7


  • Учителю
  • Урок по изобразительному искусству 7 кл. По Б. М. Неменскому

Урок по изобразительному искусству 7 кл. По Б. М. Неменскому

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Межмуниципальная научно-практическая конференция

«Я и мир искусства»



Когда музы не молчали

(Урок - экскурсия)

номинация «Уроки творчества в образовательном процессе»

Работу выполнила

Евженко Ирина Александровна

Учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ п.Октябрьский

Перелюбского муниципального

района Саратовской области»

413768 Саратовская область

Перелюбский район

п. Октябрьский

ул. Советская,36

Т. 8(845) 75 32-3-48



-2015-

Тема «Когда музы не молчали»

(Урок-экскурсия)

Цели:

- познакомить учащихся с произведениями живописи о Великой Отечественной войне;

-формирование патриотических качеств личности;

- формирование художественно-эстетического вкуса учащихся.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная установка, презентация.

Учитель: Время неумолимо в своем движении, но каждый год наша Родина отмечает этот великий праздник-День Победы в Великой Отечественной войне; войне, в которой решалось: быть или не быть человечеству. Каждый год история отсчитывает новый срок, отделяющий ее от победного мая 1945 года. Но никто не сомневался в том, что победа в этой войне будет за нами. Мы не хотели этой войны, нам ее навязали. Тогда вся наша страна в едином порыве поднялась на защиту своей Родины от фашистских полчищ. И подтверждением нашей беззаветной веры в победу было то, что вся страна пела песни, помогающие разгромить врага, что снимались фильмы, в которых жила уверенность в нашей будущей победе. Советские художники не могли остаться в стороне. Их полотна полны патриотизма, раскрывают стойкость и мужество народа, его страдания, муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.

Ученик 1: И. М. Тоидзе «Родина - мать зовет»

Ранним утром 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. «Все для фронта, все для победы!» - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. Призывом к героической защите родной земли.

С первых дней войны плакат Ираклия Моисеевича Тоидзе «Родина - мать зовет» стал страстным призывом к героической защите родной земли. Художник понимал, что тема Родины, представленная в виде женщины, близка теме народного страдания. В основе аллегории лежит образ женщины, которому автор сумел придать верное выражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время торжественным. Из-за спины женщины выступают ружейные штыки, а лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливает впечатление значительности образа. Плакат побуждал советских людей браться за оружие, защищать родную землю от немецко - фашистских захватчиков.

Ученик 2. А.А.Дейнека. «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.»

Пейзаж «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.» создал в дни жесточайших сражений за Москву А.А.Дейнека. Новый тип пейзажа вобрал в себя суровый и героический дух времени, отражавший чувства и мысли советских людей, сражавшихся за свободу и честь родной земли. На картине изображен грозный, настороженный облик города, готового к отпору.

Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными надолбами, противотанковыми «ежами». Опустевшие дома словно замерли и притаились в ожидании часа решающей битвы. Злой ветер бессилен разогнать свинцовый сумрак предрассветного неба, уже окрашенного отблесками далеких разрывов. Стремительный бег грузовика довершает впечатление тревожного ожидания. И хотя людей не видно, их воля и решимость незримо присутствуют в картине.

А. А. Дейнека пользуется простым, немногословным изобразительным языком; особое внимание уделяет острому, выразительному рисунку. Бережно он обращается с таким средством художественной выразительности, как колорит. Скупо используя палитру, он, однако, точно и выразительно характеризует различие предметов в цвете и материале. Так, например, он изображает старой и новой постройки дома, приглушенный общий тон которых нарушают вносящие тревогу красный и желтый цвета. Так же выразительно и просто написано мрачное, свинцовое небо, усиливающее элемент драматизма в картине.

Как часто еще и в наше время некоторые художники, обращаясь к военной тематике, «по традиции» изображают полуфантастического вида сражения, столкновения войск, одним словом, баталии! Картины таких авторов, с первого взгляда поражающие бьющим в глаза изобилием эффектов (громадное скопление фигур, их замысловатые группировки, иллюзорная передача деталей и т. п.), далеко не всегда глубоко раскрывают взятую ими тему. Вместе с тем бывают произведения, рассказывающие о войне, в которых нет ничего внешнего, броского, но, тем не менее, обладающие большой силой образного воздействия.
Такова картина А. А. Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». Немногие произведения живописи могут столько поведать о Великой Отечественной войне, как это полотно.

Ученик 3. А.А. Дейнека «Оборона Севастополя».

Одной из наиболее трагических глав истории Великой Отечественной войны Александр Александрович Дейнека посвятил полотно «Оборона Севастополя». Он писал картину в 1942 г. когда город был в руках врага. Рушатся здания черные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнем, пылает Севастополь.

…На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу. Вдали - разрушенные дома, кругом огонь. На первом плане в полный рост изображен раненый матрос, бросающий связку гранат. Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в сторону. В позе матроса чувствуется самоотверженность, неприступность и готовность остановить врага. Мы как будто чувствуем его частое дыхание и напряженность.

Достигая достоверности изображаемого, Дейнека сдвинул фигуру пехотинца в левый угол картины и оставил перед ней пространство, необходимое для полета связки гранат. Величественная фигура матроса в последнем отчаянном броске придает динамику и драматизм всей композиции. Автор умело показывает весь напор надвигающихся немцев, используя композиционный прием - торчащие справа штыки от винтовок.

Фашиста, лежащего замертво у ног моряка, мастер специально изображает несоразмерно маленьким по отношению к главному герою картины, говоря тем самым, как слаб и беспомощен враг перед нашей армией. Дейнека рисует на дальнем плане бегущих матросов. Люди в движении - излюбленная тема для живописца. По мере удаления матросов от переднего плана их действия достигают наибольшей агрессивности: сначала моряки бегут, затем замахиваются на врага, после вступают с ним в бой. Бойцы бегут рядами, загораживая друг друга, выстраивая, таким образом, цепь. Этот прием придает сверхдинамику данному сюжету.

Рассмотрим колорит картины. Красный цвет неба - самый яркий - контрастирует с белым цветом формы морских пехотинцев и ярко освещенных бетонных развалин, выделяя их еще сильнее. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день. Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом. Можно предположить, что над происходящей драматической схваткой добра со злом есть еще живой небесный свод, который позволяет падать солнечным лучам на солдат в правой части холста. Этот свет подчеркивает движения людей, делая складки на одежде контрастнее, падая на лица, помогает сильнее передать эмоции матросов. Художник специально скрывает от нас чистое небо, но одновременно дает понять, что оно еще живет среди взрывов снарядов, среди огня и черного дыма, ассоциирует его с надеждой, которая умрет только тогда, когда последний солдат сделает свой последний вздох.

Картина «Оборона Севастополя» изображает не падение города, а отвагу людей, которые побеждают или умирают. Автор показал жертвенность русского бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине. Такого человека нельзя сломить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей победе.

Ученик 4. В. Б. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»

Плакат Виктора Борисовича Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» получил поистине всенародное признание и любовь. Написанный в 1942 г., он вызывал чувство сердечной боли и глубокого возмущения. Вид женщины с ребенком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал огромное желание ее спасти и разгромить врага. Воинам эта женщина с ребенком напоминала жену, детей. Матерей, оставшихся за линией фронта.

Вглядитесь в лицо женщины… В нем нет страха. Она готова на все, чтобы спасти своего ребенка, скорее погибнет, чем станет рабой. Ее нельзя заставить унижаться перед фашистами.

Плакат, несмотря на трагическую мрачность темы, был оптимистичен, вселял уверенность в победе, не пугал, а пробуждал в людях отвагу и ненависть к фашизму.

Ученик 5. А. А. Пластов «Фашист пролетел»,

Картина, созданная Пластовым в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, получила мировую известность. Её содержание обладает безграничной силой эмоционального воздействия, расширяющей смысл трагического события до масштаба исторической драмы целого народа. Гибель ребёнка среди мирной природы выглядит страшной, непоправимой бедой, противоречащей законам Вселенной. В чистых красках осени художник передал свою боль, свой гнев за поруганную Отчизну.

В картине «Фашист пролетел» А.Пластов написал пасмурный день, кромку леса, неприметный мирный пейзаж. И только скорчившийся труп маленького подростка, а рядом с ним воющая в небо собачка, оставшаяся без хозяина, говорят о войне; да туши убитых животных валяются на опушке. И еле заметной точкой виден в небе улетающий самолет, принесший эту внезапную, несправедливую, горькую смерть животным и беззащитному человеку.

Полотно "Фашист пролетел" замечательно в живописном отношении. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло-рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль, чувство невозвратимой утраты».

В ноябре 1943 года картина Аркадия Александровича Пластова «Фашист пролетел», выполняя свою миссию, находилась в зале советского посольства в Тегеране, где проходило совещание глав трёх великих держав антигитлеровской коалиции: Советского Союза, США, Великобритании, и решался вопрос об открытии второго фронта. Это был личный вклад художника в великую Победу.

В душе каждого советского гражданина, видевшего эту картину, рождались гнев и ненависть к фашистским убийцам, жажда отмщения. Написанная в 1942 году, картина звала на беспощадный бой.

Ученик 6. В.Е.Памфилов «Подвиг Александра Матросова»

Одним из незабываемых подвигов во славу Родины стал подвиг Александра Матросова, совершенный на великолукской земле. Ему было 19 лет, когда вместе со своей частью он вел бой за деревню Чернушки. 23 февраля 1943 года фашистский дзот преградил дорогу наступающим советским войскам. Несколько попыток уничтожить его оказались безуспешными. Атака захлестнулась. Вдруг из роты бойцов, залегших в снегу, поднялась фигура в маскхалате и метнулась к дзоту. Этот момент и изображен на картине Владимира Евгеньевича Памфилова. Граната, брошенная солдатом, заставила фашистский пулемет замолчать. Часть поднялась и рванулась вперед, но пулемет вновь ожил. Тогда, оставшись без гранат, А.Матросов бросился к вражеской амбразуре и закрыл ее своим телом. А всего племя «матросовцев» насчитывает 412 героев.

Ученик 7. С. В. Герасимов "Мать партизана".

Беспримерный героизм советских людей, проявляемый на каждом шагу - на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в советской живописи тех лет.

В 1943 году Сергей Васильевич Герасимов начал писать картину "Мать партизана". Центральная фигура картины Герасимова "Мать партизана"- советская женщина. Ее не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не сломленная, не покоренная.

Великую силу народного гнева испытали на себе фашистские громилы. Жалким кажется немецкий офицер по сравнению с простой русской женщиной-крестьянкой, изображенной на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого и сильного человека.

По контрасту с ярким, по-своему символическим образом матери образ гитлеровца лишен выраженной индивидуальной характеристики. Его крупная фигура покачивается на кривых ногах, а повелевающий жест точно повисает в воздухе. Художник подчеркнул низкий лоб и тяжелую челюсть фашиста, отчего еще ярче выступает что-то животное, звериное в его облике. Крупным планом Герасимов дает фигуры матери и фашиста, и лишь в самых общих чертах намечает остальных персонажей.

В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верой в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой и мракобесием. "Мать партизана" - эпическое монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена золотой медалью.

Ученик 8. Т.Г.Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов»

Картина Тараса Гурьевича Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» - это суровый и правдивый рассказ о душевной красоте, силе и моральной стойкости советских людей в годы войны. Сюжет картины полон драматизма. На ней изображено прощание жителей освобожденного села и советских воинов с жертвами фашистских оккупантов.

В центре картины - фигуры трех женщин, одна из которых припала к телу старика, замученного фашистами. Двое других застыли в скорбном молчании. Полная трагизма сцена изображена на втором плане картины: крестьяне прощаются с девочкой в розовом платьице, с алыми ленточками в косичках, лежащей на снегу. У левого края полотна изображена женщина, застилающая ковриком санки. Не видно ее лица, но чувствуешь материнскую любовь и в неторопливых, по-особому бережных движениях, теплоту ласковых рук. Мальчик, держащий веревку саней, неотрывно следит за тем, как уничтожают страшные следы виселицы. Горе, которое переживают люди, изображенные в картине, не переходит в безнадежность. Могучую душу народа не сломят никакие испытания.

Ученик 9. П.Д. Корин «Александр Невский»

Летом 1942 года Комитет по делам искусств предложил П.Д.Корину написать историческую композицию «Александр Невский». Он принял предложение, хотя до этого не писал исторических полотен. Образ князя, защитника земли русской, захватил художника. И так 700 лет назад, Александру Невскому вновь было суждено помогать народу в борьбе с врагом. Перед нами репродукция третьей части триптиха: А. Невский, сжимая рукоять меча, в латах, будто весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвышаясь над старинным собором. За его спиной - верная дружина, а за плечами - черный стяг с изображением Спаса «Ярое Око». Взгляд князя, суровый, сосредоточенный, устремлен в сторону врага. Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным. В этом отступлении от исторической правды - высшая художественная правда. Полотно приобретает значение исторического символа, идеи стойкости, мужества, отваги.

Огромная копия картины в феврале 1944 г. была установлена при въезде в разрушенный Новгород, символизируя собой древние слова: «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет».

Ученик 10. Б.И. Пророков «Мать»

Художник Борис Иванович Пророков в 50-е годы написал серию картин «Это не должно повториться». Одна из них - «Мать», написанная в 1959 г.

На картине изображена молодая женщина, кормящая ребенка грудью. Этот сюжет напоминает библейский: Дева Мария со своим Сыном Иисусом Христом, знающая о Его тяжелой судьбе, о Его жертвенной смерти во имя людей. В картине Бориса Ивановича Пророкова мы видим, что мать будет всеми силами защищать свое дитя, бороться за его жизнь. Об этом говорят винтовка, висящая на плече женщины, ее решительное, мужественное лицо. Глядя на эту женщину, утверждаешься в мысли, что матери не допустят повторения трагедии Великой Отечественной войны.

Учитель. «Когда гремят пушки, музы молчат». Советские художники решительно опровергли это изречение в период Великой Отечественной войны. Кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом. Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Художники утверждают нравственное превосходство советского над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм советского искусства, его вера в идеал справедливости и добра. Полотна большой художественной ценности создали в годы войны и после нее художники А. А. Дейнека, С.В.Герасимов, А.А. Пластов, Ю.М. Непринцев, П.Д. Корин, Б.М.Неменский, П.А.Кривоногов и др.

В 1967 году в была учреждена Золотая медаль им. М. Б. Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему, и первым ею был награждён Пётр Кривоногов. Картина "Победа" этого художника стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом.



Литература



Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - ВАКО, 2008 .-368с.

Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.

№ 10 2004 г.






Аннотация


Разработка может быть использована как урок-экскурсия для изучения зрительного материала (репродукции, слайды) произведений изобразительного искусства о Великой Отечественной войне (урок № 27, 7 класс по программе Б.М. Неменского). В процессе экскурсии дети могут быть не только слушателями, но и активными участниками. Ученики - экскурсоводы ведут показ работ и беседу об экспозиции. Лучше заранее подготовиться, провести проект по изучению произведений о войне.

Урок-вернисаж, может быть добавлен выставкой детских работ. На выставку можно пригласить не только учащихся другого класса, но и родителей.

Урок-вернисаж помогает понимать произведения мастеров искусства на профессиональных выставках, музеях, формирует оценочные суждения учащихся.

11




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал