7


  • Учителю
  • Доклад на тему: 'Эстетическое воспитание детей коррекционной школы средствами изобразительного искусства '

Доклад на тему: 'Эстетическое воспитание детей коррекционной школы средствами изобразительного искусства '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Эстетическое воспитание детей коррекционной школы средствами изобразительного искусства

Ибраимова Зинаида Ондабаевна

Воспитатель СКШИ

Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.

И.В. Гете

Знакомство учащихся коррекционной школы с искусством расширяет кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся и активно содействуют этому развитию. Замедленный темп восприятия, недостаточная дифференциация и значительное сужение объема воспринимаемого материала нередко усугубляются пониженной активностью самих учащихся. Глядя на какое-либо изображение или предмет, умственно отсталый ребенок не стремится рассмотреть его во всех деталях, полностью разобраться в его особенностях. У него нет потребности всматриваться, искать, избирательно находить какие-нибудь свойства. Внимание его неустойчиво, он легко отвлекается, быстро утомляется. Между тем полноценное восприятие окружающего мира необходимо для подготовки человека к жизни, успешной социализации. Умение воспринимать и правильно понимать окружающее вырабатывается не сразу. Без соответствующего обучения и воспитания даже у нормально развивающихся детей процесс формирования восприятия несколько задерживается. Еще более нуждаются в специально организованной педагогической работе дети с нарушением интеллекта. Наблюдая за работой детей с изобразительными материалами, я обратила внимание на то, что всё дети рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребёнку нужно помочь, а другому требуется обучение и тренировка. Но, главное и, к сожалению, негативное в работах детей - не было творческого подхода. Постоянная демонстрация образцов и приёмов работы типовой программы приводило к тому, что более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют, «не так и неправильно», ждали указания воспитателя, не видели цветового многообразия окружающего мира и.т.д. В конечном счёте, оставались незаконченные работы «полуфабрикаты», сделанных для воспитателя. Причины здесь совокупные: несформированность графических навыков и умений, не развитость воображения, а также неверный подход педагога к изобразительной деятельности. Он не побуждает детей к экспериментированию с красками, бумагой, а вынуждает механически выполнять то, что предлагает педагог. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Несовершенство методики проведения любых занятии, в том числе и по изодеятельности, может отрицательно сказаться на творческом развитии ребенка, так как ребёнку навязываются определённые штампы и стереотипы (трава зелёная, небо синее). В каждом человеке можно развить способности, только надо постараться. Но проблема в другом, как уже говорили одному нужно чуть-чуть помочь, а с другим работать долго и упорно. А стоит ли? Ведь если на самом деле в каждом по нашему желанию развить те или иные способности, то мы штамповали бы одинаково талантливых людей. А где же личность, где индивидуальность? Именно поэтому задача взрослых помочь ребёнку, найти себя в этом мире, помочь ему развить природные способности, а не навязывать свои представления. Педагог должен предлагать детям, а не навязывать, помогать, а не заставлять. А чтобы помочь ребёнку найти себя мы обязаны, предлагать как можно больше способов самовыражения. Рано или поздно он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому необходимо познакомить самыми разными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает цветовые гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющие испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных технологии? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными средствами - никто тебя не осудит. Эстетически плохо это не самовыражение ребёнка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности творить. Это влечёт за собой отрицательное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к развитию детской неуверенности. Решение этой проблемы видится в новом подходе, а именно в личностно-ориентированном, который является самым актуальным направлением в методиках коррекционной школы. Педагог всегда должен помнить, что перед ним ребёнок с нарушением интеллекта и должен применять этот подход в своей практике. В поисках новых методов я обратилась к нетрадиционному рисованию (изотерапии), что позволяет использовать личностный подход. Сущность изотерапиии состоит в её воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, коммуникативные рефлексивные основы личности, способствуют социокультурной адаптации. В последнее время слово «Изотерапия» или « арт-терапия» всё чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть видение того что есть лечение искусством (арт.- искусство, терапия-лечение). Нетрадиционные технологии нужны для того, чтобы разнообразить изобразительную деятельность вообще и предоставить ребёнку больше шансов для самовыражения, дают возможность самим выбирать, думать искать и пробовать. Желание детей будет развиваться, если они сами смогут любоваться и восторгаться своими действиями и действиями своих сверстников.

Далеко не все дети любят рисовать карандашами, красками и другими обычными инструментами. Куда интересней попробовать себя в нестандартном подходе к рисованию. Ничто так не увлекает ребенка, как рисование, казалось бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как, например, ватные палочки, зубочистки, парафиновая свеча, нитки, коктейльные трубочки и другими неожиданными материалами. Поэтому, посещая мой кружок «Цветная палитра», дети не ограничиваются стандартными инструментами для рисования. Здесь дети учатся рисовать в таких интересных техниках как процарапывание, монотипия, рисунки точками, ниткография, жатая бумага, витражная техника и.т. д.

Использование нетрадиционных техник рисования поможет так же педагогу и психологу, ведь с их помощью нетрудно обогатить внутренний мир ребенка, развить и скорректировать эмоциональную сферу: справиться с тревожностью, избавиться от страхов, немотивированной агрессии. Как это сделать? Самое простое, попросить детей нарисовать свое настроение на мокром листе бумаги. Получается здорово и эффективно, так как кроме детской радости, взрослый получает возможность продиагностировать общий эмоциональный настрой каждого ребенка.

Особое место занимает пальчиковая живопись. Рисовать волшебными кисточками - пальцами можно все, что угодно, а почему бы не попробовать рассказать о своем характере, тем более, если он похож на чудо - цветок, придуманный ребенком. А прикосновения к мягким краскам, воде, шершавой на ощупь бумаге, помогут преодолеть негативные эмоции, такие как злость, раздражение. Движение пальцев и кисти рук имеют особое оздоравливающее воздействие. Его достоинство является в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения, в разных ситуациях, дает возможность выразить различного рода эмоции, в том числе и отрицательные.

Пальчиковая живопись широко используется для снятия психического напряжения, стресса, координации неврозов страхов, то есть для профилактики и коррекции психического здоровья. Кроме того, нетрадиционные техники рисования оказывают благоприятное воздействие и на физическое развитие:

- развитие мелкой моторики;

- развитие тактильного восприятия;

- увеличение остроты и объема зрительного восприятия;

- развитие моторики крупных движений;

Пальцевая живопись: рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть или карандаш. Хорошо если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. Рисование пальцевой живописью способствует развитию контроля над мелкой моторикой, увеличению зрительного восприятия. Для выполнения детям предлагаю следующие темы: «Дождик, дождик, кап, кап», «Зеркальное отражение», «Рыбки в аквариуме», «Ветка рябины» и.т. д.

Кляксовая живопись: дает возможность научить ребенка делать кляксы (разноцветные), научить ребенка различать и называть цвета, а затем уже видеть образы, предметы или разные детали. На что похожа твоя клякса? Что она тебе напоминает? - эти вопросы очень полезны т.к. развивают мышление и воображение. После этого следует научить детей складывать лист бумаги пополам и наносить кляксы на одну сторону листа и, прикрыв его другой половиной, прогладить ладошкой. В результате получится целый сюжет, что способствует развитию мелкой моторики и сенсорному воспитанию.

Тренировка движения пальцев рук в изобразительной деятельности является важнейшим фактором развития речи ребёнка, способствует улучшению артикуляционных движении, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребёнка. Мною подобраны такие технологии, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, личностных и поведенческих качеств.

Такие занятия хорошо подходят застенчивым, замкнутым, неуверенным в себе, детям. Они боятся показаться «неумелыми» на фоне других детей. Как часто рисунки детей «поражают» невыразительностью, пасмурностью цветового решения. Они знают и различают цвета, но не умеют ими воспользоваться, или не решаются это сделать. Необходимо помочь таким детям увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета. При выполнении этих упражнении у детей снимается эмоциональное напряжение, воспитывается уверенность в себе, а также создаётся положительное эмоциональное настроение и атмосфера безопасности. Детский рисунок - это не просто« красивая картина» для выставки, а результат работы души и интеллекта, он несёт особую информацию о состоянии здоровья ребёнка, о его внутреннем мире. Выполняя необычные упражнения, можно помочь детям не только преодолевать эмоциональные проблемы, но и развивать, фантазию, художественные способности, технические навыки. Дети занимаются с большим желанием, они счастливы своими успехами.

Таким образом, актуальность педагогического опыта по развитию эстетического воспитания посредством различных техник вижу в новых подходах, которые раскрепощают ребёнка, дают возможность реализовывать себя в открытом социуме.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал