7


  • Учителю
  • Конспект урока МХК по теме 'Социально-политическая тема в творчестве передвижников'

Конспект урока МХК по теме 'Социально-политическая тема в творчестве передвижников'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Тема: "Социально-политическая тема в творчестве передвижников"Цели урока: 1.Познавательная: познакомить учеников с развитием социально-политической тематики в творчестве передвижников.2.Развивающая: развивать навыки анализа и сравнения, умение сопоставлять и делать вы
предварительный просмотр материала

План-конспект урока МХК в 9 классе

Учитель: Кошелев Антон Андреевич

Тип урока: Комбинированный.


Тема: "Социально-политическая тема в творчестве передвижников"


Цели урока:

  1. Познавательная: познакомить учеников с развитием социально-политической тематики в творчестве передвижников.

  2. Развивающая: развивать навыки анализа и сравнения, умение сопоставлять и делать выводы, дать представление об историко-генетическом методе.

  3. Воспитательная: взращивать в учениках чувство гордости за достижения национальной культуры.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Организация домашнего задания:

  3. Подведение к изучению нового материала

  4. Изучение нового материала:


А) Социально-политическая тема в творчестве передвижников

Целью творчества передвижников было служение народу. Они были уверены, что судьба народа, его проблемы, историческая роль должны стать центральной составляющей всего искусства. Поэтому появляются картины, изображающие общественную жизнь. На полотнах передвижников перед взором современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать.

В творчестве передвижников можно выделить три ключевые социально-политические проблемы:

1) Критика пороков общественной жизни, правдивое изображение жизни привилегированных слоев российского общества

2) Утверждение духовного идеала в народе, вера в силу народа (галерея портретов крестьян, изображение быта простого народа, отображение тяжелого труда и бедственного положения народа)

3) Поиск путей исправления существующего порядка вещей (портреты интеллигентов-народников)

Б) Критика пороков общественной жизни

Перейдём к картинам Василия Перова, большинство из которых написано на бытовые темы. Именно в творчестве Перова наиболее ярко проявляются социальные проблемы общества.


Перов В.Г. "Чаепитие в Мытищах"


«Чаепитие в Мытищах» носит откровенно антиклерикальный, обличающий нравы духовенства характер. Чтобы с максимальной наглядностью донести свои идеи до зрителя, Перов пользуется методом контрастных сопоставлений:

  • Лоснящийся от сытости и довольства монах - нищий инвалид с боевыми наградами - крестами и медалями, полученными им за участие в Крымской войне

  • В самом центре композиции две руки - протянутая за милостыней рука инвалида и отталкивающая ее рука женщины, прислуживающей за столом.

  • Шелковая ряса выглядит еще более дорогой и роскошной рядом с нищими лохмотьями

  • выглядывающий из-под рясы сияющий ботинок находится рядом со стоптанным сапогом и деревяшкой инвалида.

Герои картины: обнищавший калека - герой войны и мальчик, упитанный поп, который с отвращением смотрит на просящих.

  • Смысловая подоплека полотна

  • Психологические портреты героев

  • Составьте возможный диалог героев

  • Эмоциональная нагрузка картины

  • Роль цветовой гаммы, пейзажа


Перов В.Г. "Приезд гувернантки в купеческий дом" 1866


Герои картины: бедная девушка гувернантка, самоуверенный необузданный хозяин, высокомерный сынок.

  • Главная идея картины - социальная несправедливость

  • Психологические портреты героев

  • Роль цветовой гаммы в передаче настроения картины


И.Е. Репин "Портрет протодьякона" 1877


Репинский "Протодиакон" одновременно и ужасен, и прекрасен. Ужасен своими размерами, лицом, взглядом. Прекрасен своим сказочным видом, позой, уверенностью. Протодиакон, в первую очередь, обладатель сильного, мощного голоса. Глядя на портрет, всякому понятно, что перед нами носитель громоподобного баса.

Сравнение в образе протодьякона:

  • Свой посох протодиакон держит, как древний воин свой меч

  • Черты славянского языческого жреца

  • Борода и брови - классический портрет Деда Мороза из русской сказки

  • Глаза выдают в герое пристрастие к алкоголю, внутреннюю пустоту и самое примитивное себялюбие

Внешняя величественность, рассчитанная исключительно на создание первого впечатления, уничтожается внутренней пустотой и примитивностью. Облик перестает быть грозным. Перед нами скорее комический персонаж, нелишенный при этом некоторого трагизма.

По словам Репина, его «Протодиакон» изображает собою «…экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну ноту не полагается ничего духовного, - весь он плоть и кровь, лупоглазие, зёв и рёв, рёв бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьякона есть единственный отголосок языческого жреца, славянского ещё и это мне всегда виделось в моём любезном дьяконе - как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего!». Прообразом послужил Чугуевский протодиакон Иван Уланов.


Пукирев В.В. "Неравный брак"


Сравнение двух картин: П. Федотова "Сватовство майора" и В. Пукирева "Неравный брак"

  • Образ жениха и эмоциональное состояние невесты и ее близких на двух картинах

  • Какую социальную проблему поднимает художник на этой картине?

  • Проблема неравного брака в России 19 в. и в современности.


Б) Утверждение духовного идеала в народе, вера в силу народа


Перов В.Г. "Тройка"

  • Каким образом сейчас дети и подростки могут зарабатывать?

  • Сравнить труд детей-героев картины и положение современных детей ---> выход на тему социальной несправедливости

  • Роль цветовой гаммы в передаче главной идеи произведения

  • В чем сила детей-героев картины?


Репин И.Е. "Бурлаки на Волге" 1872-1873 гг.


Идея картины: Возникла ещё в 1869 г., когда Репин поехал на Неву на этюды. Увиденные им там впервые бурлаки произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой.

Бурлак - рабочий, входивший в артель, которая тянула на бечеве суда против течения реки.

  • Буксир, как символ прогресса, никак не доходящего до простых людей в России

  • Бурлаки идут прямо на зрителя

Герои картины:

  • В центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного философа

  • Бородач - олицетворение первобытной дремучей силы

  • «Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя

  • Высокий флегматичный старик, набивающий трубку

  • Юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки

  • Черноволосый суровый «Грек», обернувшийся словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок

Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие.

И только в Канине слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

На картине Репина лапотники-бурлаки, несмотря на изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да и не нуждаются в ней. Могучая внутренняя, пока еще не осознанная ими сила живет в них. И кажется, нет такой преграды, что могла бы встать на пути и сдержать ее.

Судьба: Картина была куплена великим князем Владимиром Александровичем и повешена в бильярдной Владимирского дворца. По словам самого Репина, великий князь любил рассуждать о характерах и мельчайших деталях картины.


В) Образы интеллигентов-народников в творчестве передвижников


Репин И.Е. "Арест пропагандиста"


Замысел картины появился у Репина под впечатлением от суда над участниками "хождения в народ" получившего название "Процесс 193-х". Этот крупнейший политический процесс проходил в Петербурге в 1878 г.

Главный герой картины выделяется Репиным с помощью живописно-пластических средств и композиционного построения. Ярко-красная рубаха, рыжие волосы революционера в совокупности с теплыми цветами правой части полотна контрастируют с льющимся из окна холодным светом и окружающим темным фоном. Центральное положение фигуры пропагандиста позволяет Репину дать простор его презрительно суровому взгляду, устремленному на человека у стены. Холодное спокойствие арестанта подчеркивает его несгибаемую волю.


Репин И.Е. "Не ждали"


На картине изображён момент, когда в квартиру неожиданно для присутствующих заходит мужчина - возвратившийся из далёких краёв политический ссыльный. Очевидно, его не ожидали, и поэтому различна первая реакция членов семьи на его возвращение.

Интерьер квартиры украшен репродукциями, которые имеют значение для оценки политических настроений в этой семье и символики картины. Это портреты писателей-демократов Некрасова и Шевченко, изображение императора Александра II, убитого народовольцами, на смертном одре, а также Христос на Голгофе - символ страдания и искупления, соотносившегося интеллигентами-революционерами со своей миссией.

  • Опишите характер главного героя: что читается в его взгляде?

  • Как отнеслись к возвращению героя его близкие? Кто из них рад, а кто не очень? Почему?

  • Какова главная идея картины?


5. Закрепление материала:


Проводится в виде ответа на вопросы о картинах, оформленные на карточках.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал