7


  • Учителю
  • Рабочая программа по предмету 'Изобразительное искусство' 6 класс

Рабочая программа по предмету 'Изобразительное искусство' 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 6 класс, основное общее образование, базовый уровень (с календарно-тематическим планированием).    Составлена на основе авторской Программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и худо
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шимолинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением заместитель директора по УВР директор школы

учителей эстетического цикла Маленкова И.А. /____________ Красницкая Г.А./__________

и физической культуры «_____»________________2014г Приказ №___ от __________

Протокол № ___ от ________

Руководитель МО

Горовая Н.В. /____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Изобразительное искусство»

6 класс

основное общее образование,

базовый уровень



Составлена на основе авторской Программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, 6-е издание, «Просвещение» 2010 год, под редакцией и руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского и учебника Изобразительное искусство. «Искусство в жизни человека», 6 класс. / Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского, М.: Просвещение, 2008,2012г.


Составитель Маленкова И.А.,

учитель изобразительного искусства,

первой категории









с. Шимолино

2014 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса разработана на основе Примерной программы; авторской программы народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»; Положения о рабочей программе МБОУ «Шимолинская СОШ» в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа Б.М. Неменского позволяет учителю менять блоки годов обучения - важно, сохранить единство каждого блока, обеспечивая целостность погружения в проблематику каждого вида искусства.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 6 класса, составленная на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.


Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.


В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьников;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.


Общая характеристика учебного предмета


Программа по направлению «Изобразительное искусство и художественный труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России» (для начальной школы) и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источникам развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы

на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно видеть ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»

И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

1. Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах экранных и театре.

Изучение такого многообразия искусства, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего, это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; в формировании человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

2. Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

З. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материла. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения по каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению.

Однако учитель не ограничен в творческом поиске собственного решения указанной темы и, учитывая условия региона, характер класса, свои пристрастия, может предлагать свои задания. При этом всякое изучаемое явление и в искусстве, и в жизни должно рассматриваться в наиболее ярком, полном и наглядном своем проявлении.

4. Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия.

Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явления художественной культуры и окружающей каждого человека жизни.

5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта - условие постижения искусства.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

6. Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;

- фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.


ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 1 учебный час в неделю.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Урок состоит из:

  • введения в тему занятия,

  • восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

  • созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

  • обобщения и обсуждения итогов урока;

  • подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.


Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.


Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

  • сотворчество учителя и ученика;

  • диалогичность;

  • четкость поставленных задач и вариативность их решения;

  • освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа - это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5-9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается всё многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусств.

VI класс, а также следующий VII, посвящены изучению изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную.

Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, то есть языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.

Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира.

При изучении языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т. е. правил изображения,- часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда-либо и кем-либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определенного содержания, определенной системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.

Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причем обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определенной культурой, определенным, развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд строит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения.

Программа основной школы выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Но в связи с тем, что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа даёт возможность различного углубления каждой темы - в зависимости от конкретных условий.

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой, изменения в программу не внесены.


Учебно-методический комплект:

Учебно-методический комплект, включает в себя учебники для учащихся и методические пособия для учителя под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского:

1. Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы. Под руководством и редакцией Б.М. Неменского, 2010 г,

М.: Просвещение.

2. Учебник - Изобразительное искусство. «Искусство в жизни человека», 6 класс. / Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского, М.: Просвещение, 2008,2012г.

3. Уроки изобразительного искусства «Искусство в жизни человека», поурочные разработки, 6 класс, / Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т.А. Мухина; под редакцией Б. М. Неменского, М.: Просвещение, 2012г.


Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа


Для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов (105 часов), из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII классе 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю и в IX - 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю (70 часов). Рабочая программа «Изобразительное искусство рассчитана на 175 учебных часов.

Для обязательного изучения в VI классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.


Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю, согласно количеству часов авторской программы (35ч), учебному плану и годовому календарному графику работы школы на 2014-2015 уч. год.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Рабочая программа составлена с учетом технического обеспечения школы.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

(требования к уровню подготовки учащихся 6 класса (базовый уровень))


По окончанию 6 класса обучающиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;

  • иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.


Формы и средства контроля

Контроль проводиться в конце каждого урока в виде просмотра и оценивания детских работ. Оценка знания содержания учебного материала проводиться в виде опроса, разгадывание кроссвордов, тестов. Также на каждом уроке проводиться контроль за организацией рабочего места, за правильностью выполнения приемов работы, за объемом и качеством выполненной работы.

Контроль проводится и на протяжении всего года обучения в форме выставок, викторин.


Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету


Требования к проверке успеваемости:

1) объективность - ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность - доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность - проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность - учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета - видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета - установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.


Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.

VI КЛАСС (35 ч)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


I Раздел. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

  • Изобразительное искусство в семье пространственных искусств

  • Рисунок - основа изобразительного творчества

  • Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

  • Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

  • Цвет. Основы цветоведения

  • Цвет в произведениях живописи

  • Объемные изображения в скульптуре

  • Основы языка изображения

II Раздел. Мир наших вещей. Натюрморт

  • Реальность и фантазия в творчестве художника

  • Изображение предметного мира - натюрморт

  • Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

  • Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

  • Освещение. Свет и тень

  • Натюрморт в графике

  • Цвет в натюрморте

  • Выразительные возможности натюрморта

III Раздел. Вглядываясь в человека. Портрет

  • Образ человека - главная тема в искусстве

  • Конструкция головы человека и ее основные пропорции

  • Изображение головы человека в пространстве

  • Графический портретный рисунок

  • Портрет в скульптуре

  • Сатирические образы человека

  • Образные возможности освещения в портрете

  • Роль цвета в портрете

  • Великие портретисты прошлого

  • Портрет в изобразительном искусстве XX века

IV Раздел. Человек и пространство. Пейзаж

  • Жанры в изобразительном искусстве

  • Изображение пространства

  • Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

  • Пейзаж - большой мир.

  • Пейзаж настроения. Природа и художник

  • Пейзаж в русской живописи

  • Пейзаж в графике

  • Городской пейзаж

  • Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Содержание тем учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе


раздела

Темы разделов.

Кол-во

часов

I

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

8

II

«Мир наших вещей. Натюрморт»

8

III

«Вглядываясь в человека. Портрет»

12

IV

«Человек и пространство. Пейзаж»

7

Итого


35


Раздел 1. ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 ч)


Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы; изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность.


Тема. Рисунок- основа изобразительного творчества

Рисунок- основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.)

Материалы: карандаши разной твёрдости, чёрная тушь и палочка, бумага.

Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров, подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сценки из жизни людей).


Тема. Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Задание: выполнение ( по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий- тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных, и т.д.)

Материалы: карандаш, тушь, бумага.

Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, (А.Матисс, П.Пикассо, В.Серов «Портрет балерины Карсавиной»; рисунки Н. Кузьмина, О. Верейского, И. Голицина и др.)


Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Задание: изображение различных осенних состояний в природе (дождь, ветер, тучи, туман, яркое солнце в тени)

Материалы: черная и белая гуашь, кисти, бумага, клей.

Зрительный ряд: европейские гравюры и офорты ХУП-ХУШ веков, графические рисунки Ф.Васильева, И.Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой; графика В. Лебедева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н. Тырсы и др.


Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Задание: изображение сказочного царства (ограниченная палитра). «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца».

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд; таблицы по цветоведению «Цветовой круг», образец педагогического рисунка, репродукции импрессионистов, русских художников ХIХ-ХХ вв.


Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смещение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи разных состояний: грусть, радость, нежность и т.д.

Задание: изображение осеннего букета с разным состоянием- радостный, грустный, торжественный, тихий и тд.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: произведение живописи с ярко выраженным цветовым состоянием. Цветы в произведениях: В.Ван Гог , «Ирисы», И. Хруцкий «Цветы и плоды», И.Грабарь «Хризантемы», К.Коровин «Цветы и фрукты», С.Герасимов «Сирень», А.Пластов «Сенокос».


Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения, Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. - и их выразительные свойства.

Задание: объемные изображения животных в разных материалах.

Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, гофрированная бумага, природные материалы.

Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра- работы В. Ватагина, И.Ефимова, В.Серова «Рисунки животных», А.Дюрер «Заяц», Рембрандт «Слон».


Тема. Основы языка изображения

Беседа. Общение материала темы «Виды изобразительного искусства», художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи, скульптуре.


Раздел II. МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8 ч)


Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека.

Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Задание: выполнить рисунок на тему «Этот фантастический мир», Написать небольшой рассказ к своему рисунку.

Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения, например репродукции картин В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», В.М.Васнецов «Иван царевич и Серый волк».


Тема. Изображение предметного мира - натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.

Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте - «Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX век до н.э.) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.); изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима.


Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Материалы: бумага, клей, ножницы, карандаш и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.

Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции; геометрические тела (параллепипед, конус, шар, куб), бумага для конструирования.


Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Задание: Выполнение построения конструкций из нескольких объемных геометрических тел, применяя правила линейной перспективы (зарисовки).

Материалы: бумага, карандаш, чертежные инструменты.

Зрительный ряд: образцы рисунков геометрических тел, геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия.


Тема. Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник свет. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень», Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации в картине.

Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Материалы: карандаш, черная и белая гуашь, акварель, бумага.

Зрительный ряд: таблица поэтапного рисунка. Освещённые боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением.


Тема. Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиционный и образный строй в натюрморте; ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительности художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттески.

Задание: оттиск с аппликации на картоне.

Материалы: картон, клей, ножницы, фактуры для наклеек, гуашевые краски, бумага.

Зрительный ряд: изображение в печатной графике - гравюра и офорт в русском и европейском искусстве ХV-ХVШ веков. А.Дюрер, гравюры В. Фоворского, печатная графика Д. Митрохина.


Тема. Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветовго состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Задание: работа над изображением натюрморта в эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный и т.д.

Зрительный ряд: А. Матисс «Красные рыбки», В.Серов «Девочка с персиками», М. Сарьян «Виноград», И. Машков «Синие сливы».


Тема. Выразительные возможности натюрморта

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХIХ-ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт- автопортрет».

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: И. Грабарь «Неприбранный стол», Н. Сапунов «Ваза, цветы и фрукты», И.Т. Хруцкий «Цветы и плоды», М.С.Сарьян «Ереванские цветы».


Раздел III. ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (12ч)


Тема. Образ человека - главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпоха Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники - портретисты.

Зрительный ряд: репродукции картин с изображением разных эпох, Фаюмские портреты. Репродукция картины Леонардо да Винчи «Джоконда».

Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса, портреты Ф. Рокотова, Д.Левицкого, И.Репина, И.Крамского, В. Саврасова.


Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы человека и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица человека. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Задание: работа над рисунком или аппликацией - изображение головы с соотнесенными по- разному деталями лица (нос, губы, брови, подбородок, скулы и т. д.).

Материалы: бумага, карандаш, цветная бумага, акварель, клей, аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).

Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.


Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Задание: объемное конструктивное изображение головы.

Материалы: бумага, карандаш.

Зрительный ряд: репродукции- Леонардо да Винчи (схемы пропорций мужской головы). А.Дюрер методические таблицы. П. Рубенс Девять различных голов на одном листе.


Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Задание. Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.

Материалы: бумага, карандаш.

Зрительный ряд: Серия графических портретов О.Кипренского, И.Репина, В.Серова, З.Серебряковой, М.Врубеля.


Тема. Портрет в скульптуре

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

Материал: пластилин или глина, стеки,

Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме. А, Голубкина «Мальчик», С.Коненков «Михрюша, Сказительница былин М. Д. Кривоколенова» и др. скульпторы.


Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.

Материалы: бумага, черная тушь, акварель, кисть, карандаш.

Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи, сатирические образы О.Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского.


Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.

Материалы: черная акварель, кисть, бумага.

Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта, изображения человека в произведениях К.Брюллова; фотографии головы в разном освещении.


Тема. Портрет в живописи

Роли и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в ХVII - ХIХ веках, ХХ веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Материал: бумага, карандаш, акварель.

Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, Д.Левицкого, В.Серова, М.Врубеля.


Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).

Материал: гуашь, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: О.Ренуар «Портрет Ж. Самари», В.Серов «Девочка с персиками», А. Архипов «Крестьянка в красном».


Тема. Великие портретисты (обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образов. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Задание: выполнение тестовых заданий по изобразительному искусству.

Зрительный ряд: произведения нескольких зарубежных и русских великих художников-портретистов.


Раздел IV. ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (7 ч)


Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменение видения мира в разные эпохи. Жанр в изобразительном искусстве. Портрет, Натюрморт, Пейзаж, Тематическая картина: бытовой и исторические жанры.

Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.


Тема. Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображений глубины. Пространство иконы и его смысл. Понятие точки зрения, Перспектива как изобразительная грамота.

Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композиции, примеры древнегреческой вазописи, помпейские фрески, византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро дела Франчески, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря).


Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Перспективное сокращение. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, карандаш.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы. Репродукции картин художников А.Дюрера «Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана», И.Левитана «Владимирка», «Осенний день», И.Шишкина «Рожь».


Тема. Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж - как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзажи Европы. Организация перспективного пространства в пейзаже. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.

Материалы: акварель, кисти, бумага, клей, ножницы для аппликации.

Зрительный ряд: Н.Пуссен «Пейзаж с Полифемом», И.Левитан «Над вечным покоем», Н. Рерих «Гималаи».

Тема. Пейзаж - настроение. Природа и художник.

Пейзаж- настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний погоды в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе. Роль колорита в пейзаже- настроении.

Задание: создание пейзажа - настроения - работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

Материалы: акварель, кисти, бумага

Зрительный ряд: К Моне «Восход солнца», «Поле маков», В.В. Гог «Пшеничное поле и кипарисы», И.Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Февральская лазурь», пейзажи К. Юона, Н.Крымова, А. Пластова и др.


Тема. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путём создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза).

Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: Венецианские и голландские пейзажи ХVII века, городские пейзажи в русском искусстве ХIХ-ХХ вв.


Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно- выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.



















Тематическое планирование по изобразительному искусству, 6 класс


№ темы

п/п

Тема раздела и урока

Кол-во часов

Контрольная работа по теме

Дата

Домашнее задание

Раздел I «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов)

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1


04.09

Принести природный материал. Веточки, колоски, зонтичные растения.

2

Рисунок- основа изобразительного творчества

1


11.09

Принести травянистые растения.

3

Линия и ее выразительные возможности


1


18.09

Подобрать репродукции графических работ А. Матисс, П. Пикассо, В Серов

4

Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен

1


25.09

Вырезать из картона форму посуды для последующей росписи.

5

Цвет, основы цветоведения.


1


02.10

Подобрать осенние листья разных цветов и форм.

6

Цвет в произведениях живописи


1


09.10

Принести книжки о животных с яркими иллюстрациями, можно фотографии.

7

Объемные изображения в скульптуре


1


16.10

Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти.

8

Основы языка изображения


1


23.10

Составить кроссворд (5-6 слов), используя приобретенные знания.

Раздел II «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 часов)


9

Реальность и фантазия в творчестве художника

1


30.10

Суметь выразить свою творческую фантазию в художественное воплощение.

10

Изображение предметного мира - натюрморт

1


13.11

Параграф на стр. 58 - 61. Подготовить рисунки или силуэты геометрических фигур.

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1


20.11

Подобрать информацию по рассмотренной теме; проанализировать использование тех или иных форм на примерах различных репродукций художников по своему выбору.

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1


27.11

Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры.

13

Освещение. Свет и тень.


1


04.12

Сбор материала на тему «Выдающиеся художники и их произведения натюрмортного жанра»

14

Натюрморт в графике.


1


11.12

Продолжение работы над проектом.

15

Цвет в натюрморте


1


18.12

Завершение работы над проектом.

16

Выразительные возможности натюрморта.

1


25.12

Закончить дома натюрморт.

Раздел III «Вглядываясь в человека. Портрет» (12 часов)


17

Образ человека - главная тема искусства


1


15.01

Подобрать зрительный ряд с изображением портретов.

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1


22.01

В/ф «Великие творения людей» по теме Автопортрет.

19

Изображение головы человека в пространстве

1


29.01

Подготовить сообщения: автопортрет, история возникновения и развития. Графический портрет.

20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1


05.02

Подобрать небольшие литературные фрагменты, характеризующие человека по его предметному окружению.

21

Портрет в скульптуре.


1


12.02

Мультимедийная презентация

22

Портрет в скульптуре.

(продолжение)

1


19.02

Завершение работы.

23

Сатирические образы человека.


1


26.02

Найти в интернете сообщение о современных видах шуточных изображений.

24

Образные возможности освещения в портрете

1


05.03

Подобрать репродукции (фото) с изображением человека в различном освещении.

25

Портрет в живописи.


1


12.03

Завершение работы над проектом.

26

Роль цвета в портрете.


1


19.03

Подобрать фотоматериал для работы над проектом.

27

Роль цвета в портрете.

(продолжение)


1


02.04

Завершение работы над проектом.

28

Великие портретисты


1


09.04

Подведение итогов завершение работ.

Раздел IV. «Человек и пространство. Пейзаж. (7 часов)

29

Жанры в изобразительном искусстве.


1


16.04

Подобрать материалы для работы

30

Изображение пространства.


1


23.04

Сбор материала для кроссворда.

31

Правила линейной и воздушной перспективы.

1


30.04

Подобрать репродукции и фото. Составить композицию- выставку из пейзажей

32

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

1


07.05

Наброски с натуры городских пейзажей.

33

Пейзаж - настроение. Природа и художник.

1


14.05

Выставка лучших работ, выполненных в течение учебного года.

34

Городской пейзаж.


1


21.05

Посетить выставку в городе, где будете отдыхать на каникулах.

35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1


28.05









Информационное и учебно-методическое обеспечение программы


Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

  • Учебник - Изобразительное искусство «Искусство в жизни человека», 6 класс. / Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского, М.: Просвещение, 2008,2012г.

  • Уроки изобразительного искусства «Искусство в жизни человека», поурочные разработки, 6 класс, / Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т.А. Мухина; под редакцией Б. М. Неменского, М.: Просвещение, 2012г.


Дополнительные пособия для учителя:


1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994.

2. Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

3. Неменский Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

4. Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.

5. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.

6. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.

7. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.

8. Программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, 6-е издание, «Просвещение», 2010 год под редакцией и руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского.


Лист изменений к рабочей программе по изобразительному искусству 6 класс


п/п

Дата

по плану

Дата

фактически

Тема урока


Причина

Обоснование


Форма 1. Выполнение программы 2014 - 2015 уч. г.


ФИО учителя: Маленкова И.А. Предмет: Изобразительное искусство Класс(ы): 6


Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть


Год





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал