7


  • Учителю
  • «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащегося в детской школе искусств»

«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащегося в детской школе искусств»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

































Доклад

«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащегося в детской школе искусств»









Разработал преподаватель

художественного отделения

Назарова Ю.Е.





























«Духовно - нравственное воспитание» - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности). С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

духовность, -и, ж. свойство души, состоящее в преобладании духовных,нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Словарь Ожегова.

Гениальные произведения искусства содержат духовно - нравственные ценностные установки. Большая часть информации усваивается учащимися через зрительные образы. Т. Е. через рассматривание и анализ художественных произведений.

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Изобразительные виды искусств: музыка, танцы, литература, поэзия отображают внутренний духовный мир художника, композитора, поэта, артиста, и знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру.

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми.

В процессе воспитания очень важен выбор произведений искусства для разбора с учащимися, так как нужно остерегаться передачи негативного духовного опыта детям. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира учащихся.

В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление. Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества. Уже с раннего детства ребенок начинает рисовать. Сначала это простые каракули - интересный след от карандаша, оставленный на бумаге. Затем у каракулей появляются названия - мы еще не видим в детских рисунках формы, но ребенок уже понимает, что рисование может отображать предметы окружающего мира. Позже более понятными становятся формы изображенных предметов, и появляется эмоциональное состояние в рисунках. В изобразительном творчестве ребенок всегда четко выражает то, что ему нравится, а что нет, тех, кому он сочувствует или кого осуждает. Используя эмоциональные и выразительные возможности изобразительного искусства в процессе обучения рисованию, мы можем развивать духовный мир ребенка.

Большие возможности для развития детского художественного творчества и формирования через него нравственных качеств обучающихся открывает система дополнительного образования детей. Эти возможности могут быть реализованы в составлении программ и методических разработок, направленных не только на обучающий, но и на воспитательный процесс, и предоставляют широкую свободу для детского творчества.

Воспитание детей средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и экскурсии, беседы, участие в выставках, благотворительных мероприятиях.

Организация экскурсионной деятельности способствует приобщению детей к культурному наследию и своей Родины, и всего мира. Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. В процессе экскурсий дети знакомятся наглядно с историей и культурой своего народа, своей страны. Для более чувственного эмоционального восприятия очень важно не только увидеть на картинках, увидеть главные святыни русского народа, выдающиеся шедевры искусства, достижения отечественной науки и техники. Это способствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине, заботе об окружающей среде. После проведения экскурсии полезно проработать новую тему в изобразительном творчестве, чтобы ребенок мог закрепить сформированное эмоциональное отношение по теме экскурсии, возможность представить себя участником событий или в роли человека, о котором повествовала экскурсия. Кроме того, детский рисунок - это и способ анализа восприятия темы ребенком.

На беседах по истории изобразительного искусства на примере работ художников преподаватель может затрагивать темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка. На примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей. Здесь важно рассматривать не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но и обращать особенное внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку. При беседе о картинах бытового или портретного жанра педагог может раскрывать тему семейного воспитания, учить давать оценку общественным явлениям, формировать у учащихся представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между родителями и детьми, воспитывать нравственное и доброе отношение к членам общества. Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Все беседы об изобразительном искусстве необходимо закреплять практическими занятиями, чтобы ребенок мог пропустить через себя полученный материал. Педагог в процессе работы над рисунком должен закрепить эмоциональное впечатление, сформированное у ребенка во время беседы.

Участие в выставках тоже имеет воспитательной направленность. Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. Но при выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача - научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, не тщеславиться перед другими, а радоваться за ближнего и помогать ему. А так же учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.

Еще одна особенность занятий изобразительным искусством - это возможность для юных художников участвовать в благотворительных акциях. Это может быть участие в школьных ярмарках, подготовка подарков для ветеранов или одиноких стариков, для детей-сирот. У учащихся должно сформироваться понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему человеку не за материальное вознаграждение, а за награду, заключающуюся в улыбке и благодарности человека, находящегося в более печальных жизненных условиях.

Сказки, иллюстрирование художественных произведений оказывает огромное влияние. В каждой сказке заложен глубокий смысл. Т. е. то, чему она учит-усвоение ценностей(добро, трудолюбие,терпение); или умение находить выход из трудной жизненной ситуации.Сказки воспитывают доброе отношение друг к другу, к другим людям, доброе отношение к животным и окружающей природе. Т.О. сказки оказывают огромное влияние на духовно- нравственное воспитание учащихся.

Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования детей можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать учащимся основы патриотического и семейного воспитания.

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Но мы должны научить их ограждать себя от псевдокультуры, и содержать в чистоте свой духовный мир. Важно говорить о том, что плохо, но еще важнее говорить о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми запоминаются и находят эмоциональное отражение в их сознании. Мы не можем перегородить потоки негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро, что есть красота. И они научатся самостоятельно делать правильный выбор, защищать себя от отрицательного и разрушающего воздействия окружающей информационной и общественной среды.









Работы известных художников, которые писали иконы.

Андре́й Рублёв (около 1360 - 17 октября 1428, Москва) - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.</</font>

Более 600 лет назад Андреем Рублевым была написана великолепная икона «Троица». Работа выполнена по канонам церковного искусства художником, чье сердце было отдано служению Богу. Не удивительно, что все работы наполнены религиозным содержанием.

Перед нами представлены три фигуры ангелов, восседающих за столом. Число три для православия символично и напрямую связано с единством Божием в трех лицах: Бог Отец, Сын и Дух Святой. Три ангела безмятежно и неторопливо ведут беседу. Их позы непринужденны, одежды просты и свободны.

Голова каждого смиренно склонена, окруженная золотистым ликом. Великолепны глаза, словно живые, они выдаются на картине, в них чувствуется блеск, одухотворенность. Лица выделяют классические тонкие черты лица, спокойная полуулыбка. Образы говорят о том, что милая беседа приятна и понятна им.

В центре иконы - чаша, как символ страданий Христа. Если вы внимательно посмотрите, то внутренний и внешний контуры крайних ангелов также составляет большую чашу. В руках у ангелов скипетры, символы власти, а в одеянии каждого присутствует лазурный цвет, цвет неба, символизирующий их причастность к Богу.

За центральной фигурой мы видим древо жизни, а левее от него - здание, символизирующее церковь. Обратите внимание на правый верхний угол. Здесь мы видим гору, как искупление падшего мира, прототип Голгофы, на которую взойдет Иисус.

Структура иконы подчинена идее круга, которая испокон веков символизировала вечность, в данном случае бесконечность любви и божественного триединства. В иконе нет лишних деталей, каждый предмет символичен. Рублев не утяжеляет икону бытовыми элементами, основное внимание сосредоточено на ликах.

Икона была написана для Троице-Сергиевого монастыря, поэтому ангелы обеспокоены миром порока, в котором погряз человек. И поэтому Бог Отец (центральная фигура) готов отправить на землю сына (левая фигура), чтобы искупить грехи людей. Эпохальная икона!













«Спас» Рублева - не картина в полном смысле этого слова. Это икона, а значит, смысл её написания принципиально иной. Картина выражает внутренний мир художника либо же запечатлевает мир внешний, который художник желает переосмыслить или сохранить. Икона от иконописца берет куда меньше - есть устоявшиеся каноны, не придерживаться которых нельзя.

«Спас» изображает Христа вполне привычно. Узкое лицо, русая короткая бородка, синий гимантий, взгляд полон спокойной мудрости. Выглядит он, впрочем, немного иначе, чем на большинстве икон. Вместо скорби за весь мир и всепоглощающего милосердия, от которого хочется преклонить колени, в лице Спасителя читается скорее усталость и спокойное ожидание.

При рассматривании иконы хочется просто встать прямее, просто поступить более человечно, просто послушать свою совесть, когда в очередной раз она будет предлагать что-нибудь мелкое, невыгодное, требующее времени, сил и желания.

Потому что смотрит Господь с усталыми глазами, потому что он устал уже предлагать каждому свое милосердие, и просто ждет, кто же придет в конце к нему, а кто сойдет в геенну огненную. И разочаровать его значит не вызвать гнев, а добавить к усталости его ещё капельку усталости, к боли его - ещё капельку боли. Капля за каплей - и, кто знает, не отвернётся ли он однажды, устав наблюдать за бесконечными кровью, болью и страхом.

Сохранился, из-за давности лет, только фрагмент иконы. Доска, на которой он был сделан, была деревянной, покоробилась, выцвета. Сохранилась лишь часть лица и совсем немного одежды, но для того, что узнать Того, кто пришел на землю страдать за грехи всех людей, Того, кто пять тысяч накормил пятью хлебами, Того, кто воду превращал в вино, слепых делал зрячими, а хромых отпускал ходить - этого хватает.





Древнерусские иконописцы не называли себя художниками и, как правило, не ставили своих имен и дат на созданных ими иконах. Они трудились в тишине монастырских келий, перед началом работы творили молитву, освобождая себя от всего мирского, суетного, чтобы ничто не смущало душу и не отвлекало от внутренней сосредоточенности. Не каждый человек мог стать иконописцем, а только тот, кто был смирным, почитал Бога, не болтал понапрасну, не заводил ссор, не завидовал другим и не пил. Но не имя художника делало икону знаменитой, а несказанная красота ее и чудеса, ею сотворенные, прославляли его имя.

Самым первым иконописцем на Руси был греческий философ и художник Феофан Грек. Он приехал на Русь в 1378 году. А достойным учеником Феофана Грека был его современник Андрей Рублев.

Т. О. знакомство учащихся с творчеством Андрея Рублева благотворно влияет на духовно -нравственное воспитание подрастающего поколения.





Очень нужным и полезным будет ознакомление детей с творчеством нашего земляка - Аркадия Александровича Пластова. Его картины воспевают жизнь обычных людей, повседневность, труд и быт русской глубинки. Главными героями картин стал советский народ в лице его односельчан. Жанровые произведения отличаются особой любовью к деревне, природе, незамысловатому, но наполненному красотой и поэтичностью, образу жизни. Особенно знаменитыми его картинами стали такие, как: «Фашист пролетел», «Весна» главную героиню которой даже назвали "Северной Венерой", «Жатва», «Сенокос» и многие другие.





Возвращение блудного сына» - одна из самых известных картин голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606-1669). Картина была написана ок. 1666-69 гг., холст, масло. 260 × 203 см. В настоящее время находится в Государственном музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

В XVII веке большую популярность приобрел сюжет о блудном сыне. В основе сюжета лежит евангельская притча о сыне, который решил самовольно забрать у отца полагающуюся ему долю наследства и распорядиться ею по своему усмотрению. Он прокутил состояние, растратив его на удовольствия, азартные игры и женщин. Когда же все деньги были истрачены, в той стране, где он находился, начался голод. Ему пришлось поступить в услужение человеку, у которого он был рад кормиться даже из одного корыта со свиньями. И тогда он вспомнил о своем отце и решил вернуться к нему, чтобы быть у него хотя бы рабом. Но отец встретил его так, как если бы блудный сын «умер и воскрес, пропадал и нашелся» - с распростертыми объятиями - и устроил пир в честь найденного сына. В аллегорической форме эта притча говорит о милосердии Отца Небесного к своим земным блудным сыновьям.

Многие художники XVII века изображали блудного сына во время кутежа или за карточным столом, намекая на тщетность мирских удовольствий. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Для того чтобы создать этот шедевр, ему пришлось пройти долгий и трагический жизненный путь - путь потерь любимых, славы, богатства и признания - и оканчивать свою жизнь в нищете и забвении.

Из сумрака комнаты свет выхватывает две фигуры: отца и сына. Отец принимает в объятия сына, упавшего перед ним на колени в горьком раскаянии. Отец ослеп от горя, пока ждал своего блудного сына, и, как бы не веря своему счастью, обнимает его. Сколько в этом жесте любви и отцовской нежности…. И не была картина столь убедительна, если бы не эти жилистые старческие руки. Рубище сына, его голые грязные пятки - как можно было иначе, не прибегая к подобным «низким» деталям передать ту отчаянную нищету, в которую впал этот человек?! Рембрандт чувствовал себя таким грешником, блудным сыном, пришедшим в конце жизни к покаянию, которым и стала его картина «Возвращение блудного сына».





Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент образования и воспитания подрастающего поколения.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал