7


  • Учителю
  • Урок по изобразительному искусству для 7 класса ««Особенности древнегреческой керамики»

Урок по изобразительному искусству для 7 класса ««Особенности древнегреческой керамики»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок о керамических изделиях Древней  Греции, их особенностях; знакомство сприродой Древней Греции, архитектурой, мифами, историей ремесла, стилямивазописи, разновидностью орнаментов. Закрепление в нового материала в игровойформе «Собрать картину», «Таблица соответст
предварительный просмотр материала

Тема « Особенности древнегреческой керамики» (7 класс) 2 часа.

1 урок

Цель:

Обучающая - рассказать о керамических изделиях Древней Греции, их

особенностях, познакомить учащихся с историческими

данными древней керамики.

Развивающая - научить находить отличительные особенности вазописи,

создавать образцы древнегреческой вазы, развить

эстетический вкус, интерес к декоративно-прикладному

искусству Древней Греции.

Воспитывающая- бережное отношение к древней культуре Греции.


Задачи урока:

1.Научить учащихся находить отличительные особенности стилей вазописи.

2.Выполнять роспись вазы согласно выбранному стилю.


Оборудование: презентация, выставка книг полная энциклопедия «Древний мир», альбом, карандаш простой, акварель, полимерная глина.


Ход урока.

I.Организационная часть.

1. Приветствие

2. Проверка готовности учащихся к уроку


II.Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Ребята, в предыдущих классах мы с вами уже знакомились с образом художественной культуры Древней Греции, узнали образ греческой природы, познакомились с мифами. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с культурой Греции, узнаем об особенностях древнегреческой керамики, её стилях, назначении и побываем в роли горшечников, которые славились своими произведениями искусства.


III.Изучение нового материала.

Учитель. Греция-это удивительная страна. ( показ слайда)

Побывав в ней, хочется иметь небольшой сувенир, при взгляде на который можно бы сразу мысленно оказаться в Греции. Лучше всего для этого подходит греческая керамика:

( показ слайда)

Расписные изделия из глины - символ Эллады. Керамика (греч. keramike - гончарное искусствo, от keramos - глина) (учитель обращает внимание учащихся на значение этого слова, записав его на доске) -это любые бытовые или художественные изделия, выполненные из глины или глиносодержащих смесей и обожженные в печи или высушенных на солнце. А изготавливать керамические изделия люди научились много веков назад, постепенно совершенствуя мастерство и технику. Несмотря на глубокие различия культур древних народов, у которых оно практиковалось, технические приемы и применение керамики удивительно похожи.

Керамика древних греков, особенно афинян, - одно из наивысших достижений этого искусства. В Греции гончарное ремесло, особенно керамика, возникло под влиянием Востока, но простым ремеслом, удовлетворяющим обыденные нужды, оставалось недолго. Его стали использовать в культовой архитектуре. По легенде, впервые керамика была применена для украшения храмовых фронтонов рельефами из глины в Коринфе, и там же начали изготавливать сосуды с цветными рисунками и пластическими орнаментами. ( показ слайда)


Кроме Коринфа, это искусство процветало на островах Хиос и Самос (показ слайда)


Самос Хиос

( названия островов записаны на доске) и в Афинах, где им с незапамятных времен занималось значительное число семей, образовавших многочисленное сословие афинских горшечников. Это сословие имело цеховую организацию и населяло отдельный квартал, получивший название керамикос (квартал горшечников) (учитель обращает внимание учащихся на значение этого слова, которое записано на доске).

Афинские горшечники, которые в Афине, Гефесте и Прометее видели своих богов-покровителей, пользовались почетной привилегией поставлять призовые сосуды, раздававшиеся победителям на празднике Панафиней (показ слайда)


(учитель обращает внимание учащихся на значение этого слова, которое записано на доске). (самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.). Эта привилегия способствовала тому, что афинские мастера гончарного искусства вскоре отказались от восточных форм и заменили их национальными. В техническом отношении их изделия уже давно стояли наравне с западными и среднеазиатскими. Глиняная посуда была одним из важных предметов заграничной торговли греков; финикийские купцы вывозили ее даже в Африку.

Во время археологических раскопок было найдено множество керамических изделий, относящихся к различным периодам развития древнегреческого общества. Время сохранило красиво декорированные вазы, амфоры для перевозки и хранения вина, воды, зерна, бытовую посуду. Изображения на этих керамических изделиях, орнаменты и сцены, позволяют получить представления о быте людей, живших много веков назад. Особенно широко представлены различные моменты соревнований и эпизоды мифологических сказаний на вазах, которыми награждались победители олимпиад. (показ слайда)

С течением времени менялись стили росписей, орнаменты, излюбленные сюжеты, но рисунок носил графический плоскостной характер.

Стили вазописи

Геометрический- (1000-700 г. до н.э.) геометрические узоры, позже между полосами орнамента стали появляться фигуры животных и людей. ( учитель обращает внимание на форму сосуда, роспись, цвет).

Ковровый - ( VII в. до н.э.) полихромные изображения животных и фантастические существа в сочетании с растительными узорами. ( учитель обращает внимание на форму сосуда, роспись, цвет, изображения)

Чернофигурная вазопись- со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. на вазах глазурированных красным цветом- фигуры наносили чёрным лаком. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры, которые прорисовываются с помощью шликера ((учитель обращает внимание учащихся на значение этого слова, которое записано на доске) - смешанная с водой и подкрашенная глина, использовавшаяся в древности для росписи керамики) или глянцевой глины на подсушенной необожжённой глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. (учитель обращает внимание учащихся на значение этого слова, которое записано на доске) - режущий инструмент, стальной резец). Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла.

Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Известные мастера Клитий, Эксепий, Амасис.(авторы записаны на доске)


( учитель обращает внимание на форму сосуда, роспись, цвет, изображения)

Краснофигурная вазопись- краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Фон закрашивали чёрной глазурью, а фигуры красным цветом. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры не закрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого.

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Мастера Ефроний, Дурис, Брига..(авторы записаны на доске)


( учитель обращает внимание на форму сосуда, роспись, цвет)


Роскошный - ( к. V-IV в.до н.э.) декоративная пышность ваз, перегруженность композиций, передача перспективы, нарушение единства изображения и формы сосуда.


( учитель обращает внимание на форму сосуда, роспись, цвет)



( цветные образцы стилей вазописи, распечатанные на формате А4 учитель вывешивает на доску по мере своего рассказа )

Керамические изделия были разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие для ритуальных и погребальных обрядов, третьи - для хранения.

( показ слайдов)


Канфар- чаша для вина



Ойнохоя- сосуд для разливания вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом и устьем в форме трилистника.


Кратер- сосуд для смешивания вина с водой



Гидрия- сосуд для воды


Лекиф- сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.



Скифос- большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить не разбавленное вино считалось «дурным» тоном



Киаф- черпак для разбавленного вина.



Килик- самая распространённая чаша для вина


Амфора- сосуд для транспортировки вина и масла



( Учитель открывает часть доски, на которой вывешены цветные образцы сосудов, распечатанные на формате А4)

Произведения керамики оформлялись особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды, керамические сосуды и их фрагменты сохраняются десятками тысячелетий, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.


IV. Закрепление материала.

А сейчас ребята, чтобы закрепить наши знания, мы с вами немножко поиграем.

1 Задание.

Учитель. Давайте представим, что группа археологов нашла осколки, похожие на сосуд, и им предстоит собрать их и дать ему характеристику.

Желающие ребята выходят по одному, берут осколки сосуда (заготовки из бумаги, на обратной стороне которых написаны вопросы) читают вопрос и отвечают, затем прикрепляют к доске с помощью магнита.



-Что означает греческое слово keramike ? (Гончарное искусствo)

- На каких островах процветало искусство керамики? (Хиос и Самос)

- Как назывался квартал горшечников? (Керамикос)

- Как назывались самые крупные религиозно-политические празднества в

античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини

Афины? (Панафиней)

- Как называлась смешанная с водой и подкрашенная глина,

использовавшаяся в древности для росписи керамики? (шликер)

- Как назывался режущий инструмент, стальной резец? (штихель)

- Мастера Клитий, Эксепий, Амасис прославились как мастера какого стиля?

(Чернофигурная вазопись)

- Мастера Ефроний, Дурис, Брига прославились как мастера какого стиля?

(Краснофигурная вазопись)

В результате должен получиться древнегреческий сосуд.



Учитель. Молодцы! Смотрите, к какому же стилю принадлежит сосуд?

Уч-ся. Отвечают

Учитель. А почему вы так решили?

Уч-ся даёт характеристику сосуда (цветовая гамма, что изображено, орнамент, какой фон, возможное назначение).


2 Задание.

Учитель. На одной части доски представлены иллюстрации сосудов, а на другой их названия. Учитель читает назначение сосуда, а ученик должен выбрать название и правильно расположить под иллюстрацией, которая соответствует назначению.



- чаша для вина

Кратер


- сосуд для разливания вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом и устьем в форме трилистника.


Гидрия

- сосуд для смешивания вина с водой


Канфар

- сосуд для воды

Ойнохоя

- сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.


Скифос

- большая чаш для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить разбавленное вино считалось «дурным» тоном


Киаф

- черпак для разбавленного вина.


Лекиф


- самая распространённая чаша для вина


Амфора



- сосуд для транспортировки вина и масла


Килик

Учитель. Молодцы! Вы хорошо справились.


V.Практическая часть урока.

Учитель. Ну вот ребята, вы хорошо закрепили новый материал, а теперь можно приступить к выполнению практической работы. Вы побываете в роли горшечников, попробуете создать из глины свои неповторимые шедевры и подпишите их своими именами.

Что необходимо для работы:

Во-первых, нужна рабочая поверхность - это может быть кусок кафеля или пластиковая доска. Необходимо, чтобы поверхность была прочной- тогда материал не будет прилипать.

Во-вторых, будет нужен пластиковый тонкий ножик- для отделения кусков пластики и для придания нужной формы будущему изделию.

Главное - это хорошо размять полимерную глину, сделать материал мягким и пластичным и удалить пузырьки воздуха - при нагревании они расширятся и образуют некрасивые бугорки на изделии.

Техника безопасности

1.Не пробовать глину на вкус, тщательно мойте руки после завершения работы с ней. 2.Инструменты, которые вы использовали при работе с полимерной глиной, нельзя

использовать для хранения и приготовления продуктов питания.


Объяснение задачи практической работы.

Учитель. Ребята, на этом уроке вы должны выполнить из глины образец древнегреческой вазы. Затем ваши вазы должны будут высохнуть и затвердеть, мы их поставим в самое тёплое место нашего класса. А на следующем уроке вы займётесь росписью сосудов красками. Для этого вам понадобятся краски (гуашь, акриловые), кисти разных размеров, пластиковый стакан, клеёнка.

Технические приемы при изготовлении расписных ваз были везде одинаковы. Они состояли в следующем: гончар брал тонкую, хорошо просеянную и перемятую глину (учитель берёт в руки кусок полимерной глины и начинает разминать) и, вылепив из этого материала руками общую, ещё грубую форму сосуда, обтачивал его и отделывал на гончарном станке; при этом ручки и шейка вазы изготовлялись отдельно и уже потом приставлялись к вазе. ( учитель показывает как можно вылепить части сосуда и соединить их). Глина употреблялась иногда (особенно в древнейшую пору) в естественном своем виде, без всякой примеси окрашивающих веществ, а иногда к ней прибавлялась какая-либо краска, для придания материалу тона, более приятного для глаза. После того как сосуд уже окончательно получил надлежащую форму, его сушили на солнце или слегка обжигали в печи, так, чтобы глина не утратила вполне своей мягкости. Такая высушенная или слабо обожженная ваза поступала в руки живописца.

Объяснение процесса работы


  1. Распакуйте глину.

  2. Размягчите её.

  3. Вылепите выбранный сосуд.

  4. Орнаменты или фигуры людей на сосуде вы можете продавить пластиковым ножом.

( Учащиеся приступают к работе. Для выбора образца сосуда, они используют иллюстрации на доске, а для выбора сюжета в росписи помогут книги с иллюстрациями мифов, которые ребята принесли).


Этапы лепки сосуда




VI. Целевые обходы.

Учитель, обходя рабочие места, контролирует выполняемую работу, даёт советы по выполнению формы сосуда.


VII.Подведение итогов.


  1. Беседа по новой теме.

Учитель. Ну вот ребята, мы с вами сегодня узнали много нового, давайте вспомним.

Уч-ся называют какие стили древнегреческих ваз они знают, назначение сосудов, с помощью каких инструментов и материалов они делались, где впервые появилось искусство керамики, каких мастеров они запомнили.


  1. Выставление оценок за активность.


VIII. Домашнее задание.

На следующем уроке каждый из вас попробует себя в роли мастера по росписи керамики, мы с вами будем создавать вазы в разных стилях и посмотрим что у нас получится. Подготовить книги с иллюстрациями древнегреческих мифов.


2 урок

Цель:

Обучающая - обучить уч-ся приёмам росписи древнегреческой вазы.

Развивающая - научить передавать оттенки ваз соответственно стилю, развить

эстетический вкус, интерес к декоративно-прикладному

искусству Древней Греции.

Воспитывающая- аккуратность и внимательность в работе.


Задачи урока:

1.Научить учащихся приёмам росписи древнегреческой вазы.

2.Дать характеристику своей работе.


Оборудование: презентация, выставка книг полная энциклопедия «Древний мир», карандаш простой, акварель, полимерная глина.


Ход урока.

I.Организационная часть.

1. Приветствие

2. Проверка готовности учащихся к уроку


II.Сообщение темы и цели урока.

И так ребята, на прошлом уроке вы слепили древнегреческий сосуд из глины. За неделю они хорошо высохли. Сегодня мы сможем выполнить роспись по ним. А в конце урока устроим показ своих работ. Как бы организуем улицу горшечников.


III.Практическая часть урока.

Учитель. Для начала ребята, выберите стиль, в котором вы будете работать. Но давайте сначала вспомним, какие стили древнегреческой керамики существуют.

Уч-ся выбирают из предложенных иллюстраций сосудов и называют стили, дают краткое объяснение.

Учитель.

Что необходимо для работы:

  1. Акварель, гуашь, акриловые краски.

  2. Художественные кисти разных размеров

  3. Салфетка

  4. Пластиковый стаканчик с водой

  5. Пластиковая доска

Техника безопасности

1.Не пробовать краски на вкус, при попадании краски в глаза, необходимо тщательно

промыть их водой.

2.По окончании работы, кисти тщательно вымыть водой, высушить салфеткой.


Объяснение задачи практической работы.

Учитель. Ребята, вы должны овладеть приёмам росписи древнегреческой вазы.

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда.

- Каждый орнамент нёс своё значение и имел свои особенности, по которым сейчас археологи могут определить возраст вазы. Самым древним был геометрический стиль.

Всё заполняет меандр - непрерывный орнамент. (учитель обращает внимание учащихся на значение этого слова, которое записано на доске) Символ вечности ( показ слайда)

Напоминает движение волны.

- Позже появился растительный и зооморфный орнамент. Главный элемент растительного орнамента был лотос ( показ слайда)

.


- далее появился мифологический орнамент. Как вы думаете, что на нём изображали?

( показ слайда)


Краснофигурная вазопись обычно очень строго соблюдает двухтоновость черно-красного изображения.

Прием росписи был различен, смотря по тому, орнаментировался ли сосуд чёрными фигурами на красном фоне или, наоборот, красными фигурами на черном фоне.

В первом случае, художник покрывал сплошь чёрным лаком пространство внутри контуров, оставляя остальную поверхность сосуда нетронутой, затем он выцарапывал на засохшем лаке, также резцом, необходимые детали, каковы мускулатура, черты лица, складки одежды и проч., таким образом, чтобы естественная краска сосуда проглядывала в этих штрихах.

Во втором случае он начинал с того, что проходил по начерченным контурам тонкой кистью с чёрным лаком, после чего, толстой кистью окружал их снаружи широкой полосой того же лака, им же покрывал сплошь весь фон и, в заключение, обозначал тонкими чертами их детали, пользуясь при этом снова маленькой кистью. По окончании этой работы ваза ставилась на долгое время в печь, где медленно и постепенно отвердевала и делалась годной к употреблению. Чёрный лак, которым производилась роспись, отличается большим блеском и удивительной прочностью: состав его неизвестен с точностью, но несомненно, что основанием ему служила окись железа. Необходимо, однако, заметить, что в рассматриваемом роде живописи употреблялся не исключительно один чёрный колер: для оживления чёрных фигур художник прибегал иногда к белой и лиловато-красной краскам и ретушировал ими некоторые детали. С течением времени полихромная орнаментация ваз вошла в большой почет: в росписи особенно нарядных и дорогих сосудов стали появляться в изобилии голубой, зелёный, светло-жёлтый и темно-красный цвета, даже позолота.

Объяснение процесса работы

Ребята, можете приступать к работе. Иллюстрации для росписи будут вам подсказкой.

IV. Целевые обходы.

Учитель, обходя рабочие места, контролирует выполняемую работу, даёт советы по выполнению росписи сосудов.


V. Заключительная часть


1.Подведение итогов.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы побывали художниками- живописцами. Давайте пройдём по улице Керамос и посмотрим на наши шедевры. Так в чём же заключается особенность древнегреческой керамики?

Уч-ся дают свои ответы.

Уч-ся выставляют свои работы на два сдвинутых стола, покрытых однотонной скатертью. Каждому уч-ся даётся возможность коротко рассказать о своём сосуде. В конце урока делается фото.

Учитель. Ребята, вам понравилось работать на уроке? Чем вам запомнились эти два урока?

Уч-ся. Отвечают.


2.Выставление оценок за активность.


3. Уборка рабочих мест


4 Организация на перемену.


Список литературы:


1.

2.

3.

4. http://ru.wikipedia.org/

5. Полная энциклопедия «Древний мир»

6. Иллюстрированный мифологический словарь

7. Н. А. Кун - "Легенды и мифы Древней Греции"



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал