7


  • Учителю
  • Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине история изобразительного искусства для специальности СПО 43.02.02 Парикмахерское искусство

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине история изобразительного искусства для специальности СПО 43.02.02 Парикмахерское искусство

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Министерство образования и науки РТ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Международный колледж сервиса»











Методические указания



для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине





ОП.02 История изобразительного искусства



Для специальностей среднего профессионального образования

43.02.02 Парикмахерское искусство по программе углубленной подготовки

(на базе основного общего образования)















Казань 2016













Разработчик:

Пфейфер Нина Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО «Международный колледж сервиса»















Рассмотрена на заседании кафедры ТиГ

Протокол № ________ от «____»________________2016 г.

Зав. кафедрой ТиГ ______________Бакирова Г.А.













Эксперты:

  1. Доцент кафедры МТ «КНИТУ», кандидат педагогических наук, Хисамиева Л. Г.



2. Кандидат филологических наук, преподаватель ГАОУ СПО «Международный колледж сервиса» Бакирова Г. А.

Содержание



I. Пояснительная записка____________________________________________ 4





II. Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы

студентов по дисциплине

ОП.02 «История изобразительного искусства»______________________ 6





III. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы

студентов по темам дисциплины

ОП.02 «История изобразительного искусства»_____________________7





IV. Литература____________________________________________________ 30



































I. Пояснительная записка





Согласно новым требованиям в сфере образования любой начинающий специалист должен обладать опытом исследовательской и социально-оценочной деятельности. Он формируется в процессе самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельная работа является неотъемлемым элементом учебного процесса. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические и практические способности, столь важные для современной подготовки специалистов.

Самостоятельная работа имеет воспитательное значение. Она формирует самостоятельность, ответственность за порученное дело, творческое отношение к поставленной задаче, умение владеть собой как совокупность навыков, играющих существенную роль в структуре личности.

Курс «История изобразительного искусства» рассчитан на 90 академических часов при максимальной нагрузке студента 135 часов и самостоятельной работе студента 45 часов. Содержание рабочей программы по истории изобразительного искусства разработано в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.02 «Парикмахерское искусство» по программе углубленной подготовки (на базе основного общего образования).

Для качественного освоения дисциплины приобретает большое значение правильная организация самостоятельной работы студентов, которая включает консультирование по заданиям самостоятельной работы, ее контроль, организацию экскурсий в музеи и выставочные залы, совместная работа над творческими презентациями тем. Студентам предлагается список литературы для самостоятельного изучения, темы для рефератов или устных сообщений, которые следует органично включать в структуру аудиторных занятий.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студента предлагается: чтение дополнительной литературы, структурирование текста при помощи составления контрольных вопросов, ответы на поставленные контрольные вопросы, выписки (конспектирование) текста для устных и письменных сообщений, выступлений на семинаре, аннотирование, сравнительный анализ искусствоведческих исследований по вопросам истории изобразительных искусств, использование DVD и Интернета, выполнение презентаций с использованием устройств мульти-медиа, зарисовка интересных исторических причесок и на их основе эскизирование современных.

Самостоятельная работа студентов носит вариативный характер с учетом специфики специальности, индивидуальных особенностей студентов.

Самостоятельная работа студентов может осуществляться индивидуально или группами студентов, в зависимости от объема, конкретной тематики и уровня сложности работы.

Критериями оценки результатов внеаудиторной работы студента являются:

  • Обоснованность и четкость изложения ответа

  • Способность выделять главное в обработанной информации, систематизировать информацию

  • Оформление материала в соответствии с требованиями

  • Творческий подход к теме





II. Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы (СР) студентов по дисциплине

ОП.02 «История изобразительного искусства»



Для специальности среднего профессионального образования

43.02.02 Парикмахерское искусство по программе углубленной подготовки

(на базе основного общего образования)



Название разделов и тем



Кол-во часов на СР

1

Раздел 1. Искусство как основа художественной культуры общества





Тема 1.3 Видовое разнообразие искусств

2

2

Раздел 2. Художественная культура древнего мира





Тема 2.1 Художественная культура первобытного общества

1



Тема 2.2 Художественная культура Древнего Египта

2



Тема 2.3 Искусство Ассиро-Вавилонского царства

1



Тема 2.4 Искусство Древней Греции

2



Тема 2.5 Искусство Древнего Рима

2

3

Раздел 3. Художественная культура средневековья





Тема 3.1 Искусство Византии

1



Тема 3.3 Искусство готики

2

4

Раздел 4. Художественная культура эпохи Возрождения





Тема 4.3 Изобразительное искусство раннего Возрождения. Италия

2



Тема 4.4 Изобразительное и декоративное искусство зрелого Возрождения. Италия

2



Тема 4.5 Живопись Северного Возрождения. Общая характеристика

2

5

Раздел 5. Искусство средневековой Руси





Тема 5.1 Древнерусские иконы и фрески

1

6

Раздел 6. Художественная культура XVII - XVIII веков в Западной Европе и России





Тема 6.1 Условия формирования художественной культуры Нового времени

2



Тема 6.2 Искусство барокко в западной Европе

2



Тема 6.3 Изобразительное искусство барокко в России

2



Тема 6.4 Искусство рококо в западной Европе и России

1



Тема 6.5 Искусство классицизма. Стиль ампир в западной Европе

2



Тема 6.6 Искусство классицизма в России

2

7

Раздел 7. Художественная культура XIX века





Тема 7.1 Идейные и художественные особенности романтизма.

2



Тема 7.3 Искусство критического реализма в живописи Западной Европы и в России

2



Тема 7.4 Идейно-эстетические установки передвижников

2



Тема 7.6 Идейно-эстетические установки импрессионистов

2

8

Раздел 8. Изобразительное искусство XX века





Тема 8.1 Искусство эпохи модерн

2



Тема 8.2 Модернистские течения в живописи начала ХХ века

2



Тема 8.5 Искусство социалистического реализма

2



Итого:

45 часов



III. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по темам дисциплины

ОП.02 «История изобразительного искусства»



Раздел 1. Искусство как основа художественной культуры общества



Тема 1.3 Видовое разнообразие искусств

Самостоятельная работа студента:

  1. Работа с конспектом аудиторной лекции и дополнительными источниками (список прилагается ниже)

  2. Ответить на контрольные задания:

    1. Как соотносятся понятия «художественная культура» и «искусство»?

    2. Аргументировать тезис: «искусство - отражение действительности».

    3. Аргументировать тезис: «искусство есть особый тип художественной деятельности»

    4. Аргументировать тезис: «искусство - особый тип художественного мышления»

    5. Аргументировать тезис: «искусство - способ созидания и преобразования жизни»

    6. Почему искусство считают социальным явлением?

    7. Что означает гуманизм искусства?

    8. Раскрыть преобразующую функцию искусства.

    9. В чем заключается познавательная функция искусства?

    10. Почему говорят, что искусство утешает?

    11. В чем проявляется философичность искусства?

    12. Что означает функция предвосхищения?

    13. Почему говорят, что искусство способствует общению?

    14. В чем заключается воспитательная функция искусства?

    15. Что может внушать искусство?

    16. Что подразумевают под эстетической функцией искусства?

    17. Раскрыть функцию наслаждения.

    18. Раскрыть понятие «вид искусства»

    19. Какие признаки могут быть положены в основу классификаций искусств?

    20. Какие искусства называют изобразительными, выразительными, синтетическими?

  3. Проиллюстрировать функции искусства примерами.

  4. Составить классификации искусств, в зависимости от превалирующего признака

  5. Список источников:

  • Борев Ю.Б. Эстетика: учебник - М.: Высш. шк., 2002, с. 142-147, с. 154-165

  • Куренкова Р.А. Эстетика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 203, с.163-206, с.265-305



Раздел 2. Художественная культура древнего мира



Тема 2.1 Художественная культура первобытного общества

Самостоятельная работа студента:

  1. Знакомство с артефактами первобытной художественной деятельности на страницах Интернет, энциклопедических, искусствоведческих изданий.

  2. Подумать над вопросами:

    1. Почему культура появилась одновременно с возникновением человечества?

    2. Что побуждало древнего человека заниматься художественной деятельностью?

    3. Проявляется ли наследие первобытной культуры сегодня?

    4. Можно ли говорить об архитектуре в первобытной культуре?

3. Ответить на контрольные вопросы по теме:

3.1 Каковы источники знаний о первобытной культуре?

3.2 Какова роль археологии в формировании представления о первобытной культуре?

3.3 Какова роль этнографии в формировании представления о первобытной культуре?

3.4 Какова роль языка в формировании представления о первобытной культуре?

3.5 Какую роль сыграли ритуалы, обычаи древних в формировании художественной культуры?

3.6 Какие виды искусства выделяются в культуре первобытных людей? Какова их специфика?

3.7 Какие темы и образы были популярны в творчестве первобытных людей?

3.8 Каковы особенности построек у первобытных?

3.9 Почему ученые рассматривают художественное творчество первобытных людей как область эмпирического знания?

Требования к знаниям: студент должен знать источники знаний о древней культуре, условия формирования первобытных искусств и особенности их выражения

Требования к умениям: узнавать памятники первобытного искусства, выражать свои эмоции по отношению к ним, аргументировать свои суждении по теме, отвечать на контрольные вопросы.



Тема 2.2 Художественная культура Древнего Египта

Самостоятельная работа студента:

  1. Просмотр иллюстративного материала по теме из разных источников (учебники, альбомы, видеофильмы, Интернет). Желательно подготовить личную подборку иллюстративного материала по теме.

  2. Сравнение произведений скульптуры и росписей различных периодов развития древнеегипетского искусства с целью выделить общее и различное в изобразительном языке, сделать письменный анализ.

  3. Написание реферата по одному из аспектов темы или составление электронной презентации по теме.

  4. Предложить эскиз стилизованного макияжа и прически для сценическогообраза

  5. Работа с дополнительной литературой:

    1. Всеобщая история искусств /Под ред. Б.В.Веймарна, Б.Р.Виппера, А.А.Губера: в 6 томах - М., 1956-1966 г.г.

    2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств - М.:Современник, 1996

    3. Дмитриева Н. Краткая история искусств - М.: «АСТ-ПРЕСС», «Галарт», 2000г.

  6. Ответить на контрольные вопросы:

    1. Какова роль Нила в развитии культуры древнего Египта?

    2. Почему планировка заупокойных комплексов была связана с планировкой жилища?

    3. Как называли гробницы др. египтяне?

    4. Какие элементы организуют планировку заупокойных комплексов?

    5. Какие элементы организуют планировку храмов?

    6. Что символизирует сфинкс?

    7. Чего требовал канон изображения скульптуры у др. египтян?

    8. Чего требовал канон изображения человека в росписях?

    9. Для чего украшались росписями и рельефами стены гробниц?

Требования к знаниям: студент должен иметь представление о многообразной культуре Древнего Египта; знать особенности архитектуры, скульптуры, росписей и их выразительные свойства на разных этапах развития культуры Древнего Египта.

Требования к умениям: студент должен узнавать памятники культуры Древнего Египта и выделять их характерные особенности; высказывать личное мнение по отношению к искусству древних египтян, отвечать на контрольные вопросы, самостоятельно систематизировать и обрабатывать информацию по теме и презентовать ее, использовать особенности египетского стиля для формирования облика современного человека.



Тема 2.3 Искусство Ассиро-Вавилонского царства

Самостоятельная работа студента:

  1. Просмотр иллюстративного материала из разных источников (учебники, альбомы, Интернет).

  2. Зарисовать прически и украшения с ассиро-вавилонских изображений (рельефов, скульптурных фигурок).

  3. Найти примеры использования темы ассиро-вавилонского искусства в современной моде (культуре). Предложить свой стилизованный вариант современного сценического образа.

Требования к знаниям: студент должен иметь представление о специфике выражения ассиро-вавилонского искусства, известные памятники архитектуры и скульптуры.

Требования к умениям: студент должен уметь выделять и эмоционально оценивать элементы своеобразия ассиро-вавилонского искусства, применять знания для создания современных сценических образов.



Тема 2.4 Искусство Древней Греции

Самостоятельная работа студента:

  1. Просмотр иллюстративного материала по теме из разных источников (учебники, альбомы, видеофильмы, Интернет).

  2. Сравнение произведений скульптуры и росписей различных периодов развития древнегреческого искусства с целью выделить общее и различное в изобразительном языке. Сделать письменный анализ (для желающих).

  3. Написание реферата по одному из аспектов темы или электронной презентации (на выбор).

  4. Зарисовка греческих причесок.

  5. Подготовить ответы на вопросы:

  1. Каковы особенности мировоззрения древних греков?

  2. Какая связь между мифом и скульптурой?

  3. Каково значение Олимпийских игр для развития скульптуры?

  4. Каким образом проявилась человеческая мера в греческой скульптуре и архитектуре?

  5. В какой период развития древнегреческой культуры достигли наивысшего расцвета искусства?

  6. Какие особенности имела, и какие задачи решала древнегреческая классическая скульптура?

  7. Сравнить фотографию спортсмена в момент его выступления и скульптуру «Дискобол» Мирона. Что их роднит? Попробуйте угадать следующее движение спортсмена.

  8. Основные темы скульптуры.

  9. Каковы различия между египетской и греческой скульптурой?

  10. Какие материалы использовала греческая скульптура?

  11. При помощи каких средств создавалась выразительность греческой скульптуры?

  12. Назвать имена знаменитых скульпторов и их творения.

  13. Как можно определить роль постамента в скульптуре?

  1. Задания для обсуждения:

    1. Существует ли связь между темой, воплощенной в статуе «Дискобол» Мирона и высказыванием древнегреческого философа Гераклита: «Все течет, все изменяется»? И Аристотеля: «Воля и деятельность - главные этические требования человека. Не пассивное существо, а деятельное; счастье не является вещью, а действием»

    2. Скульптура греков и лирика. Какая связь между ними?

    3. Каким образом связана современная культура с античной?

    4. Если бы сейчас вы должны были проинструктировать скульптора, создающего статую идеального юноши, то какие указания вы бы ему дали? Сравните свой мысленный образ с образами античных скульпторов.

    5. Вы готовите выставку «Образ человека в художественной культуре Древней Греции». Какие произведения вы поместите на ней? Прокомментируйте свой выбор.

  2. Объяснить термины: акрополь, периптер, ордер, антаблемент, фриз, карниз, портик, кариатида, фронтон, рельеф, барельеф, горельеф.

Требования к знаниям: студент должен иметь представление о культуре древних греков; знать особенности искусства периода Классики, в частности, заслуги греков в архитектуре, скульптуре, росписях, театральном искусстве.

Требования к умениям: студент должен узнавать памятники архитектуры, скульптуры, росписей, выделять их характерные особенности; выражать личное отношение культуре древних греков, содержательно отвечать на вопросы.



Тема 2.5 Искусство Древнего Рима

Самостоятельная работа студента:

  1. Просмотр иллюстративного материала по теме из разных источников;

  2. Сравнение произведений скульптуры и росписей, архитектуры Древней Греции и Древнего Рима с целью выделить общее и различное в изобразительном языке, сделать письменный анализ.

  3. Написание реферата или составление электронной презентации по одному из аспектов темы.

  4. Зарисовка римских причесок.

  5. Выполнение заданий:

5.1 Сравнить древнеримские арены и современные цирки по форме, планировке и назначению.

5.2 Сравнить скульптуры греческой классики и скульптуры «августовского классицизма». Один ли и тот же смысл вкладывали в них творцы?

5.3 В каком из стилей римской скульптуры вы хотели бы видеть собственный портрет?

6. Объяснить термины: тогатус, римская архитектурная ячейка, триумфальная арка, триумфальный столп, арена,форум.

Требования к знаниям: студент должен иметь представление о культуре Древнего Рима; знать характерные особенности мировосприятия; причины развития и особенности искусства архитектуры, скульптуры, росписей, прикладного искусства.

Требования к умениям: студент должен узнавать памятники искусства; путем сравнения с древнегреческими памятниками выделять характерные особенности древнеримских памятников искусства, самостоятельно систематизировать и обрабатывать информацию по теме и презентовать ее.



Раздел 3. Художественная культура средневековья



Тема 3.1 Искусство Византии

Самостоятельная работа студента:

  1. Просмотр иллюстративного материала по теме из различных источников: учебники, альбомы, видеофильмы, Интернет.

  2. Выполнить сопоставительный анализ античного и византийского искусства, выявить характерные особенности. Сравнить римские и византийские мозаики. Выявить отличия.

  3. Зарисовать прически с византийских мозаик и фресок. Составить личный комментарий.

  4. Подготовить реферат или составить электронную презентацию на тему:

- Византийский костюм

- Византийские мозаики

- Византийские храмы

- Византийские украшения

Требования к знаниям: студент должен иметь представление об особенностях византийской культуры, особенностях религиозного миропонимания; понимать роль христианства в развитии художественной культуры данного периода; знать особенности художественного языка данной эпохи.

Требования к умениям: студент должен уметь объяснять особенности культуры этого периода, сопоставлять особенности искусства античного мира и византийского искусства, самостоятельно систематизировать и обрабатывать информацию по теме и презентовать ее.



Тема 3.3 Искусство готики

Самостоятельная работа студента:

  1. Просмотр иллюстративного материала из самостоятельно отобранных источников.

  2. Сравнительный анализ объектов романской и готической архитектуры, а также архитектуры готики различных периодов (раннего, зрелого, позднего).

  3. Объяснить термины: базилика, неф, трансепт, портал, аркбутан, контрфорс.

  4. Работа с дополнительной литературой и Интернет источниками:

  1. Всеобщая история архитектуры - М., 1963 г.

  2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств - М.:Современник, 1996 г.

  3. Дмитриева Н. Краткая история искусств - М.: «АСТ-ПРЕСС», «Галарт», 2000г.

  1. Ответить на вопросы:

- В каких искусствах проявился готический стиль?

- Как изменился портал готического храма по сравнению с романским?

- Почему готический храм напоминает корабль?

- В чем принципиальное отличие готического храма от романского?

- Почему в готических сооружениях стали большими окна?

- Какую роль играли витражи в готических храмах?

6. Зарисовать средневековые прически, используя образцы книжной графики. Подготовить личный комментарий зарисовок. Как можно использовать знания по теме для создания современного модного образа?

Требования к знаниям: студент должен знать периодизацию готического искусства; религиозную обусловленность готического искусства; особенности готической архитектуры; сущность синтетичности готического искусства; великие памятники эпохи готики.

Требования к умениям: студент должен уметь путем сравнительного анализа выделять общее и различное в романском и готическом стиле; узнавать памятники архитектуры и определять их принадлежность к тому или иному этапу развития готики, выделяя характерные выразительные средства.





Раздел 4. Художественная культура эпохи Возрождения



Тема 4.3 Изобразительное искусство раннего Возрождения. Италия

Самостоятельная работа студента:

  1. Просмотр иллюстративного материала из разных источников.

  2. Зарисовка причесок с портретов флорентийских художников. Соотнесение с современной модой на прически с косами.

  3. Работа над индивидуальными презентациями по творчеству флорентийских художников: Донателло, Мазаччо, Учелло, Веркьо, фра Липпи, фра Анжелико, Гирландайо, Ботичелли.

Требования к знаниям: студент должен знать характерные особенности живописи и скульптуры мастеров изобразительного искусства раннего Возрождения.

Требования к умениям: студент должен узнавать произведения искусства мастеров раннего Возрождения, выделять их характерные особенности, изобразительно-выразительные средства, применять элементы внешнего вида с портретов эпохи Возрождения в современном модном образе.





Тема 4.4 Изобразительное и декоративное искусство зрелого Возрождения. Италия

Самостоятельная работа студента:

1. Сравнить скульптуры «Давид» работы Донателло и Микеланджело. Выделить общее и различное в творческом подходе к изображению библейского героя. Составить письменный анализ.

2. Ознакомление с творчеством художников Возрождения по репродукциям, альбомам, при помощи Интернет.

3. Работа с дополнительной литературой:

3.1 Всеобщая история искусств / Под ред. Б.В.Веймарна, Б.Р.Виппера, А.А.Губера: в 6 томах - М., 1956-1966 г.г.

3.2 Гнедич П.П. Всемирная история искусств - М.:Современник, 1996 г.

3.3 Любимов Л. Искусство Западной Европы - М.: Просвещение, 1984 г.

3.4 Дмитриева Н. Краткая история искусств - М.: «АСТ-ПРЕСС», «Галарт», 2000г.

4. Выполнение электронной презентации по теме (по желанию).

5. Ответить на вопросы:

  1. Какие требования предъявлялись к творческой личности в эпоху Возрождения?

  2. Обосновать необходимость энциклопедических знаний для художника Возрождения.

  3. Обосновать необходимость знания Библии для художников Возрождения.

  4. Как понималось мастерство художника?

  5. Что нового внес в живопись Возрождения Джотто?

  6. Каковы характерные особенности живописи Боттичелли?

  7. Какова главная черта живописных образов Микеланджело?

  8. Рассказать о скульптуре Донателло.

Требования к знаниям: студент должен знать характерные особенности живописи и скульптуры мастеров изобразительного искусства различных периодов Возрождения.

Требования к умениям: студент должен узнавать произведения искусства мастеров Возрождения, выделять их характерные особенности, изобразительно-выразительные средства.



Тема 4.5 Живопись Северного Возрождения. Общая характеристика

Самостоятельная работа студента:

  1. Просмотр иллюстративного материала из различных источников.

  2. Составить электронный доклад или презентацию о каком-либо художнике Северного Возрождения или его произведении.

Примерный перечень тем:

  1. Творчество Яна Ван Дейка

  2. Иероним Босх - христианин, гений, сумасшедший?

  3. Творчество Питера Брейгеля

  4. Живопись А.Дюрера

  5. Графика А.Дюрера

  6. Кранах Старший

  7. Ганс Гольбейн Младший

  8. Произведения Я. Ван Дейка в Эрмитаже

  9. Произведения Дюрера в Эрмитаже

  10. Произведения Кранаха Старшего в Эрмитаже

  11. Произведения Ганса Гольбейна Младшего в Эрмитаже

  12. Произведения голландских художников в Эрмитаже

Требования к знаниям: студент должен знать идеал художников Северного Возрождения, специфику жанров, тем, изобразительных средств, великие произведения голландцев

Требования к умениям: студент должен уметь выражать суждения по вопросам эстетической и социальной ценности произведений великих голландцев, уметь использовать возможности компьютерных программ в работе над презентациями.



Раздел 5. Искусство средневековой Руси

Самостоятельная работа студента:

  1. Просмотр иллюстративного материала по теме. Выявление особенных черт изобразительного языка иконописи разных периодов развития

  2. По желанию составление электронных докладов (презентаций) на темы:

2.1 Храмы Троице-Сергиевой лавры

2.2 Храмы Андроникова монастыря

2.3Древняя архитектура Московского Кремля

2.4 Христианские храмы в нашем городе (исторические памятники)

3. Рекомендовано посещение экспозиции икон ГМИИ РТ.

Требования к знаниям: знать условия формирования иконописных школ в средневековой Руси, особенности художественного языка икон.

Требования к умениям: соотносить светское искусство с церковным, находить различия изобразительного и выразительного языка, формулировать ценность иконописного искусства.



Раздел 6. Художественная культура XVII - XVIII веков в Западной Европе и России



Тема 6.1 Условия формирования художественной культуры Нового времени

Самостоятельная работа студента:

  1. Составление электронных докладов (презентаций) о деятельности великих просветителей.

Примерные темы:

  1. Просветительская деятельность М.Ломоносова

  2. Достижения М.Ломоносова в литературе

  3. Достижения М.Ломоносова в изобразительном искусстве

  4. Просветительская деятельность Радищева

  5. Философия Вольтера

  6. Дени Дидро - представитель просветительского реализма.

Требования к знаниям: знать условия формирования просветительского искусства, характерные черты просветительской идеологии.

Требования к умениям: уметь презентовать информацию по теме.



Тема 6.2 Искусство барокко в западной Европе

Самостоятельная работа студента.

1. Просмотр репродукций и альбомов по теме в библиотеке.

2. Подготовка устного сообщения об интересных фактах, связанных с барочными ансамблями России.

3. Зарисовка причесок с портретов барокко. Интерпретация идей исторического стиля в современном модном образе.

Требования к знаниям: студент должен знать особенности стиля барокко в различных видах искусствах.

Требования к умениям: студент должен уметь выделять стилевые особенности барокко на примере конкретных произведений искусства.



Тема 6.3 Изобразительное искусство барокко в России

Самостоятельная работа студента.

  1. Анализ архитектурных ансамблей загородных резиденций русских царей (Петергоф, Царское село, Павловск). Характер планировки. Стилевые особенности архитектурных построек. Выразительные средства стиля барокко. Ансамблевость комплексов как единение архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и ландшафтного искусства. Составление электронных докладов (презентаций).

Примерные темы:

  1. Большой Петергофский дворец. Испытания Великой отечественной войны 1941-45 г.г.

  2. Большой Петергофский дворец. Современный период

  3. Фонтаны Петергофа. Нижний парк.

  4. Статуи в Петергофе

  5. Петергоф. Фонтаны верхнего парка

  6. Сопоставить планировку и устройство Петергофа и Версаля

  7. Екатерининский дворец в Царском селе

  8. Галереи Камерона. Царское село

  9. Парковый ансамбль Царского села

  10. Павловский дворец

  11. Павловский парковый ансамбль

  12. Тема, предложенная студентом

Требования к знаниям: студент должен знать особенности стиля барокко в различных видах искусствах.

Требования к умениям: студент должен уметь выделять стилевые особенности барокко на примере конкретных произведений искусства.



Тема 6.4 Искусство рококо в западной Европе и России

Самостоятельная работа студента.

  1. Просмотр иллюстративного материала. Соотнесение стилей рококо и барокко, выявление специфики жанров, тем, изобразительных и выразительных средств.

  2. Зарисовка причесок в стиле рококо. Интерпретация стилей в современной моде причесок

  3. Работать с учебной литературой:

    1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура - М.: Академия, 2000, с. 231-247.

    2. Андреева О.И. Мировая художественная культура - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005, с.113-116.

Требования к знаниям: студент должен знать особенности стиля рококо в различных видах искусствах.

Требования к умениям: студент должен уметь выделять стилевые особенности рококо на примере конкретных произведений искусства, применять знания для развития творческого воображения, необходимого в профессии парикмахера, стилиста.





Тема 6.5 Искусство классицизма. Стиль ампир в западной Европе

Самостоятельная работа студента:

  1. Просмотр иллюстративного материала из различных источников (альбомы, видеофильмы, Интернет)

  2. Составление письменных сообщений (электронных презентаций) об архитектурных памятниках периода классицизма и ампир (на выбор).

  3. Найти примеры интерпретации стиля классицизма и ампир в современной моде, архитектуре нашего города.

  4. Ответить на контрольные вопросы:

1. Охарактеризовать идейно-политические предпосылки утверждения стиля классицизм.

2. Каковы черты стиля классицизм в архитектуре?

3. Каковы черты стиля классицизм в литературе, драматургии?

4. Каковы черты стиля классицизм в живописи?

5. Каковы черты стиля классицизм в интерьерах?

6. Какова особенность стиля ампир?

  1. Объяснить термины: балюстрада, ризалит, ордер

Требования к знаниям: студент должен знать причины утверждения классицизма, стилевые особенности классицизма в различных видах искусства, знаменитые памятники классицизма.

Требования к умениям: студент должен уметь объяснять причины появления классицизма, выделять стилевые особенности классицизма на примере конкретных произведений искусства, самостоятельно систематизировать и обрабатывать информацию по теме и презентовать ее.



Тема 6.6 Искусство классицизма в России

Самостоятельная работа студента.

  1. Составить электронные доклады (презентации) о каком-либо строении (ансамбле) в стиле классицизм в России (нашем городе)

Примерные темы

  1. Казанский собор в Петербурге

  2. Исакиевский собор в Петербурге

  3. Здание Адмиралтейства в Петербурге

  4. Здание Академии живописи, ваяния и зодчества в Петербурге

  5. Малый эрмитаж в Петербурге

  6. Академия наук в Петербурге

  7. Московский университет

  8. Университетский ансамбль в Казани

  9. Михайловский дворец (замок) в Петербурге

  10. Тема, предложенная студентом

Требования к знаниям: студент должен знать причины утверждения классицизма, стилевые особенности классицизма в различных видах искусства, знаменитые памятники классицизма.

Требования к умениям: студент должен уметь, выделять стилевые особенности классицизма на примере конкретных произведений искусства, самостоятельно систематизировать и обрабатывать информацию по теме и презентовать ее.



Раздел 7. Художественная культура XIX века



Тема 7.1 Идейные и художественные особенности романтизма.

Самостоятельная работа студента.

1. Составление электронных докладов (презентаций) по творчеству художников-романтиков

Примерные темы

  1. Тема национального освободительного движения в творчестве Гойи

  2. Женские портреты Гойи

  3. Тема революции в творчестве Делакруа

  4. Портреты творческих личностей в живописи Делакруа

  5. Портреты Кипренского

  6. Портрет А.С.Пушкина в творчестве Тропинина, Кипренского

  7. Традиции классицизма и романтизма в картине «Последний день Помпей» К.Брюллова

  8. Тема, предложенная студентом

Требования к знаниям: студент должен знать причины утверждения романтизма, стилевые особенности романтизма в различных видах искусства, знаменитые памятники романтизма.

Требования к умениям: студент должен уметь выделять стилевые особенности романтизма на примере конкретных произведений искусства, самостоятельно систематизировать и обрабатывать информацию по теме и презентовать ее.



Тема 7.3 Искусство критического реализма в живописи Западной Европы и в России

Самостоятельная работа студента.

  1. Просмотр иллюстративного материала из различных информативных источников.

  2. Ответить на контрольные вопросы:

2.1 Какие исторические и общественные условия создали почву для появления критического реализма в искусстве?

2.2 Каковы задачи критического реализма в искусстве?

2. 3 Каковы черты творчества П.Федотова?

2.4 Как раскрывается тема страданий народа в картинах В.Перова?

  1. Работа над индивидуальными электронными докладами (презентациями) по творчеству художников критического реализма

Примерные темы:

  1. Судьба женщины в картинах Федотова серии «Вдовушка»

  2. Юмор в картинах Федотова

  3. Близость героев в творчестве Федотова и Гоголя

  4. Мир деталей в картинах Федотова, его роль в раскрытии идей и художественных образов произведения

  5. Социальная сатира живописи Перова

  6. Обличение духовенства в живописи Перова

  7. Тема страданий в творчестве Перова

  8. Тема, предложенная студентом

Требования к знаниям: студент должен знать причины развития критического реализма, стилевые особенности критического реализма, известные произведения критического реализма.

Требования к умениям: студент должен уметь выделять стилевые особенности критического реализма на примере конкретных произведений искусства, самостоятельно систематизировать и обрабатывать информацию по теме и презентовать ее.



Тема 7.4 Идейно-эстетические установки передвижников

Самостоятельная работа:

  1. Выбрать по желанию художника-передвижника и охарактеризовать основные моменты его творчества, выбрать для анализа наиболее значимые картины. Подготовить устное сообщение или оформить реферат. Рекомендуется подготовка электронной презентации (8-10 слайдов).

Художники-передвижники: И.Крамской, В.Перов, И.Репин, В.Суриков, Н.Ге, А.Саврасов, Ф.Васильев, М.Шишкин, В.Поленов, И.Левитан, И.Айвазовский и др.

Требования к знаниям: студент должен иметь представление о жанровом многообразии творчества передвижников, социальной обусловленности их искусства; знать имена и произведения знаменитых художников.

Требования к умениям: студент должен уметь выделять характерные изобразительные средства, творческую манеру художников-передвижников, самостоятельно систематизировать и обрабатывать информацию по теме и презентовать ее.



Тема 7.6 Идейно-эстетические установки импрессионистов

Самостоятельная работа студента:

  1. Ответить на вопросы:

1. Каковы эстетические установки импрессионистов?

2.Каким образом выразилась новизна изобразительных средств импрессионистов?

3. Какие картины импрессионистов вам запомнились и почему?

4. Какие художественные направления существовали в западноевропейском искусстве во второй половине 19-го века?

2. Работа с дополнительной литературой:

  1. Андреева О.И. Мировая художественная культура - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005, с. 152-156.

  2. История русского искусства /под редакцией В.И.Плотникова - М.: Изобразительное искусство, 1980, с. 170 -171..

  3. Дмитриева Н. Краткая история искусств - М.: «АСТ-ПРЕСС», «Галарт»,2000, с.431 -464, 481487,594 -595.

  4. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура /Учебное пособие - Мн.: «ТетраСистемс,1997, с. 201 -206.

  5. Ивлев С.А. Художественная культура XIX-XX веков / материалы для учителя - М.: «Фирма МХК», 2001, с.28-34.

3. Просмотр иллюстративного материала из различных источников.

4. Рекомендуется составление электронных презентаций об искусстве импрессионистов (на выбор).

Требования к знаниям: студент должен знать эстетические установки импрессионистов, выдающиеся имена художников и их знаменитые работы.

Требования к умениям: студент должен уметь объяснять суть творческих исканий живописцев, выделять характерные особенности изобразительных средств импрессионистов, самостоятельно систематизировать и обрабатывать информацию по теме и презентовать ее.

Раздел 8. Изобразительное искусство XX века

Тема 8.1 Искусство эпохи модерн

Самостоятельная работа студента:

  1. Просмотр иллюстративного материала по теме

  2. Подготовка электронных презентаций о костюме, ювелирных украшениях, предметах быта, витражах в стиле модерн (на выбор)

  3. В помощь предлагаются источники:

    1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000 г., с.424-435, 435-439

    2. Рапацкая л.А. Русская художественная культура - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002, с.452-498

    3. Садохин А.П. Мировая художественная культура - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, с.384-387

    4. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности _ М.: РИПОЛ классик, 2007, с. 192-206

Требования к знаниям: студент должен знать эстетические установки модерна, особенности изобразительного и выразительного языка, выдающиеся работы представителей модерна.

Требования к умениям: студент должен уметь выделять характерные особенности изобразительных и выразительных средств стиля, самостоятельно систематизировать и обрабатывать информацию по теме и презентовать ее.



Тема 8.2 Модернистские течения в живописи начала ХХ века



Самостоятельная работа студента:

  1. Подготовка презентаций (электронных докладов) по творчеству художников-модернистов.

Примерные темы

  1. Художественное объединение в России «Мир искусства». Его идейные вдохновители и меценаты.

  2. Художественное объединение в России «Ослиный хвост»

  3. Художественное объединение в России «Бубновый валет»

  1. Творчество Б.Кустодиева

  2. Творчество И.Машкова

  3. Творчество П.Кончаловского

  4. Творчество Малевича

  5. Творчество М.Шагала

  6. Творчество Лентулова

  7. Картина Кандинского в ГМИИ РТ

  8. Творчество П.Филонова

  9. Творчество М.Ларионова. Картина вГМИИ РТ

  10. Художник Н.Альтман

  11. Художник Р.Фальк

  12. Тема, предложенная студентом

Требования к знаниям: студент должен иметь представление о многообразии модернистских течений в искусстве

Требования к умениям: студент должен уметь выделять стилевые особенности изобразительного языка определенного художника модерниста, самостоятельно систематизировать и обрабатывать информацию по теме и презентовать ее.



Тема 8.5 Искусство социалистического реализма

Самостоятельная работа студента:

1. Просмотр иллюстративного материала по различным источникам.

2. Задание: выбрать по желанию художника советского периода и охарактеризовать его произведения, определенные содержанием темы (см. программу дисциплины). Подготовить устное сообщение или оформить реферат (электронную презентацию объемом 5-6 слайдов).

Требования к знаниям: студент должен иметь представление о многообразии тем в советском изобразительном искусстве.

Требования к умениям: студент должен уметь высказывать личное мнение по поводу художественных произведений советского периода, самостоятельно систематизировать и обрабатывать информацию по теме и презентовать ее.







IV. Литература



I. Обязательная

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2010 г.

  2. Андреева О.И. Мировая художественная культура: учеб. пособие/ Среднее профессиональное образование - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  3. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебпособие для уч.средних проф. заведений - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

  4. Срабова О.Ю. Мировая художественная культура. Новое время. Западная Европа 17-го-18-го веков: учебное пособие - Спб: Корона, 20010.

II. Дополнительная

1. Всеобщая история искусств / Под ред. Б.В.Веймарна, Б.Р.Виппера, А.А.Губера: в 6 томах - М., 1956-1966 г.г.

2. Всеобщая история архитектуры - М., 1963 г.

3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств - М.:Современник, 1996 г.

4. Дмитриева Н. Краткая история искусств - М.: «АСТ-ПРЕСС», «Галарт», 2000г.

5. История русского искусства: в 13 томах / Под ред. И.Э. Грабаря - М., 1953-1963 г.г.

6. История русской архитектуры: от 16-го до 20-го века / Под ред. С.В.Безсонова - М., 1951 г.

7. История искусства. Первые цивилизации. Перевод с испан. / Под ред. Н.Алпатовой - М.: ЗАО «Бета-сервис», 1998 г.

8. История русского искусства: изд. 2-е, переработанное /Под ред. В.И.Плотникова - М.: Изобразительное искусство, 1980.

9. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках - М.: Просвещение, 1988 г.

10. Краснобаев Б. Очерки истории русской культуры 18-го века - М.: Просвещение, 1972 г.

11. Кириченко Е. Русская архитектура 1830-1910-х годов - М.: Искусство, 1978г.

12. Леонтьева Г.К. Питомцы муз: кн. о рус. зодчих, ваятелях и живописцах 1-й пол. 19-го века - Л.: Искусство, 1968 г.

13. Любимов Л. Искусство Западной Европы - М.: Просвещение, 1984 г.

14. Любимов Л. Искусство древней Руси - М.: Просвещение, 1981 г.

15. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: учебное пособие - Мн: Тетра-Системс,1997.

16. Очерки истории русской культуры второй половины 19-го века - М.: Просвещение, 1976г.

17. Памятники архитектуры Ленинграда - Л.: Стройиздат, 1975.

18. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных выставок - М., 1989 г.

19. Русские художники от А до Я - М.: Слово,2000 г.

20. Сарабьянов Д. История русского искусства: вторая пол. 19-го века - М.: Издательство московского университета, 1988.

21. Сарабьянов Д. Стиль модерн - М., 1989 г.

22. Сарабьянов Д. История русского искусства конца 19-го - начала 20-го века - М.: «АСТ-ПРЕСС», «Галарт», 2001.

23. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов - Обнинск: Титул, 1996.

  1. Электронные ресурсы

  1. Краткая история изобразительного искусства// iskusstvu.ru/

  2. Искусство конца XIX- начала XX века:Электронный курс лекций// www.virtualrm.spb.ru/historyofarts/rubezh/

  3. Ильина Т. В. История искусств: Отечественное искусство: Учебник -М.: Высшая школа, 2000.// www.bibliotekar.ru/</</font>

  4. История изобразительного искусства: Учебное пособие//uchebnik-online.net/

  5. Электронный сборник лекций по Истории изобразительного искусства: Учебное пособие/ Составитель преподаватель ГАОУ СПО «МКС» Пфейфер Н.В.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал