7


  • Учителю
  • Рабочая программа по ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по ИЗО 5 класс ФГОС

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ№4»

Л.А.Трифонова__________

«__»_____________2015г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по изобразительному искусству

5 «Д» класс (ФГОС)



Учитель: Ланина Елена Владимировна



2015-2016 уч.год.



  1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса является компонентом основной образовательной программы основного общего образования школы, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и на основе:

  • примерных программ по изобразительному искусству. 5-7 классы (стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2011 г.; Авторы: Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских

  • авторской программы «Изобразительное искусство» Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяевой, А.С.Питерских. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2013.

Программа обеспечена УМК для 5 класса авторов Н.А.Горяевой, О.В. Островской

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Содержание программного материала по изобразительному искусству полностью соответствует авторской программе, но авторская программа рассчитана на 35 часов, а рабочая программа на 34 (в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане школы), поэтому раздел «Декор - человек, общество, время» сокращен на 1 час.

5 класс

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая

программа

Древние корни народного искусства

8

8

Связь времен в народном искусстве

8

8

Декор - человек, общество, время

12

11

Декоративное искусство в современном мире

7

7


ИТОГО

35

34


  1. Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе и опирается на полученный ими художествен­ный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целост­ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности, в единую образовательную струк­туру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.

Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.


3. Место учебного предмета в учебном плане


Учебный план школы предусматривает обязательное изучение предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования с 5 по 8 класс всего в объеме 136 часов.

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Количество часов по учебному плану

34

(1 час в неделю)

34

(1 час в неделю)

34

(1 час в неделю)

34

(1 час в неделю)



4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального госуда­рственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися лично­стных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествен­ных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памя­ти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческо­го воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных цен­ностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху­дожественное творчество разных народов, классические произведе­ния отечественного и зарубежного искусства, искусство современ­ности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразитель­ных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными матери­алами и в разных техниках в различных видах визуально-простран­ственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


По окончании 5 класса учащиеся должны

Знать/понимать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства, семанти­ческое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • народные художественные промыслы России;

Уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

  • различать по материалу, технике исполнения современные виды де­коративно-прикладного искусства (художественное стекло, керами­ка, и т. д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (на­родного, классического, современного) связь конструктивных, деко­ративных, изобразительных элементов, а также видеть единство ма­териала, формы и декора;

  • пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в тради­ции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобра­зительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одеж­да, детали интерьера определенной эпохи);

  • пользоваться практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

Использовать в практической деятельности и повседневной жизни:

  • умение создавать художественно-декоративные объекты предметной среды,


5. Содержание учебного предмета


5 класс (34 часа)

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Древние корни народного искусства - 8 ч.

Древние образы в народном искусстве

Убранство русской избы

Внутренний мир русской избы

Конструкция и декор предметов народного быта

Русская народная вышивка

Народный праздничный костюм (северорусский комплекс)

Народный праздничный костюм (южнорусский комплекс)

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Связь времен в народном искусстве - 8 ч.

Древние образы в современных народных игрушках

Искусство Гжели.

Городецкая роспись

Хохлома

Палехская миниатюра

Жостово. Роспись по металлу

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)


Декор - человек, общество, время - 11 ч.

Зачем людям украшения

Одежда «говорит» о человеке

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни древнего общества (Древний Египет)

Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая

Декоративно-прикладное искусство Японии

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Декоративно-прикладное искусство Индии

Искусство африканских масок

Декоративно-прикладное искусство североамериканских индейцев

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Декоративное искусство в современном мире - 7ч.

Современное выставочное искусство

Современная керамика

Художественное стекло

Загадочный батик

Квиллинг

Витраж - как предмет декоративно-прикладного искусства в интерьере

Ты сам - мастер (Обобщение темы)

6. Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов

деятельности учащихся

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (34 ч)

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции

  1. века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности.

Выставочное декоративное искусство - область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Древние корни народного искусства (8 ч)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выраже­ние мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символа­ми плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обоже­ствления солнца, неба и земли наши­ми далекими предками.


Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Убранство русской избы


Дом - мир, обжитой человеком, об­раз освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трех­частной структуре и в декоре крестьян­ского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (под­пол) - подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сфе­рами обитания). Декоративное убран­ство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символичес­кое значение образов и мотивов в узор­ном убранстве русских изб.


Понимать и объяснять целост­ность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значе­ние, содержательный смысл знаков-об­разов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать от­дельные детали декоративного убран­ства избы как проявление конструктив­ной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоратив­ного обобщения в изображении.

Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего простран­ства крестьянского дома, его символи­ка (потолок - небо, пол - земля, под­пол - подземный мир, окна - очи, свет).

Жизненно важные центры в кресть­янском доме: печь, красный угол, ко­ник, полати и др. Круг предметов бы­та, труда (ткацкий стан, прялка, люль­ка, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище

Сравнивать и называть конструк­тивные декоративные элементы устрой­ства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерь­еры крестьянских жилищ у разных на­родов, находить в них черты нацио­нального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Конструкция и декор предметов народного быта


Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, уме­лого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мас­теров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора

Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлеб­ницы, вальки, рубеля и др. Символи­ческое значение декоративных элемен­тов в резьбе и росписи. Нарядный декор - не только украшение предме­та, но и выражение представлений лю­дей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытово­го, утилитарного предмета в вещь- образ.

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре тра­диционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только

украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Русская народная вышивка


Крестьянская вышивка - храни­тельница древнейших образов и моти­вов, устойчивости их вариативных ре­шений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особен­ности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женс­ких рубах и др. Связь образов и моти­вов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мо­тив птицы, коня и всадника, матери- земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).


Анализировать и понимать осо­бенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные вари­анты орнаментального построения вы­шивки с опорой на народную тради­цию.

Выделять величиной, выразитель­ным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Народный праздничный костюм (северорусский комплекс)


Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе - сарафан) женской одежды. Руба­ха - основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и укра­шений народного праздничного костю­ма.

Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно- подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного празднично­го костюма.

Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.


Понимать и анализировать образ­ный строй народного праздничного кос­тюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора

женского праздничного костюма с ми­ровосприятием и мировоззрением на­ших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесцен­ного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного празд­ничного костюма, его отдельных эле­ментов на примере северно-русского или южнорусского костюмов, выра­жать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты нацио­нального своеобразия.

Народный праздничный костюм (южнорусский комплекс)


Народный праздничный костюм - целостный художественный образ.

Разнообразие форм и укра­шений народного праздничного костю­ма.

Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно- подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного празднично­го костюма.

Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.


Понимать и анализировать образ­ный строй народного праздничного кос­тюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора

женского праздничного костюма с ми­ровосприятием и мировоззрением на­ших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесцен­ного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного празд­ничного костюма, его отдельных эле­ментов на примере северно-русского или южнорусского костюмов, выра­жать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты нацио­нального своеобразия.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздни­ки - это способ участия человека, свя­занного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостнос­ти мира, народное творчество в дейст­вии.

Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные об­ряды, зеленые святки, осенние праздни­ки), их символическое значение.


Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

Разыгрывать народные песни,

игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.

Проявлять себя в роли знатоков искусства экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной,

декоративной и изобразительной деятель­ности.

Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живи­тельными соками современное декора­тивно-прикладное искусство.

Связь времен в народном искусстве (8 ч)

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных деке произведениях народных художественных промыслов.

Древние образы в современных народных игрушках


Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Осо­бенности пластической формы, роспи­си глиняных игрушек, принадлежащих к различным художестве иным промыс­лам.

Единство формы и декора в народ­ной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элемен­ты росписи филимоновской, дымков­ской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.


Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народ­ной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художе­ственный замысел, связанный с созда­нием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на на­родные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элемен­ты народного орнамента и особеннос­ти цветового строя.

Искусство Гжели


Краткие сведения из истории разви­тия гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художе­ственной промышленностью. Природ­ные мотивы в изделиях гжельских мас­теров.

Разнообразие и скульптурность по­судных форм, единство формы и де­кора. Орнаментальные и декоративно­ - сюжетные композиции.

Особенности гжельской росписи:

сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круго­вой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов - от свет­лого к темному. Сочетание мазка-пят­на с тонкой прямой волнистой, спира­левидной линией.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и

изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Городецкая роспись


Краткие сведения из истории разви­тия городецкой росписи. Изделия Городца - национальное достояние отечественной культуры.

Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны - традици­онные элементы городецкой росписи. Птица и конь - традиционные моти­вы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного ри­сунка в орнаментальных и сюжетных росписях.

Основные приемы городецкой рос­писи.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять ха­рактерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кис­тевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.


Хохлома


Краткие сведения из истории разви­тия хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традицион­ного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последова­тельность его выполнения.

Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо ­затейливая роспись «Кудрина».

Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, исполь­зуя основные элементы травного узора.


Палехская миниатюра

Краткие сведения из истории разви­тия палехского промысла как вида русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше (коробочки, шкатулки, пудреницы и др.)

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения палехского промысла.

Осваивать стиль палехской живописи: плавность, тонкость рисунка, черный или темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом, четкость, вычерченность силуэта упрощенных фигур, динамичное сочетание красного, желтого и зеленого цветов.

Жостово. Роспись по металлу

Краткие сведения из истории худо­жественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Жостовская роспись - свободная кистевая, живописная импровизация.

Создание в живописи эффекта осве­щенности, объемности в изображении цветов.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цвету­щих лугов.

Осознавать единство формы и де­кора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жос­товского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизаци­онной манере в процессе выполнения творческой работы.


Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте


Дерево и береста - основные мате­риалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья - птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса - творения искус­ных мастеров. Резное узорочье берестя­ных изделий.

Мезенская роспись в украшении бе­рестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.

Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная де­коративность. Сочетание красно-ко­ричневого, красного, зеленого замалевка с графической линией - черным перьевым контуром.

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графи­ческую орнаментику.

Осваивать основные приемы росписи.

Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.


Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на темы

«Традиционные народные промыслы - гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место про­изведений традиционных народных промыслов в современной жизни, бы­ту», «Промыслы как искусство художе­ственного сувенира».

Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поис­ковыми группами).


Объяснять важность сохранения традиционных художественных про­мыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художе­ственных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации

выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Декор - человек, общество, время (11 ч)

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Японии, Северной Америки, Западной Европы XVII века.

Зачем людям украше­ния


Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить соци­альную роль ее хозяина. Эта роль ска­зывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях деко­ративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Одежда «говорит» о человеке


Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обще­стве.


Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Древний Египет)

Роль декоративно-прикладного ис­кусства в Древнем Египте. Подчеркива­ние власти, могущества, знатности еги­петских фараонов с помощью декора­тивного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображе­ние лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.


Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно - прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно - прикладного

искусства связь конструктивных, декоративных и изоб­разительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процессе выполне­ния практической творческой работы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая

Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламента­ция в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения.


Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Декоративно-прикладное искусство Японии

Нэцке - миниатюрная скульптура; Веер - произведение японского декоративно-прикладного искусства; Японский художественный меч.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Японии.

Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Японии.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процессе выполне­ния практической творческой работы.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века


Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха ба­рокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнеки­тайское своими формами, орнаменти­кой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчер­кивать определенные общности людей по классовому, сословному и профес­сиональному признакам.

Черты торжественности, параднос­ти, чрезмерной декоративности в декоративно - прикладном искусстве XVII в.

Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Создавать эскизы одежды и декора, интерьеров, мебели по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Западной Европы XVII века.


О чем рассказывают нам гербы и эмблемы


Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак досто­инства его владельца, символ чести рода.

Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характе­ра их деятельности.

Основные части классического гер­ба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в класси­ческой геральдике. Составные элемен­ты старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать ихпри создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную компози­цию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветово­го решения.

Декоративно-прикладное искусство Индии

Художественное прядение и ткачество в древней и средневековой Индии. Тончайшие индийские ткани, которые ценились еще в древнем Вавилоне и Риме. Образные названия тканей: сотканный воздух, струящаяся вода, вечерняя роса. Украшение тканей вышивкой, росписью, набивкой узоров (оттиск рисунков резными деревянными штампами) и другими способами.

Шерстяные шали Кашмира.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Индии.

Создавать эскизы рисунков тканей, шалей по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Индии.


Искусство африканских масок

Маски в искусстве Африки. Маски в ритуальных обрядах и празднествах народов Африки.

Что подразумевается под словом "маска" у африканцев. Из чего изготавливаются маски-личины. Какую роль играет раскраска.

Создавать эскизы различных масок по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства народов Африки.


Декоративно-прикладное искусство североамериканских индейцев

Составная часть индейского туалета - прическа и головной убор. Украшения индейских мужчин и женщин - серьги, размер которых зависел от занимаемого положения, а также ожерелья, подвески, кольца и самые разнообразные браслеты для рук и ног. Строгие правила относительно оперения в головном уборе. Право на ношение одного или двух орлиных перьев. Знаки отличия и соответствия тому или иному военному рангу или заслугам в виде перьев и кусочков меха как на голове, так и на других частях тела.

Создавать эскизы различных костюмов по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства индейцев.


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Итоговая игра-викторина с привле­чением учебно-творческих работ, про­изведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художествен­ных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.


Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зри­тельного материала по декоративно-­прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искус­ства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые худо­жественные термины.

Декоративное искусство в современном мире (7 ч)

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, ба­тик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.

Современное выста­вочное искусство


Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладно­го искусства (художественная керами­ка, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками - мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведе­ний яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного обра­за. Роль выразительных средств (фор­ма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной компози­ции в конкретном материале.

Декоративный ансамбль как воз­можность объединения отдельных предметов в целостный художествен­ный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.


Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов

деятельности, а также неразрывное един­ство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые терми­ны, связанные декоративно-приклад­ным искусством.

Объяснять отличия современного

декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства

Современная керамика

Использование керамики в интерьере. Украшения интерьера из керамики - керамические рельефы, орнаментальные и тематические панно, подсвечники, декоративные вазы, чаши, сосуды, цветочные горшки используемые как отдельные изделия, так и в композициях, которые создают особый настрой, уют. Главные технологические виды керамики - майолика, шамот, терракота, фаянс, фарфор.

Создавать эскизы различных керамических украшений интерьера.


Художественное стекло

Стекло никогда не перестает радовать и удивлять. Изготовление изделий из стекла выдуванием, прессованием и отливкой.

Современные мастера художественного стекла. Изделия из стекла в современном интерьере.

Разрабатывать, создавать эскизы различных украшений из стекла.


Загадочный батик

Мотивы этого вида росписи по ткани - цветы и растения, обитатели животного мира и насекомые, а также другие разнообразные загадочные, но не менее изящные символы. Виды батика - горячий и холодный батик. Техника свободной росписи, техника сибори, техника узелкового батика «бандан»

Расписывать платок в технике узелкового батика («бандан»).

Квиллинг

Возникновение искусства бумагокручения в конце XIV - начале XV веков в средиземноморской Европе. Инструменты и бумага для квиллинга. Разнообразные виды скручивания бумаги.

Создавать картины для современного интерьера в технике квиллинга.

Витраж - как предмет декоративно-прикладного искусства в интерьере

Откуда к нам пришло слово "витраж"?

Почему этот вид искусства называется «витраж»?

Во все времена самыми роскошными, нарядными были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проёмы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.

В современном интерьере витраж перестаёт быть только оконным или дверным проёмом, он нередко "отходит" от стены и становится отдельной пластической формой в пространстве - это витраж-рельеф, витраж-стена, витраж-стол и даже витраж-решётка.

Витраж - как предмет декоративно-прикладного искусства в интерьере: светильники, ширмы, фрагменты мебели.

Создавать эскизы различных витражей как оконных или дверных проемов, а также украшений интерьера.


Ты сам - мастер


Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов.

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керами­ческий рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.

Лоскутная аппликация или коллаж.

Декоративные игрушки из мочала.

Витраж в оформлении интерьера школы.

Нарядные декоративные вазы.

Декоративные куклы.

Задания:1. Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно - прикладному искусству на тему: «Украсим школу своими руками».

Материалы: материалы для аппликации и коллажа, мочало, цветная бумага, веревка и шпагат, кусочки тканей и меха, ленты, бусинки и т.п.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.



  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К - полный комплект (для каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).

Наименование объектов и

средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Учебная и методическая литература

  1. Примерная программа по изобразительному искусству Москва, «Просвещение» 2011г.

Д


  1. Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских «Рабочие программы. Изобразительное искусство» Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского; Москва, «Просвещение» 2013 г.

Д


  1. Учебник по изобразительному искусству Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс; Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. Москва, «Просвещение» 2011г.

К


  1. Методическое пособие «Изобразительное искусство. Планируемые результаты. 5-8 класс» И.Э.Кашекова, Е.П.Олесина; Москва, «Просвещение», 2013г.

Д


  1. Методическое пособие «Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 5 класс» Н.А.Горяева; Москва, «Просвещение», 2012г.

Д


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Н.В.Мирецкая, Е.В. Мирецкая «Уроки античной культуры»; Обнинск, Издательство «Титул»; 1996

  2. А.Б.Иванов «Рассказы о русских художниках»; Москва «Просвещение»; 1988

  3. Н.И.Платонова, В.Ф.Тарасов «Этюды об изобразительном искусстве»; Москва «Просвещение»; 1993

  4. А.Д.Алехин «Когда начинается художник»; Москва «Просвещение»; 1993

  5. Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства»; Москва «Просвещение»; 1991

  6. М.А.Гузик «В поисках золотого руна: Мировая художественная культура в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах»; Москва «Просвещение»; 1994

  7. А.Д.Алехин «Когда начинается художник»; Москва «Просвещение»; 1993

Д


Д


Д


Д


Д


Д



Д


Технические средства обучения (средства ИКТ)

  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Фотоаппарат

  4. Выход в Интернет

1


1

1

1

1


Электронные презентации

  1. Декоративно-прикладное искусство

  2. Гжель

  3. Хохлома

  4. Палехские шкатулки

  5. Батик

  6. Квиллинг

  7. Городецкая игрушка

  8. Русские платки

  9. Жостово. Роспись по металлу.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д


Учебно-практическое оборудование

  1. Краски акварельные

  2. Краски гуашевые

  3. Бумага А4

  4. Бумага цветная

  5. Фломастеры

  6. Кисти

  7. Емкости для воды

  8. Пластилин

  9. Клей

  10. Ножницы

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К


Оборудование класса

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

  2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев

  3. Стол учительский тумбой

  4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

  5. Стенды

  6. Экран навесной

  7. Шкаф для хранения демонстрационных плакатов и таблиц


В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами


8. Планируемые результаты


Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

• различать произведения разных эпох, художественных стилей;

• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).


Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравствен-ную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.


Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произве-дений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.


Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.


Система оценки планируемых результатов

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • оценка успешности освоения содержания предмета «Изобразительное искусство» на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

В качестве текущего контроля проводятся устный опрос, творческие практические работы (рисунки, эскизы, лепка из пластилина, работа с различными материалами декоративно-прикладного творчества), проверочное тестирование.

Критерии оценки устной формы ответов учащихся

  1. Активность участия.

  2. Полнота ответов, их образность, аргументированность.

  3. Самостоятельность.

  4. Оригинальность суждений.

Критерии оценки творческой работы

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:

  1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа.

Критерии оценки тестирования

  1. Выполнение теста от 50% до 75% - отметка «3»

  2. Выполнение от 76% до 99% - отметка «4»

  3. Выполнение теста на 100% - отметка «5»

С целью контроля усвоения знаний по предмету «Изобразительное искусство» в течение учебного года по окончании изучения каждого раздела (главы) проводится тематический контроль: тестирование. За данный вид контроля выставляются все отметки. В 5 классе планируется проведение 4 тематических теста. С целью проверки конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения предмета «Изобразительное искусство», в конце учебного года проводится итоговый контроль - итоговый тест.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал