- Учителю
- Конспект урока по искусству на тему Искусство и власть
Конспект урока по искусству на тему Искусство и власть
Искусство и власть 1.1
Искусство часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, - поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет у людей.
Примеры:
-
Это четыре статуи Rameses II, каждая высотой в 65 футов (20 метров) украшают Великий Храм в Абу-Симбел (слайд 2)
-
Гора Rushmore является монументальной гранитной каменной резьбой в Южной Дакоте. Она изображает четырех президентов США: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна (слайд 3)
-
Памятники Ленину в Магнитогорске.
Памятник вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину торжественно открыт 1 ноября 1981 года, который был изготовлен по проекту авторов: художника А. Новикова; скульптора Р. Сафарова; архитекторов Э. Овселяна и С. Кулева. Памятник В. И. Ленину представляет собой скульптурное изображение вождя пролетариата, стоящего за трибуной и произносящего речь на фоне развернутого знамени. Памятник отлит из бронзы на местном металлургическом комбинате. Монумент В.И. Ленину на Комсомольской площади является памятником монументального искусства регионального значения (слайд 4)
-
Памятник Ленину на площади Победы (слайд 5)
• Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран? Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть.
Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства.
Устанавливаются конные статуи:
Например:
-
Этьен Фалькон Памятник Петру I, 1768-1770гг.гранит, бронза. Высота: 10,4 м. Сенатская площадь (слайд 6)
-
В. М. Клыков. Памятник маршалу Жукову, 1995 бронза. Москва, Манежная площадь (слайд 7)
-
Памятник Салавату Юлаеву. Скульптор С. Д. Тавасиев, бронзированный чугун, гранитный постамент (слайд 8)
-
Конная статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге - крупнейший из памятников Чингисхану в Монголии и крупнейшая конная статуя в мире. Высота: 40 м (без постамента) (слайд 9)
-
С. Орлов, А. Антропов, Н. Штамм. Памятник Юрию Долгорукому, 1954 бронза. Тверская площадь, Москва (слайд 10)
Сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.
Например:
-
Триумфальная арка в Париже- монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806-1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Триумфальные ворота в Париже построены по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (слайд 11)
-
Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи - аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура - отливались из чугуна (слайд 12)
В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года был разработан проект реконструкции площади. Арка была разобрана, часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано этого не было.
В 1966-1968 годах Триумфальная арка была воссоздана на новом месте - на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва». Сейчас это площадь Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы (слайд 13)
В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва.
Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы - Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
Пример: Успенский собор в Москве (слайд 14-15) Успенский собор - один из древнейших в Москве. Построен по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах.
В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека.
Пример: Сталинские высотки в Москве
-
Дворец Советов (слайд 16-17)
В основу проектов сталинских высоток был положен проект монументального Дворца Советов, который так никогда и не был построен. Ради грандиозного сооружения был взорван Храм Христа Спасителя. На его месте в 30-е годы стали возводить гигантское здание, которое должно было стать на тот момент самым высоким в мире - 420 метров. Венчать Дворец Советов должна была колоссальная статуя Ленина, прототипом которой послужила знаменитая Статуя Свободы в Нью-Йорке. Стройка велась достаточно активно, но в годы войны металлический каркас здания был разобран. Из него сделали противотанковые ежи для обороны Москвы. После войны пришлось сосредоточиться на восстановлении страны, и проект был заморожен. Однако идея строительства Дворца Советов не покидала Сталина до самой смерти.
-
Сталинские высотки в Москве.
Все сталинские высотки были заложены в один и тот же день - 7 сентября 1947 года, когда праздновали 800-летие Москвы. Это было символом нового этапа в жизни древней столицы.
Главное здание МГУ - самое масштабное из всех сталинских высоток. В нем 36 этажей, а высота со шпилем достигает 240 метров (слайд 18)
Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории:
-
Революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917);
-
плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941-1945); (слайд 19)
-
массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет;
-
авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности;
-
рок-музыка, выражающая протест против ограничения свободы личности.
-
Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?
Д/З - найти примеры:
Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства.
Учебник стр. 102-107
Источники:
-
school.xvatit.com/index.php?title=%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B8_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C
-
www.liveinternet.ru/users/3166127/post132273935/
-
greedyspeedy.livejournal.com/72213.html
-
ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Конные_статуи
-
900igr.net/fotografii/mkhk/Arkhitektura-Moskovskogo-knjazhestva/001-Uspenskij-sobor.html
-
www.airpano.ru/360Degree-VirtualTour.php?3D=New-Jerusalem-Monastery-Russia
-
www.diletant.ru/excursions/55815/
-
pr.uz/istoriya-reklami/5184</</u>
4