7


  • Учителю
  • Мастер - класс 'Выполнение натюрморта пастелью'

Мастер - класс 'Выполнение натюрморта пастелью'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Колледж декоративно - прикладного искусства

имени Карла Фаберже № 36

Мастер - класс

Натюрморт в технике сухой пастели.



Место проведения: ул. Элеваторная 18

аудитория №408



Время: 11:30

4 октября 2014 года.



Преподаватель: АКИМОВ Сергей Петрович



Москва 2014 г.



Введение.

Мастер-класс по натюрморту в технике сухой пастели.



Мастер-класс по рисованию натюрморта познакомит Вас с основными элементами техники сухой пастели на тонированной бумаге. Под руководством преподавателя Вы сами нарисуете натюрморт, используя специальные приёмы следуя простым правилам рисования. Вы узнаете, что с чем нужно смешивать, чтобы найти нужный цвет. Преподаватель познакомит Вас с маленькими хитростями цвета и света, без которых не обойтись при написании натюрморта.

Пасте́ль (от лат. pasta - тесто) - группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

Разновидности

Пастель бывает трех типов - «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твердая и мягкая.

Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага - предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска - выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага - имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба (белый - без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.



Художественные особенности

Работа мягкими палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией». При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

Жан-Этьен Лиотар

Шоколадница, ок. 1743-45

Пергамент, пастель. 82,5×52,5 см

Галерея старых мастеров, Дрезден


Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью.

Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у нее есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали ее колористическую гамму, губили ее природную бархатистость. Самое надежное сохранение пастели - в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке. Таким образом, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту - окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. Но у пастели есть и технические достоинства. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества. Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства исчезают. Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели - это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь» Отсюда - бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает.

Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу - так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев - ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения - тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего - дневной свет, но - рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения - и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.



Цель мастер - класса

Выполнить этюд несложной постановки натюрморта в технике сухой пастели. Показать студентам, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка, научить видеть, что техника рисунка - это основа - основ видов и жанров в изобразительном искусстве , что рисование карандашом, углём, сангиной, мелом, пастелью привело к исключительному богатству художественных и технических приёмов, которыми пользовались многие великие художники.

Задачи мастер - класса

Развивающая:

Научить видеть светоразделы с применением тональных отношений через цвет.

Обучающая:

Приобретение навыков и практического опыта, используя рисунок, цвет, пятно, тон, пространство, согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства - натюрморт.

Воспитательная:

Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.



Наглядность и оборудование:



Для учащихся:



Формат A3 тонированная бумага приглушенных тонов.






Двусторонний карандаш-ластик (в данном случае Faber Castell Совершенство).

Один кончик твердый (белый), другой, мягкий (розовый).Можно заточить остро и стирать в труднодоступных местах.

Клячка - мягкая, липкая пластилинообразная масса, для стирания.



Очень острый нож, со сменными лезвиями, для заточки пастельных карандашей. Так же им можно поскрести по пастельному мелку чтобы получить порошок, который впоследствии втереть в бумагу





Наждачная бумага, средней и крупной зернистости, для заострения грифеля пастельных карандашей.



Бумажные растушевки различного размера.





Фиксатив. Для фиксации пастели на поверхности. В большинстве случаев темнит рисунок.
Абсолютно полной фиксации не обеспечит.

Держатель для карандаша. Для удобства, кода заканчиваются пастельные карандаши.



Грунт для пастели. Специальная паста, которая наносится на любую поверхность, для предания ей шероховатости, чтобы можно было работать с пастелью. Смешивается с акрилом для нужного цвета.



Набор пастельных карандашей или мелков.





Для учителя

- презентация на компьютере (графика),

- рисунок на доске,

- постановочный натюрморт.



План мастер - класса:

Организационный момент - 5 мин.

Объяснение темы - 15 мин.

Практическая часть - 3,5 часа.

Итог урока - 15 мин.



1. Объяснение темы:

НАТЮРМОРТ

В переводе с французского слово «натюрморт» . означает «мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи - предметы быта, снедь', цветы, плоды и т. п. Возник этот жанр в XVII в. в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве венецианских художников XV- XVI вв.). Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные е черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.
В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном - вещи говорят, прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, будто он только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо естественная.

2. Практическая часть:

В нашем мастер - классе будем использовать тонированную бумагу формата А3 приглушенного зеленого тона приближенного к драпировки постановочного натюрморта.

Еще художники эпохи Возрождения, рисовавшие сангиной и мелом, обнаружили, что для придания работе особой выразительности можно использовать тонированную бумагу. На цветной основе легче добиться единства используемых тонов, и кроме того, некоторые участки можно оставлять не закрашенными, не боясь, что работа будет производить впечатление незавершенной. Помимо вышеуказанных преимуществ тон бумаги благодаря хроматическому контрасту сильнее подчеркивает различия между используемыми цветами и позволяет быстро определять, какие из них лучше гармонируют друг с другом. Таким образом, цветная бумага изначально задает общий колорит работа: для достижения гармонии произведения художник должен ориентироваться именно на него.



Преимущества цветной бумаги.

Правильно подобранный цвет основы не только облегчает задачу гармонизации цветового строя картины, но и усиливает ее выразительность. Однако строгих правил сочетаемости в данном случае не существует. Согласно общему принципу бумага теплых тонов лучше подходит для создания картин холодного колорита, и наоборот; с другой стороны, для работы очень светлыми красками следует выбирать темную основу, а для живописи в темных тонах - светлую. Исходя из этих базовых правил выбора цветной бумаги, художник должен следовать своим собственным, соответствующим его индивидуальной творческой манере.



Вспомогательные материалы.

Пастельные бруски и бумага - основной материал для живописи пастелью. Однако помимо них художник должен иметь в своем распоряжении различные вспомогательные инструменты и приспособления, обеспечивающие удобство работы. Некоторые пастелисты предпочитают не пользоваться ластиками, но иметь их под рукой все же рекомендуется (как обычные каучуковые, так и клячки). К помощи ластика можно прибегать на любом этапе работы, но не следует сильно тереть им закрашенные участки: вы лишь размажете пастель. Крайне необходима и хлопчатобумажная тряпка: ею можно вытирать, пальцы и распределять пигмент по бумаге. Для растушевки мелких деталей (только в том случае, если пастель нанесена очень тонким слоем), можно использовать растушку. Помимо этого обязательно нужно иметь липкую ленту, кнопки и зажимы для закрепления бумаги на доске, а также канцелярский нож для разрезания бумаги, затачивания карандашей и, наконец, флакон фиксатива-аэрозоля.



Порядок работы

Любая живописная работа продвигается от малого к большому: от простого к сложному, от легкого к насыщенному, от штриха к пятну. Твердую пастель используют на начальном этапе работы, подчистку и растушевку чаще вначале, чем в конце. Пастельными карандашами выполняют предварительный рисунок или же подчеркивают контуры и прорисовывают детали в конце работы.

Техника и процесс живописи

Знакомство с необходимыми материалами - первый шаг к освоению пастельной живописи. Она довольно проста: работа выполняется брусками пастели, растушками и пальцами, все остальное зависит от творческой фантазии художника. Работать пастелью можно различными способами.

Однако, если не придерживаться при этом определенных правил, результаты вас разочаруют; цвета потеряют свою чистоту, бруски пастели будут легко крошиться, подчистка вызовет трудности. Легкость, с какой работают профессиональные художники, во многом следствие опыта, а не только природного дарования.

Растушевка

В пастельной живописи термин "растушевка" означает прежде всего распределение цвета. Растушевка является базовым приемом пастельной живописи, и ее принцип предельно прост художник проводит по бумаге бруском пастели и растирает оставленный след. Поверх растушеванного пятна можно накладывать более насыщенные слои пигмента.

Наложение пятен поверх растушевки

Слои различного пигмента можно накладывать друг на друга, однако, если нижний слой слишком насыщенный, он будет влиять на тон верхнего. Во избежание этого необходимо растушевывать слой-основу, прежде чем накладывать новый.

Подчистка

Пастельная живопись не допускает большого количества подчисток; цвет на картине должен выглядеть свежим, а злоупотребление ластиком повреждает поверхность бумаги, отчего пигмент ложится плохо и работа тускнеет. Однако при соблюдении некоторых правил вполне можно исправлять допущенные ошибки, как в начале работы, так и на более поздних этапах. Чтобы выполнить подчистку, прежде всего, нужно протереть тряпочкой или ватой корректируемый участок, чтобы снять излишки пигмента. После этого можно использовать ластик для окончательного удаления пятна: его следует применять осторожно, не надавливая и не растирая, чтобы не повредить бумагу.

Выполнение натюрморта в пастели.

Тема этого натюрморта - кувшин, кружка, огурец, декоративная тыква на фоне драпировок в цветовом созвучии. Мною выбрана самая распространенная точка зрения, однако стиль произведения полностью оправдывает этот выбор.

Решаем этапы подготовительного рисунка:

Композиция

масштаб

пропорции

свето - тень







1. Эскизный рисунок

Начинаем работу с эскизного рисунка простым карандашом на блокноте, решаем задачу композиции, масштаба и пропорций. Обращаем внимание на детали и линейно - конструктивный рисунок предметов. Толстая смелая линия обрисовывает не только очертания предметов но и выявляет графическую выразительность постановки.



Для выявления композиции и пропорций между предметами, заключим каждый предмет в прямоугольный модуль и сравним его высоту и ширину с другими объектами постановки.



Очертим вокруг прямоугольных модулей прямоугольную рамку приближенную к формату бумаги на которой будем рисовать. Проведем оси симметрии по вертикали и горизонтали. Таким образом определим центр композиции.

2. Роль цвета основы.

Выбор приглушенного цвета бумаги в качестве основы не случаен.

Этот цвет основы делает контрасты более вибрирующими и устанавливает цветовую доминанту произведения, композиционным центром которого являются контрастный свет предметов разделяющий цвет предметов на теплые и холодные тона.

Переносим нашу композицию на формат бумаги с помощью белого пастельного карандаша с соблюдением пропорций. В обратном порядке относительно подготовительного эскиза проводим: оси симметрии, намечаем местоположения прямоугольных модулей с соблюдением пропорций. Внутри каждого модуля строим предметы.

3. Создание контраста

Светлое на темном и, наоборот, темное на светлом - вот два основных принципа создания контраста. Особое значение эти принципы приобретают в произведениях, где ведущая роль отводится штриху. Выразительность штрихов в данном случае обусловлена их контрастом с фоновым пятном. Используя белый пастельный карандаш распределяем, пятном - обобщенно, свет на предметах. Способность к обобщению в рисунке и живописи - это умение увидеть и изобразить самое существенное, отбрасывая детали и случайные черты. Умение писать обобщенно означает писать свободно, непринужденно, изящно, с пониманием сущности изображаемого и изобразительных средств. Решаем задачу пятна посредством инструмента - растушки.

Тон белого пятна создает нам контраст: светлого и темного. Контраст оказывает определяющее влияние на восприятие объема. Мы можем передать ощущение пространства, глубины и расстояние между передним и дальним планом, акцентируя контрасты на ближайших участках, ослабляя цвет и делая тона более серыми в более удаленных точках натюрморта.



Поскольку наш натюрморт обладает палитрой приглушенных, ярких и светлых цветов по тепло холодности, нам необходимо вспомнить сочетание цветов.



Светлые и темные мелки пастели.





Нейтральный, холодный и теплый черный. Смешивая краплак, берлинскую лазурь и умбру жженую в разных пропорциях, можно получить различные оттенки черного - нейтральный, холодный голубоватый или теплый красноватый.







Цвет можно сделать темнее не только добавлением черного.

Если вы хотите сделать цвет темнее или интенсивнее, вспомните природу: ведь в радуге нет черного, а есть только сочные интенсивные цвета

Если к желтому цвету добавлять один черный, он станет грязновато-зеленым;

Если же вводить постепенно краплак, синий и черный, получатся более естественные градации.

То же относится к голубому и малиновому: если добавлять только черный, то голубой становится сероватым ,а малиновый теряет яркость.

Теплая гамма.

Теплые цвета преимущественно красноватые.

На этом рисунке приведены теплые цвета: желтый, охра, сиена натуральная, оранжевый, красный, кармин, сиена жженая, зеленый.

Посмотрите, что вам даст их смешение с добавками белил.





1. Белила + кадмий желтый средний

2. Белила + желтая охра

3. Белила + желтая охра + кадмий красный средний

4. Кадмий желтый + краплак

5 Белила + кадмий красный

6. Белила + краплак

7. Сиена натуральная + кадмий красный

8. Желтая охра + умбра жженая + немного кадмия зеленого

9. Белила + желтая охра + зеленый + краплак

10. Кадмий желтый + умбра жженая

11. Желтая охра + зеленый + кадмий желтый - белила

12 Краплак + немного зеленого

Холодная гамма.

Холодная гамма основана главным образом на синем цвете

На этой рисунке приведены холодные цвета - оттенки зеленого, голубого и фиолетового, получаемые из светло-зеленого, зеленого, небесно-голубого и фиолетового.







1. Белила + берлинская лазурь

2. Белила + светлый ультрамарин

3. Белила + кобальт синий

4. Белила + берлинская лазурь +зеленый

5. Белила + зеленый + немного желтой охры + немного кадмия желтого

6. Кадмий желтый + зеленый

7. Кадмий желтый средний + берлинская лазурь

8. Белила + зеленый

9. Белила + краплак + светлый ультрамарин

10. Берлинская лазурь + белила + краплак

11. Желтая охра + зеленый + немного белил

12. Берлинская лазурь + зеленый



Приглушенная гамма.

Приглушенные тона в основном сероватые, но в них должно присутствовать достаточно цвета, чтобы они не были унылыми



Приглушенные тона получаются смешением дополнительных цветов с добавлением белил.



1. Белила + умбра жженая + чуть-чуть берлинской лазури

2. То же и немного зеленого

3. Белила + кобальт синий + кадмий красный

4. Белила + желтая охра + светлый ультрамарин

5. Кадмий желтый + белила + кобальт синий +

немного кадмия красного

6. Белила + берлинская лазурь + сиена натуральная +

кадмий красный

7. Белила + краплак + кадмий красный + берлинская лазурь

8. Белила + краплак + зеленый

9. Белила + умбра жженая + зеленый

10. Берлинская лазурь + белила + кадмий красный

11. Белила + краплак + ультрамарин + немного умбры

жженой

12. Умбра жженая + немного берлинской лазури





4-й этап работы

Наносим на светлые участки пастель светлых тонов, прибавляя белый. На теневые участки наносим дополнительные цвета к основному цвету предмета. Таким образом, разбираем весь натюрморт. Накладываем пигмент широкими энергичными штрихами, покрывающими почти всю поверхность бумаги (растушевка выполняется позже).



Цвет можно наносить как штриховкой - ребром мелка, так и плашмя палочкой. Все зависит от размера объекта, над которым вы будете работать. В пастельной живописи роль штриха не сводится к одной лишь графической функции: он может выступать как самостоятельное средство создания живописного произведения - динамичного и экспрессивного. В процессе работы обогащаем цвет оттенками, не забывая про контрасты теплого и холодного, светлого и темного.



Следим за рисунком и формой света и тени. На этом этапе лучше не заниматься детализацией складок. Старайтесь увидеть цвет пятна, его форму, тон. Уже здесь, применяя растушевку, помните, что от силы нажима зависит, сколько тона останется на бумаге, а сколько сотрется.

5-й этап работы



На последних этапах работы добавляем цвет: сначала осторожно, внимательно следя за градациями светотени, затем - более энергично, постепенно увеличивая интенсивность цветовых пятен.

Для наложения интенсивных пятен прижимаем брусок мягкой пастели к бумаге и, надавливая на него, слегка покручиваем: таким образом пигмент хорошо ложится на основу и удерживается на ее шероховатой поверхности.







6. Проработка деталей.

Чтобы картина казалась выполненной тщательно, вовсе не обязательно действительно прорисовывать все детали.

При рассмотрении с некоторого расстояния скопление множества разноцветных штрихов и пятен будет само по себе создавать иллюзию детальной проработки. В нижней части и на дальнем плане композиции выполняем растушевку, чтобы ничто не отвлекало внимания от контрастов центральной темы произведения.

7. Процесс фиксации.

Необходимо слегка сбрызнуть поверхность картины фиксативом, держа баллон на расстоянии не менее 30 см от нее.

Ни в коем случае не допускайте намокания бумаги!

Наносите на поверхность ровно столько слоев фиксатива, сколько требуется, давая каждому из них просохнуть, прежде чем наносить новый.

Картину можно считать хорошо закрепленной, если при проведении пальцем по поверхности с нее не снимается пигмент.



Выставляем работы к доске.

Проводим анализ работ.

Разбираем ошибки.
Подвожу итог мастер- класса.



Используемая литература:

Н. М. Сокольникова - «Основа рисунка»,

Н. М. Сокольникова - «Краткий словарь художественных терминов»,

Энциклопедический словарь юного художника,

И. И. Евдокимов - «Рисование», «Западно - европейская графика XV - XX веков».

Список рекомендуемой литературы

Аксенов Ю.Г., Левидов М.М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986.

Беда Г.В. Живопись М.: "Просвещение", 1986.

Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. М.: "Искусство", 1955.

Кальнинг А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство. М.1968.

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: "Высшая школа", 1992.

Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: "Советский художник", 1965.

Кузин В.С. Психология. М.: "Высшая школа", 1974.

Пучков А.С., Киселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: "Просвещение", 1982.

Элберт Г., Уолф Р. Исследование характеристик цвета. "Художественный совет" № 4, 2004



ФОТО - ОТЧЕТ О МАСТЕР-КЛАССЕ



26




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал