- Учителю
- Урок-обощение по МХК 'Северное Возрождение'
Урок-обощение по МХК 'Северное Возрождение'
Северное Возрождение.
Живопись нидерландских и немецких мастеров.
Дата проведения: 12.05.2015
Вид урока: обобщение изученного материала.
Форма урока: урок-проект.
Цель:
завершить ознакомление с изобразительным искусством эпохи Возрождения, систематизировать полученные ранее знания.
Задачи:
-
Образовательные: закрепить знания по теме «Эпоха Возрождения».
-
Воспитательные: содействовать в ходе урока творческому подходу в работе над проектом.
-
Коррекционные: содействовать эстетическому развитию учащихся с целью коррекции поведения, восприятия, уровню мышления, речи и восприятия.
Оборудование: проектор, презентация «Эпоха Возрождения», подготовленные распечатки портретов и работ мастеров для оформления схемы, ватман, клей, ножницы, фломастеры, музыкальный видео фрагмент «Северное Возрождение».
Ход урока
Организационный этап
Всем добрый день! Рада Вас приветствовать!
Сегодня мы продолжаем работу по теме «Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров» и завершим изучение тему Возрождения творческой работой.
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы рассматривали мастеров эпохи Северного Возрождения. Домашним заданием было подготовить сообщение о Питере Брейгеле старшем (учащийся зачитывает сообщение).
Обобщение материала.
Нами была рассмотрена большая эпоха в изобразительном искусстве. Истоки Возрождения как художественного движения, сплотившего философов, литераторов, музыкантов, архитекторов и художников, - в гуманизме как мировоззрении эпохи, с позиций которого подвергались переоценке духовные и художественные достижения предшествующих эпох. Появляется убеждение в том, что так называемые гуманитарные науки более важны, нежели изучение Священного писания, т.е. изучение языков, литературы, истории и философии должно происходить не в религиозных, а в светских рамках. Много известных мастеров до сих пор на устах исследователей, каждый мастер внес свой вклад в развитие искусства. Для закрепления и систематизации изученного материала мы выполним проект «Искусство Возрождения (Ренессанс) XIV-XVI вв.», который будет выполнен в форме информационного плаката по данной эпохе, который впоследствии будет использоваться как демонстрационный материал на уроках МХК. Для выполнения данного проекта вспомним основных мастеров эпохи.
Периоды эпохи имеют общепринятые названия, но и есть названия, образованные от числительных итальянского языка. Применим их в нашей работе.
Проторенессанс (Дученто, 1200-е гг.)
Интернациональная готика.
Основные представители:
Симоне Мартини (1284-1344 гг): Живописцу присуща тончайшая духовность, нередко столь возвышенно-отрешенная, что она как бы очищена от конкретных человеческих эмоций,
Джотто ди Бондоне (1267-1337): первый в истории западноевропейской живописи художник, порвавший с канонами средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Именно у Джотто живопись перестает быть лишь вспомогательным комментарием к Священному Писанию, обретая самостоятельное значение.
Раннее Возрождение (треченто, 1300-е гг).
Основные представители:
Филиппо Брунеллески (1377-1446): Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески, соразмерность человеку его построек, жизнеутверждающая сила его образов, сочетание монументальности и изящества, творческой свободы и научной обоснованности замыслов мастера определили большое влияние Брунеллески на последующее развитие архитектуры Возрождения.
Сандро Боттичели (1445-1510):этого мастера относят к позднему периоду раннего возрождения. Портретист, его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Изображение духовной жизни, глубокой психологической характеристике.
Высокое Возрождение (кватроченто, 1400-е гг.)
Основные представители:
Леонардо да Винчи (1452-1519): У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения - дымки между зрителем и изображённым предметом, реализм в его произведениях перешел на новый уровень, добился высокого мастерства в передаяе пространства, построения композиции, гармоничный образ, отвечающий гуманистическим идеалам.
Рафаэль Санти (1483-1520): Им был создан свой собственный идеал человека, свое представление о гармонии и красоте. Воплотил идеи гуманизма эпохи ренессанса. Это представления о свободе человека, о возможностях его физического и духовного совершенствования,
Микеланджело Буонаротти (1475-1564): в большей степени архитектор. В живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения - статую «Давид». Героический пафос, трагическое ощущение кризиса гуманизма.
Позднее Возрождение (маньеризм).
Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный (в противоположность считающее или вещей не , а ) (нередко сочетающийся с не менее сублимированным или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность , напряжённость поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой , перегруженность и т.д…
Основные представители:
Франческо Пармиджанино (1503-1540): стремительно уходил от пропорций Рафаэля, его фигур характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз. Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). Подобно остальным художникам-маньеристам, он намеренно стремился вызвать своими произведениями удивление, смущение, изумление и раздражение. В этом заключалась особенность его манеры, уводящая зрителя от ясных классических образцов Ренессанса,
Аньоло Бронзино (1503-1563): создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей. Картины Бронзино на религиозные и мифологические темы отличаются сложностью композиции, надуманностью поз и жестов и эротизмом образов.
Северное Возрождение (чинквенченто, 1500-е гг).
Художники, жившие к северу от Альп, не имели перед своими глазами образцов античного искусства. Долго сохранялись традиции и навыки готического искустсва. Потреты северных художников лишены гармонизации и идеализации действительности, в своей реалистичности они доходят ждо натурализма.они не порывают с народной стихией, крестьянской жизнью, фольклорными традициями.
Основные представители:
Питер Брейгель старший (1525-1569): в своем творчестве показал единство человека и плодоносящей природы, находящихся в бесконечном движении и обновлении; показал современную жизнь, напряженность предреволюционной поры, национальный характер народа, в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неистощимую энергию, его праздничное мироощущение. Сюжеты реальной жизни сатирического содержания претворяются у него в богатое красочное зрелище. Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты. Ощущения глубины он достигает с помощью бледных смешанных тонов пейзажа на дальнем плане, богатых теплыми и мягкими переходами,
Ян ван Эйк (1385-1441): Сюжеты реальной жизни сатирического содержания претворяются у него в богатое красочное зрелище. Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты. Ощущения глубины он достигает с помощью бледных смешанных тонов пейзажа на дальнем плане, богатых теплыми и мягкими переходами. Утверждает самоценность портрета единичного человека, отличающегося объективностью, конкретностью и глубиной раскрытия неповторимого своеобразия личности.
Альбрехт Дюрер (1471-1528): Дюрер обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства. Творчество Дюрера поражает контрастами. В нем уживаются рассудочность и чувство, тяга к монументальному и привязанность к деталям. Живший на грани двух эпох, Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом крестьянской войны.
Практическая работа.
А теперь, вспомнив основных представителей эпохи, на ватмане отобразим эпоху в виде предложенной схемы.
Выполнение задания сопровождается музыкальным видео фрагментом музыки эпохи Северного Возрождения.
Подведение итогов.
Демонстрация выполненной схемы, выставление оценок.
Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. Эпоха Возрождения подготовила появление гигантского художественного феномена - творчества Уильяма Шекспира.
Предлагается путешествие в то место, где хранятся произведения живописи мастеров эпохи Возрождения - Лувр. Виртуальная экскурсия осуществляется с помощью сервиса google maps.
На этом наш урок-проект закончен. Всем спасибо за работу и внимание.
Литература:
-
Учебник «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.» Данилова Г.И.
-
«Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды. Германия. Франция. Испания. Англия» Степанов А.В.
-
«Культура эпохи Возрождения и Реформация» Академия наук СССР.
-
«Краткая история искусств». Дмитриева Н.А.
-
Мировая живопись в полотнах великих мастеров / Пер. Л. Бурмистровой. - М. : Эксмо, 2007. - 384 стр.: ил.
-
Интернет-ресурс: Википедия.
-
Интернет-ресурс: Художники Северного Возрождения
-
Интернет-ресурс: Традиция. Русская энциклопедия
-
Интернет-ресурс: Виртуальная галерея
-
Интернет-ресурс: Виртуальная экскурсия
7