7


  • Учителю
  • Дидактический материал по уроку мусульманская культура

Дидактический материал по уроку мусульманская культура

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Дидактический материал для обучающихся к Уроку МХК в 10-м классе.

Опережающие задания на дом.

Тема 5

«Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты».

Найти картину Н.К. Рерих «Магомет на горе Хира».

Эпиграф: стихи из уч. МХК Рапацкой стр. 79

А.С. Пушкина 5ч. «Подражание Корану».

Творцу молитесь; он могучий:

Он правит ветром; в знойный день

На небо насылает тучи;

Дает земле древесну сень.



Он милосерд: он Магомету

Открыл сияющий Коран,

Да притечем и мы ко свету,

И да падет с очей туман.

Звучит муз.

Экспозиция: Показать видеоряд восточной архитектуры под муз. :

  1. Мечети (араб. «масджид» - место поклонения):

В чём общность архитектурного замысла?

  1. Куббат ас-Сахра («Купол скалы» постр. в Иерусалиме (Старый город) кон. 7 в. правление халифов рода Омейя), т.е. мечеть Омара

  2. Большая мечеть Омейядов (нач. 8в. в столице халифата Сирии г. Дамаск)

  3. Мечеть аль-Кадимия (Багдад в Ираке)

  4. Мечеть Каир в Египте

  5. Соборная мечеть (с 785г. строилась до 10 в. в центре халифата г. Кордова в южной Испании)

  6. Мечеть Калян (г. Бухара Узбекистан)

  7. Мечеть Биби-Ханум (Самарканда в Узбекистане)

  8. Современная мечеть «Сердце Чечни» в Грозном

  9. Мечеть в Казани Кул-Шариф - так звали главного священника Казанского ханства, дипломата, богослова и поэта, погибшего при взятии города И. Грозным.

  10. Джума-Джами Феодоссия

Вопрос: что эти сооружения объединяет? (Восточный стиль. Архитектура ислама. Мечети)

Задание: Записать сходные черты (характерные архитектурные элементы).

Повторный показ видеоряда храмов.

Заслушать ответы.

Проверяем свои ответы в тетрадях с правильным эталоном на слайде:

Общность замысла: единение с вечностью, равновесие с природой, чувство покоя;

Пустое пространство в интерьере - символ присутствия духовного начала, т.е. божественные пустоты»;

Сочетание декоративности и ритма.

Строгие геометрические формы;

Огромные размеры здания

Очень широкие купола.

Абстрактные декоративные украшения: инкрустация, цветные изразцы, росписи, резьба;

Открытый двор квадратный;

Пояс из арочных галерей

Наличие минаретов

Ориентированность одной из сторон на Мекку.





  1. Смотрим видеоряд: Минареты (башни, с них муэдзин призывает к молитве верующих):

Какие формы? (в сечении круглые, квадратные, многогранные, реже сптралевидные).

  1. Аль-Мальвия в Самарре (спиралевидность)

  2. М-ть Сулеймание в Стамбуле (15 в. , игловидный, проект выдающ. турецк. Зодч. Хаджи Синана)

  3. Завязка:

  4. Вопрос: Что это за религия Ислам? Кого называем мусульманином?

Ответ: справка о возникновении ислама.

Демонстрируется видео: картина Н.К. Рериха «Магомет на горе Хира», зачитываются стихи Пушкина, взятые в эпиграф о Коране.

  1. - при всей схожести храмы имеют свои особенности.

Идёт выступление с дом. заданием: рассказ учеников о каждом из продемонстрированных храмов. Можно дать задание в классе, отыскать и зачитать историю мечетей по учебнику.





Народы, повлиявшие на развитие исламской средневековой художественной культуры.

  1. «Золотой век культуры» правления Аббасидов - расцвет Багдада (основан в 762 г.).

Какие учреждения строили халифы заботясь о развитии образования? (медресе, библиотеки). В середине 9 в. открыт «Дом мудрости» - в нём учёные переводили на араб. Яз. Сочинения классической мировой лит-ры.

1) Музыка как одна из форм научного познания (исламская философ. Традиция)

Учёный теоретик Аль-Фараби - «Большой трактат о музыке» (разработаны проблемы акустики, инструментоведения. Эстетики и философии музык. Ис-ва).

2) исполнительское маст-во: импровизация вокальная и инструментальная.

Задание: озвучить высказывание о требовании к вокальной технике певца (стр. 85; учебник МХК Л.А. Рапацкая)

3) Инструменты - барабаны, бубны, литавры, уд - древнее европейской лютни, смычковый ребаб.

4) Культура макамата характерна для исламского мира с глубокой древности (макама - канонические правила ладовых и ритмических композиций, характерных для арабской музыки) и породила национальные ответвления. Такую музыку называют «симфонией исламских народов»

  1. 10 в. - образование халифата с центром в Кордове.

  1. Описать Соборную мечеть.

  2. Описать дворцы Альгамбры - резиденции эмира (зал двух сестёр, Миртовый и Львиные дворы, башня Комарес). Мозаики, массивные яйцевидные вазы (Фортуни хранится в Эрмитаже).

  1. Народы иранской группы (в 7- 8 вв. сложился единый литературный язык - фарси). Общность традиций в искусстве Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии - возвышенная, цветистая подобно орнаментам иранская (персидская) классическая поэзия.

  1. Рудаки (Абу Абдаллах Джафар жил в конце 9-10 вв.) - родоначальник поэзии, певец-импровизатор из Бухары.

(Прочесть строки из стихов. Может быть есть песни совр. Певцов на его стихи, рассказать о его судьбе, показать портрет поэта, воссозданный скульптором -историком М.М. Герасимовым).

  1. Фирдоуси Абуль-касим (жил в кон. 10-11 вв.), его поэма «Шахнаме» (3 части: мифологическая, богатырская о подвигах Рустама, историческая о 28 царях правителях династии Сасанидов. (Мечтал построить плотину за вырученное у эмира вознаграждение. Горькая судьба).

  2. Омар Хайям (11-12 вв.) - учёный, астроном, математик, создатель точного календаря. Самобытный поэт-вольнодумец. Форма стихов - рубаи (мораль в афористичном, лаконичном, ясном изложении).

  3. Саади (13 в. покинул родной Шираз из-за орд Чингизхана), его сборник притчей в стихах и прозе «Гулистан» (Цветущий сад»)

  4. Хафиз Шамседдин (14 в. , земляк Саади из Шираза), прославился газелями - небольшими стихотворениями о любви.

  5. Низами Гянджеви (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф жил на рубеже 12-13 вв.) - поэма «Лейли и Меджнун» (восточные Ромео и Джульетта) вершина классической персидской поэзии о любви. (уч. стр.90).

  1. Самарканд - в конце 14 в. столица державы Тимура в средней Азии куда вошёл Иран. Период расцвета ХК исламской традиции в 14-15 вв.

Самаркандские грандиозные памятники зодчества - шедевры средневекового ис-ва: 1) соборная мечеть (развалины)- восьмигранные минареты поддерживают огромную арку, увенчанную сияющим бирюзой куполом.

2) комплекс усыпальниц знати Шах-и-Зинда.

3) мавзолей Гур-Эмир, нач. 15 в. (усыпальница Тимура)- описание на стр.91.

4) Медресе Улугбека (Самарканд, Узбекистан , 15 в.)

Декоративно-прикладное ис-во:

Техника орнамента (узорчатая вязь - арабески: сочетание растительных узоров с геометрическими фигурами и буквенными мотивами).

Каллиграфическая вязь изречений из Корана как украшение.

Иранские ковры (по тематике - садовые, охотничьи, звериные, вазовые).

Книжная миниатюра созвучна восточной поэзии: возвышенна, философски насыщена, цветиста. В ней не действуют религиозные запреты, т.к. это светское искусство. Сочетается мастерство каллиграфии и профессиональной живописи.

Прослушать произведения М.И. Глинки (Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила», А.П. Бородина (симфоническая картина «В Средней Азии»), Н.А. Римского-Корсакова (симфоническая картина «Шехерезада»).

Примечания:

к сл. 3 Мечеть аль-Кадимия, Багдад

В 762 г. халиф аль-Мансур из династии Аббасидов начал строительство новой столицы на западном берегу реки. Три концентрические стены окружили новый город; в центральной части располагались мечеть и дворец халифа, за ними шли военные гарнизоны, а во внешней находились жилые кварталы. В стене с каждой стороны света были проделаны ворота, через которые осуществлялась связь с городом. Расцвет Багдада пришелся на период правления халифа Харуна ар-Рашида (786-809) и весь IX в., когда город стал религиозным, экономическим, интеллектуальным и культурным центром государства.

Современный Багдад, расположенный на обоих берегах Тигра, - город бесчисленных мечетей. Мечеть аль-Кадимия в северо-западной части города является одним из главных шиитских храмов; ежедневно в нем для молитвы собираются тысячи паломников.

Строительство мечети завершилось в 1515 г. В ней находятся могилы Мусы ибн Джафара аль-Казима и его внука Мухаммеда аль-Джавада ат-Таки, седьмого и девятого имамов. Аль-Кадимия считается третьей по святости шиитской мечетью после мечетей в Кербеле и Эн-Наджафе.

Сейчас политическая ситуация в Багдаде достаточно острая; дальнейшее развитие событий в Ираке непредсказуемо. Тем не менее мечеть аль-Кадимия остается важным центром мусульманской веры.

</ Сл.№ 4 Мечеть Ибн-Тулуна в Каире

В 876-879 годах султан Ахмед ибн Тулун - первый правитель Египта, независимый от багдадских халифов - построил в Каире, на холме Яшкур, мечеть, получившую по имени правителя название мечети Ибн-Тулуна. Сегодня она является одной из самых древних мечетей Каира. Расположенная между цитаделью и Старым городом, эта мечеть относится к типу «гамаиа», то есть предназначена для общественных молений. В Средние века три главных каирских мечети - Ибн-Тулуна, Ал-Азхар и Ал-Хакима - вмещали в себя во время традиционных пятничных молитв все мужское население города.

Предание рассказывает, что проект мечети Ибн-Тулуна был составлен архитектором-христианином, который специально для этой цели был освобожден из темницы. Имя этого создателя мечети история не сохранила.

Дидактический материал по уроку мусульманская культура





Мечеть Ибн-Тулуна







Мечеть Ибн-Тулуна дошла до наших дней почти в неприкосновенном виде, хотя пронесшиеся над ней века все же оставили на ней свои отпечатки. Уже с дальних узких улочек, ведущих к мечети, можно видеть ее высокий минарет, построенный в конце XIII века. Он примыкает к зданию мечети с западной стороны и непохож ни на один из других каирских минаретов. Мечеть окружает могучая стена с зубцами. Единственное, что напоминает зрителю о том, что перед ним не крепость, а мечеть, является опоясывающий стену фриз из стрельчатых окон и арок.

Просторный внутренний двор мечети Ибн-Тулуна, размерами 92-92 м, с трех сторон окружают аркады с высокими стрельчатыми арками, опирающимися на квадратные колонны. Арки покрыты строгим геометрическим орнаментом. Таких арок насчитывается здесь несколько десятков, и ни один орнамент не повторяет другой. В центре двора устроен фонтан для омовения, над которым в 1296 году был сооружен купол. Он опирается на восьмигранный барабан, стоящий на квадратном цоколе.

Мечеть Ибн-Тулуна построена из обожженного кирпича и обмазана известью. Такой способ строительства не характерен для египетских построек, он был принесен из Багдада. Внешний облик мечети строг и лаконичен. Лишенная какой-либо вычурности, она словно создана для созерцания и размышления. Ничто не отвлекает здесь человека от раздумий и молитвы. Вероятно, безымянный архитектор, строивший мечеть, добивался именно этой атмосферы покоя, чтобы человек, приходящий в мечеть, на какое-то время оставлял за порогом страсти, бушевавшие вокруг.

Стены мечети и все архитектурные детали - арки, капители колонн, промежутки между окнами, карнизы - покрывает стилизованный растительный узор - крупный, рельефный. Традиции мусульманского искусства, как известно, ограничивают возможность изображения живых существ. В результате резко возросла роль орнамента. Он украшает ковры, ткани, изделия из керамики, дерева и металла, средневековые рукописи, но особенно велико его значение в мусульманской архитектуре - орнамент придает исламским постройкам удивительное изящество и красоту.

Михраб мечети, один из самых древних элементов здания, сооруженный еще при Ибн-Тулуне, в последующие годы неоднократно переделывался. Его украшают четыре колонны с прекрасными резными капителями. Они, по-видимому, были взяты из какой-то базилики византийской времен императора Юстиниана.

Долгое время мечеть Ибн-Тулуна служила перевалочным пунктом для паломников, направлявшихся из стран Западной Африки к святым местам ислама - в Мекку, Иерусалим и Багдад. Здесь они отдыхали и совершали молитвы перед дальнейшей дорогой. Рядом с построенной им мечетью султан Ибн-Тулун устроил площадь, где он играл в поло, или в шары. На эту площадь выводят несколько ворот: Врата Благородных, Врата Гарема. Через центральную арку имел право проходить только сам Ибн-Тулун. Через соседнюю арку во время парадов и торжественных церемоний проходило войско Ибн-Тулуна, численностью около 30 тысяч человек.

Среди более чем пятисот каирских мечетей мечеть Ибн-Тулуна выделяется как своей древностью, так и высокими художественными достоинствами. Строгая, сдержанная красота мечети делает ее одним из самых выдающихся произведений средневековой арабской архитектуры.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал