7


  • Учителю
  • Роль декоративного искусства в эпоху Египта. 5 класс (ИЗО)

Роль декоративного искусства в эпоху Египта. 5 класс (ИЗО)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Конспект, открытого, урока по изобразительному искусству с использованием ИКТ, образовательных интернет-ресурсов



5 класс

Тема: Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египт.



Цель: Выявить роль и особенности украшений и одежды людей Древнего Египта. Сформировать представление о символике костюма данного периода.

Задачи:

  1. Развитие ассоциативно - образного мышления, зрительной памяти, творческой фантазии.

  2. Познакомить с основными частями одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементами украшений, символами власти, с цветовой гаммой одежды, материалом.

  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Жанр уроков: Урок изучения нового материала с применением ИКТ (через презентацию, практикумы, образовательные интернет-ресурсы)

Форма работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

УУД:

Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений искусства Древнего Египта; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.



Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Планируемые результаты: Предметные:

-знать:

основные достижения искусства Древнего Египта, их значение в жизни древних египтян;

основные понятия по изучаемой теме: искусство, египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, колонна

-уметь:

находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках;

применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме.



Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества;

приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.



Метапредметные:

способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с целями и задачами урока;

умение проводить поиск основной и дополнительной информации учебной и научно-популярной литературой, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными задачами;

представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах



Оборудование и материалы:

  1. Презентация по теме урока, созданная по учебнику Б.М. Неменского.

  2. Художественные материалы: бумага, цв. карандаши…



Музыкальный ряд: мелодии на египетские мотивы

Художественные материалы: бумага, цв. карандаши, пр карандаш, ластик.

Литература: Школьная энциклопедия - история Древнего мира, Изобразительное искусство 5 класс - поурочные планы по программе Б.М. Неменского,

Межпредметные связи: история, музыка, литература

План проведения урока

  1. Беседа об истории и культуре Древнего Египта, сопровождающая показ презентации, в ходе которой ученики знакомятся с характерными особенностями египетской культуры, одеждой, причёсками и украшениями египтян.

  2. Во время беседы ребята заполняют экспертный лист.

  3. Постановка художественно-творческой задачи (выполнение фигуры египтянина, божества, фараона или египетской царицы).

  4. Практическое выполнение задачи.

  5. Самоанализ выполненных работ и подведение итогов.



Ход урока:

Д. учащихся.

Орг. момент

Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами будем искусствоведами. Рассмотрим и проанализируем произведения загадочной древней страны. А вот какой, это мы с вами вместе узнаем и постараемся определить тему нашего урока.

Во время презентации будьте внимательны. Так как Вам надо заполнить Экспертный лист.







Слайд №1

Давайте посмотрим на доску. Перед вами произведения древней страны. Что это за страна? А к какому искусству относятся эти произведения?

А теперь давайте подумаем и сформулируем тему нашего урока.



«Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.»

Слайд №2

Древний Египет

К декоративно прикладному искусству.

Слайд №3

В Древнем Египте, так же как и в других древних сообществах, не существовало декоративно-прикладного искусства в современном понимании. Все украшения были связаны с религией или с природными условиями, в которых жил человек поэтому, все украшения носили заклинательный характер. Все, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь ему выжить. Все декоративно-прикладное искусство Древнего Египта тесно связано с мифологией. Все это мы с Вами можем увидеть на настенных росписях. Ребята где изображали настенные росписи?

Самая известная пирамида Хеопса. крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней.

















Внутри пирамид. Ими украшали пирамиды.

Слайд №4

О том, как выглядели древние египтяне, узнать, что носили фараоны, жрецы, обычные люди, какие были у них украшения, головные уборы, учёные-археологи узнали по фрескам гробниц и храмов Древнего Египта. При изображении человека мастера Египта использовали Канон- правила.



Слайд №5

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая длиной до лодыжек рубашка - калазирис - проговорить термин.

На одной или двух бретелях. Иногда шили рубашку с глубоким вырезом на груди. Дома египтянки одежду не носили, но украшали себя ожерельями, браслетами и цепочками. Вот такие особенности древнеегипетского костюма.







Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти - проговорите это слово

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна - льняного или хлопкового (хлопок в то время ещё называли «шерстью дерева»). Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором.

Бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета

Мужчины тщательно брили волосы и для защиты от жарких солнечных лучей носили парики из овечьей шерсти или растительных волокон.

Обувь имели право носить только фараоны - сандалии

Из пальмовых листьев, а затем и кожи.

Богатая отделка и качество ткани означало разницу между отдельными классами.





Слайд №6

Традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх - проговорить слово

- воротник - ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.



- А вот посмотрите на разнообразные украшения мужчин и женщин. Другие украшения как женщин, так и мужчин - перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.



Дома египтянки одежду не носили, но украшали себя ожерельями, браслетами и цепочками. Вот такие особенности древнеегипетского костюма.

Все сословия носили клафт - платок, плотно облегавший голову, полосатый платок - немес.





Слайд №7















Слайд №8

В торжественных случаях фараоны надевали головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего Египта была белой (в такой короне изображали Осириса, одного из главных богов Древнего Египта), а корона Нижнего Египта была красной.

Объединенная, двойная корона Двух Земель, символизирующая объединение страны и власть над ней, называлась пшент. Ее носили боги и фараоны, царствующие и в Верхнем, и в Нижнем Египте .



Существовала и древне Египетская символика. Ее использовали в украшениях и настенных росписях. Символ фараона - это скипетер и плеть.









Древние египтяне обожествляли силы природы, птиц, животных, растения и поклонялись множеству богов.

Боги Египта.

Бог Анубис - божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мёртвых, хранитель ядов и лекарств.



Бог Тот- изображался, как правило, в виде человека с головой ибиса, в руках он держал посох и анх. бог мудрости, знаний, письма, Луны и магии. Тот был богом, желавшим быть помощником царя в загробном мире. Цари очень желали его помощи.



Бог Гор (Хор)- Изображался в виде человека с головой орла (сокола). бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского фараона представляли воплощением бога Хора.



Богиня Исида - одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Она покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетённым, но прислушивалась и к молитвам богачей, девушек, аристократов и правителей[1]. Также она известна как защитница мёртвых и богиня-покровительница детей.



Бог Осирис - бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судья душ усопших. Обычно изображался в виде спеленутой мумии с зелёным лицом, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти хекет и нехеху (скипетр и цеп).



Богиня Маат - Богиня истины, справедливости, гармонии, этики, божественного установления, равновесия, порядка, мудрости, знаний, правосудия, законов, морали, регулирующих звёзд, годовых циклов. На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения.







.



Слайд № 10

Египтяне мечтали о жизни после смерти все это было воплощено в особом культе. Культе мертвых. Поэтому они строили пирамиды- усыпальницы фараонов. В царские гробницы помещали все самое лучшее, все что может понадобится в загробной жизни. В ней рассказывалось как достичь загробной жизни. Здесь описывается посмертный суд Осириса над умершим. Мы видим Осириса (царь и судья загробного мира) сидит на троне со знаками царской власти (с короной, с жезлом и плетью). Наверху изображены 42 бога В центре зала стоят весы, на которых боги Тот и Анубис взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или фигурки Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила</). Как мы с вами помним эта настенная роспись является элементом декоративного оформления гробницы. А Сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд в этом вам помогут ваши экспертные листы.



Слайд №11





Кроссворд.



Задание

Используя шаблоны и опираясь на раздаточный материал изобразите египтянина или египетского бога соблюдая канон.













 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал