7


  • Учителю
  • Разработка урока по изобразительному искусству на тему 'Композиционный орнамент. Знакомство с произведениями народных мастеров Казахстана '

Разработка урока по изобразительному искусству на тему 'Композиционный орнамент. Знакомство с произведениями народных мастеров Казахстана '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Познакомить учащихся с декоративно прикладным искусством древних Казахов, способами создания ювелирных украшений, музыкальных инструментов.История одной из важнейших областей народного творчества — декоративно-прикладного искусства — тесно связана с традициями, о
предварительный просмотр материала

Урок 24 6 класс дата урока:________________________


предмет: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО


Тема урока: Композиционный орнамент. Знакомство с произведениями народных мастеров Казахстана .1 час


тип урока: комбинированный


Цели урока:

Развивающая - создать условия для развития способности детей к рисованию орнамента, творческую фантазию, мышление;
Воспитательная - воспитать у детей чувства достоинства за свои народные традиции, самостоятельность, трудолюбие;
Образовательная - познакомить с декоративно прикладным искусством древних Казахов, способы создания ювелирных украшений, музыкальных инструментов.
Задачи: Познакомить с ДПИ древних казахов;
Закрепить знания, умения и навыки учащихся.

Оборудование:

для учащихся: альбомы, краски, простой карандаш, ластик.

План урока:


  1. Организационный момент. - 3 мин.

  2. Повторение и переход к объяснению нового материала. - 2 мин.

  3. Просмотр наглядных пособий и объяснение нового материала. - 10 мин.

  4. Закрепление нового материала (Самостоятельная работа). - 25 мин.

  5. Анализ работ и рефлексия урока.- 2 мин.

  6. Уборка рабочего места. - 2 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Установить дисциплину в классе, проверить наличие инструментов.

Здравствуйте! Садитесь.

Изложить учащимся цели урока.

  1. Повторение пройденной темы

  2. История одной из важнейших областей народного творчества - декоративно-прикладного искусства - тесно связана с традициями, обычаями кочевого образа жизни, с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. Мастера по дереву, ювелиры, рукодельницы изготавливали изделия, имеющие практическое назначение в быту.
    Для воинов мастера изготавливали оружие, военное снаряжение: копья, сабли, секиры, мечи и т.д. А мастера по дереву изготовляли детали войлочной юрты, домашнюю утварь: сундук, кебеже, асадал, чашки, половники, большие чаши и музыкальные инструменты: домбру, кобыз, шертер и др. Ювелиры изготовляли различные украшения: серьги, браслеты, кулоны, подвески, талисманы, украшения для женской одежды, кос и т.д. Народные умельцы вносили заметный вклад в развитие ремесел, осваивая и развивая различные технологические методы. Например, искусство изготовления седел, упряжи требует не только мастерства, но и умения применять различные материалы. Мастера по изготовлению седел не ограничивались лишь изготовлением седел и конской упряжи, они их украшали различными орнаментами.
    Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших
    на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла ВО второй половине XIX - начале XX в.
    Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов - посуды, мебели, одежды - связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом на жайляу и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.
    Издавна в быту казахского народа особое место занимают предметы быта, изготовленные из древесины. Мастеров по дереву в зависимости от производимой ими продукции подразделяли на деревообделочников, мастеров по выделке деревянных частей юрты и др.
    Одним из видов традиционного промысла, требующего мастерства и огромного труда, истинного вкуса, является работа мастеров по изготовлению деревянных основ юрты.
    Кереге и уыки для юрты изготавливались в большинстве своем из различных пород деревьев, растущих по берегам рек. Для изготовления юрты самым лучшим видом дерева считается тал (ива). Обеспеченные люди деревянный остов юрты делали целиком из березы. Необходимыми инструментами мастеров по дереву считались круглая стамеска, топор, ручная пила, набор долота и ножей, шило, щипцы, рашпиль.
    В казахской семье принято было готовить каждому ребенку, который был способен самостоятельно передвигаться на лошади, конскую упряжь.
    Среди казахских мастеров было немало умельцев, занимавшихся обработкой шкур. Подобное ремесло было развито в городах Семипалатинске, Усть Каменогорске, Омске, Оренбурге, Верном, Таразе, Ак Мечети (Кызылорда).
    В силу того, что территория Казахстана была огромной, редконаселенной, любая область деятельности имела особенности, характерные для данной местности. Эти особенности заметны и в предметах ремесла. К примеру, конская упряжь отличалась одна от другой внешним видом и методами ее изготовления. Существовали такие виды, как "казахское седло", "седло с острым верхом", "уткоголовое седло", "ханское седло". Они были широко распространены во многих регионах Казахстана: Восточно-Казахстанской (Семипалатинск), Талдыкорганской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Кокшетауской областях, Акмолинской, Костанайской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, а также в северных районах Атырауской, Актюбинской областей и северо-восточных районах Алматинской области. Казахские ювелиры в основном изготовляли различные украшения из цветных металлов. Широким спросом пользовались украшения из серебра: украшения для саукеле (женский головной убор), серьги, подвески, колье, кулоны, пряжки, кольца, застежки, пуговицы, пояс, седла, отделанные серебряными и золотыми украшениями (рис. 6 Приложения).
    Прикладное искусство развивалось в условиях кочевого и полукочевого хозяйства, удовлетворяя нужды людей.
    Домашние животные давали кочевнику не только пищу, но и сырье. Из изделий, изготовленных из шерсти, можно назвать ковер, текемет, сырмак, тускииз, торбу, веревку и др. (Об этом более детально узнаете на уроке по технологии.)
    Ковроделие является одним из древних ремесел. Мастера ковроделия внесли свою лепту в развитие прикладного искусства. Обогащали культуру казахского народа достижения мастеров, изготовлявших алашу, гобелен, ши и др. Каждая эпоха оставила свой след на предметах, изготовленных народными умельцами, имевших свое художественное видение. Изделия народных умельцев проходят испытание временем, продолжают совершенствоваться и в наши дни. Народные мастера не ограничились только лишь удовлетворением потребностей людей, а внесли большой вклад в развитие национального искусства.

4.Закрепление нового материала . Создание композиции ковра.



5.Анализ работ и рефлексия урока

6.Уборка рабочего места




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал