7


Программа по ИЗО 3 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Отдел образования администрации Исетского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Исетская средняя общеобразовательная школа № 2

Исетского района Тюменской области



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы

_______/Т.Г. Медведева/ ___________ /Н.А. Семёнова / __________ / Н. В. Зубарева/

протокол № Приказ №







Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство»

Перспективная начальная школа

3 класс













Составитель: Костенкова М.А., учитель первой категории

с. Исетское, 2016г



Пояснительная записка

Программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г с изменениями), на основе авторской программы по изобразительному искусству Кашекова И.Э., Кашеков А.Л - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. - Ч.3: 240 с), в соответствии с Учебным планом МАОУ Исетской СОШ № 2 на 2016 - 2017 учебный год.

Общие цели и задачи начального общего образования с учётом специфики учебного предмета курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь ребенку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.

Приобщение современного человека к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического

воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена. Искусство является одной из форм познания окружающего мира. Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет и гармонизирует картину мира. Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности. В соответствии с этой целью решаются задачи: - воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле

искусства и обучающих основам языка художественной выразительности. В структурировании художественного материала нашел свое

отражение концентрический принцип - опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе

Использование этого принципа даст возможность формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим и жизненным опытом школьников. Каждый раздел курса включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?», «Опыт художественно-творческой деятельности». Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается специфика искусства: содержание учебного материала, эмоционально-ценностная направленность тематики заданий, знакомство с языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна, художественно-творческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использование различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную.

Программа нацеливает на знакомство с изобразительным искусством от витагенного (жизненного) опыта ребенка. В таком контексте искусство,станет ближе и понятнее, приобретет для ученика личностный смысл, т.к. хорошо знакомые понятия выглядят убедительнее, чем нечто новое, неизведанное, а искусство дает возможность взглянуть на известные явления другими глазами. Главная цель и смысл любого искусства - художественный образ. Поэтому уже с первого класса при восприятии произведения искусства и в художественной деятельности необходимо стремиться к пониманию ребенком этой специфики искусства. Однако знакомство с понятием «художественный образ», так же как и с языком («азбукой») искусства, начнется со второго класса. Содержание освоения искусства в первом классе - пропедевтическое. В рамках программы ребенок готовится к этому, постепенно входя в искусство через свой собственный небольшой, но очень яркий и важный для него жизненный опыт. Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоения искусства, итогом является осознание главных общечеловеческих ценностей как жизни, так и искусства. Семейные и школьные будни и праздники, общение и игры с друзьями, природа во всем многообразии ее проявлений - все это становится объектом внимания больших и маленьких художников, шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления в нем происходящие.

Содержание учебного материала второго класса акцентирует основное внимание на художественной грамоте: осознании художественного образа - как основы и цели любого искусства, языке художественной выразительности пластических искусств, художественных материалах и техниках. Это очень важный год с точки зрения художественной грамоты и осмысления сути искусства. Сведения и навыки, полученные во втором классе, будут углубляться и отрабатываться в следующие годы обучения. С целью научить ребенка пониманию сложности, многомерности и в то же время выразительности и лаконичности художественного образа, особое внимание уделяется процессу работы художника над его созданием в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел - сбор и изучение материала - зарисовки - отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею - воплощение замысла. Учащиеся начинают понимать, что для создания художественного образа необходимо владеть языком (азбукой) искусства, который по ассоциации с родным языком, позволяет передавать информацию. Сделать эту информацию выразительной и эмоциональной помогут общие средства художественной выразительности изобразительных искусств - композиция, ритм, пропорции, фактура, симметрия-асимметрия. Они определяют выразительность и саму сущность художественного образа в любом произведении искусства. Следующая задача обучения изобразительному искусству - научить ребенка интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности реализуется как доминирующая в содержании учебного материала 3 и 4 классов. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры - они учат человека жить и побеждать неприятности. Древние представления живут в сознании современного человека, в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, литература, музыка, декоративно-прикладное, архитектура, танец). Знакомство с ними поможет ученику понять любое произведение искусства прошлого и современности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств - живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Различные виды изображений: скульптурные, живописные и графические (идеограммы, пиктограммы); абстрактные, геометрические и фигуративные представляли знаковые и символические коды, использующиеся древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. С помощью изображения человек научился останавливать время. В предыдущих классах дети косвенно прикоснулись к таким значимым первообразам культуры как Солнце, Древо, Птица, Конь, к символике цвета и линии. Теперь они знакомятся с другими важными образами народной культуры, вошедшими в архетипические универсалии символического языка человечества. Ребенок впервые целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу.

Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов. В содержании материала 3 класса искусство предстает как генератор культуры, кратко рассматриваются его функции: формирование эстетического восприятия мира; художественное познание окружающего мира; универсальный способ общения; воплощение в зримых образах идеи религии и власти, прославление и увековечивание правителей и героев; способность внушать определенные идеи и пробудить чувства и сознание. Формирование специфики городов, запечатлённой в памятниках архитектуры. В продолжение освоения символики образов искусства учащиеся знакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха в литературе, музыке, изобразительном искусстве разных народов. Одновременно идет знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими стихиями, а также с современными праздниками,

использующими традиционные ритуалы. Важными для понимания представлений и верований людей представляется символическое значение предметов и их отражение в искусстве. Художественные образы мирового искусства предстают на примере искусства античной Греции, средневековой Европы и нескольких регионов Востока (Арабского мира, Индии и Китая). Рассматриваются архитектура и природа, определяющая характер построек; образы человека и его одежда, а также наиболее значимые для каждой культуры образы и традиции. Благодаря их естественному разнообразию на примере разных культур учащиеся знакомятся с изобразительной культурой театра (маски, театральный костюм, декорации), архитектурой и скульптурой, декоративно-прикладным искусством (герб, витраж, художественные росписи, предметы быта - часы, зеркало, лампа, восточные амулеты и т.п.). Поскольку именно на основе этих межнациональных, межэтнических образов-представлений формировалось искусство, ими оно питалось на протяжении тысячелетий, знание его основ поможет ребенку войти в мир художественных образов и свободно их интерпретировать в искусстве любого народа, любой эпохи. Причем интерпретация может происходить как в устной литературной, так и в художественно-творческой форме. Особенности изучаемого курса: - опора на эмоциональный витагенный опыт ребенка;

- понимание основной специфики искусства - художественного образа;

- акцент на развитие визуальной культуры, освоение знаково-символических кодов искусства, позволяющих активно использовать его коммуникативную функцию;

- вовлечение ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений;

- постоянное обращение к региональной культуре и искусству: музеям, памятникам архитектуры, художественным промыслам, традициям родного края.

Наряду с основной формой организации учебно-воспитательного процесса - уроком - в процессе изучения программы рекомендуется активно использовать внеаудиторные занятия: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Описание места предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Согласно учебному плану МАОУ Исетской СОШ № 2 на 2016 - 2017 учебный год на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводиться 34 часа, уроки проводятся 1 раз в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Изобразительное искусство»

При изучении предмета особое значение уделяется ценностной интерпретации индивидуального опыта ребенка. Человек относится к окружающему миру не бесстрастно, любое практическое отношение, так же как и практическая деятельность, всегда эмоционально окрашены, несут субъективные предпочтения, включают личную оценку. Особенно в этой связи важен опыт эстетический. Его значимость в жизни человека обусловлена тем, что эстетический опыт питает лучшие душевные качества человека - бескорыстие, открытость к прекрасному, способность к терпению, пониманию, сопереживанию, устремленность к творчеству. Приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства поможет научить эмоционально - эстетически воспринимать окружающий мир, а значит, гармонизировать свои отношения с ним. В переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту приобщение к изобразительному искусству целесообразно строить на конструктивной синхронизации: «Большие и маленькие художники о самом главном», которая, смыкаясь на определенном этапе, выведет ребенка на осознание главных общечеловеческих ценностей, воспринятых и прочувствованных через личностный субъективный опыт, пополненный опытом восприятия произведений пластических искусств (изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна), представляющих и интерпретирующих для данного возраста темы детства, материнства, природы, дружбы, любви к большой и малой Родине, заботы о животных. Опираясь, на знакомые и личностно пережитые ценности, можно бережно ввести первоклассника в новый для него мир - мир искусства. Ему будет легче открыть и принять ценности искусства, если они соотносятся с известными явлениями окружающего мира, с переживаниями событий. В образе родного дома объединяются его внешний вид и внутреннее убранство, мама и другие члены семьи, игрушки, детские книжки, еда, одежда, наконец, домашние животные, т.е. все то, что знакомо, привычно и каждый день окружает ребенка дома. Однако искусство позволяет увидеть и прочувствовать все это по-другому: так как видел это художник, который жил в иное время, в иной стране, но также как и современный человек дорожил своим домом, семьей, любил маму, детей, близких людей, ценил пищу, заботился о тех, кто нуждался в его помощи. Искусство позволяет заглянуть в чужой, незнакомый мир, узнать о том, чем жили, чему радовались люди, что их огорчало. Осваивая во 2 классе понятие «художественный образ», ребенок учится понимать, что художественный образ - это не только плод фантазии, мастерства, но одновременно изучения и наблюдения окружающего мира, умения его трансформировать и интерпретировать в художественно-творческой деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; - в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

- в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

- в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;

- в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:

- получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

- узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

- интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

- имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;

- применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.

Содержание учебного предмета.

Волшебный мир, наполненный чудесами (6 часов)

Древние корни народного искусства (1 час). Традиции народного искусства. Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа. Древние корни народного искусства. Каждый человек с раннего детства входит в необычный сказочный мир, наполненный чудесами. Роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства. Миф и сказка. Из чего родилась сказка... Представление древних людей о мироустройстве. Знание о том, как жили наши древние предки, сохранилось благодаря искусству. Украшения, предметы быта, орудия труда, найденные при раскопках на местах древних поселений, росписи на стенах пещер рассказывают о жизни древних людей. Изображение животных древними художниками.

…из потребностей жизни (1 час). Древние изображения на каменных стенах пещер, в которых обитали древние люди. Образы животных в наскальной живописи. Обобщенность образа; передача самых типичных качеств животного; сочетание в одном образе реальных и фантастических черт. Выразительность и узнаваемость изображений животных, условность в изображении людей. … из веры (1 час). Вера древних людей в происхождение их рода от животного - медведя, пантеры или оленя. Фигурки животного - покровителя рода, сделанные из камня, дерева, металла или керамики. «Звериный стиль» в искусстве древних скифов. Украшение фигурками животных оружия, конских сбруй, щитов, колчанов, пряжек, застежек на одежде скифских воинов. Передача сути образа: силы, ловкости, скорости, чуткости, зоркости, быстроты реакции животного. Оберег - священное изображение, наделенное, по мнению человека, оберегающей силой. Соединение реальных и фантастических черт в образах животных. Красота и польза в представлении древних. Вера в то, что качества зверя перейдут обладателю его изображения. Коллекция фигурок звериного стиля в Эрмитаже. ... из желания узнать мир и сделать его лучше (1 час). Объединение искусством многих видов деятельности, которые помогали человеку выразить свои представления об окружающем мире, усвоить и передать знания и умения, способствовали общению. Существование искусство в сознании древнего человека слитно с мифом и религией. Раскрытие в мифах не только смысла событий, но и проект их лучшего осуществления. Миф - это сказание передающее представление древних народов о происхождении Мира и человека. Роль мифа в жизни древнего человека: восполнение недостатка знаний, объяснение загадок природы, помощь в понимании мира, уверенность в будущем. Соединение в мифе реального и фантастического. Герои мифов - боги и люди, фантастические звери и птицы, стихии природы - ветер, вода, огонь, земля, волшебные предметы. Воплощение содержания мифов в священных действах - обрядах и ритуалах. Ритуал - это установленный порядок определенных магических действий. Знак и символ (1 час). Знак - это общепринятое изображение, используемое для хранения и передачи информации. Все люди, включенные в пространство одной культуры, одинаково понимают смысл знака, например, букв алфавита, цифр, дорожных знаков. Владение языком знаков и символов для понимания искусства. Древние знаки солнца, земли, воды. Символ - похож на знак, но имеет множество значений. Глубокое содержание символа и сообщение им многозначности художественному образу. Раскрытие символом общих для людей переживания мира и самих себя. Сказка - ложь, да в ней намек... (1 час). Отличия сказки от мифа. Конь - любимый герой народных сказок мифов. Конь - символ добра и благополучия. Роль коня в сказках. Изображение коня в искусстве. Образ коня в раскрытии содержания художественного произведения. Интерпретация образа Коня с иллюстраций к сказкам. Образ коня в искусстве разных народов. Значение композиция произведения, места, которое занимает конь, его очертания, цвет фона, цвет коня, его связь с человеком в понимании смысла произведения.

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве (2 часа). Богатырская тема в изобразительном искусстве России (В.Васнецов, М. Врубель и др.). Тема - сюжет - содержание произведения искусства. Тема - сфера реальной жизни или фантазия, получившая отражение в произведении искусства. Сюжет - изображенное событие и развитие действия, запечатленного в произведении. Темы поиска счастья или Жар-птицы, от которой оно зависело и др. Троекратные повторы в сюжете. Волшебные превращения в сюжетах сказок. Сказочные мотивы в изобразительном искусстве. Сказочная птица (М.Врубель, В.Васнецов). Композиция и цвет в создании выразительных образов. Отличие положительных и отрицательных героев сказок, преображенных в зверей и птиц. Образы добрых и злых персонажей. Линии и цвета для их изображения. Разнообразие штрихов для передачи фактуры перьев птицы или меха животного.

Художники-сказочники. Сказочные образы (5 часов)

Художники-сказочники (1 час). Художники, использовавшие в своем творчестве сюжеты сказок: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Иван Билибин, Николай Рерих. Специфика их творчества, художественная манера и свой круг сюжетов. Работы этих художников хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт - Петербурге.

Образы героев сказки неотделимы от ее сюжета. Мифопоэтические образы славянского искусства и их отражение в народной культуре в разных видах искусства. Изображения волшебных птиц Сирина и Алконоста, лесного божества Лешего, обитательниц рек - русалок. Изображение русалок в деревянной резьбе, украшающей деревенский дом. Связь древнего понятия «оберег» с берегом реки. Использование в искусстве приема комбинирования целого из разных деталей. Соединение элементов различных животных, птиц, растений, помогло создать новые образы (русалки, птицы Сирин и Алконост, Змей-Горыныч и т.п.). Чем богаче зрительный опыт художника - тем более интересные и разнообразные образы он сможет придумать. Сказочные образы - обереги в искусстве народных умельцев (Дымка, Филимоново, Абашево и др.). Герой сказки - носитель народных идеалов (1 час). Образ главного героя сказки. Перерождение в результате выпавших на долю героя по сюжету сказки испытаний, Иванушка-дурачок (царевич, юноша) в сильного, смелого, доброго, крепкого духом идеального героя. Образы русских богатырей с картины Васнецова.

Одежда русского воина: кольчуга, шлем, кольчужка. Щит и меч - обязательные атрибуты воина. Этапы создания портрета героя сказки: пятном изобразить овал лица, шею и плечи. Изменения в одежде русских воинов с течением времени (17, 19, 20 вв.). Изменения образов сказочных героев. Образ Героя - защитника отечества в искусстве (1 час). Герои сказок - как воплощение мечты народа об идеальном защитнике, которому по плечу любые подвиги во имя мира и добра на родной Земле. Стремление людей в страшные для нашей Родины дни всегда вставать на ее защиту и спасать родную землю и свой народ. Образ защитника Родины в произведениях художников. Образы разных поколений защитников земли русской в современном искусстве. Образ героя Великой отечественной войны. Соответствие черт, свойственных сказочным героям образам настоящих героев. Идеальные образы сказочных героинь (1 час). Главные героини русских сказок. Наделение сказочной героини качествами, которые, по мнению народа, должны были присутствовать у идеальной женщины: красота, скромность, терпение, стойкость, верность, доброта, заботливость, трудолюбие, умелость, чувство собственного достоинства. Роль одежды в характеристике женского образа: головной убор - кокошник или платок, сарафан, рубаха. Идеальные женские образы в искусстве (1 час). Представление об образе идеальной женщины, отраженное в искусстве. Качества женщин - героинь произведений искусства: нежность и сила духа, доброта и смелость, трудолюбие и заботливость, скромность и оптимизм, мастерство и обладание хорошим вкусом.

Реальность и фантазия (12 часов)

Образы отрицательных персонажей (2 часа). Борьба двух главных противников - противоположных по духу, внешнему виду и целям - основа любого сказочного сюжета. Противостояние положительных героев в сказок злым, хитрым, коварным персонажам. Наделение отрицательных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч, злая царица и др.) огромной силой, покрепленной колдовскими чарами. Передача характера с помощью внешнего вида. Зловещие образы злых героинь, ассоциации с образом сердитой птицы или настороженного, агрессивного зверя. Цвет и характер линии в создании образа. Образы чудовищ. Возникновение образов чудовищ в результате преобразования настоящих животных и птиц, добавления к их реальному виду различных деталей: голов, лап, клыков, крыльев. Образы фантастических чудовищ в резьбе, украшающей избы и храмы. Деревянная резьба. Каменная резьба Дмитриевского собора в г. Владимир, соборов г. Чернигов и Юрьев-Польской. Изображение чудищ на изразцах. Украшение цветными изразцами печей, фасадов каменных храмов и палат. Знакомство со способами изготовления изразца. Образ дороги в сказке и дорога в жизни (1 час). Дорога как символ жизненного пути. Образ дороги в сказках. Соединение в образе дороги трех миров - подземного, земного и небесного. Путь по стволу дерева к небу, путь через реку в потусторонний мир и т.д. Встречи и приключения, поджидающие героя на дороге. Образ дороги в произведениях художников И. Левитана, Н. Рериха, И. Шишкина, в иллюстрациях И. Билибина. Использование правил перспективы при изображении дороги. Линия горизонта. Там, на неведомых дорожках... (1 час). Роль перекрестка дорог (перепутье, росстань). Выбор героем своего жизненного пути, принятие, жизненно важного решения. Знаки перепутья: Поклонный крест или огромный валун. Образ пути-дороги - символ судьбы героя. Дорога по реке или по небу. Странствия по различным мирам (1 час). Соединение дорогой трех миров - подземного, земного и небесного. Странствия героя по различным мирам.

Жизнь человека как путешествие по дороге жизни. Изображение дороги длиною в жизнь человека, весь его жизненный путь на картине К. Петрова-Водкина. Виртуальное присутствие дороги на картине. Представление о дороге, по которой идёт герой, её характеристика, представление о том, какой путь совершил герой, какой была его дорога: лёгкой или тяжёлой, длинной или короткой и т.д. Образ Сказочного леса (1 час). Дорога через заколдованный лес. Образы сказочного дерева: могучий дуб, нежная березка или рябинка, колючая ель. Близость деревьев по духу персонажам сказок. Способы изображения деревьев и их особенности. Заколдованный лес (1 час). Образ мрачного леса Бабы Яги как олицетворение для героя иного мира. Избушка на курьих ножках. Образы деревьев, которые могут расти в заколдованном лесу. Выражение в образах этих деревьев характера и помыслов Бабы Яги. Избушка Бабы Яги, созданная по рисунку В. Васнецова в Абрамцево. Иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». Передача художником с помощью окружающей природы характера и помыслов всадников. Соответствие мрачного вида чащи ельника и колючих ветвей этих деревьев характеру отрицательных персонажей. Волшебный лес (1 час). Образ заснеженного леса на картине В. Васнецова «Снегурочка», его соответствие образу Снегурочки. Образы Снегурочки у М. Врубеля и Н. Рериха. Черты характера Снегурочки, увиденные каждым художником. Представить какие деревья могут расти в лесу Снегурочки. Рассказать о картине В. Васнецова «Заснеженный лес». Образ жилища в сказке и в жизни (1 час). Путешествие героя от порога родного дома: избы, каменных купеческих палат или царского дворца. Изба - русское крестьянское жилище, срубленное из бревен и покрытое двухскатной крышей. Отношение крестьян к своему дому. Элементы конструкции и декора избы. Выражение в украшении избы стремлении сберечь семью от различных напастей - болезней, злых духов, природных явлений. Использование в деревянной резьбе изображений оберегающих символов: солнца, птиц, символизирующих небо, львов и русалок, обозначающих подводный и подземный миры. На крыше - конёк представлял солнечное божество и символизировал богатство и достаток в доме. Украшение пространства вокруг дверей и окон - резные наличники. Украшение богатых теремов и царских хором.Образы сказок в разных видах народного искусства: в декоре домов, в орнаментах вышивки, в резьбе и в росписи предметов быта. Образ деревни (1 час). Путешествие от порога сельского дома. Жизнь в ладу с природой деревенских жителей, знание и уважение ее законов. Деревенская улица, повторение очертаний рельефа местности. Разнообразие изб: богатые и бедные, украшенные резными орнаментами и почерневшие, покосившиеся от времени. Расположение деревни на живописном берегу реки или озера, среди полей или на опушке леса. В. Васнецов - эскизы декорации к опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Образ деревенской улицы в картинах художников: ощущение сонной тишины или яркого праздничного веселья. Гармоничная связь традиционных сельских построек с окружающей местностью. Образ города (1 час). Город древности - неприступная крепость. Могучие стены, сторожевые башни, проездные ворота, подъемные мосты, ров, окружающий со всех сторон город. Главный собор в центре города, деревянный или каменный дворец и хоромы или палаты бояр и именитых людей. Дома богатых купцов. Избы бедного и мастерового люда на окраине города (Н. Рерих «Путивль», «Ростовский кремль»; А. Васнецов «Московский Кремль»). Образ сказочного города (1 час). Образ сказочного чудо-города «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». Легенда о невидимом чудесном граде Китеже.

Образы сказочных атрибутов (7 часов)

Роль предметов, наделенных волшебной силой в сказках: блюдечко с голубой каемочкой, молодильные яблоки, клубок, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, волшебные бусины, шапка-невидимка, куколка, прялка, волшебное зеркальце, колечко, гребень, веретено, корона, меч-кладенец и др. Символика и особенности изображения сказочных предметов.

Свет мой, зеркальце... (1 час). Особая роль зеркала, отражение героини, событий, происходящих с другими персонажами сказки. Зеркало как таинственный мир и как дорогая вещь. Куколка... (1 час). Кукла в сказочных сюжетах и в древних обрядах, и обрядовых играх. Изготовление кукол в древности (вырезание из дерева, вязание из соломы, лепка из глины, скручивание из тряпочек). Куклы - пеленашка, закрутка, стригушка, куватка. Куклы-помощницы, свадебные куклы и др. Обрядовые куклы. Кукла, замещающая надолго ушедшего из дома человека (сказка «Василиса Прекрасная»). Наделение сказочной куклы особой защитной магией. Вера в оберегающую силу куклы. Последовательность изготовления Куватки. Изготовление куклы из соломы, ниток, тряпочек и даже из фантиков. Яблоки и яблоня (1 час). Волшебное яблоко или от яблони и развитие сюжета сказки. Особое отношение к яблоне на Руси. Праздник Яблочный Спас. Освещение нового урожая плодов. Тайна сказочных яблонь. Добрая или злая сила яблока в сказках. Помощь героям в избрании пути, обретении молодости и мощи, видении событий, происходящих на другом конце света. Принесение вреда героям (отравленное яблоко). Иллюстрации художников А. Куркина и Б. Зворыкина Катись, катись, яблочко... Неоднозначное отношение людей к яблоку с древних времен Яблоки в мифах - символ зла или символом знания, мудрости и солнечного тепла. Выражение «яблоко раздора». Яблоко, как запретный плод в христианстве. Молодильные яблоки в славянских сказках. Значение Яблоньки в сказке «Крошечка-Хаврошечка». Равнозначность выражения «катись, катись, яблочко» пути-дороге, по которому оно катится, и безвозвратно проходящему времени. Смысл, связанный с древними значениями этого плода, в изображении яблок на картинах художников. Рассмотреть натюрморты с изображением яблок, раскрыть их содержание. Перо Жар-птицы (1 час). Жар-птица - символ бессмертия. Волшебные свойства пера Жар-птицы. Сюжеты сказок с пером Жар Птицы.. Сюжеты сказок, связывающие Жар-птицу с клеткой, внутри которой находятся золотые яблоки. Интерес художников к образу волшебной птицы, освещающей пространство и дающей тепло. Иллюстрация И. Билибина к «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». Внешний вид и повадки Жар-птицы. Вид пера и его сходство павлиньими перьями. Свойства перьев: гибкость, пластичность, сходство с ветвями растений или стеблями цветов. Корона (1 час). Корона - символ величия и власти. Царские и императорские короны, изготовленные из драгоценных металлов и камней. Древние символы в декоре царской короны. Соответствие в сказках короны характеру и намерениям владельца. Черты короны царя, доброй или злой царицы, царевны, Кощея Бессмертного? Меч-кладенец и щит (1 час). Меч, щит, копье - оружие, которым пользовались наши предки. Волшебная сила оружия в сказках. Солнечная символика Меча-кладенца и его использование богатырями из русского фольклора. Яркое свечение вокруг меча на иллюстрациях к сказкам. Меч-кладенец - символ отваги, справедливости, могущества, сражающегося за правое дело. Смысл его в мудрости, определяющей коварство и невежество и карающей преступников. Меч мог обозначать также власть и достоинство. Второй важный атрибут воина - щит. Щит - символом защиты и безопасности. Интерпретация слова «защита». Украшение щита эмблемой воина, сообщающей о его идеалах. Оружие захватчиков - злых персонажней сказок. Меч как символ рока, а щит как устрашающая визитная карточка злодея. Значение размещённых на щите изображений: солнце, дуб, ворон, сова, лев, змея, паук, дракон и др. Изображение мечей и щитов, символика которых раскрывает характер и намерения персонажа, в современных фильмах фэнтези и играх. Прялка и волшебный клубок (1 час). Определяющая роль в сказках прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена. Значимость прядения в крестьянской жизни. Зависимость судьбы пряхи от её сноровки, мастерства и вкуса. Наделение в мифах и сказках прядения, ткачества и всего, что с ними связано магической силой. Героини сказок, связанные с этой деятельностью: Василиса Премудрая за одну ночь соткала волшебный ковёр; Баба Яга пряла, скручивая нить в клубок, а клубок помогает герою найти свою судьбу. Клубок - символ времени и бесконечности, символ судьбы. Богини Судьбы, прядущие нить жизни человека в культуре разных народов (Мойры у греков, Доля и Недоля у славян, Среча и Несреча у сербов).

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... (2 часа)

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве (1 час). Счастливый конец сказки. Праздник, народное гуляние на картинах художников. Праздничный стол, посуда, угощение. Самовар, ковши, братины, чаши, туеса, крынки. Посуда на крестьянском столе - деревянная, глиняная. Медная. Посуда на царском столе - серебряная, покрытая цветными глазурями. Дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта (В. Стожаров). Пир на весь мир (1 часа). Композиции на тему народных гуляний в живописи и в иллюстрациях к сказкам (Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Васнецов).

Символика народного праздника (1 час). Народный праздник - Красная горка. Хороводные игры. Песни-веснянки и «заклички» весны. Символика праздника Красная горка. Хороводы в творчестве художников А. Саврасова, Б.Кустодиева. Образы сказок - основа любого искусства. Общие корни сказочных образов и образов народного изобразительного искусства в древних мифах. Единство символики. Роль осмысления древних символов в понимании настоящего профессионального искусства.

Таблица тематического распределения количества часовКоличество часов

Основные виды деятельности обучающихся

1.

Волшебный мир, наполненный чудесами

6

Понимать, что в традиционном народном искусстве отражаются верования, труд и быт народа. Иметь представление о древних корнях народного искусства. Понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства.

2.

Художники-сказочники. Сказочные образы

5

Иметь представление о знаково-символическом языке искусства, о знаках и символах древнего искусства. Понимать общее и различное в знаке и символе. Интерпретировать изображение как знак и как символ. Овладеть основами языка знаков и символов для понимания искусства. Знать древние символические изображения: Древо жизни, солнце, земля, вода, конь и др., находить их в традиционном народном искусстве. Понимать символику изображений на предметах быта и орудиях труда. Выполнять эскиз вышивки, применяя древнюю символику.

3.

Реальность и фантазия

12

Понимать, как рождаются сказочные, фантастические образы в изобразительном искусстве. Наблюдать образы фантастических чудовищ в резьбе, украшающей избы и храмы. Знать, что такое «изразец», иметь представление о способах его изготовления и о том, где он использовался. Создавать модель изразца в рельефе. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы.

4.

Образы сказочных атрибутов

7

Осознавать волшебную роль зеркала в сказке, понимать, почему в жизни к зеркалам сложилось особое отношение. Разрабатывать эскиз изделия, с учетом особенностей его будущего хозяина. Иметь представление об истории куклы, о ее роли в жизни крестьян. Знать разные виды традиционных кукол. Понимать символическую роль куклы в народных сказках. Знать способы и последовательность изготовления простой куклы. Создавать простую обрядовую куклу. Уметь ее использовать в украшении современного интерьера. Иметь представление об особом отношении к яблоку и яблоне в культуре разных народов. Понимать смысл праздников, посвященных яблокам. Различать добрую и злую силу яблока в сказках. Знать несколько сказок, где яблоку отводилась особая роль в развитии сюжета, подбирать иллюстрации к этим сказкам. Знать различную символику яблока в культуре разных народов. Иметь представление о символическом значении яблока в русских народных сказках. Трактовать образы яблока и яблони на картинах художниках. Выполнять натюрморт с яблоками. Использовать композиционный центр, уметь отделить главное от второстепенного.

5.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

2

Понимать символический судьбоносный смысл определяющей роли прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена в сказках. Выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создавать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека.

6.

Символика народного праздника

2

Рассматривать праздник, народное гуляние на картинах художников, находить в них общее и особенное с современным праздником. Различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и функции. Чувствовать дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта. Делать зарисовки предметов крестьянского быта, украшать их символическими узорами. Создавать живописными средствами натюрморт, поставленный учителем.

Рассматривать праздник, народное гуляние на картинах художников, находить в них общее и особенное с современным праздником. Различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и функции. Чувствовать дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта. Делать зарисовки предметов крестьянского быта, украшать их символическими узорами. Создавать живописными средствами натюрморт, поставленный учителем.



Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема и тип урока



Основные виды деятельности

Планируемые результаты

дата

предметные

УУД

план

факт

I четверть ( 8 часов)

1

Древние корни народного искусства

Понимать, что в традиционном народном искусстве отражаются верования, труд и быт народа. Иметь представление о древних корнях народного искусства. Понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства.

Научатся:

понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства



Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

П. - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

К. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

07.09



2

Из чего родилась сказка

ИКТ

Осознавать, что представление о жизни древних людей сохранились благодаря искусству. Иметь представление о древнейшем искусстве - наскальной живописи. Понимать особенности изображения животных и людей древними художниками. Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

понимать особенности изображения животных и людей древними художниками

Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Р. Умение действовать по плану и планировать свою Д.

П. - постановка и формулирование проблемы,

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

К. -умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком муникации;



14.09



3

Сказка родилась из потребностей жизни

Обобщенность образа; передача самых типичных качеств животного; сочетание в одном образе реальных и фантастических черт. Выразительность и узнаваемость изображений животных, условность в изображении людей.



Научится:

создавать оберег, имея представление о древнейшем декоративно-прикладном искусстве и особенностях изображения животных

Р. - Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

- Умение действовать по плану и планировать свою Д.

П.

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- знаково-символические - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

К. с достаточно полнотой и точностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

21.09



4

Сказка родилась из веры

ИКТ

Сделать композицию в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел или тушь, перо). Изобразить эпизоды из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен

Иметь представление о верованиях древних людей в связь человека, рода с животным. Знать о зверином стиле в искусстве и особенностях изображения животных. Иметь представление о древнейшем декоративно-прикладном искусстве и его функциях оберега. Знать о коллекции фигурок звериного стиля в Эрмитаже. Создавать свой оберег в виде зверя или птицы, передающий качества, которыми ребенок хочет обладать, в объеме или на плоскости в виде рельефа.

Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Р. Умение действовать по плану и планировать свою Д.

- Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.

П. - поиск и выделение необходимой информации;

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

К. умение договариваться, находить общее решение.

28.09



5

Сказка родилась из желания узнать мир и сделать его лучше.

ИКТ

Иметь представление о слитности древнего искусства, о том, что оно объединяло многие виды деятельности, которые помогали человеку выразить свое понимание окружающего мира. Знать понятия «миф», «ритуал», «обряд», «магия». Понимать роль мифа в жизни древнего человека, особенности и функции мифа. Иметь представление о героях мифов

Научится:

интерпретировать изображение как знак и символ, овладевать основами языка знаков и символов для понимания искусства

Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Р. Умение действовать по плану и планировать свою Д.

- Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.

П. - поиск и выделение необходимой информации;

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

К. умение договариваться, находить общее решение.

05.10



6

Язык сказочных символов.

Иметь представление о знаково-символическом языке искусства, о знаках и символах древнего искусства. Понимать общее и различное в знаке и символе. Интерпретировать изображение как знак и как символ. Овладеть основами языка знаков и символов для понимания искусства. Знать древние символические изображения: Древо жизни, солнце, земля, вода, конь и др., находить их в традиционном народном искусстве. Понимать символику изображений на предметах быта и орудиях труда. Выполнять эскиз вышивки, применяя древнюю символику.

Научится:

понимать общее и отличия мифа и сказки. Понимать значение композиции произведения, формы и цвета объектов в раскрытии содержания

Р. -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения рисунка в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

П. - постановка и формулирование проблемы,

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- Выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

К. умение договариваться, находить общее решение

12.10



7

Сказка ложь, да в ней намек

ИКТ

Понимать общее и отличия мифа и сказки. Интерпретировать древние образы, представленные в произведениях живописи, книжной графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Иметь представление об образе и символике коня в древнем и в народном искусстве. Понимать значение композиции произведения, формы и цвета объектов в раскрытии содержания. Символика цвета. Цвет как сигнал, знак, или символ. Многообразие символики цвета.

Иметь представление о символике цвета. Создавать образ сказочного Коня, используя древние изображения и символику цвета.



Л. нравственно-этическая ориентация.

Р. - Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

П. - анализ объектов с целью выделения признаков

(существенных, несущественных)

- построение логической цепи рассуждений,

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

19.10



8

Темы и сюжеты народных сказок

Различать «тему» и «сюжет» в искусстве. Иметь представление о распространенных темах и сюжетах русского искусства, об особенностях построения сказок и иллюстрациях к ним. Знать картины на сказочные сюжеты В. Васнецова и М. Врубеля. Изображать сказочного зверя или птицу графическими средствами. Создавать обобщенный образ сказочной птица, используя технику силуэта.

Научится:

различать «тему» и «сюжет» в искусстве, создавать обобщенный образ сказочного животного, используя технику силуэта

Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Р. - Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

- Умение действовать по плану и планировать свою Д.

- оценивать собственную худо-жественную деятельность.

П.

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

26.10



















II четверть ( 8 часов)

9

Темы и сюжеты народных сказок

Знать художников, создававших произведения на сюжеты сказок: В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих. Понимать особенности их искусства. Различать художественную манеру и находить их произведения в учебнике и в рабочей тетради.

Научится:

различать художественную манеру

и находить их произведения

Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Р. - Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

- Умение действовать по плану и планировать свою Д.

- оценивать собственную худо-жественную деятельность.

П.

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

09.11







10

Художники-сказочники

ИКТ

Иметь представление о мифопоэтических образах славянского искусства и их отражении в народной культуре в разных видах искусства. Интерпретировать сказочные образы зверей и птиц в произведениях книжной графики и живописи. Видеть и различать в произведении искусства, в сказочных образах различные элементы и применять в собственной художественно-творческой деятельности прием комбинирования. Понимать, что разнообразие и богатство образов зависит от зрительного опыта художника. Различать и объяснять сказочные образы - обереги в народном декоративно-прикладном искусстве. Создавать образ сказочной птицы или зверя на основе комбинаторной деятельности.

Научится:

описывать образы богатырей, изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды

Л. самоопределение (система оценок и представлений о своем месте в мире и в отношениях с другими людьми),

Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

П.

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

16.11



11

Герой сказки- носитель народных идеалов

Иметь представление о символическом характере популярных сказочных героев. Описывать образы богатырей с картин В.Васнецова, М.Врубеля. Представлять и уметь изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды. Создавать образ героя сказки - защитника Родины. Знать этапы работы над портретом.

Научится:

анализировать образы защитников Родины в произведениях искусства

Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Р. - Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

- Умение действовать по плану и планировать свою Д.

- оценивать собственную худо-жественную деятельность.

П. - знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

23.11



12

Образ героя- защитника Отечества в искусстве

Сопереживать стремлению людей в страшные для Родины дни вставать на ее защиту. Рассматривать и анализировать образы защитника Родины в произведениях искусства. Иметь представление как выглядели защитники Родины в разные времена. Соотносить черты, свойственные сказочным героям с образами настоящих героев. Создавать образ героя - реального защитника Родины.

Научится:

понимать идеальные качества характера женщины, установленные традицией народной культуры

П. - поиск и выделение необходимой информации;

- Анализ объектов с целью выделения признаков;

- Синтез;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

30.11



13

Идеальный образ сказочной героини

ИКТ

Знать идеальные качества характера женщины, установленные традиционной народной культурой Понимать роль одежды в характеристике женского образа. Создавать образ героини русской народной сказки.

Научится:

видеть качества женщины, изображенные в произведениях искусства

Л: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Р. Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.

П. - поиск и выделение необходимой информации;

- Анализ объектов с целью выделения признаков;

- Синтез;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

владение монологической и диалогической формами речи.

07.12



14

Идеальные женские образы в искусстве

Видеть и комментировать качества женщин, изображенных в произведениях искусства на портретах и в жанровых картинах. Создавать идеальный образ современной женщины.

Научится:

понимать специфику создания образа с помощью цвета и характера линии

Л. нравственно-этическая ориентация.

Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

Умение действовать по плану и планировать свою Д.

П. - постановка и формулирование проблемы;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

14.12



15

Образы отрицательных персонажей

Понимать, что в основе содержания любого произведения искусства лежит оппозиция противоположных пар: правды и лжи, жизни и смерти, прекрасного и уродливого и т.д. Осознавать, что характер персонажа можно передать его внешним видом. Понимать специфику создания и создавать выразительный образ с помощью цвета и характера линии. Создавать образ отрицательной героини сказки.

Научится:

понимать специфику создания образа с помощью цвета и характера линии

Л:нравственно-этическая ориентация.

Р. Умение контролировать процесс и результаты УД.

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

П. - знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

К. умение договариваться, находить общее решение

21.12



16

Образы отрицательных персонажей

Понимать, как рождаются сказочные, фантастические образы в изобразительном искусстве. Наблюдать образы фантастических чудовищ в резьбе, украшающей избы и храмы. Знать, что такое «изразец», иметь представление о способах его изготовления и о том, где он использовался. Создавать модель изразца в рельефе. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы.

Научится:

понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве

Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Р. Умение контролировать процесс и результаты УД.

П. - подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

28.12



III четверть ( 11 часов)

17

Образ дороги в сказке и дорога в жизни

ИКТ

Понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве. Интерпретировать образ дороги в произведениях живописи. Знать и использовать правила перспективы, точку схода на линии горизонта при изображении дороги. Выполнять задания на построение перспективы дороги.



Научится:

знакам и символам перекрестка дорог

Р. - Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.

- Умение действовать по плану и планировать свою Д.

П.

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- построение логической цепи рассуждений,

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

11/01



18

Там, на неведомых дорожках…

Иметь представление о значении перекрестка дорог в традиционном сознании, его символическом смысле. Знать знаки и символы перекрестка дорог. Участвовать в коллективной работе. Выбирать или придумывать сказочные сюжеты. Рисовать план-схему.

Научится:

интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути

Л. самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми),

П.

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

18/01



19

Странствия по различным мирам

Понимать роль дороги для связи трех миров в сказке. Интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути. Видеть, понимать и уметь объяснять виртуальное присутствие дороги на картине. Трактовать образ дороги в пейзажах русских художников. Участвовать в коллективной работе, находить свое место в общем деле.

Научится:

передавать выразительные черты сказочного героя дереву

Р.

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения рисунка в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.



25/01



20

Образ сказочного леса

ИКТ

Понимать и создавать в воображении образы близкие по духу персонажам сказок, навеянные разными породами деревьев. Понимать особенности деревьев и знать способы их изображения. Интерпретировать образ дерева как образ сказочного персонажа в собственной художественно-творческой деятельности.



Научится:

видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок

Л. нравственно-этическая ориентация.

Р. - Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

П. - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- построение логической цепи рассуждений,

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

01/02



21

Заколдованный лес

Понимать символическое значение леса в сказке и в изобразительном искусстве. Видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок. Осознавать роль окружающей природы для передачи характера и помыслов персонажей. Изображать ели, колючие кустарники.

Научится:

понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками

Л. нравственно-этическая ориентация.

Р. - Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

П.

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

08/02



22

Волшебный лес

Находить соответствие образа леса образу героя сказки. Понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками, находить в разных изображениях общее и специфичное. Рассказывать о сюжете картины, изображающей лес. Создавать образ леса Снегурочки или Деда Мороза. Передавать движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Научится:

находить в элементах декора избы древние символы-обереги

Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Р. Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.

П. - поиск и выделение необходимой информации;

- Анализ объектов с целью выделения признаков;

- Синтез;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

15/02



23

Образ жилища в сказке и в жизни

ИКТ

Иметь представление об образе русского крестьянского жилища - избе, ее символике, выраженной в декоре. Находить в элементах декора избы древние символы-обереги и объяснять их назначение. Видеть и интерпретировать сказочные образы в формах и орнаментах традиционного декоративно-прикладного жилища. Зарисовывать элементы декора избы, понимать их назначение и смысл, определять местоположение.

Научится:

использовать правила перспективы

Р. - Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.

- Умение взаимодействовать в УД.

П. - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- построение логической цепи рассуждений,

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

22/02



24

Образ деревни

Понимать, что человек должен жить в ладу с природой, знать и уважать ее законы. Иметь представление о виде деревенской улицы, о гармонии жилья с природой. Воспринимать образ деревенской улицы в эскизах декораций В. Васнецова. Участвовать в коллективной работе. Изображать деревенскую улицу среди природы, используя правила перспективы. Конструировать из бумаги и украшать постройки. Передавать эмоциональное состояние в объемной композиции.

Научится:

применять разные способы работы с бумагой и пластилином

Р. - Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.

- Умение взаимодействовать в УД.

П. - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

29/02



25

Образ города

Иметь представление о древнем городе как о неприступной крепости, о его структуре. Участвовать в коллективной работе. Создавать макет древнего города-крепости. Применять разные способы работы с бумагой.



Научится:

применять разные способы работы с бумагой и пластилином

Р. -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения рисунка в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

П. - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- построение логической цепи рассуждений,

К. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

07/03



26

Образ сказочного города

ИКТ

Иметь представление об образах сказочных городов в литературе, изобразительном искусстве, кино. Участвовать в коллективной работе. Применять разные способы работы с бумагой или пластилином.



Научится:

разрабатывать эскиз изделия с учетом особенностей его будущего хозяина

Р. - Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.

- Умение взаимодействовать в УД.

П:анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- построение логической цепи рассуждений,

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

14/03



27

Образы сказочных атрибутов Свет мой, зеркальце…

Осознавать волшебную роль зеркала в сказке, понимать, почему в жизни к зеркалам сложилось особое отношение. Разрабатывать эскиз изделия, с учетом особенностей его будущего хозяина.

Совершенствование графических и живописных умений.



Л. нравственно-этическая ориентация.

Р. - Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.

- Умение взаимодействовать в УД.

П.

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- построение логической цепи рассуждений,

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

21/03



IV четверть ( 7 часов)

28

Куколка

Иметь представление об истории куклы, о ее роли в жизни крестьян. Знать разные виды традиционных кукол. Понимать символическую роль куклы в народных сказках. Знать способы и последовательность изготовления простой куклы. Создавать простую обрядовую куклу. Уметь ее использовать в украшении современного интерьера.

Научится:

способам последовательного изготовления простой куклы

Л. нравственно-этическая ориентация.

Р. Умение контролировать процесс и результаты УД.

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

П. - знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

К. умение договариваться, находить общее решение

04/04



29

Яблоки и яблоня

Иметь представление об особом отношении к яблоку и яблоне в культуре разных народов. Понимать смысл праздников, посвященных яблокам. Различать добрую и злую силу яблока в сказках. Знать несколько сказок, где яблоку отводилась особая роль в развитии сюжета, подбирать иллюстрации к этим сказкам. Знать различную символику яблока в культуре разных народов. Иметь представление о символическом значении яблока в русских народных сказках. Трактовать образы яблока и яблони на картинах художниках. Выполнять натюрморт с яблоками. Использовать композиционный центр, уметь отделить главное от второстепенного.

Научится:

различать добрую и злую силу яблок в сказках

Л. нравственно-этическая ориентация.

Р. Умение контролировать процесс и результаты УД.

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

П. - знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. умение договариваться, находить общее решение

11/04



30



Перо жар-птицы

Понимать символическое значение образа Жар-птицы в сказках. Интерпретировать образы сказочных птиц в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Знать и называть сказки, в сюжетах которых важную роль играет волшебная птица. Соотносить разные по функциям и материалу, но сходные по внешнему виду предметы. Выполнять зарисовки перьев разных птиц. Выполнять зарисовки ветвей и цветов, придавая им пластику и декор пера Жар-птицы. Создавать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов.

Научится:

выполнять зарисовки перьев Жар-птицы

Л. нравственно-этическая ориентация.

Р. - Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.

- Умение взаимодействовать в УД.

П.

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- построение логической цепи рассуждений,

К. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

18/04



31

Корона

Знать символическое значение короны, находить и объяснять древние символы в декоре царских корон. Понимать соответствие в иллюстрациях к сказкам короны характеру и намерениям владельца. Создавать макет короны из подручных материалов, используя в декоре древнюю символику.

Научится:

создавать макет, используя в декоре древнюю символику

Л. нравственно-этическая ориентация.

Р. Умение контролировать процесс и результаты УД.

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

П. - построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

К. умение договариваться, находить общее решение

25/04



32

Меч-кладенец и щит

Иметь представление о форме и декоре древнего оружия. Объяснять символику декора меча и щита. Понимать связь слов «щит» и «защита». Видеть разницу в образах оружия добрых и злых героев сказок. Понимать значение размещенных на щитах изображений. Придумывать и создавать форму и декор разных по характеру щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря - защитника или его врагов.



Научится:

понимать связь слов «щит» и «защита», выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представление древних о жизни и о судьбе человека

Л. нравственно-этическая ориентация.

Р. - Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

Умение действовать по плану и планировать свою Д.

П. - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- построение логической цепи рассуждений,

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

К. - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

16/05



33

Прялка и волшебный клубок

Понимать символический судьбоносный смысл определяющей роли прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена в сказках. Выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создавать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека.

Научится:

различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и ее функции

Л. нравственно-этическая ориентация.

Р. - Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

Умение действовать по плану и планировать свою Д.

П. - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- построение логической цепи рассуждений,

К. - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

23/05



34

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве

Рассматривать праздник, народное гуляние на картинах художников, находить в них общее и особенное с современным праздником. Различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и функции. Чувствовать дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта. Делать зарисовки предметов крестьянского быта, украшать их символическими узорами. Создавать живописными средствами натюрморт, поставленный учителем.

Рассматривать праздник, народное гуляние на картинах художников, находить в них общее и особенное с современным праздником. Различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и функции. Чувствовать дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта. Делать зарисовки предметов крестьянского быта, украшать их символическими узорами. Создавать живописными средствами натюрморт, поставленный учителем.

Научится:

передавать в движении человека цветом и декором его одежды создавать атмосферу праздника

Л. нравственно-этическая ориентация.

Р. - Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

Умение действовать по плану и планировать свою Д.

П. - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- построение логической цепи рассуждений,

К. согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

умение договариваться, находить общее решение.

30/05





8. Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Изобразительное искусство»

Книгопечатная продукция.

Примерная программа начал Примерная программа по изобразительному искусству

Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1-4 класс). И.Э. Кашекова, А.Л.Кашеков

Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. Учебник.3 кл.

Таблицы по изобразительному искусству.

Печатные пособияТаблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Альбомы демонстративного и раздаточного материала

Портреты художников.

Таблицы по цветоведению,.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения,обучающие программы по предмету.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал