7


  • Учителю
  • Планирование, рабочая программа по МХК 10-11 классы

Планирование, рабочая программа по МХК 10-11 классы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Отдел по образованию администрации города Заринска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

города Заринска Алтайского края



Рассмотрено

на методическом объединении

учителей

естественнонаучного цикла

__________________ О. П. Чиркова

Протокол №

от ___________ 2015 г.

Согласовано

Зам директора по УВР

____________

Г. П. Арабаум

Утверждаю Директор

_______________ О. Н. Шафнер Приказ №

от ______________ 2015 г.









Рабочая программа

МХК 10-11 класс



Программа: Мировая художественная культура. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Г.И.Данилова, М.: Дрофа, 2011



Учебник: Мировая художественная культура 10 класс; Г.И.Данилова,

М.:Дрофа, 2011



Учебник: Мировая художественная культура 11 класс; Г.И.Данилова,

М.:Дрофа, 2011

Разработано:

Шорниковой В.А.

учителем МХК

первой категории



























Город Заринск

2015-2016 учебный год

















Пояснительная записка.



Рабочая программа по МХК для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта полного общего образования (2010г.) на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования, авторской программы Г.И. Даниловой «МХК», утверждённой МО РФ (2010г.).

Программа ориентирована на УМК «МХК для 10-11 классов» под редакцией Г.И. Даниловой. Для обучения используются учебники для учащихся общеобразовательных учреждений «МХК 10 класс», Г.И. Данилова, Москва, «Дрофа», 2010 год. «МХК 11 класс», Г.И. Данилова, Москва, «Дрофа», 2011 год. Учебники включены в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.



Цель курса :

дать представление о развитии мировой художественной культуры от истоков до современности.

Задачи:

  1. развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;

  2. воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры;

  3. освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  4. овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  5. использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.



Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.



Общая характеристика учебного предмета

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части.

Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.



На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.



Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (на два года обучения), в неделю на 1 час.

Структура курса: 10 класс. «Художественная культура: от истоков до 17 в.»

11 класс. «Художественная культура: от 17 в.»



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

-устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

-оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

-осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

-использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

-владеть основными формами публичных выступлений;

-понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

-определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

-осознавать свою культурную и национальную принадлежность.







Результаты освоения учебного предмета



В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать:

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.





Содержание тем учебного курса



Тема

Количество часов

10 класс (резерв)

11 класс

1

Древние цивилизации

6



2

Культура античности

3



3

Средние века

10 (9+1)



4

Культура Востока

6 (5+1)



5

Возрождение

8



6

Художественная культура XVII- XVIII в.в



12

7

Художественная культура XIX вв.



9

8

Художественная культура XX вв.



13

Итого

34

34

















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Учебники

«Мировая художественная культура»10 класс. Москва «Дрофа» 2010. Автор : Данилова Г. И.

«Мировая художественная культура»11 класс. Москва «Дрофа» 2012. Автор : Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам

« Мировая художественная культура» 10,11 класс. М.: Дрофа,2008 .

Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам/ авт.-сост. О.Е. Наделяева. - Волгоград: учитель, 2009

Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. -М.: ООО 2ТИД «Русское слово-РС», 2006

Дидактические материалы, интернет ресурсы

Электронные пособия:

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

www.moscowkremlin.ru - «Московский Кремль»

nesusvet.narod.ru- Иконы. Иконография. Иконопочитание.

www.krugosvet.ru- Энциклопедия «Кругосвет».

russia.rin.ru/- Россия Великая

vm.kemsu.ru/rus/palaeolith/cavepaint.html

- Виртуальная экскурсия по первобытной культуре

europa.km.ru - Виртуальная Европа

www.art.ioso.ru- «Искусство»

nearyou.narod.ru - Посмотри вокруг (о художниках)

www.art.rin.ru - Изобразительное искусство и фотография

www.hermitagemuseum.org - «Эрмитаж»

www.gumer.info/- Библиотека Гумера

www.artclassic.edu.ru

- Коллекция: мировая художественная культура

www.artyx.ru

- История искусств

bashmakov.ru

- игра «Золотое руно»

www.portal-slovo.ru/rus/art/2898/3183/</</p>













Тематическое планирование по МХК

(10 класс)



урока



Тема

Предметные умения



Характеристика деятельности

Дата

1

Миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве

Знать роль мифа в культуре. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.).

Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды.

Опыт творческой деятельности: Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).



2

Первые художники Земли.

Уметь определять художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).



3



Архитектура страны фараонов

Рассмотреть культуру, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.

Гипостильнй зал, капители, пандусы

Разработать маршрут путешествия по долине в Гизе.



4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Знать понятие канона, рельефа, фрески, сокровища гробницы Тутанхамона, особенности музыки Древнего Египта.

Уметь рассказывать о создании и особенности основных памятников Древнего Египта, узнавать их на изображениях, понимать и доказывать их влияние на мировую художественную культуру.



Фреска, канон, рельеф, амаркский период искусства Древнего Египта

Написать небольшое сочинение на тему «Мое необычное путешествие по Древнему Египту»



5

Художественная культура Древней Передней Азии

Знать особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада).

Зиккурат, пиктографическое письмо.

Попробовать подготовить выставку-стенд, на которой были бы представлены основные виды искусства Древней Передней Азии.



6

Искусство доколумбовой Америки

(тест: Искусство первобытного общества и древних цивилизаций)

Знать отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Реконструкция искусства, погребальное искусство, керамика в искусстве

Выполнить эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнамент, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства.





III.Культура Античности.





7

Эгейское искусство

Знать характерные особенности крито-микенской культуры и ее связи и отличия от древнеегипетской и древнемесопотамской; основные черты вазописи и фресковых росписей Кносского дворца и ваз стиля Камарес.

Вазопись, фрески Кносского периода, понятие стиля Дионистические действа, эстетическая программа комплекса

Акрополь, Парфенон

Куросы и коры Архаики, пантеон богов в искусстве, форум, колонна Трояна, акведук, владук,термы

Сделать эскизы росписей ваз или дргих предметов обихода в стиле Караманес.

Разработать маршрут экскурсии по Кносскому дворцу Попробовать спроектировать с помощью компьютерной графики архитектурное сооружение (храм). Индивидуальное задание:Подготовить сообщение об одном из греческих ваятелей: Фидие, Поликлете, Мироне, Скопасе, Прасителе, Лисиппе, Леохаре.



8

Золотой век Афин

Знать идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Знать основной этап развития древнегреческой скульптуры ( характерные черты архаики). Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь.



9

Архитектура Древнего Рима Театральное и музыкальное искусство Античности.

Знать особенности славы и величия Рима, как основной идеи римского форума как центра общественной жизни, основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Знать особенности культурного наследия в сравнении и культурой Древней Греции. Знать характерные особенности искусства этрусков, отличия от произведений египетских и греческих мастеров.

Знать истоки и механизм постановки театрального искусства Древней Греции, отличия и особенности музыкального искусства

Мифологическая основа мировоззрения в культуре, мифы музыкального характера.

Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - Мозаичная живопись, скульптурный портрет. Дифирамбы, пантомимы, гармоники, каноники.

Подготовить сообщение для одноклассников об античном Риме на основе очерка Н.В.Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева дорога при закате солнца») Попробовать разыграть на сцене один из эпизодов трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». Нарисовать эскизы костюмов, масок для различных актерских амплуа. Придумать фактуру декораций и их размещение.



10

Обобщающий урок по теме: «Культура Античности» и контроль ЗУН:

тест

«Античное искусство»

Работа по группам. Опыт творческой деятельности:

  • Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира.

  • Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре.

  • Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности







IV.Средние века.





11

Мир византийской культуры

Знать Софию Константинопольскую - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика).

Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас

Иконография, нефы,апсиды, алтари, атриумы, понятие интерьера, собор Св. Софии, крестово-купольный храм архитектурная, космическая, топографическая и временная символика

Провести стилистический анализ отрывков из произведений Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина. Подготовить сообщения.



12

Архитектурный облик Древней Руси.

Уметь определять сСтилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Особенности деревянного зодчества.

Хоры, закоморы, плинфа, цемянка, пилястры, килевидные арки(какошники), фасады.

Подготовить экскурсию по Московскому Кремлю и рассказать о сооружениях, определивших его облик.



13

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

Знать особенности и своеобразие живописи Др. Руси. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и творчество А. Рублева ("Троица") и Дионисия. Изобразительное искусство Владимиро- Суздальского княжества.

Новгородская школа живописи, понятие светотени.

Подготовить отзыв, рецензию по прочтению повести Н.С. Лескова « Запечатленный ангел»



14

Архитектура западноевропейского Средневековья

Знать особенности романского стиля в искусстве; особенности готического стиля в искусстве.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Аскетизм, литургическая драма, романтский и готический стиль, перспективный портал, хор, пинакли, фронтоны, вимперги, собор Нотр-Дам в Париже,

Архитектурное оформление портала средневекового собора. Нарисовать силуэты романского и готического храмов средствами компьютерной графики. Проект архитектурного сооружения в традициях готики.



15



Изобразительное искусство Средних Веков

Определить идею божественной красоты мироздания как основу синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы.

Химеры, витражное искусство.

Сделать эскиз витража готического собора на один из библейских сюжетов, придумать композицию окна-розы.



16



Театральное искусство и музыка Средних веков

Знать монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). Значение григорианского хорала.

Многоголосие, мистерии, моралите, миракли, григорианский хорал, псалмодия, кондукт и мотет, минезингеры

Театральное выражение средневекового фарса, мистерии или литургической драмы.





V.Культура Востока.





17



Индия - «страна чудес»

Знать своеобразие культуры Индии. Знать основные виды архитектурных сооружений индии и уметь описывать некоторые выдающиеся памятники индийского зодчества. Знать особенности развития искусства музыки и танца в Индии.

Пантеон индийских богов, якшини, чайтьи, притвор, миниатюрная живопись,рага, «Веды»,ситар, «раса».

Рецензия на один из народных индийских танцев, попытка прочтения танца с помощью языка символов.



18

Художественная культура Китая

Отличать суть своеобразия китайского зодчества, знать самые значительные памятники архитектуры Китая. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине.

Садово-парковое искусство, «терракотовое войско», пагоды

Нарисовать силуэты китайских пагод средствами компьютерной графики.



19

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

Знать характерные черты японского зодчества, основные архитектурные достопримечательности Японии.

Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Гравюра, нецке, «бидзинга»

Написать сочинение-эссе «Мои размышления в японском саду камней».



20

Художественная культура Ислама

Знать своеобразие мавританского стиля, знать характерные черты изобразительного искусства (каллиграфии, куфи) и архитектуры ислама. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Медресе, худжуры, михраб, айван, караван-сарай, мечеть, минарет, муэдзин, каллиграфии, куфи.

Попробовать сочинить рубаи в стиле Омара Хаяма.



21



Контроль ЗУН: тест «Загадочный мир Востока»

Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».







VI. Возрождение.





22

Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения

Знать характерные черты эпохи Возрождения, жизнестроительные идеи Ренессанса

панэстетизм и индивидуализм.

Мини-сочинение по теме урока



23

Флоренция - колыбель итальянского Возрождения

Знать Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи).

Гуманизм, Проторенессанс,

Подготовить, представить себя на диспуте среди философов и написать список возможных вопросов для оспаривания, касающиеся эстетических принципов.



24

Живопись Проторенессанса и раннего Возрождения

Знать характерные черты живописи Проторенессанса, наиболее известных художников,

Собор Святого Марка, Кватрогенто, Джотто

Написать сочинение по теме: «Моя любимая картина итальянского художника Проторенессанса или Раннего Возрождения»,



25

Золотой век Возрождения

Титаны Возрождения :Леонардо да Винчи (Картины "Святая Анна", "Иоанн Креститель" и "Мона Лиза" ("Джоконда") как философский итог творчества Леонардо да Винчи. Выражение леонардовского представления о мире в улыбке, "полной иронии и ума, показывающей осознание границ доступного человеческому разуму").

Рафаэль (Выявление внутреннего мира персонажа в портретах и сопоставление его с внешним видом ("Портрет кардинала", "Портрет графа Бальтасаре Кастильоне", "Донна Велата").

, Микеланджело, Тициан)

Микеланджело Буонаротти, Рафаэль, Леонардо до Винчи

Сопоставление и анализ художественных особенностей каждого из представителей итальянского Возрожения.



26

Возрождение в Венеции

Расположение города на архипелаге, насчитывающем более ста островов.

Собор Святого Марка - символ города и центр общественной жизни. Площадь Святого Марка.

Провоцирование природой поисков художниками особого колорита.

Окончательное освобождение масляной живописи от традиций темперы и фрески (Джорджоне, Тициан).

Многообразие таланта Тициана Вечеллио:

Соединение точности рисунка Микеланджело с колоритом Тициана в творчестве Тинторетто (Якопо Робусти).

Темпера, Тициана Вечеллио, Якопо Робусти

Оформить стенд-выставку произведений венецианского возрождения. Объяснить причины своего выбора.



27



Северное Возрождение

Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера.

Лессировки, темпера, портреты и гравюры Дюрера.

Составить экспозицию выставки художников Северного Возрождения, написать краткие аннотации к экспонатам.



28



Музыка и театр эпохи Возрождения.

Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Полифония, имитация, театр «Глобус», комедия дель арте, речитатив, мадригал.

Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.



29





Эпоха Возрождения в России

-Ренессанс в России - это не повторение европейского с его культом индивидуализма, что явилось одною из причин его разложения, а совершенно новое явление, с отрицанием индивидуализма и культа наживы, основных ценностей буржуазного Запада.

-Ренессанс в России не повторение западноевропейского, а совершенно новый феномен - в силу разнообразных исторических, социально-экономических причин и художественных факторов как в самом Российском государстве, так и в европейских странах, вступивших в век Просвещения.

Гражданственность, интернациональный по своей сути переход от средневековья к новому времени

Подготовить рефераты по Ренессансу в России.



30

Повторение. Обобщение знаний по теме: «Возрождение»

Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов.

Идеология Возрождения Шаманизм, камлания.

Доработка проектов по искусству в период до 17 века





31



Контроль ЗУН по теме:«Возрождение»

Тест: «Культура Ренессанса»



32, 33



Повторение и систематизация по всему курсу МХК в 10 классе

Представление проектов, исследовательских работ, презентаций учащихся по курсу МХК от истоков до XVII века



34



Итоговый контроль ЗУН

Провести сравнительный анализ произведений разных авторов.















Тематическое планирование по МХК

11 класс



урока



Тема курса, тематика уроков

Предметные умения

Характеристика деятельности

Дата

Дата факт.

Раздел I. Художественная культура XVII-XVIII веков.

1





Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков



Знать: названия и краткую характеристику новых стилей.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть

различными видами пересказа

представление о новых стилях и соотнесении их с эпохой возрождения как отличительном признаке художественной культуры, о культуре как искусстве жизни и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния.

Гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия

Умение перефразировать мысль. владение монологической и диалогической речью. Сочинение-

миниатюра

(попытка создать свой художественный образ)

05.09



2

Искусство маньеризма

Знать: основные черты архитектуры и живописи маньеризма.

Уметь: описывать архитектурные или скульптурные произведения по плану со с.394.

Маньеризм,

Подборка известных произведений Эль Греко, сопровождение их краткими аннотациями.

12.09



3



Архитектура барокко.





Знать: характерные особенности архитектуры барокко,

Уметь: описывать и рассказывать о произведениях архитектуры

Уметь: самостоятельно делать выводы; проводить самостоятельную исследовательскую работу. Стили Изменение мировосприятия в эпоху барокко.

Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко

Свободная

работа с произведениями архитектурного искусства. владение диалогической и монологической речью Свободная

работа с текстами. умение развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию: самостоятельно делать выводы, анализировать содержание и

конфликт художественного стиля

19.09



4



Изобразительное искусство барокко.



Знать: основные художественные шедевры Лоренцо Бернини и Рубенса.

Уметь: определять художественные произведения барокко по характерным особенностям, анализировать и проявлять своё мнение в анализе произведений изобразительного искусства..

Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи

Работа с текстом живописного или скульптурного произведения. исследовательская работа по отбору информации из справочных материалов.

26.09



5



Классицизм в архитектуре Западной Европы.

.

Знать: основные особенности классицистического искусства в архитектуре на примере дворцового комплекса в Версале.

Уметь: анализировать произведения архитектуры с точки зрения их художественной ценности; пользоваться справочной литературой. проводить самостоятельную исследовательскую работу; работа по отбору информации на заданную тему.

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга

Исследовательская работа по созданию маршрута заочной экскурсии по Версалю.

Групповое задание исследовательского типа: «Защита проекта по архитектуре г. Новосибирска»

03.10



6



Шедевры классицизма в архитектуре России.



Знать: особенности и значение произведений русского классицизма в мировом зодчестве; представителей русской классицистической архитектуры XVIII- первой четверти XIX века. Особенности социально-политической обстановки, которая определила развитие русской культуры XVIII века; понятия «классицизм», особенности русского классицизма.

Уметь: характеризовать историческую и культурную эпоху рассказывать об архитектурных произведениях московского классицизма на примере творчества В.И. Баженова, М.Ф. Казакова.

Пашков дом, Бельведер, Петровский дворец, ризалит, архитектурный театр.

Владение монологической и диалогической речью. Воссоздание архитектурных произведений с помощью компьютерной графики.

Подготовка рефератов и эссе по персоналиям Казакова и Баженова

10.10



7



Изобразительное искусство классицизма и рококо.



Знать: основные произведения Н. Пруссена как основоположника классицизма; произведения Кановы, Торвальдсена, Фальконе, Гудона; характерные черты рококо.

Уметь: проводить сравнительную характеристику произведений искусства разных художественных стилей. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова.

Н.Пруссен- художник классицизма, скульптурные шедевры классицизма.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную

тему

17.10.



8



Реалистическая живопись Голландии.



Знать: представителей голландской реалистичной живописи (Ф.Халс, Рембрандта).

Уметь: распределять художников в соответствии с принадлежностью художника к определенному жанру живописи.

Вермер Делфский, жанры живописи, виды портретов: парсуна, камерный портрет, парадный портрет, скульптурный портрет.

Владение основными видами публичных выступлений.

следование этическим нормам и правилам ведения диалога.



24.10



9

Русский портрет XVIII века



Истоки портретного искусства. Шедевры русских портретистов. Мастера скульптурного портрета.

Рокотов, Боровиковский, Шубин

Анализ произведений по плану.

31.10



10

Музыкальная культура барокко



Знать Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах)., характерные черты музыкальной культуры барокко, чем она отличается от музыки эпохи Возрождения

Гомофонно-гармонический стиль в опере, духовная органная музыка

Ораторий, аллеманда, куранта, жига, кантат, фуга

Создание творческих портретов композиторов, подготовка конкурса знатоков русской духовной музыки

14.11



11

Композиторы Венской классической школы

Знать: суть реформы оперного стиля, осуществленного Глюком, черты нового стиля; значение творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена в истории мировой музыкальной культуре, особенности классического типа симфоний Гайдна.

Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Попурри, жанр музыкальной трагедии, симфония, менуэт, скрецо, рондо, рефрен, духовная музыка.

Визуализация впечатлений от оперной музыки Глюка, используя памятка из справочного отдела учебника.

21.11



12

Театральное искусство XVII - XVIII веков

Знать: художественные принципы, составляющие основу западноевропейского театра барокко, особенности театра Кальдерона и сценического действа в театре барокко вообще, причины определения 17 в. как «золотого» века французского театра классицизма, эволюция русского драматического театра в допетровскую эпоху, во время царствования Петра I; историю рождения профессионального театра в России.

Театр народной драмы, театр «охотничьих комедиантов», театр крепостных крестьян

Попытка выполнения эскизов костюмов или театральных декораций для театра барокко классицизма.

28.11



13



Обобщение и систематизация, контроль ЗУН

Участие в дискуссии: «Барокко и современность». Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления.

Тест: «Культура барокко»

05.12





Раздел II. Художественная культура XIX века.







14

Романтизм

Знать: историю происхождения термина «Романтизм», определение этого понятия в широком и узком смысле, а также его значение в дальнейшем пути развития романтизма; философские основы романтизма и их отражение в искусстве конца 18 - начала 19 века, главные эстетические принципы романтизма и их воплощение в искусстве; черты характера романтического героя и его взаимоотношения с окружающим миром.

Романтизм, эстетика, культ прошлого, неоготика, экзотика Востока

умение развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию: самостоятельно делать выводы, анализировать содержание и конфликт художественного стиля



12.12



15



Изобразительное искусство романтизма

Знать: Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского.

Прерафаэлизм, пейзажная живопись, пейзажи-катастрофы, пейзажи-очарования

Описание понравившихся картин русских художников-романтиков, используя памятку из справочного раздела учебника

19.12



16

Реализм - художественный стиль эпохи

Знать: причины появления термина «реализм» применительно к сфере художественной культуры, сравнительные особенности реализма и романтизма, художественные принципы реализма.

Реализм, натурализм

Таблица отличительных признаков реализма и романтизма

26.12



17

Изобразительное искусство реализма



Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ.

Барбизонская школа, литография, «передвижники»,

Сделать подборку произведений живописи, отражающих бытовые картины жизни русского народа (оформить в виде слайд-шоу, стенда, альбома).

16.01



18



Живопись импрессиониз

ма



Открытия в области импрессионизма, особенности пейзажной произведений импрессионистов и постимпрессионистов, творческая манера Сезана, Ван Гога, основные темы, сюжеты их произведений

Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, П. Сезанна.

Импрессионизм, постимпрессионизм, пуантилизм, дивизионизм

«синтетическая форма»

Проанализировать стихотворение «Импрессионализм» О.Э.Мандельштама по плану со стр.395

23.01



19

Многообразие стилей зарубежной музыки

Характерные черты западноевропейской музыки, связь музыки с литературой и живописью. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля.

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера)

Синтез искусств, мир мистификаций и фантастики, лейтмотив, система жанров, лирическая миниатюра, неоклассицизм,

Сочинение-эссе по предложенным темам, подготовить радио или телепередачу об истории создания и постановке балета на музыку Дебюсси.

30.01



20



Русская музыкальная культура



Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Музыкальная баллада, романсово-песенное творчество. Камерно-вокальная музыка, ариозо, балетная музыка

Описать произведение композитора по памятке со стр.395



06.02



21



Пути развития западноевропейского театра



Эстетические принципы натуралистического театра, разработанные Эмилем Золя, их воплощение в современном театре

Мелодрама, социально-психологическая драма

Составить визитную карточку одного из театров 19 века.

13.02



22



Русский драматический театр

Репертуар и актерское мастерство в русском театре начале 19 века, характеристики театральных спектаклей этого времени А.С. Пушкина, основные этапы становления русского реалистического театра, драматическая и театральная деятельность А.Н. Островского.

Пьесы жизни.

Написать рецензию на прочитанную пьесу русских драматургов, используя памятку со стр. 396



20.02



23



Обобщение и система-тизация, контроль ЗУН

Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»). Тест: «искусство реализма и импрессионизма»

27.02





Раздел III. Художественная культура XX в.







24



Искусство символизма



Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина), художественная манера символистов

Мир фантасмагорий, символизм,

Подготовить сообщение о символизме в литературе.

06.03



25



Искусство модернизма



Оригинальность и неповторимость стиля модерн в искусстве, сравнительные особенности модернизма и символизма, отражение модерна в произведениях изобразительного искусства.

Декоративно-прикладное искусство, дизайн, пассеизм, графика, функциональность

Подготовить фотовернисаж на тему «Модерн в искусстве и жизни»

13.03



26



Архитектура: от модерна до конструктивизма

Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера.

Конструктивизм, органическая архитектура, модулора

Описать одно из архитектурных сооружений 20 века, которое произвело наибольшее впечатление

21.03



27



Основные направления развития зарубежной живописи



Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), иррационализм подсознательного в сюрреализме

Кубизм, фовизм, аналитический кубизм, синтетический кубизм,

Заполнить таблицу со стр. 313

02.04



28



Мастера русского авангарда



Отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), понятие суперматизма Малевича, значение «аналитического искусства» П.Филонова, его художественная манера

Авангард, абстракционализм, суперматизм, социалистический реализм.

Оформить выставку-стенд по теме: «Мастера русского авангарда»

09.04



29



Зарубежная музыка XX века



Характерные черты музыки модерна, ее общность с литературой, живописью, театром и кино, значение творчества Малера для культуры, характерные черты музыки экспрессионизма.

Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра)..

Массовое искусство, додекафония, атональная музыка, полиритмия, регтайм, ритм-энд-блюз, бибоп, модальный джаз, кантри, рок-музыка, рок-н-ролл, и др.

Дать определения новых видов музыкального искусства по словарям.

16.04



30



Музыка России XX столетия



Причина названия творчества Скрябина - символизм, стиль творчества Рахманинова, новаторский характер творчества Стравинского. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке).

Музыкальный авангард, феномен массовой песни, авторская песня

Прослушать некоторые романсы Рахманинова, и поделиться впечатлениями в небольшом сочинении-эссе

23.04



31



Зарубежный театр XX века



Почему театр XX века называют театром режиссера, особенности зарубежного театра 19 века, отражение в театральном искусстве модернистские течение, черты театрального направления экспрессионизма, значения театральных открытий Г.Крэга., значение сюрреализма (на примере творчества Сартра)

Интеллектуальный театр, экспрессионизм, сюрреализм, «театр абсурда», «эпический театр»

Подготовить творческий портрет современного зарубежного театрального режиссера.

30.04



32



Российский театр XX века



Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер).

Духовная и жизненная правда, общая совместная работа режиссера и драматурга, подтекст, искусство перевоплощения.

Сравнить театральные системы Станиславского и Мейерхольда, написать рецензию на одну из современных пьес современных драматургов

07.05



33



Становление и расцвет мирового кинематографа

Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация,

Эффект «стоп-кадра», двойная экспозиция, монтаж.

Пользуясь справочной литературой охарактеризовать некоторые популярные жанры современного кино

14.05



34



Обобщение по теме: Художественная культура XX в.

Контроль ЗУН

Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

(Доработка проектов по современному искусству).

Тест: «Культура XX века».

21.05











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал