7


  • Учителю
  • Конспект по мхк 'Художественные образы'

Конспект по мхк 'Художественные образы'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Разработка урока мировой художественной культуры

для 8 класса

по теме:

«Художественные средства и жанры живописи»

Цель: Выявить характерные особенности в жанрах живописи

Задачи

Проанализировать понятие жанр, художественный образ.

Формировать у школьников умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения, вести диалог.

Оборудование

Раздаточный материал

Мультимедийное оборудование

Ход урока

Мотивация учащихся, диагностика, введение в тему.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Леонардо да Винчи
Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат.

А как вы понимаете смысл этих строк?


Что вы знаете о живописи? А что бы вы хотели узнать?

Заполните первые две колонки таблицы.

Губерман И.
Живопись наружно так проста,
что уму нельзя не обмануться,
но в интимной пластике холста
можно только чувством прикоснуться.


Учащиеся высказывают свои версии, суждения

Заполняют таблицу (первые две колонки):

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

***

***


Узнал(а)


Первая опорная точка

Жанровое многообразие живописи


С какими жанрами живописи вы знакомы? А что же такое Жанр?

ЖАНР (от фр. genre - род), исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и тем самым наследуемая совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающая их между собой узнаваемыми чувствами и мыслями.

Задание:Используя раздаточный материал, заполните таблицу.


Название жанра живописи

Характеристика жанра


Учащиеся предлагают варианты ответов

Работа в группах


Вторая опорная точка

Умение видеть и сопоставлять


Задание:Просмотрите зрительный ряд и определите, к какому жанру относится каждое из предложенных произведений.

Докажите, почему вы так считаете?

Работа в парах


Название жанра

произведения

Доказательство





Третья опорная точка

Художественный образ в произведениях живописи


Художественный образ. Сформулируйте, а как вы понимаете это выражение?

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, форма художественного мышления.

Образ включает: материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, богатство личности творца.

считал, что художественный образ «являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность».

Художественный образ - целая система мыслей, он соответствует сложности, эстетическому богатству и многогранности самой жизни.

Учащиеся предлагают варианты ответов.


Запись определения.


Четвёртая опорная точка

Художественные средства живописи

Говоря о произведениях, мы говорим о средствах создающих художественный образ.С помощью каких средств создается художественный образ?

- Композиция

Композиция - это искусство группировать в изображении фигуры, предметы, пятна, дать необходимое освещение, усиливать или ослаблять цвет, жертвовать деталями и обобщать их, словом - сочетать все элементы и части картины в целях красноречивого выражения содержания художественного образа.

Работа над композицией начинается, как правило, с выбора объекта изображения, который по аналогии с литературой часто называют сюжетом произведения. Правда, сюжетными обычно считают картины с несколькими или многими человеческими фигурами, связанными каким-либо действием, но по существу свой сюжет имеют и картины природы, где его называют часто "мотивом" пейзажа, и натюрморты, и все другие объекты, выбранные художником для изображения. В сюжете определяется художественный замысел живописца и, следовательно, выбор сюжета играет решающую роль в дальнейшем раскрытии образа в композиции. Сюжет и композиция в живописи нераздельны, так как сюжет обретает плоть свою лишь в определенном сочетании изображенных объектов. Для художника выбор сюжета означает одновременно и выбор направления композиционного решения. Нередко сюжет является ему вместе с композицией, и он фиксирует и то и другое в эскизе, который затем уточняет, углубляет и развивает в картине. Яркой иллюстрацией сказанному может служить известная история возникновения замысла картины "Меншиков в Березове". Дождливое и холодное лето 1881 года Суриков провел со своей семьей в деревне, в тесной крестьянской избенке, из которой в такую погоду не хотелось выходить. Скованный тесными пределами четырех стен, Суриков все думал: кто же еще так в низкой избе сидел? И вот однажды, отправившись в Москву за покупками и проходя по Красной площади, художник вдруг вспомнил: "...Меншиков... сразу все пришло - всю композицию целиком увидел".

- Манера письма художника

Сложившаяся манера письма позволяет художнику иметь свое творческое лицо.

В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем.

Манера письма художника становится исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Из сочетания гибких мазков рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций

В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана.

- Колорит (цвет)

Цвет своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности.

В "Березовой роще" художник созерцает красоту. Поэтому реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Изображение обобщено цветом: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо - равноокрашенным задником, роща - почти силуэтом, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается цельное впечатление лика природы, совершенной красоты. Природа в "Березовой роще" Куинджи реальна и условна.

В творчестве художника цвет освобождается от темной тональности. В природе Куинджи улавливает тончайшие градации цвета. В живописи же художник свободно варьирует освещенностью, полутонами, яркостью. Он намеренно активизирует, звучно сопоставляет дополнительные цвета. Куинджи постиг в совершенстве тонкое знание гармонии цветов, колорита, тона. Эта его способность в полной мере проявилась в картинах 1879 года и последовавших за ними произведениях. Мастерство Куинджи в передаче лунного света - результат огромной работы художника, длительных поисков. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе..

"Вечер на Украине" (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием "Вечер". В картине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: теневые стороны хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения. "Вечер на Украине" едва ли не самое показательное для творческого метода Куинджи произведение.

Колорит изображения ( colorito, от color - , ) - характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

Внешнее выражение колорита - живописность и красочность цветовых сочетаний в произведении.

- Светотень

  1. Светотень, распределение светлых и тёмных зон на объекте, обусловленное формой и фактурой его поверхности, освещением и позволяющее зрительно воспринимать объём и рельеф

  2. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения.

Рассуждения учащихся (с примерами)


Запись определений


Итог урока.


Полотна кисти известных художников, разные по содержанию, художественной манере, колориту и технике письма, имеют одно объединяющее начало. У зрителя возникает ощущение непринужденной легкости письма, кажется, что они написаны на одном дыхании. Но не стоит забывать, что великие художники - великие труженики.

В каждой своей новой работе художник стремится к ещё большему мастерству, чувствуя, как замыслы опережают возможности.

Искусство требует от художника всей жизни. Произведения становится выразительным, только когда в его создание вложена часть души.

Как бы ни было трудно на первых порах, художнику необходимо упорно двигаться вперед, полагаясь на собственные силы. Только так, проявляя настойчивость и упорство и овладевая мастерством можно приблизиться к своим успехам.


Творческое домашнее задание


Рассмотреть репродукции картин великих художников.

Подготовить выступление (сообщение) об одном из понравившемся произведении, опираясь на материал о «художественных средствах» и «художественном образе» в живописи.


Рефлексия


Заполните последнюю колонку таблицы

Заполняют таблицу (третью колонку):

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

***





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал