- Учителю
- Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 6 классе (ФГОС) Т. Я. Шпикалова
Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 6 классе (ФГОС) Т. Я. Шпикалова
№ п/п | № по раз делу | Тема раздела, урока | Кол. час. | Тип урока
| Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности. | Домаш нее задание | Дата |
|
Образ цветущей природы - вечная тема в искусстве - 6 часов.
|
| ||||||
1. | 1. | Осенний букет в натюрморте живописцев. | 1 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать натюрморты живописцев, запечатлевших красоту цветов в букетах. Наблюдать цветы в природе, различать их характерные особенности. Сравнивать натюрморты художников Западной Европы и России, находить в них общее и различное. Объяснять смысл понятий идеал, красота, художественный образ. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учебе. | Этюд осенних цветов с натуры. |
|
2-3. | 2-3. | Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила. | 2 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать изделия из разных региональных центров России и характеризовать росписи лаковых подносов из Жостова и Нижнего Тагила. Сравнивать изображение цветочного мотива на подносах из Нижнего Тагила с росписью Жостова, находить общее и различное. Узнавать этапы послойного письма Жостова и называть их. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | Выполнить цветочные мотивы. |
|
4. | 4. | Осенние цветы в росписи твоего подноса. | 1 | Урок постановки и решения учебной задачи | Характеризовать художественные изделия - лаковые подносы, выполненные народными мастерами из Жостова, узнавать своеобразную роспись и называть ее элементы. Называть способы организации композиции цветочной росписи на подносах («букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок»). | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Участвовать в подведении итогов работы. Обсуждать творческие работы одноклассников. | Выполнить декоратив ную композицию нарядных осенних цветов. |
|
5-6. | 5-6. | Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока. | 2 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства народов мира, находить общее и различное в изображении цветов (натюрморты А. Матисса и Н.Н. Сапунова). Различать формы, цвета, строение цветов в природе и сравнивать их с изображением в декоративно-прикладном искусстве. Определять центр композиции и характер расположения цветочных мотивов. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | Выполнить наброски цветка с натуры. |
|
|
Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур - 10 часов.
|
| ||||||
7. | 1. | Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта. | 1 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать произведения разных видов искусства, украшенные растительным орнаментом. Высказывать суждение об орнаментальном искусстве Древнего Египта на примере росписей дворцов, храмов и гробниц. Сопоставлять изображение реального лотоса и тростника с их декоративным изображением. Анализировать приемы трансформирования формы, цвета, объема природных растений в декоративные. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учебе. | Выполнить цветные зарисовки-повтор мотивов древнеегипетского орнамента. |
|
8. | 2. | Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта. | 1 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать фантастические образы божеств в искусстве Древнего Египта. Анализировать аллегорическую форму выражения отвлеченных понятий (священный жук - знак солнца и др.). Объяснять смысл понятий аллегория, символ. Изучать ритм, симметрию, колорит, трансформацию при изображении фантастических существ в древнеегипетском орнаменте. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Обсуждать и давать оценку результатам творческой деятельности. | Выполнить зарисовки-повтор отдельных зооморфных мотивов. |
|
9. | 3. | Изысканный декор сосудов Древней Греции. | 1 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать сюжетно-изобразительную роспись древнегреческой керамики - своеобразную энциклопедию жизни древних греков. Сопоставлять декор чернофигурных и краснофигурных ваз, выявлять связь сюжетной росписи с формой сосудов, узнавать сюжетно-изобразительные росписи о героях мифов и называть их. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Уважительно относиться к творчеству, как к своему, так и других людей. | Выполнить зарисовки-повтор мотивов древнегреческого орнамента. |
|
10-11. | 4-5. | Древние орнаменты в творчестве художников разного времени. | 2 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать изделия балхарской керамики, фарфор Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, гончарную чернолощеную керамику российских современных мастеров. Сравнивать современные балхарские сосуды с древнегреческими амфорами, находить общее и различное в их пластике и росписи. Приводить примеры трансформации декоративных композиций. | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | Конструиро вать объемную вазу.
Выполнить роспись вазы. |
|
12-13. | 6-7. | Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка. | 2 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать орнаментальное оформление изделий декоративно-прикладного искусства, архитектурных рельефов храмов Индии. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты орнаментальных мотивов на индийских тканях и русской набойке. Сравнивать орнаментальные мотивы Индии и русской набойки. | Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. Уважительно относиться к творчеству, как к своему, так и других людей. Обсуждать и давать оценку результатам творческой деятельности. | Выполнить зарисовку индийского орнамента «индийская пальметта».
Выполнить эскиз коврика-покрывала для слона. |
|
14. | 8. | Традиции встречи Нового года в современной культуре. | 1 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать произведения разных видов искусства, посвященные традициям встречи нового года, эскизы театральных костюмов, выполненные К.А.Коровиным, Л.С.Бакстом и др. Рассказывать, какие персонажи изображены, из чего изготавливались маски-личины, какие поверья, обычаи характерны для народного быта на Святках в России. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | Конструиро вание сувенира, украшения для елки. |
|
15-16. | 9-10. | «Новый год шагает по планете…» | 2 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать произведения отечественных и западноевропейских живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков радости, праздничных ситуаций, цветовых сочетаний в изображении участников карнавала. Сравнивать композицию и цветовое решение сцен праздничного карнавала в работах разных живописцев. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | Рисовать по памяти, по представле нию фигуры празднично го карнавального шествия.
Создать коллектив ную композицию «Новогодний карнавал». |
|
|
Исторические реалии в искусстве разных народов - 10 часов.
|
| ||||||
17. | 1. | Каменные стражи России (12-14 вв.). | 1 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать крепостные сооружения древнерусских городов. Узнавать и называть древнерусские крепости России. Рассказывать о взаимосвязи архитектурных крепостных сооружений с особенностями ландшафта. Узнавать основные архитектурные элементы древнерусских крепостей и сравнивать их. Находить сходство и различия. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Выполнить по памяти зарисовки элементов древнерус ских крепостей (стены, башни, ворота, бойницы). |
|
18. | 2. | Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы. | 1 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать особенности крепостной архитектуры Западной Европы. Определять своими словами главное в архитектурном облике замков разных стран. Высказывать свое отношение к мощи и красоте оборонительных сооружений. Объяснять смысл понятий романский и готический стили. | Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Выполнить зарисовки по представле нию главных архитектур ных элементов средневеко вого замка романского или готического стиля. |
|
19. | 3. | Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве. | 1 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать произведения русских и западноевропейских художников, изделия народных мастеров России и Западной Европы, посвященные теме героического эпоса и исторического прошлого периода Средневековья. Определять своими словами главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях. | Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Выполнить зарисовки по описанию фигуры русского воина или рыцаря в доспехах. |
|
20. | 4. | Батальная композиция. У истоков исторического жанра. | 1 | Урок постановки и решения учебной задачи | Называть батальные композиции, известные из курса начальной школы. Приводить примеры изображения боевых сцен разных народов Древнего мира. Рассматривать батальные композиции в разных видах искусства (графика, живопись, шпалера, лаковая миниатюра). Объяснять смысл понятия батальный жанр. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | Рисовать батальную композицию (в любой технике). |
|
21. | 5. | Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве. | 1 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать произведения иконописи и светской живописи, воссоздавшие образ женщины. Рассказывать о своих впечатлениях от произведений византийской и древнерусской иконописи. Высказывать суждения о произведениях Леонардо да Винчи и других художников эпохи Возрождения, о том, что тема материнства и женственности - вечная тема искусства. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. | Выполнить зарисовки по представлению женского лица с передачей возрастных особеннос тей. |
|
22. | 6. | Личность женщины в портретно-исторической композиции 19 -начала 20 вв. | 1 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать женские портреты, созданные отечественными и западноевропейскими художниками. Рассказывать, какие портреты и каких художников понравились и почему. Определять особенности в передаче образа героини и ее костюма в портретах разных времен. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения. | Создать портретно-историчес кую композицию |
|
23-24. | 7-8. | Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества. | 2 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать образцы традиционного русского женского и мужского костюма конца 19 в. Рассказывать, из каких элементов состоит северорусский и южнорусский комплекс традиционной одежды, выявлять разнообразие кроя и вышивки. Называть музеи, в фондах которых хранятся традиционные русские народные костюмы. | Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения.
| Выполнить зарисовку женской фигуры в народном костюме.
Завершить композицию женской фигуры в народном костюме в цвете. |
|
25-26. | 9-10. | «Возьмемся за руки, друзья…» Разноликий хоровод. | 2 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать традиционные костюмы народов России. Рассказывать об общем и различном в народных костюмах представителей разных народов России. Высказывать свои суждения о том, с какой целью проводятся фольклорные фестивали. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | Выполнить эскиз наряда участника фольклорно го фестиваля.
Выполнить композицию людей в народных костюмах. |
|
|
Образ времени года в искусстве. Весна - утро года - 8 часов.
|
| ||||||
27-28. | 1-2. | Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве. | 2 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать произведения пейзажного искусства и анималистического жанра отечественных и зарубежных художников, воссоздавших живописные образы весны и птиц. Находить в них признаки реальной природы. Различать произведения по технике исполнения, по приемам росписи. | Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства. | Выполнить по памяти, зарисовку птицы.
Выполнить по эскизу скульптур ный этюд птицы-образа. |
|
29-30. | 3-4. | «Живая зыбь». | 2 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать пейзажи отечественных и зарубежных мастеров, воссоздавших образы водной стихии. Сопоставлять их с реальными природными явлениями. Выявлять среди пейзажных произведений сходство и различия в композиционном решении, манере исполнения, эмоциональном настроении. | Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения. | Выполнить эскиз композиции по памяти пейзажа с водным пространством.
Завершить композицию в цвете. |
|
31-32. | 5-6. | «Как мир хорош в своей красе нежданной…» | 2 | Урок постановки и решения учебной задачи | Рассматривать произведения отечественных художников, в которых воссозданы образы Пасхи - праздника Воскресения Христова, весны, плодоносящих сил природы. Высказывать свое суждение и отношение к Пасхальному празднику, к произведениям иконописи. Сопоставлять натюрморты художников с праздничной пасхальной атрибутикой. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения. | Выполнить эскиз пасхального натюрморта.
Завершить композицию натюрморта в цвете. |
|
33-34. | 7-8. | Земля пробуждается. | 2 | Урок постановки и решения учебной задачи. Обобщающий. | Рассматривать произведения отечественных и зарубежных художников, воссоздавших образы пробуждающейся природы. Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства, в декоре которых присутствуют разнообразные природные мотивы. Сопоставлять эти мотивы с реальными природными объектами. Находить в них сходство и различия. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | Выполнить графические зарисовки с натуры цветов, трав, насекомых.
Создать коллективн ую декоративно- живописн ую композицию |
|