- Учителю
- Рабочая программа по ИЗО 6 класс
Рабочая программа по ИЗО 6 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для VI класса составлена на основе:
-
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-
примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству; - авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный
труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009; - Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:
-
развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности;
-
воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Цели и задачи курса изо.
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения в основной школе
Основное содержание учебного курса «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА Учащиеся должны знать:
-
о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
-
о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
-
о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
-
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
-
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
-
особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;
-
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;
-
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; - о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
-
пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
-
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
-
видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-
создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
-
активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству
Для учителя:
-
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями 1-9 классы Под редакцией Б.М.Неменского-М.: Просвещение, 2009.
-
Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений .-М.:Просвещение, 2008.
-
Сокольникова Н.М Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч.-Обнинск: Титул, 1996.
-
Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера,2006.
Для учащихся
1.Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008.
2.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-хч.- Обнинск: Титул, 1996.
3.Михейшина М.В. Уроки рисования для школьников 10-14 лет.- Минск: Изд.В.М.Скакун, 1999.
Календарно- тематическое планирование. 6 класс
Тема года «Изобразительное искусство и мир интересов человека».
№
Тема урока
Кол
-во уроков
Тип урока
Учебно- творческое задание
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
(результат)
Формы контроля
Элементы дополнител ьного содержания
Домаш-
нее задание
Дата по плану
Дата проведе ния
Тема1. Виды изобразительного искусства (8 часов)
1
Изобразите льное искусство в семье пластически х искусств
1
Урок формирован ия новых знаний
Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве
Знать виды пластических и изобразительных искусств,
различные художественные материалы и их значение в создании
художественного образа
Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам
изобразительных (пластических искусств)
Принести природный материал (веточки, колоски, зонтичные растения)
7.09
2
Рисунок- основа изобразите льного творчества
1
Урок формирован ия новых знаний
Заготовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др. ). Материалы: карандаш,
уголь, фломастер
Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок- основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности
Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)
Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ
Творческие задачи рисунка. Виды рисунка: зарисовки, наброски с натуры, учебный рисунок
Закончить рисунок
14.09
3
Линия и ее выразитель ные возможности
1
Комбиниров анный урок
Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный
Выразительные свойства линий, виды и характер линий. Условность и образность линейного изображения.
Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании
Анализ результатов собственной художественной деятельности
Выполнить работу в карандаше
21.09
ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий- тонких, ломких, корявых, волнистых и тд.).
Материалы:
карандаш, уголь
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А.Матисса, П.Пикассо, В.Серова
художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь), выразительные
возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры
4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
1
Комбиниров анный урок
Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: темное- светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен.
Доминирующее
пятно. Линия и пятно.
Графические рисунки
Ф.Васильева,
И.Левитана, черно- белая графика А.Остроумовой- Лебедевой
Знать основы языка изобразительного
искусства (тон), выразительные возможности тона и пятна в изобразительном искусстве. Уметь:
использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в в собственной художественно- творческой деятельности, активно воспринимать произведения станковой графики
Просмотр и анализ работ
Закончить
28.09
5
Цвет. Основы цветоведен ия
1
Комбиниров анный урок
Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных
Основные и составные цвета.
Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст.
Насыщенность цвета и
Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов
Фантазийные изображения сказочных царств: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город». Работа красками
Подобрать осенние листья одного цветового тона, но светлоты (насыщенн
5.10
возможностей цвета(«Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисти
его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов
ости).
Выполнить работу в цвете
6
Цвет в произведен иях живописи
1
Комбинирова нный урок
Изображение осеннего букета с разным настроением : радостный, грустный, торжественный, тихий
Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов.
Взаимодействия цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность
мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т.д.
Зрительный ряд:
И.Грабарь
«Хризантемы»,
К.Коровин «Цветы и фрукты», «На берегу
моря»
Понимать значение колорита и его роль в создании художественного образа. Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи
Просмотр, анализ и оценивание работ
Принести иллюстрир ованные книги о животных или рисунки, фотографии животных. Изобразит ь осенний
букет с разным настроением: радость, грусть, нежность. Работа красками.
12.10
7
Объемные бобщающий
я в скульптуре
1
Комбинирова нный урок
Выполнение объемных изображений животных. Материалы:
пластилин, стеки
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина,
Знать определение термина
«анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе
Опрос. Просмотр и анализ работ
Завершить лепку скульптуры
19.10
металл, дерево и др.; их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В.Ватагина,
В.Серова
8
Основы языка
бобщающий
я
1
Повторитель но-обобщающий урок («Конкурс знатоков»)
Выполнение конкурсных заданий
Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения
Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики, основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция), средства выразительности графики, скульптуры, живописи, имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства
Подведение итогов
Составить кроссворд
(5-6 слов), используя приобрете нные знания
26.10
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
9
Реальность
и фантазия
в творчестве художника
1
Урок формирован ия новых знаний
Изображение как познание окружающего мира и выражение отношения к нему человека. Реалистичность и фантазия в творческой деятельности деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве
Подобрать произведе ния изобразит ельного искусства, контрастные между собой по языку изобржения
9.11
10
Изображен
ие предметног о мира-
1
Комбиниров анный урок
Работа над натюрмортом из плоских изображений
Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в
Просмотр и самоанализ работ
Завершить ппликацию
16.11
натюрморт
знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Материалы:
ф.А4, цветная бумага, ножницы, клей
жанре натюрморт. Уметь: активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра, творчески работать, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция)
11
Понятие формы. Многообраз ие форм
бобщающий
го мира
1
Комбиниров анный урок
Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма)
Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. Выразительность формы
Иметь представление о многообразии и выразительности форм
Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства
выразительн
ости
Завершить конструирование
23.11
12
Изображен ие объема на плоскости и линейная перспектива
1
Комбиниров анный урок
Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, ф.А4
Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиции на теле.
Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры
Просмотр и анализ работ
Когда и почему возникли задачи объемного изображения. Понятие ракурса.
Выполнить зарисовки карандашом
30.11
13
Освещение. Свет и тени.
1
Комбиниров анный урок
Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Материалы: черная и белая гуашь или акварель, ф.А4
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: «свет»,
«блик», «полутень»,
«собственная тень»,
«рефлекс»,
«падающая тень». Свет как средство организации
Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры
Фронтальный опрос (устно).
Завершить работу в карандаше
7.12
композиции в картине
14
Натюрморт в графике
1
Комбиниров анный урок
Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество
А.Дюрера,
В.Фаворского
Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художниковграфиков. Уметь: составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики
Просмотр и анализ работ
Гравюра и ее виды (офорт, ксилография линогравюра).
Выразительныевозможн
ос-ти гравюры
Завершить выполнениенатюр мор-та
14.12
15
Цвет в натюрмор-
те
1
Комбиниров анный урок
Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бумага ф.А3
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен И.Машков «Синие сливы» А.Матисс «Красные рыбки»,
К.Петров-Водкин «Утренний натюрморт», «Скрипка».
Знать выразительные возможности цвета. Уметь с помощью цвета передавать настроение в натюрморте, работать гуашью, анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра
Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества
Завершение работы в цвете
21.12
Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника
Тема3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
16
Образ человекаглавная тема искусства
1
Урок формирован ия новых знаний , умений, навыков
Портрет как образ определенного, реального человека. История развития Жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох.
Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художникипортретисты
:Рембрант, Ф.Рокотов,
В.Боровиковский,
Д.Левицкий, И.Репин
Знать жанры изобразительного
искусства: портрет, выдающихся художниковпортретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И.Репин). Уметь активно воспринимать
произведения портретного жанра
Типология портрета
Подобрать Картинки и иллюстрации с образом человека
11.01
17
Конструкци я головы человека и его пропорции
1
Урок формирован ия новых знаний, умений, навыков
Работа над изображением
головы человека
с
соотнесенными по-разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм)
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.
Понимать роль пропорций в изображении головы , лица человека
Просмотр и анализ работ
Завершить аппликацию
18.01
18
Графический портретный рисунок и выразительность
1
Комбиниров анный урок
Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: ф.А4, уголь, карандаш
Образ человека в графическом портрете.
Расположение портрета на листе. Выразительность
Знать: пропорции головы и лица человека, выдающихся
представителей русского искусства (А.Дюрер, Леонардо да Винчи,
Выборочный просмотр
Автопортрет: история
возникновен ия и развития. Графические
Завершить работу в карандаше
25.01
образа человека
графических материалов.
Графические портреты
О.Кипренского,
И.Репина, В.Серова
В.Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш при работе с натуры
автопортрет ы А.Дюрера, Леонардо да
Винчи,
В.Серова
19
Портрет в графике
1
Комбиниров анный урок
Портрет соседа в технике силуэта
(профиль).
Материалы: черная тушь, гуашь бумага
Знать пропорции головы и лица человека, выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь принять их в творческой работе с натуры
Просмотр, анализ и оценка работ
Портретный рисунок в истории изобразитель ного искусства. Силуэт: история
возникновен ия и развития. Силуэт в русском изобразитель ном искусстве
Завершить выполнен ие работы в цвете
1.02
20
Портрет в скульптуре
1
Комбиниров анный урок
Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного
героя с ярко
выраженным характером (Баба Яга, Кощей
Бессмертный,
Домовой и тд.)
Человек- основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры.
Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В.И.Мухиной,
С.Т.Коненкова
Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры, знания пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека
Анализ и оценка работ.
Завершить работу в цвете
8.02
21
бобщающий образы человека
1
Комбиниров анный урок
Изображение сатирических образов литературных героев.
Материалы:
ф.А4, черная акварель или гелевая ручка, тушь
Уметь: анализировать образный язык произведений портретного жанра, работать графическими материалами
Просмотр и анализ работ
Правда жизни и язык искусства. Художествен ное преувеличен ие. Отбор деталей и обострение образа. Сатирически е образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисунки В.Дени, Д
Кардовского
Завершить работу в цвете
15.02
22
Образные возможности освещения в портрете
1
Комбиниров анный урок
Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении. Материалы:
ф.А4, черная акварель, кисть
Изменение образа человека при различном освещении.
Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сверху,
снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения
Знать основы изобразительной грамоты (светлотень), понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры
Просмотр и анализ работ
Подготовить реферат на тему: жизнь и творчество И.Е.Репина
22.02
23
Портрет в живописи
1
Комбиниров анный урок
Ассоциативный портрет в технике коллажа
(«Мама»,
«Папа»,
«Дедушка»,
«Друг»,
«Сестра» и тд.)
Групповая
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в 17-19 веках, в 20 веке.
Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля
Знать выдающихся художников- портретистов, представителей русского и зарубежного искусства:
Леонардо да Винчи,
Рафаэль Санти,
М.Врубель.уметь: активно воспринимать и
Представление работ, анализ и оценивание
Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа бобщающий ого
Знать художников портретистов.
Выполнить зарисовку портрета с
29.02
работа
Санти, Ф.Рокотова,
В.Боровиковского,
О.Кипренского,
В.Серова, М.Врубеля
анализировать произведения портретного жанра, работать в технике коллажа
натуры в карандаше.
24
Роль цвета в портрете
1
Комбиниров анный урок
Анализ цветового решения образа в портрете.
Материалы: ф
А4, гуашь, кисть
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура
Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи
Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?» просмотр и анализ работ
Выполнить автопортрет близкого человека (члена семьи)
7.03
25
Великие портретисты
1
Повторитель но-обобщающий урок
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Знать художниковпортретистов и их творчество (В.Серов ,И.Репин, Леонардо да
Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать
произведения портретного жанра
Анализ и оценка результатов деятельности
Оформлениетворче с-ких работ
14.03
Тема4. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)
26
Жанры в изобразите льном искусстве
1
Урок формирован ия новых знаний
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в изобразительном искусстве. Портрет.
Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры
Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса, ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно
воспринимать произведения
Сгруппировать предложенные произведения по жанрам
Выучить виды жанров
4.04
изобразительного искусства
27
Изображение пространства
1
Урок формирован ия новых знаний
Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве
Возрождения.
Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве 20 века и его образный смысл
Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве.
Анализ и оценка работ
Выполнение работы в карандаше
11.04
28
Правила линейной и воздушной перспективы
1
Урок формирован ия новых знаний, умений, навыков
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы:
ф.А4, карандаш, гуашь с ограниченной палитрой
Перспектива-учение о способах передачи глубины пространства.
Плоскость картины.
Точка зрения.
Горизонт и его высота. Точка схода. Правила
воздушной перспективы и изменения контрастности. Зрительный ряд:
И.Шишкин «Рожь», И.Ливитан
«Владимирка»,
«Осенний день»
Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе
Соотнести репродукции произведений разных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов. Просмотр, анализ и оценка работ
Изобразить уходящую вдаль аллею с соблюдением правил перспективы
18.04
29
Пейзажбольшой мир. Организация пространства
1
Комбиниров анный урок
Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки», изображение уходящих планов и
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора
Знать: правила перспективы; выдающихся художников-пейзажистов и их произведения (И.Левитан). Уметь организовать перспективное пространство пейзажа
Опрос. Анализ и оценка результатов собственного художественного творчества (выборочно).
Просмотр и оценка работ
Подобрать репродукц ии или
фото, иллюстрир ующие правила перспекти вы.
25.04
Наполнение их деталями (ф.А3, гуашь, большие кисти, бумага, клей, ножницы, карандаш)
формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Зрительный ряд:
П.Брейгель «Времена года», Н.Рерих «Гималаи», И.Левитан
«Над вечным покоем»
Завершить работу.
30
Пейзаж настроение. Природа художника
1
Комбиниров анный урок
Создание пейзажанастроенияработа по представлению
и памяти с предварительны м выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например: изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветья и ароматы лета)
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника.
Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаженастроении. Беседа по пейзажам К.Моне,
П.Сезана, И.Грабаря,
К.Юона
Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению
Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот - много музыки»? Просмотр, анализ и оценка работ
Многообрази е форм и красок окружающег о мира.
Изменчивост ь состояний природы в течении суток
Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры
2.05
31-
32
Городской пейзаж.
2
Уроки творческого применения знаний, навыков.
Работа над графической композицией «Мой город». Материалы:
ф.АЗ, гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликацией на картоне.
Разные образы города в истории .искусства и в российском искусстве ХХ века.
Знать основы
изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике.
Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности.
Завершить выполнение
бобщающий
и
2.05
16.05
33.
Выразитель ные
возможнос-
ти
1
Повторитель но-
обобщающий урок.
Обобщение материала учебного года.
Знать: основные виды и жанры изобразительных
(пластических) искусств, виды графики; выдающихся
Оценка конкурсных заданий.
Знать виды: графики, жанров
23.05
изобразительного искусства. Язык и смысл.
Художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание , образный зык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.
34.
Промежуто чная аттестация
1
Контрольная работа
тестирование
30.05
35
Повторение
1
Повторитель но-
обобщающий
30.05
Промежуточная аттестация по ИЗО
ученика (цы) 5 класса______________
___________________________________
1 вариант
Задание №1
Ответь на вопросы
1. Синяя + желтая =
2. Красная + желтая =
3. Найди ошибку в предложении: Теплые цвета -это красный голубой желтый, оранжевый
4. Белая, тонкая, легкая, гладкая, мнется, рвется, шуршит
5. Какая краска превращает любой цвет в светлый и "легкий
6. Назовите приспособление, на котором художник смешивает краски
Задание №2 «Виды и жанры изобразительного искусства»
1.Если на картине изображен человек или группа людей - это:
а) пейзаж
б) натюрморт
в) портрет.
2.Картина, в которой рассказывается о тихой жизни вещей - предметов обихода, снеди (овощей, мяса и т.д.), цветов и прочего
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет
3.Один из видов изобразительного искусства, в котором художник создает объемное изображение из мрамора, дерева, металла,. глины. пластилина
а) живопись
б) графика
в) скульптура
Промежуточная аттестация по ИЗО
ученика (цы) 5 класса______________
___________________________________
II вариант
Задание I
Ответь на вопросы
1. Красная + желтая =
2. Синяя + желтая =
3. красная +синяя =
4. зеленая +красная =
5. Какая краска превращает любой цвет в темный и "тяжелый
6.какой из перечисленных не входит в группу холодных цветов - желтый синий фиолетовый
Задание 2
«Виды и жанры изобразительного искусства»
1. Какой жанр называется "мертвая натура"?
а) скульптура
б) пейзаж
в) натюрморт
2..Этот вид изобразительного искусства получил свое название от латинского слова, которое переводится как - ваяние, пластика. Произведения этого вида объемные и существуют в реальном пространстве
а) графика
б) архитектура
в) живопись
г) скульптура
3. .Как называется картина, на которой изображается природа?
а) пейзаж
б) леса и реки
в) натура
Аннотация к рабочей программе.
Учебный год
2015-2016
Предмет
Изобразительное искусство
Класс
6
Учитель
Зарипова Г.Ю.
Структура рабочей программы
-
Титульный лист
-
Пояснительная записка
-
Критерии оценивания
-
Календарно-тематическое планирование
-
Литература для учителя и учащихся
-
Интернет сайты
-
Примерный вариант контрольной работы для проведения промежуточной аттестации
Нормативные документы, на основе которых составлена программа
-
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-
примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
-
авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.:
Просвещение, 2009;
- учебного плана МБОУ «Кузембетьевская СОШ имени Х.Г.Хусаинова» 2015-2016 учебного года.
- Положение о рабочей программе МБОУ «Кузембетьевская СОШ им. Х.Г.Хусаинова»
Цели и задачи учебного курса
Цели и задачи курса.
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
-
о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
-
о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
-
о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
-
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
-
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
-
особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;
-
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;
-
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; - о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
-
пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
-
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
-
видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-
создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
-
активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Учебно-методический комплекс
-
Изобразительное искусство и художественный труд. программа с краткими методическими рекомендациями 1-9 классы Под редакцией Б.М.Неменского-М.: Просвещение, 2009.
-
Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений .-М.:Просвещение, 2008.
-
Сокольникова Н.М Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч.-Обнинск: Титул, 1996.
-
Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера,2006.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы (викторины, составление и решение кроссвордов, лото и др.). Контроль освоения материала учебного предмета сопровождается промежуточной аттестацией в форме теста.