- Учителю
- Урок МХК Русской кисти первый день... (по картине К.Брюллова Последний день Помпеи)
Урок МХК Русской кисти первый день... (по картине К.Брюллова Последний день Помпеи)
"Русской кисти первый день..."
Урок одной картины.
(По картине К.П. Брюллова "Последний день Помпеи ")
Оборудование: Репродукция картины, фрагменты картины, автопортрет художника1848г., на доске высказывания о картине, музыкальный фрагмент, раздаточный материал.
Эпиграф: 1. Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя Широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом, Под каменным дождём бежит из града вон.
А. С. Пушкин
2. Я неуч, но в твоей широкой панораме
Ясна твоя мне мысль, о современный ум!
Я вижу этот миг, мне внятен этот шум, -
Здесь жизнь, здесь человек, здесь драма в этой раме.
Д. Баласогло
Ход урока:
-
Шуберт "Неоконченная симфония" (фрагмент) "Автопортрет К.П. Брюллова" (1848г.)
"Мне только боль великая дана, и с каждым часом убывают силы..."- эти и подобные этим чувства теснились в душе "великого Карла" после тяжёлой семимесячной болезни. Удар за ударом посылала ему судьба. И последней каплей, переполнившей чашу боли художника, была мысль, которая вдруг открылась ему: он безнадёжно отстал, оказавшись на обочине дороги, он перестал быть первым, лучшая его картина осталась далеко позади, а впереди - пустота.
Этим лучшим творением великого К. Брюллова стала картина "Последний день Помпеи", полотно, поразившее мир.
- Как создавалось это произведение, к какому творческому методу может быть отнесено,
какой глубинный смысл несёт в себе - вот круг вопросов, которые нам предстоит обсудить.
-
- Вспомните как Брюллов оказался в Италии, где создавалась картина? Когда, где, при каких обстоятельствах возник замысел "Помпей"?*
Индивидуальное сообщение "Катастрофа в Помпеях".
Итак, бродя в развалинах древней Помпеи, Брюллов уже видел картину, которой суждено было стать его великой победой. Но от первоначального замысла до его окончательного воплощения пройдёт долгих 6 лет. Брюллов изучит исторические документы, разыщет и прочтёт письма Плиния младшего - очевидца катастрофы, изучит материалы археологических экспедиций, сделает множество этюдов. Теперь можно было приступить к работе. Шёл 1830-ый год. Художник работал самозабвенно, не щадя сил, не давая себе отдыха. По свидетельству очевидцев, бывали дни, когда он падал от усталости и из мастерской его выносили на руках.
* Данному уроку предшествовал урок по биографии К.П. Брюллова.
И вот наконец в 1833 году историческое полотно было представлено на суд зрителей.
□ Демонстрируется общий вид
Перед изумлённой публикой предстала огромная многофигурная картина, на которой запечатлён один из эпизодов далёкой трагедии в Помпеях. Историческая точность поразила всех. Группы людей, охваченных ужасом от происходящего, будто ожили.
(Чтение 1-ого эпиграфа). Насколько зримо сумел великий Пушкин передать поэтическим словом состояние людей и окружающего мира!
Застигнутые врасплох люди - олицетворение самых разных чувств. Какие это чувства? Что испытывают герои картины? (Страх, ужас, боль, бессилие, отчаяние, непонимание...) - Согласитесь, все эти чувства естественны в час гибели. Но только ли они показаны художником?
(Есть внутреннее благородство человека, забота о ближнем, желание не только
спастись, но и спасти других).
Рассмотрим отдельные фигурные композиции.
(Зрительный ряд фрагментов картины. Учащиеся определяют главный смысл каждой изображённой группы).
Совсем не случайно поражённый картиной Н.В. Гоголь напишет в своей статье: "Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой. У Брюллова является человек, для того чтобы показать всю красоту свою".
-
О какой "красоте" идёт речь?
Каким образом художнику удалось эту мысль донести до зрителя, доказать, что эти люди - пример истинной добродетели, достойного поведения, настоящей красоты души?
(Он выдвинул их на передний план).
-
Почему так хорошо были знакомы Брюллову эти чувства? Где и когда он, русский художник, имел возможность убедиться в силе действия этих благородных свойств человеческой души?
(Таким проявил себя русский народ в войне 1812 года. Это великое чувство собственного достоинства, любовь к Отечеству, готовность жертвовать за него жизнью спасли Россию от порабощения).
-
Может быть, поэтому именно в России поняли ещё один смысл картины. Об этом размышлял А.И. Герцен в своём "Колоколе": "Художник родившийся в Петербурге, избрал для кисти своей образ дикой, неразумной силы, губящей людей в Помпее, - это вдохновение Петербурга..."
-
Как вы понимаете эти слова?
(Картина создавалась в тридцатые годы, когда в России злобствовала жесточайшая реакция после разгрома декабристского восстания. В бессильной жестокости стихии русские зрители увидели переданный иносказательно образ грубого деспотизма, подавляющего всё лучшее, благородное, чистое и светлое).
Лучшей похвалой художнику, услышавшему в трагедии Помпеи отголоски трагедии отечественной, были слова человека, не искушённого в искусстве, мичмана Баласогло, который сумел понять глубокий смысл полотна К. Брюллова. (Чтение 2-ого эпиграфа).
III. - Какой творческий метод главенствовал в искусстве первой трети XIX века? (Романтизм).
Не мог не отдать дань новому методу и Брюллов. Но легко ли это сделать ему, воспитанному в духе классического академизма, легко ли отказаться от классицизма, который ещё так силён в Италии? А что если соединить на полотне классицизм и романтизм?! Посмотрим, как это удалось художнику.
</ Групповая работа.
Класс делится на "классицистов" и "романтиков". Каждая группа должна защитить свой метод в картине Брюллова, назвав черты метода, имеющие в ней место. Для удобства работы учащимся розданы памятки об основных принципах творческих направлений - классицизма и романтизма. По окончании обсуждения выступают представители обеих групп.
-
Что же мы увидели в картине К.П. Брюллова?
(Сосуществование двух творческих методов. "Помпея" почти "в равных дозах замешана на рецептах классицизма и романтизма»,- сказал один из искусствоведов.)
Итак, перед нами величайшее во все смыслах произведение живописи. Очевидно, с этим связано и "триумфальное шествие" картины по городам Европы. Это был первый пример торжества русского искусства в мире. Не случайно Е. Баратынский написал К.П. Брюллову:
Там, где парил орёл двуглавый, Шумели силы знамена,
Звезда прекрасной новой славы Твоей рукою зажжена. Искусства мирные трофеи
Ты внёс в отеческую сень,
И стал "Последний день Помпеи" Для русской кисти первый день!
Наверно, абсолютно правы те, кто утверждает, что К.П. Брюллову достаточно было
написать только одну эту картину, чтобы стать великим.
Домашнее задание: Ваше мнение о картине К И Брюллова "Последний день Помпеи»(5-10 предложений)