его сын Навуходоносор, написавший: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом».

--Вавилон прославился ещё и тем, что здесь находилось одно из семи чудес света: Висячие сады Семирамиды

(Сообщение учащегося)

Висячие сады, признанные одним из семи чудес света, находились в древнем городе Вавилон. Их приказал построить царь Вавилона Навуходоносор II для своей жены Семирамиды. По преданию, Семирамида была дочерью царя Мидии Кнаксара и после замужества очень тосковала по зеленой и цветущей родине. Чтобы как-то утешить ее, Навуходоносор II подарил ей цветущие сады.

Висячие сады представляли собой неправильную пирамиду, состоящую из четырех ярусов. Ярусы поддерживались мощными колоннами высотой до 25 м. Чтобы вода для полива растений не просачивалась на нижние этажи, каждый ярус выкладывали тростником, смешанным с составом, напоминающим современный асфальт, затем двумя рядами кирпичей с гипсовым раствором и, наконец, свинцовыми листами. Поверх свинца лежал толстый слой плодородной земли, в которую посадили семена различных цветов, кустарников и деревьев.

Растения, как известно, не могут жить без воды, а для такого огромного сада требовалось очень много воды. Для этого в садах была устроена специальная система орошения: одна из поддерживающих колонн представляла собой трубу, по которой на самый верхний ярус закачивали воду, а уже оттуда вода небольшими ручейками и водопадами растекалась по всей пирамиде. Различные ярусы садов соединялись лестницами и переходами. Возможно, в садах Семирамиды держали различных диковинных животных, так что они были не только ботаническим садом, но и зоопарком.

Висячие сады были построены во второй половине 6 в. до н.э. Они существовали и в то время, когда армия Александра Македонского захватила Вавилон (331 г. до н.э.). Но после смерти Александра за садами перестали ухаживать, они пришли в запустение, и однажды ярусы обрушились друг на друга.

--(Остатки города Вавилона, расположенные на левом берегу Евфрата, находятся в 90 км. от современного г.Багдада).


--В последующие века в буре сражений за власть в Междуречье Ассирия утверждает своё главенство.

--Ассирийское искусство было исполнено пафосом силы, прославляло мощи, победы и завоевания властителей. Оно носило не культовый характер, как в Шумере, а светский. Здесь строились преимущественно дворцы. Хотя рядом с дворцом обязательно возвышалась храмовая башня - зиккурат, именно дворец становится центром дворцово-храмового комплекса. Главное достижение вавилонских и ассирийских архитекторов - изобретение арки и свода.(впоследствии они были положены в основу всего строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы)

--В Асиири появился новый тип города - город-крепость с единой планировкой. В основе архитектуры такого города лежит кирпичная стена. Для городской планировки характерны следующие черты:

  • Наличие цитадели(цитадель - укреплённая часть города), в ней находятся дворец и храм;

  • Расположение цитадели у стены;

  • Прямоугольная форма укреплений;

--Примером может служить город Дур-Шаррукин (ныне Хорсабад) - резиденция царя СаргонаІІ.

Этот квадратный в плане город имел прямоугольную сеть улиц. Дворец

СаргонаІІ стоял на боьшой насыпной террасе, которая укреплялась огромными каменными плитами. Дворец был окружён мощными стенами высотой в 14 метров.

--Главный вход дворца имел арочное завершение, был сложен из кирпича-сырца и облицован обожжённым кирпичом, покрытым голубой глазурью. Этот парадный вход «охраняли» гигантские фигуры фантастических стражей - шеду.

Вопросы классу:

Опишите облик этих фантастических стражей.

  • Каковы их атрибуты?

  • Есть ли анатомические аномалии в их фигурах?

  • Для чего, по вашему, эти стражи наделялись пятой ногой?

--величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа во дворец грандиозные крылатые быки в тиарах(головной убор), с высокомерными человеческими ликами, сверкающими глазами, с огромными прямоугольными, завитыми бородами. Каждый бык имел по пять ног, для того, чтобы каждый входящий видел их сбоку в движении, устрашающем своей тяжестью, а спереди - в грозном покое.

--парадные помещения дворца украшались статуями богов, царей, героев, росписями; но главным украшением дворца были рельефы, расположенные длинными лентами в нижней части стены на уровне человеческого роста. Сюжеты композиций - сцены войны, охоты, придворной жизни, Царь занимал в них главное место.

Рельефное изображение Саргона. демонстрация

--Этот рельеф сделан в соответствии с каноном: голова, нижняя часть тела, ноги и одно плечо даны в профиль; другое плечо - В фас. Тщательно отделывались детали - завитки волос, складки одежды, мускулы.


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

--Изобразительное искусство представлено главным образом рельефами, на которых запечатлены батальные сцены с наступающими войсками, колесницами, скачущими всадниками. На рельефах бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены по канатным лестницам; переплывают бурные реки, гонят отбитые стада и пленных. И всё это совершается во славу одного челове5ка - царя!

--Одним из лучших образцов аккадской скульптуры является победная стела царя Нарам-Сина.

(Демонстрация. Стела царя нарам-Сина их Суз.

Красный песчаник. 3 тысяч. До н.э. Париж, Лувр)

Вопросы классу:

  1. Как вы понимаете слово «стела»? (каменная вертикальная плита, содержащая текст или рельефные изображения)

  2. Опишите, что изображено на этой стеле?

  3. Как изображён царь Нарам-Син?

  4. Что представляет его головной убор?

  5. Какие символы присутствуют на рельефе?

Описание стелы:

--Царь Аккада Нарам-Син, внук Саргона Древнего, считал себя «могущественным богом Аккада» и повелел изображать себя в головном уборе с божественными символами - рогами. На стеле изображён его поход против горного племени, луллубеев.Сверху вниз, по горным тропам идут воины с копьями. Взоры их обращены вверх, на фигуру победоносного Царя Нарам-Сина, поднявшегося к самым вершинам гор, над которыми сияют Луна и Солнце - символы богов Царь только что метнул дротик в горло противнику. Готовясь сразиться с последним врагом, он лделает шаг вперёд. Поверженный воин больше не сопротивляется, поднимает руки и закрывает лицо, точно ослеплён величием победителя.

--Интересна композиция стелы.

На небольшой поверхности мастер удачно поместил возвышающуюся над всеми, фигуру царя, множество воинов. В правой части видны спасающиеся бегством враги: их копья сломаны, на лицах ужас и мольба пощады.


--Не менее известна стела царя Хаммурапи (18 в. До н.э.)

--Вавилонский царь Хаммурапи, создатель свода законов, подходит в молитвенной позе к богу Солнца _ Шамашу. Голова царя покрыта шапкой, длинная одежда спускается складками до ступней, правая рука обнажена. Шамаш восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову божества венчает четыре пары рогов - знак величия. На груди лежит длинная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символ власти - кольцо и жезл. Отныне ему поручено вершить правосудие.

--Наивысшего расцвета ассирийский рельеф достиг при царе Ашшурбанипале (668-626 гг.до н.э.).

--В рельефах его дворца лучше всего выполнены сцены охоты.

На этом рельефе всё находится в движении. Рельеф натуралистичен. Это прежде всего относится к изображению животных; их облик анатомически правилен, позы точны и выразительны.

--Рельеф с изображением мифического героя Междуречья -Гильгамеша.

Хранится в Париже в Лувре. На рельефе Гильгамеш изображён в момент укрощения льва. Правой рукой он сжимает саблю, левой прижимает к себе молодого льва, который выглядит в его руках как котёнок.


--Общепризнанным шедевром является скульптурное изображение головы богини Иштар (нач. 3 тысяч. До н.э.)

--Пустые глазницы богини взирают на нас. Когда то они были инкрустированы драгоценными камнями и придавали облику богини величие. Брови, сросшиеся на переносице, плотно сжатый рот придают лицу несколько высокомерное выражение.


--До наших дней сохранилось множество резных каменных печатей круглой или цилиндрической формы.

(печати. Стеарит.4 тысяч.до н.э. Берлин, Государственный музей)

--На печатях изображались фигурки человека, животного, сцены на мифологические и бытовые сюжеты. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом обладающим магической силой. Их хранили как талисман, дарили храмам, помещали в захоронения.


МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

--Большим почётом в Месопотамии пользовались храмовые музыканты-жрецы. Их имена записывались вслед за именами богов и царей. На траурных церемониях музыканты-жрецы исполняли песни-плачи, а в обычные дни должны были радовать и утешать души богов и царей прекрасными звуками. Из музыкальных инструментов особое распространение получили арфа, бубен, тарелки, двойной гобой, продольные флейты.


ІV. Итог урока

--В шумеро-аккадской кльтуре выделяют два направления: культовое и светское. Преобладающим является именно культовое направление, в котором складывается особый тип храмовой архитектуры - зиккурат и появляются связанные с ним храмовые принадлежности - адоранты. Светское направление развивалось медленно и проявилось прежде всего в ДПИ(глиптике) и в скульптуре ( посвятительные стелы и портретные статуи правителей).

--В развитии ассиро-вавилонской культуры доминирует не культовая, а светская линия. Это проявилось в строительстве великолепных городов с роскошными храмами и дворцами, украшенными рельефами. Искусство призвано было прославлять победы и богатство властителей, увековечить имена царей.


НОВЫЕ СЛОВА В СЛОВАРЬ:

  • Зиккурат -это ступенчатая храмовая башня, состоящая из нескольких убывающих кверху трапециевидных платформ, сложенных из кирпича-сырца. На вершине - святилище; на фасаде - три крутые лестницы.

  • Глиптика - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях

  • Стела - каменная вертикальная плита, содержащая текст или рельефные изображения

  • Шеду - гигантские фигуры фантастических «стражей» парадных ворот с пятой ногой(крылатые львы, быки с человеческой головой)

--На этом заканчивается наше путешествие по долине Тигра и Евфрата. Впереди нас ждут другие древние цивилизации.


V. Домашнее задание

  1. Ознакомиться с содержанием эпоса о Гильгамеше («О всё видавшем») (раздаточные листы)

Задание к эпосу: Выписать в тетрадь строки эпоса понравившиеся вам больше всего.

  1. Знать новые слова: зиккурат, глиптика, стела, шеду.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал