- Учителю
- Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе. Тема: 'Цвет в произведениях живописи. '
Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе. Тема: 'Цвет в произведениях живописи. '
технологическая карта урока.
Тема:Цвет в произведениях живописи
класс 6.
Цели деятельности учителя
Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению;
Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.
Тип урока
Изучение новых знаний
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.
Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, групповая и индивидуальная
Образовательные ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ru
Оборудование Наглядно-демонстрационный материал
репродукции картин художников К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»; И. Е. Репина «Государственный совет»; репродукции с картин Васнецова; образец педагогического рисунка; таблица «Цветовой круг». Краски. Альбомы. Бумага цветная. Кисти.
Основные понятия и термины
Цветовые отношения, локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета
Содержание урока.
Этапы
урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия
Формируемые
умения
(универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный
момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы
Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:
Не можешь - узнай,
Не знаешь - узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
Л. Татьяничева
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
М. Бромлей
В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Надо много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво.
Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет - живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.
Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник
по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину
на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.
О чем говорит эта легенда? С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!
Живопись - это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.
История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее. (Слайды № 1-2.)
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель
Фронтальная работа
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности.
Личностные: осознают свои интересы (цветовые отношения, живое смешение красок)
II. Изучение нового материала
Объясните
льно-иллюстрати-вный.
Практичес-
кий
1.. Дети выполняют два задания. Первое подобрать цвета для создания композиции на тему "Огонь", другое - на тему "Ливень".
- Почему вы выбрали для первого задания данные цвета? (Синий, голубой…)
- Назовите эти цвета одним словом! (Холодные.) (Слайд № 3.)
- Почему вы выбрали для второго задания данные цвета? (Красный, желтый, оранжевый…)
- Назовите эти цвета одним словом! (Теплые.) (Слайд № 4.)
Во взаимовлияниях тонов большую роль играет принцип цветового равновесия между теплыми и холодными цветами.
Соседство теплого и холодного создает интенсивность звучания живописи. Задача живописца и состоит в том, чтобы улавливать различные цвета в ближних и в отдаленных точках картины.
Обычно цветовой тон тесно связан и с светотенью. Поэтому для верного восприятия цветовых контрастов важно правильно распределять цветовые переходы по пространству картины.
Понятие о локальном цвете.
Вначале посмотрим на происхождение названия цветов.
Багровый и багряный - красную краску иногда оттенки (до коричневого) называли общеславянским словом багр. Багровым называют густой красный цвет, а багряным-чистым.
Бордовый - произносится от бордо в значении «темно-красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, «цвет вина бордо».
Голубой - цвет назван по цвету шейки голубя.
Желтый - «желто- блестящий».
Зеленый - в древнерусском языке было слово зель - «побеги озими». Ему же близки слова злак, зелень.
Коричневый - коричневый значит цвета корицы.
Красный - алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое- красный, то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас - входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.
Понятие локального цвета в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи».
Локальный цвет - основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.
Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.
Локальный цвет предмета - это те чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства.
Локальный цвет - основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. (Слайды № 5.)
Делят цвета
на две группы и сравнивают их по заданным критериям. Определяют оттенки локального цвета. Знакомятся с художественными произведениями, анализируют по заданному алгоритму
Групповая и индивидуальная работа
Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по заданным критериям.
Коммуникативные: излагают свое мнение; работают в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера; получают эстетическое наслаждение от произведений искусства
2. Художественный анализ произведений: О. Ренуар «Скалы в Эстаке», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке». (Слайд № 6.)
Алгоритм анализа:
- Какие соотношения цветов выбрал художник, чтобы передать образ осени, вечера, выразить таинственность, нежность, величие?
- Какие настроения вызывают теплые и холодные цвета?
- Зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?
III. Творческая практическая деятельность
Репродуктивный
- Рассмотрим репродукцию картины З. К. Церетели «Цветы». Какие эмоции вызвало у вас это произведение?
Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками).
Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.
Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два - три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.
Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.
Воспользуйся алгоритмом построения натюрморта:
1. Подготовительный этап - наметим контуры всех предметов светлыми линиями.
2. Первый этап - приготовление малонасыщенной смеси и нанесение на все части рисунков.
3. Второй этап - передаем освещенность и объем, прокладываем прозрачными, но темными красками.
4. Третий этап - моделируем объем и пространство более тонкими оттенками цвета.
5. Последний этап - обобщаем цвета, смягчаем контуры.
Творческий поиск на основе алгоритма. Выбор колорита в соответствии с настроением
Индивидуальная работа
Познавательные: различают цветовые отношения и их возможности.
Регулятивные:
принимают
и сохраняют учебную задачу.
Личностные: осознают свои возможности
в учении
IV. Итоги урока.
Рефлексия
Беседа
в форме «вопрос - ответ».
Выставка работ учащихся
Выставка работ. (Обсуждает с классом значение эмоционального настроя для творчества.)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что показалось самым трудным?
- Дайте эмоциональное название созданным букетам!
Формулируют ответ, участвуют в диалоге
с учителем.
Проявляют интерес к работам своих то-
варищей.
Дают название букетам
товарищей
и сравнивают их с первоначальными названиями
Фронтальная работа
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.
Личностные:
способны адекватно рассуж-
дать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи