7


  • Учителю
  • Разработка проектной работы Витражи

Разработка проектной работы Витражи

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ Видновская СОШ №7 Ленинского муниципального района Московской области





















Проектная работа «Витражи»

















Выполняла: Потапова Евгения ученица 9 В класса

Руководитель : Никольских Наталья Николаевна

учитель изобразительного искусства 1категории





























































Оглавление



Введение………………………………………………………………………… 3

1. Витраж: вчера, сегодня, завтра………………………………………………. 3

1.1. Основные требования и идеи ФГОС … …… …………………… 3

1.2. История витража ………… ……………………………………….. 4

1.3 Виды современных витражей………………………………………. 5

1.4 Применение витража………………………………………………… 6

1.5 Материалы и инструменты…………………………………………. 6



2. Очумелые ручки……………………………………………….. ……………... 6

1.1. наши исследования… …… ………………………………………. 6

1.2.Технология изготовление декоративного панно в технике «витража»………………………………………………………………………… 7

1.3. Роспись зеркала в технике витража………………………………….8

1.4.Моделирование примерной структуры и содержание проекта с выполнением эскиза практической части проекта……………………………9



Заключение……………………………………………………………………… 11

Литература……………………………………………………………………… 12





















































Введение

Люди похожи на цветные витражи.

Они искрятся и переливаются разными цветами,

но когда наступает ночь, их истинную красоту

можно увидеть только в том случае, если внутри горит свет.

Джин Хьюстон



Сейчас никто не сомневается, что, дизайнерские работы, выполненные в технике «витраж» очень современны и модны, они могут изменить интерьер до неузнаваемости, создав неожиданные варианты, которые вызовут восхищение у всех окружающих.

Работа с витражными красками - это не просто приятное времяпрепровождение, а время направленное на обучение терпению, развитию усидчивости, внимания, образного мышления. Каждая новая работа всегда удачнее предыдущей! Умение что-то полезное делать своими руками - бесценно. Человек, освоивший техники создания прекрасного, постоянно в центре внимания. К тому же искусно выполненная работа всегда может найти не только своего поклонника, но и своего покупателя.

Витражи создают радужную атмосферу, которая сможет удивить всех. Каждая работа - неповторима. Каждый подарок - сюрприз!

Таким образом, тема данного проекта является актуальной.

Цель работы: Украсить зеркало росписью по стеклу в технике витража

Задачи работы: Изучить историю создания витража;

Изучить технику росписи по стеклу;

Развивать художественные способности в процессе собственной художественной деятельности;

Научиться применять полученные знания в оформлении собственной среды.

Актуальность данной темы:

для исследователя заключается в освоении техники росписи и декоративно оформления зеркала.

для общества - декоративное оформление интерьера кабинета

Проблема. Решили не покупать готовое зеркало, а украсить своими руками уже имеющееся зеркало.

Гипотеза (предположение) После выполнения работы улучшить эстетическую среду кабинета

Объект (область изучения) Техника выполнения витража

Предмет (область изучения более конкретно) Роспись по стеклу (оформление зеркала)



Глава 1. Витраж: вчера, сегодня, завтра



1.1.Основные требования и идеи ФГОС

Перед педагогами ставится очень непростая задача: обеспечить овладение учащимися различных видов УУД. Поэтому в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; их активную учебно-познавательную деятельность; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

На первый план выходят педагогические технологии, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся: проектно-исследовательская деятельность, уровневая дифференциация, информационные и коммуникационные технологии, обучение на основе «учебных ситуаций» и др.



Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке - учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебной задачи. Отличительная черта таких задач - ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приёмы) учебной деятельности. Включение в содержание занятий по изобразительному искусству проблемных вопросов, ситуаций, проблемного изложения, которые для своего решения требуют обобщения, сравнения, абстрагирования, анализа исходных данных способно повысить мотивацию.

Включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность является основополагающим в формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства носят чаще всего конкретную практическую ценность.

В проектной деятельности формируется целый ряд познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Таким образом, предложенные выше методы, приёмы и способы деятельности позволяют целенаправленно реализовывать основные требования ФГОС ООО.



1.2. История витража

Витра́ж (фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты.

Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно.

Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI -VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов витражей считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также, один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры.

С давних пор витраж использовался в храмах и соборах (Приложение 1).

В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах» (Приложение 2). В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Николай I проявлял к таким картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи - Санкт-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах, так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже.

Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.



1.3 Виды современных витражей



Существует большое разнообразие витражей по способу их изготовления.

Пескоструйный витраж - вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Мозаичный витраж - наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты.

Наборный витраж - простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

Спечной витраж или фьюзинг - витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Расписной витраж - витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов.

Травленый витраж - витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Свинцово-паечный витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках.

Комбинированный витраж - витраж, сочетающий в себе несколько приемов. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Кабошон - рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Узор «Мороз» - фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность.



1.4 Применение витража

Область применения витражей довольно широка - это мебельные фасады (кухня, шкаф купе), витрины магазинов, витражи для дверей и окон, витражи для зимних садов, витражи для потолков и перегородок.

Древняя техника витража - мозаичный набор из фигурных кусочков стекла - стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов - ламп и светильников самых причудливых форм (Приложение 3).



1.5 Материалы и инструменты



Глава 2. Очумелые ручки

1.1.Наши исследования

В данной работе нами были изучены:

исторические особенности росписи по стеклу, что позволило нам выявить богатое прошлое витражного искусства и безграничные его перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков и побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорирования церковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Много различных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах. Жаль, но не все они сохранились в прежнем состоянии.

изучены современные направления витражного искусства и нами было отмечено, что возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм, разновидностей таких как: Фацетный витраж, Комбинированные витражи, Витражи с декоративно обработанной поверхностью. И появилось много новых различных техник выполнения росписи по стеклу.

Мы ознакомились с вариантами использования техники витража в современном интерьере, и выяснили, что витражи к месту не только в церквях или в ресторанах, клубах и магазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения.



1.2.Технология изготовление декоративного панно в технике «витража»№



п/п

Этап работы

Последовательность выполнения

Материалы

1

Выполнение эскиза витража

Выполнение эскиза витража, согласно выбранному мотиву

формата А1, карандаш

2

Обезжиривание поверхности стекла

Аккуратно протереть стекло по всей поверхности. Дать высохнуть

Спиртосодержащие салфетки

3

Нанесение контура

Рисунок выполняем в соответствии с эскизом

Контур по стеклу белого цвета

4

Выполнение росписи красками

Цвета в соответствии с эскизом

Краски по стеклу



1.4. Роспись зеркала в технике витража (Приложение 4)Разработка проектной работы Витражи



Разработка проектной работы Витражи





































Разработка проектной работы Витражи





































Разработка проектной работы Витражи





Заключение

При работе над проектом была изучена литература о истории возникновения витража, его видах и техники выполнения, что позволило нам выявить богатое прошлое витражного искусства и безграничные его перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков и побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорирования церковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Витражное панно - это картина, которая способна дополнить выбранный вами стиль интерьера, оно вошло в моду не так давно, но уже успело завоевать популярность. Нами было отмечено, что возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм и разновидностей. Художественная роспись по стеклу - это особое, неповторимое и современное направление декоративно-прикладного искусства. Интересное само по себе, приобретающее огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств. Основное применение росписи по стеклу отражается в художественных витражах, и других изделиях из стекла. Очень богато прошлое этого вида искусства, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. Вы сами можете стать мастером и создать витражное панно с любым сюжетом, будь то понравившаяся вам работа знаменитого художника или ваша фотография, которое придаст шарм любому помещению, и станет лучшим подарком для ваших друзей.

Во время работы над проектом мы старались использовать все знания, полученные ранее и приобретенные во время работы над проектом

Вывод: Мы достигли поставленной цели, разработали и выполнили проект росписи зеркала в технике «витража»

Планируем продолжить работу по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства.



Литература



Законодательные и нормативные документы

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. проект. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с. (Стандарты второго поколения 5-9 классы).

  3. В. В. Карабанов. Витражи, светильники, рамки. Издательство: Профиздат.- Серия: Ремесло и рукоделие ISBN 5-255-014273; 2004., - 168 с., ил.

  4. Эмма Седман. Роспись по стеклу. - М.: 2009.- 158с., ил.

  5. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Фантазии со стеклом. Витражи, картины, роспись Издательство: Феникс, 2006. - 234с., - ил. (Серия: Город мастеров)

Интернет-источники:

  • ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%F2%F0%E0%E6

  • www.razym.ru/semiyahobbi/umeliiruki/45925-vitrazh.html

  • www.delaysam.ru/kvartira/kvartira31.html</</p>





Приложение 1

Разработка проектной работы ВитражиРазработка проектной работы Витражи



Разработка проектной работы Витражи









Приложение 2





Разработка проектной работы Витражи



Разработка проектной работы Витражи

Разработка проектной работы Витражи































Приложение3



Разработка проектной работы ВитражиРазработка проектной работы Витражи



Разработка проектной работы ВитражиРазработка проектной работы Витражи





Разработка проектной работы ВитражиРазработка проектной работы Витражи









































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал