7


  • Учителю
  • Тема войны в творчесвте обучающихся и выпускников РХГИ - Баландина Алиса

Тема войны в творчесвте обучающихся и выпускников РХГИ - Баландина Алиса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Аннотация

Научно-исследовательская работа

«Тема Отечественных войн в творчестве учащихся и выпускников РХГИ»



Выполнила: Баландина Алиса, ученица 11 Б

Руководитель: Асадуллина. Л. Т.

Актуальность

В жизни каждого человека происходят различные события. Но бывают события, которые затрагивают интересы и судьбы многих народов, многих стран. Такими для людей нашей страны были Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941 года.

Почти совпали два юбилея. В 2011- 70 лет начала Великой Отечественной войны, в 2012- 200 лет Отечественной войны 1812 года, Бородино. Не случайно 2012 год объявлен «Годом Российской истории». В наши переломные времена твердо можно опереться на отечественную историю и подвиги предков.

До сих пор в мире вспыхивают региональные войны, мы не хотим третьей мировой… Уроки

двух Отечественных войн актуальны по сей день. Войну нельзя забывать, поэтому я выбрала эту

тему.

Как и многие мои ровесники, я задумываюсь о смысле жизни, её ценностях, которые нужно

беречь.

«Когда гремели пушки, музы не молчали». Они и сейчас не молчат. Наши учащиеся и выпускники

тоже создают свою художественную летопись- летопись двух войн.



Цель моей работы - рассказать о некоторых из этих произведений, отметить их творческую манеру и стиль, а также выявить то общее, что их объединяет, традиции и новаторство.



Задачи



  1. Совершить маленькое путешествие в мир военной истории по произведениям наших учащихся и выпускников.

  2. Вызвать интерес к изучению художественной летописи двух Отечественных войн

  3. Приобщить к героическим боевым традициям, вызвать размышления о подвигах своих предков

4) Воссоздать драматический дух героических событий, вызвать отклик, сопереживание историческим событиям и людям.



Моя работа включает введение, основную часть из двух глав и заключение.



«Недаром помнит вся Россия…»

I глава посвящена Отечественной войне 1812, в ней участвовали многие народы Российской империи. Но я родом из Башкирии и потому остановилась на участии в ней наших земляков. Война с Наполеоном - общая беда, сблизившая всех жителей России, в том числе наших земляков-башкир. В начале XIX века по всей Европе прогремела слава башкирских воинов, которых французы прозвали «северными амурами» за наличие в их вооружении лука и стрел. Башкирские воины в составе русской армии прошли славный ратный путь до самого Парижа.

Я описала работы художников- выпускников, выделив их в следующие группы:

учащиеся РХГИ:

1. Газизов Нагим «Перед боем. Северные амуры в Отечественной войне»

2. Булатов Рушан «Рейд»

3. Шайхулина Ляйсан «Москва-Париж»





педагоги РХГИ

4. Галимова Земфира «Возвращение»

5. Сайфуллин Роман «Ирназар», «Дозор»

6. Магалимов Руслан «Три брата»



известные художники Башкортостана и России

7. Файзрахман Исмагилов «Призыв башкир императором Александром I»

8. Имамбаева Гульшат «Денис Давыдов»



Память о Бородине отразилась и в великом подвиге нашего народа и в годы Великой Отечественной войны. После давней битвы вновь оно стало местом сражения, когда на Можайском рубеже, на подступах к Москве, осенью 1941 держала здесь оборону 5 армия. Поэтому между двумя войнами есть глубокая связь.





«Сквозь пот и кровь, огонь и воду к Победе шел, Россия, твой солдат…»

II глава посвящена Великой Отечественной войне 1941 года. В памяти человечества это война осталась как одна из самых кровопролитных, жестоких, разрушительных. В борьбе против фашистских сил единым фронтом выступил весь наш народ.

Описала следующие работы художников- выпускников РХГИ:

учащиеся РХГИ

9. Калимуллин Рамиль «Неотправленное письмо»

педагоги РХГИ

10. Галимова Земфира «Знамя»

известные художники Башкортостана и России

11. Файзрахман Исмагилов «Прощание»

12. Фазылов Хатип «Мы вернемся с победой»

13. Кадыров Рафаэль «Портрет с шалью» , «Без вести пропавший»

14. Мельников Валерий «Морщины войны»

15. Ураксина Роза «Портрет ветерана Х.Г.Камалетдинова»



В заключении сделала вывод: искусство помогает осознать уроки войны.

Стараясь проследить традиции и новаторство произведений о войне, заметила различие в творчестве художников разных поколений. Художники, сами пережившие войну, больше стремятся к документальности. Художники нашего поколения не видели войну своими глазами. Поэтому в их творчестве преобладает образно-метафорическое начало, символика.



Исторический опыт учит: чтобы отстоять мир, нужны сплоченные действия всех миролюбивых сил. Произведения наших учащихся и выпускников о войне правдивы и сердечны, учат дорожить своими корнями, историей, ценить настоящее. Искусство должно служить делу мира.

Мы и сейчас испытываем гордость и выражаем благодарность нашим прадедам и дедам за спасение нашей Родины от завоевателей. Мы и сейчас хотим выразить эти чувства, воспеть доблестный подвиг народа в своих работах.



Примечание



Моя работа строилась на изучении истории, художественной летописи Отечественных войн, на знакомстве с литературой, каталогами выставок, справочниками по искусству батального жанра. Помогли беседы с отдельными авторами данных работ. Я старалась проследить традиции и новаторство произведений.









Министерство образования Республики Башкортостана

ГБОУ Республиканская художественная гимназия- интернат им. К.А.Давлеткильдеева































Научно-исследовательская работа



«Тема Отечественных войн в творчестве учащихся и выпускников РХГИ»











Выполнила: ученица 11 Б класса

Баландина Алиса

Руководитель: учитель МХК, искусствовед Асадуллина Л.Т













































Уфа - 2014г.







Содержание







Введение 1

2-3

Глава 1 «Недаром помнит вся Россия…»



Глава 2 «Сквозь пот и кровь, огонь и воду к Победе шел, Россия, твой солдат…» 4-5



Заключение 6



























































































ВВЕДЕНИЕ



В жизни каждого человека происходят разные события, бывают и такие, что затрагивают интересы и судьбы народов, целых стран. К таким масштабным событиям, которые оставили след в мировой истории относятся Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная Война 1941 года.

Почти совпало два юбилея. В 2011- 70 лет начала Великой Отечественной войны, в 2012- 200 лет Отечественной войны. Не случайно 2012 год объявлен «Годом Российской истории». В наши переломные времена твердо можно опереться на отечественную историю и подвиги предков.

До сих пор в мире вспыхивают региональные войны, мы не хотим третьей мировой войны… Поэтому уроки двух Отечественных войн актуальны по сей день. Войну нельзя забывать, поэтому я выбрала эту тему.

Как и многие мои ровесники, я задумываюсь о смысле жизни, её ценностях, которые нужно беречь. Один из вопросов, который нас волнует:

«Как среди ужасов военного времени удалось не только выстоять, сокрушить врага, но и остаться Человеком?»

Произведения искусства, связанные с темой Отечественных войн, дают своеобразный ответ на этот вопрос.

Цель моей работы - рассказать о некоторых из этих произведений, отметить их творческую манеру и стиль, а также выявить то общее, что их объединяет.



Задачи

  1. Совершить маленькое путешествие в мир военной истории по произведениям наших учащихся и выпускников.

  2. Вызвать интерес к изучению художественной летописи двух Отечественных войн

  3. Приобщить к героическим боевым традициям, вызвать размышления о подвигах своих предках

4) Воссоздать драматический дух героических событий, вызвать отклик-сопереживание историческим событиям и людям.



Моя работа включает введение, основную часть из двух глав и заключение.



«Недаром помнит вся Россия…»

I глава посвящена Отечественной войне 1812, в ней участвовали многие народы Российской империи. Но я родом из Башкирии и потому остановилась на участии в ней наших земляков. Война с Наполеоном - общая беда, сблизившая всех жителей России, в том числе наших земляков- башкир. В начале XIX века по всей Европе прогремела слава башкирских воинов, которых французы прозвали «северными амурами» за наличие в их вооружении лука и стрел. Башкирские воины в составе русской армии прошли славный ратный путь до самого Парижа.



Память о Бородине отразилась и в великом подвиге нашего народа и в годы Великой отечественной войны. После давней битвы вновь оно стало местом сражения, когда на Можайском рубеже осенью 1941 держала здесь оборону 5 армия. Поэтому между двумя войнами есть глубокая связь.





«Сквозь пот и кровь, огонь и воду к Победе шел, Россия, твой солдат…»

II глава посвящена Великой Отечественной войне 1941 года. В памяти человечества эта война осталась как самая кровопролитная, жестокая, разрушительная. Путь к Победе был долог и труден









1





I глава



«Недаром помнит вся Россия…»



Чтобы противостоять иноземным захватчикам, нужна была большая сила. Эту силу помогли собрать любовь нашего народа к Родине, мужество и героизм воинов самопожертвование россиян во имя спасения Отечество.

Живопись Файзрахмана Исмагилова



Военная история башкирского народа стала главной в творчестве Файзрахмана Исмагилова. С 1998 по 2004 год он в соавторстве с Ильдаром Гаяновым создал серию из больших полотен «Башкиры в Отечественной войне 1812года». Цикл открывает работа «Призыв башкир императором Александром I» открывает цикл.

Башкирский народ, как и вся Россия ,поднялся на защиту Отечества. Полотно звучит мужественно и сурово. Сам сюжет, строгая пластика подчеркивают волевую собранность людей, их готовность к воинскому подвигу.

Документальное начало в обеих картинах сочетается с образной, эмоциональной трактовкой, личным взволнованным отношением авторов к происходящему. Эти работы наполнены чувством любви и гордости за свой народ.



Батик Галимовой Земфиры



«Возвращение» выделяется эпическим звучанием, яркой образностью. Автор использовала прямое и иносказательное значение вещей. По диагонали слева и справа мы видим метафоры - знаки: воинскую атрибутику в левом углу и символ, похожий на юрту и одновременно на шлем.

Символична линия треугольников. Они воспринимаются и как Уральские горы, и как талисманы- обереги. В то же время они как бы выполняют роль «магического кристалла», отражающего события прошедшего.

По заснеженным полям, в лютый мороз возвращаются победители. А сколько их погибло! За спинами победителей - всадников беспокойные тени их товарищей…



Графика Имамбаевой Гульшат



В работе «Денис Давыдов» художница создает образ романтического героя, смелого и решительного партизана- поэта. . На фоне темного леса его фигура кажется таинственной. Это придает картине некий мистицизм. Вместе с тем художница продолжает традиции русской реалистической школы. Композиционное решение напоминает картину В. Верещагина «Не замай- дай подойти». Взгляд Дениса Давыдова - это взгляд самой художницы: в нем размышление, осмысление войны.



Графика Сайфуллина Романа



Линогравюра «Ирназар» посвящена искусному воину, кавалеру Ордена Св. Георгия Ирназару Давлетчурину, но ёе содержание выходит за рамки конкретного портрета. Это собирательный образ мужественного, решительного и сильного духом человека. В чертах героя угадываются черты самого автора, и это символично- он ассоциирует себя с батырами, вставшими на защиту Отечества. Напряженность линий и светотени так же, как и в линогравюре «Дозор», созвучны их героико- драматическому содержанию.

Живопись Газизова Нагима



С особой лирической теплотой выполнил дипломный проект выпускник 2012 года. «Перед боем. Северные амуры в Отечественной войне».

2

На переднем плане запечатлён батыр с лошадью. Его лицо выражает задумчивость, серьезность. Рядом угасает костёр, около которого, наверное, коротали ночь батыры, думая о грядущей битве, а может быть, и о своих близких…

Рассвет на горизонте как грозное зарево, вызывающее чувство тревоги; оно словно предвещает жаркую схватку.



Живопись Булатова Рушана



Из рассказа автора:

«В своей картине «Рейд» я в свою очередь решил запечатлеть одно из рейдовых нападений, устроенных башкирами.

Амуницию башкирского солдата составляли в той войне пика, сабля, лук и колчан со стрелами. Вооруженные таким образом, башкирские конники ошеломляли врага особой выработанной тактикой: они словно тени появлялись из ниоткуда, и, устраивая хаос в рядах французской армии, так же внезапно исчезали. Они носились вокруг вражеских войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду, и настигнуть их французам было очень трудно.

Словно призраки, они появлялись из тумана с первыми лучами солнца, сея в рядах противника смятение и страх. Башкирские воины оказывали неоценимую помощь партизанам и пехоте, действуя молниеносно и сокрушая своим натиском французов. Этот момент я и решил запечатлеть на холсте. Хотел отразить и трагизм, напряженность схватки».



Живопись Шайхулиной Ляйсан



Автор работы так объясняет её смысл: «Эйфелева башня склоняет свою голову перед старшей подругой в знак уважения и дружбы».

Авангардная работа - своеобразное отражение темы 1812 года. Её отличает яркий колорит, праздничный настрой.

























































Глава II



«Сквозь пот и кровь, огонь и воду к Победе шел, Россия, твой солдат…»



Особое место в генетической памяти художников занимают и события недавнего прошлого- Великая Отечественная война. Художники осмысливают войну как большую народную трагедию, стремятся лаконично выразить суть времени. Путь к победе был долог и труден.

Эта война в очередной раз показала всему миру, что наш народ силен своим единством.



Живопись Файзрахмана Исмагилова

«Возвращение». Монументальны и масштабны образы трех женщин. На руках одной из них ребенок. Их фигуры возвышаются над низкой линией горизонта. Кто они? Откуда? Куда идут?... На эти вопросы нет ответов, есть только чувство печали и горечь утраты, но эти женщины выстоят!

В этой работе звучат трагические ноты, но так же воспевается великий подвиг народа, стойкость и сила воли.

Тема проводов на фронт звучит в картине «Прощание». Фронтально, приближенно к зрителю на фоне горного пейзажа автор изображает башкирскую семью. За внешней сдержанностью мужа и жены угадывается их внутренне напряжение, оно передается детям, которые тревожно жмутся к родителям. Картину автор посвяти своим землякам- жителям деревни Зуяково Белорецкого района, чьи судьбы ему дороги и знакомы, потому в нём звучат тёплые, проникновенные ноты.



Живопись Хатипа Фазылова

«Мы вернемся с победой».Лейтмотив этой работы- вера народа в неизбежную победу. В ней светлыми серебристо-охристыми, голубыми и розовыми тонами окрашен простирающийся до горизонта холмистый пейзаж, на проселочной дороге- полуторка с сидящими в кузове новобранцами, на борту которой яркий плакат «Мы вернемся с победой». Весь жизнеутверждающий строй полотна подчеркивает эту идею.



Живопись Рафаэля Кадырова

Тема памяти находит отражение в двух работах художника: «Портрет с шалью» и «Без вести пропавший».

Из записей Кадырова:

«…По соседству с нами жила бабушка, словно сошедшая с картин Ахмата Лутфуллина… Рисуя её портрет, я думал о том, какие мысли и воспоминания посещали это смиренное крохотное создание…»

Задумывается и зритель. Её скорбное выражение лица навевает мысль о невосполнимой утрате…

«Без вести пропавший».

Дрогнула от взрыва земля, и в небо взметнулись тысячи осколков. Там, где пролилась кровь,- расцвели огненные маки- как на васильковом поле, как напоминание о жизни такой же короткой, но яркой. В тот же миг горе пронзает и мать. Никнет к земле фигурка солдата, а душа возносится в вечность. Это восхождение к бессмертию.

Он кажется уснувшим ребенком, «Маленьким принцем» планеты Земля.

Графика Мельникова Валерия

Один из талантливых художников Башкортостана и России. Его синтетическое искусство вобрало дух XX столетия, отголоски различных направлений, от абстракционизма до реализма.

«Морщины войны»- обобщенный образ-символ пережитого горя, страданий.

…Но память болит как живая рана. Нервный изломанный рисунок, прерывающийся ритм линий. Это фрагмент даже не лица, а лика. Поэтому образ рождает у меня ощущения взрыва, как будто взметнулся столб пыли. Работа очень мощная, эмоциональная, цепляет за душу. Не забыть этот взгляд…



Батик Галимовой Земфиры



Композиция «Знамя» звучит как взволнованный образ Победы.

Художественный язык отличается метафоричностью и ассоциативностью. Мы видим на знамени и прожженные войной раны, танк, солдата, устремившегося на встречу опасности. Это символы войны. Но главный атрибут - символика страны Советов. Наша Родина несокрушима, как скала, на которой запечатлены звезда, серп и молот.



Живопись Розы Ураксиной



А вот вполне конкретный образ. Ураксиной Розы «Портрет ветерана Камалетдинова»

Это психологический образ человека, как бы заново переосмысляющего грозные события.

Ничего не отвлекает зрителя от его лица: ни фон, ни букет сирени. Драматичность

подчеркивает разные чувства: тяжесть утраты, боль и скорбь, непримиримость.

Колорит заставляет и зрителей погружаться в думы человека, чей путь отмечен наградами Родины- орденами и медалями.



Графика Рамиля Каллимулина



Выпускник этого года так рассказал об истории создания своего дипломного проекта «Неотправленное письмо» : «Сначала хотел написать сцену боевых действий. Замахнулся даже на Рейхстаг. Но пока оставил этот замысел. Решил суровый дух времени выразить через натюрморт.» Перед нами шинель, солдатская каска, на стене - фотография, а на столе - кусок черного хлеба и письмо. Пространство и время в композиции связаны незримыми нитями. Такое осмысление событий было свойственно таким художникам, как Петров-Водкин и Виктор Попков. Данная работа-достойное продолжение их традиций.





























































Заключение

Моя работа строилась на изучении истории, художественной летописи Отечественных войн, на знакомстве с литературой, каталогами выставок, справочниками по искусству батального жанра. Помогли беседы с отдельными авторами данных работ. Стараясь проследить традиции и новаторство произведений о войне, заметила различие в творчестве художников разных поколений. Художники, сами пережившие войну, больше стремятся к документальности. Художники нашего поколения не видели войну своими глазами. Поэтому в их творчестве преобладает образно-метафорическое начало, символика.



Исторический опыт учит: чтобы отстоять мир, нужны сплоченные действия все миролюбивых сил. Произведения наших учащихся и выпускников о войне правдивы и сердечны, учат дорожить своими корнями, историей, ценить настоящее. Поэтому они полезны для культуры нашего народа. Искусство должно служить делу мира. Мы и сейчас испытываем гордость и выражаем благодарность нашим прадедам и дедам за спасение нашей Родины от завоевателей. Мы и сейчас хотим выразить эти чувства, воспеть доблестный подвиг народа в своих работах.







































































Информационная справка





Галимова Зимфира Ахатовна



Родилась 1.01.1955 г.

Заслуженный учитель РБ (2002)



Специальное образование: ХГФ Чувашского государственного педагогического института им. .И.Я. Яковлева( ныне- университет; 1978)

Член СХ РФ с 2007 года. С 1978 года- участник республиканских, региональных и всероссийских выставок.



Имамбаева Гульшат Сарваровна

Родилась 09.07.1986 г.



С 2007 - участница республиканских, региональных, всероссийской, зарубежной выставки.



Исмагилов Файзрахман Абдрахмановчи

Родился 24.03.1955 г.

Заслуженный художник РБ (1998).

Лауреат Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева (2004)



Специальное образование: художественное отделение УГИИ (ныне- ФИИ УГАИ им.З.Исмагилова; 1978). Член СХ СССР(РФ) с 1986 года. Член ТО «Артыш» с 1995 года. С 1974 года- участник республиканских, декадной, зональных, региональных, межрегиональной, всероссийских, всесоюзных и зарубежной выставок.



Фазылов Хатип Сарварович

Родился 25.04.1960 г.

Заслуженный художник РБ (2001).

Обладатель Серебряного наградного знака «Духовность, традиции, мастерство» Секретариата СХ РФ (2008).

Государственный стипендиат МК РФ (2010).

Специальное образование: художественно- педагогическое (ныне- отделение изобразительных искусств УУИ; 1979). Член СХ СССР(РФ) С 1990 года. С 1980 года- участник республиканских, зональных, региональных, межрегиональной, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок.



Сайфуллин Роман Амирович

Родился 12.10.1984 г.

Специальное образование: УУИ, отделение станковой графики ФИИ УГАИ им. З. Исмагилова

Член объединения молодых художников и искусствоведов при РО ВТОО «Союз художников России»РБ.

Участник и дипломант всероссийских, городских выставок и конкурсов.



Магалимов Руслан Фагимович

Родился 20.01.1985 г.

Специальное образование: ФИИ УГАИ им. З. Исмагилова (2008) Член СХ РФ (2010). С 2004 года- участник республиканских, региональных и всероссийских выставок.







Мельников Валерий Александрович

Родился в 1957г.

Заслуженный художник РБ (2006)

Специальное образование: ХГФ Чувашского государственного педагогического института им. В. Яковлева (ныне- университет, 1978.)

Член СХ РФ с 1994 года. Член ТГ «Март» (1989-1993). С 1976 года- участник республиканских, специальных, зональных, региональных, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок.































































































Литература:





«Ватандаш» выпуски с 1-12, 2011 г.- 2012 г.

«Юный художник» выпуски с 9-12, 2011, с 1 по 6, 2012г.

«Детская энциклопедия» выпуск 8, 2012 г.

«Панорама Башкортостана» выпуск 1, 2012 г.

«Воинская слава башкирского народа» 2007 г.































































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал