7


  • Учителю
  • Разработка урока по МХК на тему Искусство голландских мастеров XVII века (10 класс)

Разработка урока по МХК на тему Искусство голландских мастеров XVII века (10 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

10 КЛАСС

Валитова Татьяна Николаевна учитель искусства, черчения

Искусство голландских мастеров XVII века.

Цели урока:

Образовательная: Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, жанра натюрморта, голландских художниках и их картинах.

</<font face="Times New Roman, serif">Познавательная: Познакомить учащихся с многообразием голландской живописи: портретами, натюрмортами, жанровыми картинами, пейзажами. Развивать навыки публичного индивидуального и коллективного выступления.

Воспитательная: Воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории.









Ход урока

Чудо - это когда в остывающем сердце

Пробуждается голос молитвы

Не о себе.

Рильке





Учитель

Сегодня на уроке мы будем говорить о живописи Голландии XVII века.

Голландия - республика, рожденная нидерландской войной за независимость, начавшейся в 70-е годы XVIвека. В 1609 году Испания, владевшая северными провинциями Нидерландов, признала их независимость, в результате чего возникла республика Голландия

В первой половине XVIIвека Голландия становится одним из важнейших центров европейской культуры. Голландцев переполняет гордость за свою страну и призыв к единению звучит всюду.

Зачем , скажи, в чужих краях скитаться,

Здоровье тратишь, деньги и года?

Все то, что ищешь, можно без труда

В Голландии сыскать , коль постараться.

Ты по-испански ловок изъясняться,

Английский знаешь… Но была ль нужда

С чужбины привозить жену, когда

Так много дев в Голландии томятся?

Твоих сограждан искушает весть,

Что всюду, где ты был, голландцы есть,

Развязна речь твоя, в ней сто обличий.

Тридцатилетний лицемер-мудрец…

Останемся же дома наконец,

Чтоб свой закон блюсти и свой обычай, -





призывает соотечественников Симон ван Бомонт.

А для того чтобы призыв не повис в воздухе, надо было «обустроить» свою страну. В XVIIвеке в Голландии разворачивается бурное градостроительство. Голландские архитекторы этого периода с Якобом ванн Кампеном во главе создают здания в стиле строгого и простого «палладианства». Возводятся новые ратуши, строятся гостиницы и многочисленные жилые дома. Все постройки этого времени подчинены одной идее - удобство и комфорт. Но культура быта не может заменить духовную культуру. XVIIвек в Голландии - период огромного взлета духовной культуры и прежде всего искусства.

Главное достижение культуры этого периода - живопись.

Слайды 4-10

Голландская живопись XVIIвека - чудо. Это голос молитвы обо всех и о каждом, это поэзия жизни, красота природы и человека. Настроение спокойствия и уверенности пронизывает искусство этой эпохи.Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Они висели буквально в каждом доме. Такого еще не бывало в истории искусства. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами - более трех.



Я. Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин;

Г. Доу - триста девяносто;

Я. Стен - восемьсот девяносто;

А. Кейп - более восьмисот;

А. ван Остаде - девятьсот двадцать.

Мало кто мог прокормить себя живописью - Стен был трактирщиком, Рейсдал - врачом.

Показ слайдов, сопровождаемый комментарием учащихся.

( По ходу знакомства с произведениями голландских художников, учащиеся заполняют таблицу 1 -3колонки)Портрет









Бытовой, светский









Натюрморт









Пейзаж













Ведущее место в живописи заняли портрет, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт.

Тема жизни человека - ведущая тема голландской живописи. Каждый художник, как правило, специализировался в каком -то одном жанре.

Ученик

Особенно популярна была портретная живопись - индивидуальные и групповые изображения. Голландские бюргеры - новые хозяева жизни - хотели запечатлеть себя в представительном облике, свидетельствующем о материальном достатке и высоком положении в обществе. Спрос на такие портреты был огромен. Одним из лучших портретистов этого времени стал Франс Халс.

«Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» - одно из лучших произведений художника.Раз в три - четыре года в Харлеме, родном городе Халса, было принято набирать для охраны города стрелковые роты из местных жителей. Сам художник также служил рядовым в стрелковой роте Святого Георгия. По окончании службы в честь офицеров устраивали торжественный банкет, который мог продолжаться несколько дней. Столь важное событие нередко запечатлевалось на большом полотне.

Замечательны и индивидуальны е портреты Халса.

«Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Халс, схватывая во всей цельности характер своих героев банкиров, проповедников, купцов - подчеркивает в них типические черты, их уверенность, солидную неторопливость и сознание собственного достоинства. Душевное смятение, тревога, психологические противоречия не характерны для героев художника.

Бытовой жанр

Ученик

Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. С одной стороны, художники поэтизировали естественное течение повседневной жизни, а с другой - стремились к изображению гротескных, острых и живых ситуаций. Сцены из частной жизни бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи.

Остаде. «Драка»

Это карикатурная по характеру сценка. Остаде создает комические эпизоды, рисующие грубость и неряшливость крестьян. Художника одушевляет не истинный интерес к крестьянской жизни, а только возможность заставить эти фигурки разыграть какую - то преувеличенно смешную сценку.

Стен. «Гуляки»

В образе добродушного и жизнерадостного «гуляки» Стен представил самого себя, мирно потягивающего пиво из своей кружки. Неуклюжая женщина, которая заснула за столом, опустив отяжелевшую голову на грубую руку, - его жена. Весело посмеивается над нею муж. Особую комичность в глазах голландца придает всей сцене беспорядок, царящий в комнате: оторвана и повисла занавесочка на очаге, валяется на полу разбитая трубка, на первом плане стоит стоптанный домашний башмак, другой виднеется на полочке между кастрюлей и подсвечником. При том культе чистоты и аккуратности, который и сейчас не чужд голландским хозяйкам, это казалось очень смешным. Юмористический оттенок не помешал художнику выдержать картину в цельной красочной гамме: среди серовато оливковых тонов выделяются как акценты белый чепчик и красная шапка «гуляк».

Питер де Хох сумел глубоко постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, её размеренный и неторопливый ритм, скромный уют семейного очага. «Хозяйка и служанка» - одна из лучших картин художника. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. К хозяйке только что подошла служанка. Она показывает принесенную с базара рыбу в начищенном до зеркального блеска латунном ведре. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. Через несколько минут она отдаст необходимые распоряжения, и жизнь снова потечет в привычном русле.

Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают ГерардаТерборха. Терборху свойственны наблюдательность и тонкость характеристик. Один из шедевров художника - «Бокал лимонада». Юный кавалер готовит лимонад для красивой молодой дамы, которая испытывает явное недомогание. За всем происходящем, зорко следит «почтенная маменька». В картине привлекает не только материальность передачи шёлка и меха. Художник даёт почувствовать выразительный взгляд, устремлённый юношей на свою даму, мимолётное прикосновение их рук, всю живость и интимность этой маленькой сценки.

Учитель

В историю мировой живописи голландцы вошли ка непревзойдённые мастера натюрморта. «Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров. Со временем натюрморты превратились в зрелищные и многокрасочные картины, представляющие собой грандиозные пирамиды из изящной дорогой посуды и экзотических фруктов.

Ученик

Питер Клас сосредоточился на изображении предметов, окружающих человека в реальной, повседневной жизни. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селедка в блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Все предметы чинно расставлены на столе. Но присмотритесь, их порядок кажется слегка нарушенным. Он выдает недавнее присутствие здесь человека: косо поставлена восточная тарелка с перцем, откатилась небольшая виноградинка, расколот орех, недопито вино…

Виллем Хеда предпочитал писать «прерванные завтраки», в которых все напоминает о недавнем присутствии человека. Главное внимание художник сосредотачивает на контрастности предметов, особом освещении и передаче воздушного фона.

В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Для изысканных вещей стол служит своеобразным пьедесталом, подчеркивающим богатство и роскошь сервировки. Невзначай опрокинутый кубок и догоревшая свеча напоминают о бренности земного бытия и быстро текущем времени. Пирамидальная композиция и вертикальный формат картины передают важность и значительность изображенного. Нежный серебристый тон, пронизывающий все пространства картины, рождает у зрителей чувство восхищения.

Учитель

Популярнейшим жанром голландской живописи XVIIвека становится пейзаж. Художники открывают галерею национального пейзажа. Их интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации.

Ученик

Мир природы у Яна ванн Гойена- это мир повседневного бытия, это естественная жизнь лугов и полей, водных просторов, очаровательных сельских видов. Особенно удавалось художнику изображение неярких пасмурных дней, влажного, туманного воздуха, окутывающего очертания домов и деревьев. Все в них пронизано ощущением реального пространства, чувством потока будничной жизни.

Художник Якоб Рейсдал сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Его природа исполнена внутренней жизни, пронизана вечным движением, борьбой стихийных сил, контрастами света и тени. Он изображал мрачное небо с густыми облаками, полуразрушенные замки, церковные колокольни или одинокие мельницы. Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль. Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о месте в нем человека.

Заключение

Величайший голландский художник Рембрандт, обращаясь к своим ученикам, говорил:

«Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдёшь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди - все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».

Тщательно следуя природе, голландские мастера сумели открыть красоту зримого мира в самых его проявлениях. Их произведения до сих пор сохраняют живой трепет реальной жизни, передают красочное богатство окружающего мира.

Домашнее задание:

- из каждого жанра выберете понравившуюся картину и заполните четвёртую колонку таблицы;

- подготовьте сообщение о художнике Голландии XVIIвека (по желанию).

В зависимости от класса этой теме можно посвятить два урока. Тогда учащиеся могут заполнить таблицу на втором уроке (время остаётся), а дома оформляют свои впечатления о голландской живописи в виде небольшого сочинения-эссе.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал