7


  • Учителю
  • Урок ИЗО на тему Художник-осень

Урок ИЗО на тему Художник-осень

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ «Сарашевская СОШ им. Героя Советского Союза Ш. Казанбаева»

















Коллективные работы на уроках ИЗО

Урок изобразительного искусства в 5 классе,

тема урока «Художник-осень»

















Работу выполнила: учитель ИЗО,

черчения и технологии

Аминова Луиза Галимхановна



с. Сараши, 2015 г.



Содержание















Введение



Актуальность темы. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного и нравственного мира человека третьего тысячелетия, а отсюда, как следствие, возникает острая необходимость в качественном эстетическом образовании и воспитании. Одна из актуальных задач эстетического воспитания - развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Решить эту задачу возможно средствами искусства.

Именно искусство развивает у школьника художественно-творческие способности, помогает приобрести опыт творческой деятельности, формирует систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, гармонизирует его отношения с миром. А коллективная деятельность ещё и способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками и умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других.

В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Коллективные композиции украшают интерьеры школ и привлекают внимание посетителей выставок детского художественного творчества. Но, несмотря на разнообразие форм организации коллективной изобразительной работы учащихся, на уроках чаще всего используется совместно-индивидуальная форма, которая, к сожалению, в наименьшей степени способствует развитию коллективного творчества, так как не представляет возможности общаться в процессе самой изобразительной деятельности; высоко оценивается результат совместной художественно-творческой деятельности, но недооценивается воспитательный потенциал самого процесса работы над коллективной композицией и роль коллективной деятельности в развитии творческой активности учащихся. Возможно, причина сложившегося положения объясняется тем, что недостаточно разработаны теория и практика коллективного художественного творчества учащихся. Вместе с тем, всё - таки, существуют некоторые разработки по данному вопросу.

Перечисленные выше причины явились побудительным мотивом для выбора темы научно-методической разработки «Коллективные работы на уроках».

Методологической и теоретической основой работы явились идеи деятельностного подхода к развитию личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), исследования психологических механизмов творчества и художественно-эстетического развития ребёнка (Б.М. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев).

Цель педагогической деятельности - создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся 5-х классов.

Цель методической разработки - обобщение опыта по развитию художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства через коллективную творческую деятельность и разработка практического занятия по теме «Художник-осень». Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • изучить научно-методическую литературу по развитию художественно-творческих способностей учащихся;

  • систему коллективной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства на основе изученной литературы;

  • систематизировать методы организации коллективной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства;

  • проанализировать деятельность учителя изобразительного искусства по организации уроков коллективного творчества.

  • Представить методическую разработку урока изобразительного искусства в 5 классе, тема урока «Художник-осень».

Основная идея научно-методической разработки заключается в том, что коллективная творческая деятельность является одним из факторов успешного развития художественно-творческих способностей учащихся 5-х классов. В работе обобщён личный практический опыт учителя изобразительного искусства Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Сарашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Шарифзяна Казанбаева" Бардымского муниципального района Пермского края.

Каждому учителю, посвятившему свою жизнь детям, постоянно приходиться задумываться, как совершенствовать учебный процесс, как добиться лучших результатов своего труда:

  • для чего учить? - цели и задачи;

  • чему учить? - содержание учебного процесса;

  • как учить? - формы, методы, технологии;

  • чем учить? - оснащение учебного процесса;

  • как учатся дети? - исследование процесса обучения.

Чтобы выполнить все эти задачи, надо быть мастером своего дела, знать всё то, что накоплено предыдущими поколениями педагогов, достижениями современной педагогической науки с активным использованием и своего личного опыта.







  1. Теоретический обзор значимости коллективных работ на уроках ИЗО



В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности:

  • Фронтальная(индивидуально-коллективная), при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, соединённых с учётом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композици

  • Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате

  • .Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строиться по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.

В основе этой классификации лежат три основные формы совместной деятельности, выделенной психологами:

  • Совместно- индивидуальная форма характеризуется тем, что на начальном этапе участники работают индивидуально и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становиться частью общей композиции

  • Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действия одного участника находиться в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего

  • Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности

Формы коллективной деятельности могут быть самые разнообразные. Важно, чтобы коллективная деятельность способствовала эстетическому общению, содействовала сплочению детей, имела познавательное значение, активизировала творческую деятельность, обеспечивала мыслительную активность участников, создавала условия для детского творчества.

Использование технологии коллективного обучения на уроках изобразительного искусства имеет следующие цели:

  • Развитие коммуникативных способностей учащихся и потребности эстетического общения.

  • Активизация познавательного процесса и расширение возможностей реализации знаний.

  • Активизация изобразительного творчества на уроках.

  • Упрощение процесса систематизации и закрепления знаний, умений и навыков.

Художественно - творческая деятельность в коллективе способствует учиться видеть других, видеть себя и преодолевать себя в общении, открыть красоту окружающего мира, развить способности к эстетическому восприятию и творчеству.

Основные этапы урока по технологии коллективного обучения:

  1. Ознакомление с учебными целями

  2. Каждый ученик изучает свой фрагмент учебного материала( фрагменты заданий составляются с учётом уровней усвоения материала разными учениками)

  3. Каждый ученик работает индивидуально, в паре, группе( с учётом уровней учеников)

  4. Систематизация и обобщение учителем пройденного материала, коррекция знаний и умений учащихся.

Урок ИЗО позволяет трудиться и познавать играя, что является эффективным методом обучения. Во-первых, игра доставляет ребенку радость. Во-вторых, в игре есть такая же большая ответственность, как и в работе.

Результат совместной работы значительно превышает сумму потенциальных возможностей каждого из учеников. В совместной деятельности два плюс два не всегда четыре, а может быть и пять, и шесть, у совместной деятельности "своя арифметика". А потому работа, сделанная коллективно, как правило, получается значительно содержательнее, более привлекательной, выразительной, чем аналогичные композиции, выполненные индивидуально. В коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Дети хотят заслуженной положительной оценки. Восхищение должно быть искренним, непринужденным, естественным, «непроизвольным», как бы «невозможно удержаться от восхищения».

Многие коллективные картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное время в группе продленного дня композиция может дополняться, обогащаться, расширяться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной.

При выполнении коллективных работ следует поощрять стремление детей обратиться за помощью друг к другу. Например, если кто-то из детей испытывает затруднение в изображении, необходимо помочь найти ему помощника среди членов его группы и особенно оценить факты проявления помощи такого рода без моего прямого участия.

В работе на уроках можно использовать различные методы:

  • интегрированные: музыка, художественное слово;

  • наглядные: мультимедийное оборудование, рассматривание и обсуждение произведений искусств, использование собственных наблюдений;

  • словесный: беседа, дидактическая игра, игры с правилами;

  • практические: показ приемов работы на столе, доске; фронтальная работа учителя: постановка задач, знакомство с материалом, инструктаж, индивидуальная, групповая работа по 2-3 человека с выбором главного художника, коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного художника;

  • творческие: творческая работа учеников, исследование;

  • формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты;

  • экскурсии.

Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то нового, интересного, захватывающего, доставляющего ему радостную тревожность. Ребенок должен радоваться трудностям познания, овладения и присвоения знаний и умений, чувствуя, что рядом есть учитель, товарищи, которые немедленно придут ему на помощь. Он должен радоваться участию в коллективной творческой деятельности, видя, как внимательно, серьезно расцениваются его соображения, точки зрения, умения, как коллектив нуждается в нем. Ученику должно доставлять радость эстетическое общение с учителем и товарищами, их уважение к его личности. Он должен переживать как большую радость успехи своих товарищей, видя в этих успехах результат и своего участия и свои перспективы.







  1. Методическая часть. Урок изобразительного искусства в 5 классе, тема урока «Художник-осень»



Урок изобразительного искусства в 5 классе, тема урока «Художник-осень»

Методическая разработка предназначена для реализации коллективного рисования на уроках изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной школы по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. Неменского. В процессе реализации учащиеся под руководством учителя выполняют творческий проект:

Урок ИЗО на тему Художник-осень

Тема урока: Рисование на тему «Художник-осень»

Цели урока:

Образовательные - способствовать -

  • обучению учащихся коллективному творчеству;

  • закрепление знаний, умений и навыков рисования фигуры человека в движении.

Развивающие - способствовать -

  • развитию положительных эмоций от совместной работы;

  • развитию познавательной культуры обучаемых.

Воспитательные - способствовать -

  • воспитанию коллективизма;

  • воспитанию самостоятельности;

  • воспитание активности и ответственности.



План урока





  1. План-конспект урока



Тема: «Художник-осень»

Вид урока: рисование по памяти.

Цель урока: изобразить на листе бумаги осеннее дерево, создать коллективный пейзаж.

Задачи урока:

  • продолжить изучение строения деревьев, кустарников;

  • сформировать умение располагать на листе бумаги композицию;

  • развивать творческие способности обучающихся, наблюдательность;

  • воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Оборудование: альбом, простой карандаш, краски акварельные, гуашь, кисточки, баночка с водой, палитра; мультимедийный проектор, ноутбук.

Зрительный ряд: В. Д. Поленов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», О. И. Семенович «Золотая осень», И. И. Шишкин «Осень», И. Э. Грабарь «Рябинка» (приложение 1).

Литературный ряд: стихи об осени А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, рассказ Г. Скребицкого «Художник-осень»

Музыкальный ряд: аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского, Антонио Вивальди «Времена года» (композиция «Осень»)

Подготовительная работа к уроку:

  • наблюдение за осенней природой;

  • чтение знакомых стихотворений об осени;

  • рисование осенних листьев и поздних цветов;

  • разучивание физкультминуток на осеннюю тему.

Структура урока:

  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

  2. Определение целей и задач урока.

  3. Основной этап урока: осень в литературе: чтение стихотворений обучающимися; осень в изобразительном искусстве: знакомство с творчеством художников - пейзажистов, просмотр их работ (Приложение 1); осень в музыке: прослушивание музыкальных произведений известных композиторов.

  4. Физкультминутка.

  5. Практическая часть урока: рисование деревьев, кустарников для коллективного пейзажа (Приложение 2)

  6. Итоги урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Определение целей и задач урока.

- Осень. Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром… Да, всё так! Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть.

- Вы любите осеннюю природу? Какая она? Какими красками можно нарисовать осень? Какое настроение у осени? (Ответы детей).

- Сегодня на уроке мы будем рисовать деревья в осеннем наряде.

  1. Основной этап урока.

Осень в литературе.

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Художник-осень»:

«Художник-осень покрыла березы и клены лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжелый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе».

- Многие поэты описали в своих произведениях осеннюю природу, осеннее настроение.

Чтение детьми стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!

Александр Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Есть в осени первоначальной...

Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Нивы сжаты, рощи голы...

Сергей Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось...

Осень в живописи

- А можно ли проиллюстрировать природу? (Да).

Как называется картина, на которой изображена природа? (Пейзаж).

Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слова.

- Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.

Беседа по картинам художников (презентация)

Осень в музыке.

- Музыка у осени проста… Мелодия воздушна и легка. В ней шорох опавшего листа. Многие композиторы изображали настроения осени в своих произведениях.

Прослушивание отрывков из музыкальных произведений «Времена года» П.И. Чайковского, Антонио Вивальди «Времена года»

- Какое настроение осени передается в этих произведениях? (Ответы детей).

4. Физкультминутка «Мы - осенние листочки»

Мы - осенние листочки. (Дети стоят в кругу, держатся за руки.)

Мы на веточках сидели. (Медленно поднимают руки вверх, затем плавно опускают вниз.)

Дунул ветер - мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)

Друг за другом полетели (Быстро движутся по кругу на носочках.)

Полетели, полетели

И на землю сели. (Садятся на корточки.)

Ветер снова набежал (Встают на носочки, тянутся за руками.)

И листочки все поднял

Повертел их, покрутил (Кружатся вокруг себя.)

И на землю опустил. (Садятся на корточки.)

5. Практическая работа.

- А сейчас мы с вами приступим к изображению осенних деревьев.

Первый этап: рисование любого дерева начинается с изображения ствола. Проведём линию сверху вниз. Ствол наверху более тонкий, чем внизу, поэтому старайтесь проводить полоску следующим образом: кисть сверху движется без нажима, оставляя за собой след, ниже она всё больше ложится на лист, образуя широкую полоску.

Линии в природе разные по характеру: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером линий можно создать разные образы разных деревьев. Неважно , что у вас получились не совсем прямые линии , которые вы провели, от этого дерево станет ещё живописнее.

Второй этап: это изображение крупных веток. Они располагаются вдоль ствола. Запомните, что наверху ветки короче, чем внизу. Направлены они вверх - к солнцу.

Третий этап: прорисовывание мелких веток. Эти веточки маленькие и тоненькие их много. При рисовании старайтесь придерживаться того же направления - в сторону и вверх.

Четвертый этап: - А теперь показываем линию горизонта (дальше дерева, около середины листа, тонкой линией). Основание дерева - между линией горизонта и нижним краем листа.

Приступаем к живописи. Ровно заливаем цветом небо, землю, дерево и его крону. Затем по методической таблице «Цветовой круг» вспоминаем какие цвета являются «тёплыми» и «холодными».

Украсим деревья осенней листвой, прикладывая кисть вдоль веток дерева. Пусть деревья у нас становятся пышными, красивыми и нарядными.

Если на вашем рисунке слева - солнце, значит левая сторона рисунка должна быть более тёплой. Добавляем в цвета этой стороны жёлтые, красные. Оранжевые, розовые, мелкие мазки.

Тихо играет музыка Антонио Вивальди «Времена года» (композиция «Осень»).

6. Итоги урока.

Выставка-просмотр коллективного осеннего пейзажа.

За готовую работу выставляется оценка.

7. Домашнее задание: учащиеся, не закончившие работу, дорабатывают дома и на следующий урок завершают композицию.



Вопросы по теме урока для обсуждения с учащимися:

  1. С чего начинает художник работу над картиной?

  2. Что такое колорит? (это согласованность и плавный переход цветов друг в друга).

  3. что такое контраст? (это выделение цветов на фоне друг друга).

  4. Каких художников вы запомнили?

  5. Что общего в их работах? (одно название «Золотая осень»)

  6. Чем различаются? (по цветовой гамме, по композиции).

  7. С каким цветом ассоциируется ваше настроение в конце урока?

  8. Какую бы себе поставили оценку?

  9. С какими произведениями познакомились?

  10. Чему научились в ходе изобразительной деятельности?





Заключение



Задачи урока определены в соответствии с учебной программой и интересами учащихся 5-х классов. Задачи урока доходчиво сформулированы для учеников, приняты и осознаны ими. Задачи тесно связаны с содержанием урока, методами преподавания и конечным результатом

Структура урока соответствует его типу, все этапы (целеполагание, изучение нового материала, закрепление, контроль усвоения ЗУН, оценка ЗУН, домашнее задание) имеют место. Очень важно сохранить у школьников интерес к данной теме урока. Большое значение в активизации познавательной деятельности имеет игровой момент, нетрадиционные формы урока. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится более доступным, работоспособность значительно повышается. Развивается эмоциональная сфера ребенка. Используются словесные и наглядные методы обучения, фронтальные и индивидуальные. Наличие обратной связи , через самостоятельное выполненные работы.

На уроках, во время коллективного творчества, обучающиеся захвачены работой, их чувства сливаются воедино, азарт работы увлекает всех. Здесь и игра, и творчество, и труд - все сразу. Так формируется чувство коллективизма, ответственности не только за свой участок работы, но и общий труд - качество, необходимое человеку в дальнейшей жизни.

Особо следует отметить большую роль коллективных работ по изобразительному искусству для детей с нарушением зрения. Эти работы способствуют активизации и восстановлению нарушений зрительных функций ребенка: цветоощущения, глазодвигательной функции, фиксация взора, расширения поля зрения, снятию зрительного напряжения. Положительное влияние коллективных работ на зрительные функции происходит благодаря ярким краскам, крупным размерам формата, правильному композиционному решению, многогранному раскрытию темы, высоко - эмоциональному настрою.

Периодическая организация выставок, работ коллективного творчества, в сочетании с индивидуальными в стенах нашего учреждения, дает возможность детям со слабым зрением заново увидеть и оценить результаты своих работ, ощутить радость успеха, а так же формирует у школьников целостное представление об изобразительном искусстве и окружающем мире.

Кроме того, важность коллективных работ для детей и учителей состоит еще в том, что они могут быть использованы в качестве наглядного пособия.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, в частности слабовидящих, как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребности в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений обучающихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления.







Список литературы



Список литературы для учителя

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 5-9 классы. Авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, В.И. Колякина, Л.В. Неретина, Г.А. Поровская М., Просвещение, 2010. - 72 с.

  2. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе//Завуч. Научно-практический журнал. № 1, 2007

  3. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. Изобразительное искусство. Интегрированная программа 5-8(9) классы, М., Вентана-Граф, 2013 год - 200 стр. (ФГОС Алгоритм успеха)

  4. Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс, М., Вентана-Граф, 2012. - 204 с.



Список литературы для обучающихся

  1. Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс, М., Вентана-Граф, 2012. - 204 с.



Интернет-ресурсы

  1. Государственная Третьяковская галерея - www.tretyakovgallery.ru

  2. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина - www.pushkinmuseum.ru

  3. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры - www.rusarch.ru

  4. Художественные сокровища музеев Москвы - bibliotekar.ru/rus-Museum-Moscow/index.htm

  5. Московский музей современного искусства (ММСИ) - www.mmoma.ru

  6. Государственный Эрмитаж - www.hermitagemuseum.org

  7. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина - www.artacademy.spb.ru

  8. Московский государственный объединённый художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник - www.mgomz.ru

  9. Нижегородский государственный художественный музей - www.museum.nnov.ru/art

  10. Портал Искусство - ru.wikipedia.org/wiki

  11. Живопись. Картины. Художники. Музеи мира - Виртуальный музей искусств - www/mustum-online.ru/

  12. Библиотека изобразительных искусств - artlib.ru







</ Приложение

Приложение 1

В. Д. Поленов «Золотая осень»

Урок ИЗО на тему Художник-осень



И. И. Левитан «Золотая осень»

Урок ИЗО на тему Художник-осень

О. И. Семенович «Золотая осень»

Урок ИЗО на тему Художник-осень





И. И. Шишкин «Осень»

Урок ИЗО на тему Художник-осень





И. Э. Грабарь «Рябинка»

Урок ИЗО на тему Художник-осень



Приложение 2

Урок ИЗО на тему Художник-осень



Урок ИЗО на тему Художник-осень

Урок ИЗО на тему Художник-осень







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал