- Учителю
- Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему «Образ красоты человека (женский образ)».
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему «Образ красоты человека (женский образ)».
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского
на тему « Образ красоты человека (женский образ)».
Учителя изобразительного искусства Гришиной Ирины Владимировны
ГБОУ СОШ № 417 СП прогимназия № 1642
-
Класс: 4
-
Предмет: изобразительное искусство.
-
Тема: Образ красоты человека (женский образ).
-
Место урока в системе Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского. 5 урок.
-
Тип урока: Урок освоения новых знаний.
-
Цели и задачи урока:
- Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение
к традициям русского народа.
- Закрепить умение изображать портрет человека, закрепить навыки работы с цветом.
- Развивать потребность детей в творчестве.
- Формировать у учащихся художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и имровизацию.
-
Оборудование к уроку: Компьютер, проектор, презентация по теме урока.
-
Дидактические средства:
для учителя -
изобразительный ряд: рисунки, презентация с работами И.Билибина,
К. Маковского, М.Врубеля
литературный ряд: стихотворения - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), «Мороз, Красный нос» (отрывок).
музыкальный ряд: запись русских народных песен.
для обучающегося - Лист А-3, гуашь и кисти.
-
Планируемые результаты: сформировать у учащихся представление о народном костюме, о женском головном уборе; уважение к культуре, развить умение работы с художественными материалами при создании портрета русской красавицы.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку?
Сегодня у нас необычный урок - путешествие в прошлое.
Ждет сегодня вас
О русской красавице сказ.
Слайд 1
2. Актуализация знаний
Ребята, какой, по вашему мнению, должна быть «русская красавица»? (ответы детей: красивой, доброй, умной и т.д.)
Давайте обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах. Поможет нам настроиться на нужное настроение - народная музыка. (Звучит запись русской народной песни «Девка по саду ходила»)
Слайд 2
Учитель: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Из какого произведения эти строки?
Ученики: Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Учитель: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях
С походкой, со взглядом цариц.
Их разве слепой не заметит!
А зрячий о них говорит:
Пройдет - словно солнце осветит,
Посмотрит - рублем одарит.
Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.
Ученики: Николая Алексеевича Некрасова. «Мороз, Красный нос».
Учитель: Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?
Ученики: Их трудолюбие, красота.
3.Постановка проблемы и фиксация новых знаний
Учитель: Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное - о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.
Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.
Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка?
Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?
Ученики: Сарафан, рубаху. В будни - простой, неяркий. В праздники, красивый, яркий. Украшали вышивкой.
Учитель: Ребята, у нас сегодня непростая гостья - Машенька. Она пришла к нам в стилизованном русском костюме. Учитель демонстрирует женский русский народный костюм.
Красна девица идет,
Словно павушка плывет,
На ней платье золотое,
Лента алая в косе.
Взгляните на Машин костюм. Будто кто-то собрал солнечный свет, цветы с полей и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
Особое место в русском костюме всегда отводилось головному убору.
Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, но волосы необходимо было заплетать в одну косу в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Волосы были длинными, и с распущенными волосами не ходили, потому что так неудобно было бы стирать, готовить, шить, работать в поле, ухаживать за скотиной. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу значило оскорбить девушку. На иллюстрации к русской сказке "Василиса Прекрасная" И.Билибин изобразил Василису с длинной косой.
Слайд 3
На рисунке видно, что лоб не закрыт челкой, - считалось, что с закрытым лбом девушка будет чаще болеть. Конец косы девушки украшали накосником. Он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем и т. д. Самый распространенный головной убор девушки - это платок.
Слайд 4
В платке изображена И.Билибиным Аленушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",
Слайд 5
и "Девушка с бураком" - А.Венецианова.
Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы - и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, почелки, перевязки, ширинки, кокошники (Н.Аргунов. "Портрет девушки в кокошнике"),
Слайд 6
коруны (М.Врубель. "Царевна Лебедь", В.Васнецов. "Три царевны подземного царства").
Слайд 7
Головные уборы были с открытым верхом, расшитые золотой нитью, а на лоб спускались поднизи ажурного плетения из жемчуга (в виде сетки). Жемчуг добывали в чистых северных реках.
По древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях "простоволосой" - это считалось большим грехом. Считалось, что волосы обладают магической силой. Выходя замуж и становясь членом чужого рода, женщина должна была прятать волосы, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Не случайно у И.Билибина Баба Яга изображена с распущенными волосами.
Слайд 8
Во время свадебного обряда подружки прощались с невестой под пение протяжных грустных песен и с плачем расплетали ей девичью косу, а невеста приговаривала: "Прощай, коса, девичья краса, полно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться". Потом волосы невесты переплетали на две височные косы, укладывали короной вокруг головы, а затем плотно закрывали повойником. При этом девушка причитала: "Уж и покрасуйтесь, мои русы волосы, темнота будет вам, да русы волосы, да тягота будет да буйной голове". С этого момента никто из мужчин не мог видеть волос женщины. На Руси существовало выражение "опростоволосить женщину", то есть нанести оскорбление, открыв ее волосы.
Слайд 9
Типичный головной убор замужней женщины - кика и сорока с позатыльней. Основу кички делали из стеганого холста на подкладке, переднюю часть кички - из бересты
или кожи и покрывали дорогой тканью. У А.С. Пушкина в "Сказке о рыбаке и рыбке" у старухи "...парчовая на маковке кичка...". Сверху основы надевали сороку - чехол из дорогой ткани, а сзади прикрепляли позатыльник. Край сороки украшали золотым шитьем, а сзади к ней прикрепляли толстый плетеный шнур, украшенный бисером. Среди деталей сороки есть "крылья" и "хвост", а в орнаментах вышивки встречаются изображения птиц. Вся кика вместе с сорокой могла весить до семи килограммов. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: "кокош" - это петух, он будит солнце, а "кичка" - это утка.
В праздничные дни голову женщин украшал дивный убор - венец или кокошник.
Слайд 10
Кокошник - высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы.
Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой».
4.Прктическая работа
Учитель: Мы с вами уже говорили, что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств - словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.
Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица?
Правильно - это портрет.
Определение задания и этапов работы:
- Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые мате-
риалы. При выполнении работы вам нужно проявить творческую фантазию и умение работать, вам предстоит изобразить портрет русской красавицы в головном уборе. Это будет погрудное изображение. Как лучше расположить лист бумаги для такого рисунка? Правильно, вертикально.
Практическое задание вы будете выполнять без предварительного рисунка карандашом.
1.Сначала надо наметить овал головы, голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея - признак женской красоты.
2. Потом прямо на лице (без палитры) составить цвет лица (белый, желтый, красный), закрасить лицо и шею, наметить головной убор (сразу красками); пока сохнет лицо, закрасить фон картины, одежду. Черты лица можно рисовать только по высохшей краске. Вспомните как правильно нарисовать глаза, изобразить нос, губы.
3. Портрет необходимо украсить, а для этого очень подходят украшения. Украшение на шее - "сбруя". "Сбруя" - это огромное количество бус, плетенных из бисера шнурков, бисерных воротничков, ошейников, украшений из ниток и монет. Украшения надо рисовать точками и мазками очень быстро, краски брать сразу из баночки, не смешивая.
4. Постарайтесь передать в своём рисунке характер русской красавицы.
(самостоятельная работа детей)
5. Подведение итогов урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель. Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.
При этом подробнее остановитесь на следующих критериях:
• оригинальность идеи;
• эстетика оформления;
• объем работы.
- Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?
- Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?
- Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?
- Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.