7


  • Учителю
  • РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО. Урок по МХК 7 класс

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО. Урок по МХК 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО.

Урок по МХК 7 класс.


  1. ... Все прочие искусства повиновались зодчеству и подчинялись его требованиям...


В.Гюго. «Собор Парижской Богоматери».




В пятом веке пал Рим. На захваченных варварами территориях начали образовываться новые государства: Франция, Германия, Италия и др. Ко второй половине Х века в искусстве европейских стран сложился единый стиль, получивший название «романский», т.к. мастера использовали некоторые приемы и формы древних римлян (от латинского «Рома» - Рим).

Романский стиль- это художественный стиль, сформировавшийся в Западной Европе в Х веке, это стиль феодальной раздробленности, когда главной заботой людей была мысль о том, как и где найти защиту от стрел и копий врага. В этот период возводятся замки-крепости, соборы-крепости, монастыри-крепости.

Все постройки носят оборонительный характер.

Основными конструктивными и художественно-выразительными элементами являются стена и крестовый свод.

Это архитектура тяжелых сводов, грузных башен и массивных каменных стен.

РОМАНСКИЙ СОБОР.

На вид романский собор прост и строг. В основе он представляет базилику с тремя, или пятью нефами, причем центральный неф выше боковых. Вход находится на западной стороне, а с востока центральный неф завершается полукруглым выступом - апсидой, в которой находится алтарь .Перед алтарем главный неф пересекает поперечный - трансепт. Он придает форму креста и отделяет алтарную часть от основного пространства храма.

Над серединой креста высится массивная башня. Еще 4 башни сторожат храм с восточной и западной стороны. Мощные стены храма украшают ряды полуциркульных арок и маленькие окна-бойницы.


В Западной Европе в отличие от Византии и Руси в оформлении соборов большое значение имели скульптура и рельефы, теснейшим образом связанные с архитектурой. Одним из ранних памятников романской пластики являются бронзовые двери церкви в Хильдесхейме (Германия), на которых помещены 16 сцен из Ветхого завета.

Внутри Романский собор украшен фресками и резьбой.

Фигурки фантастических животных - кентавров, полуящеров, полуптиц вплетены в орнамент резьбы.Они пришли сюда из народных сказок, языческих культов, когда люди обожествляли силы природы.

Фигуры большеголовых святых тесно прижаты к стенам, складки их ниспадающих одежд придают им вид колонн. Бог представляется здесь грозным судьей. Его фигура высится над людьми, которые, с трепетом ждут от него кары или милости.

Фигуры Королевского портала собора в Шартре (Франция), изображающие библейские персонажи и святых, статичны, и неестественно вытянуты в силу своего соединения с колоннами, изящно задрапированы, но их лица вполне реалистичны, даже простонародны. И пусть в них нарушены пропорции, а лица суровы и замкнуты, внутренняя сила этих образов находится в гармонии с обликом здания.

В этих образах находятся представления ремесленников - строителей храма - о добре и зле, боге и дьяволе, месте человека в мире. Недаром деятели церкви часто не одобряли скульптурного убранства храмов, выполненного мастерами-ремесленниками.

Помимо «проповеди в камне», в соборах существовала «проповедь в цвете» - росписи стен. В разных странах росписи различались цветом, колоритом, сюжетами.

Искусство западного средневековья тесно слито с бытом, поэтому появились и получили распространение настенные ковры - шпалеры, которые украшали интерьеры замков и храмов, служили для утепления помещений. В шпалерах сюжетные изображения соединялись с декоративными элементами.

В пределах романского стиля появились различные художественные особенности, ведь на территории Западной Европы образовалось несколько государств, населенных разными народами со своими традициями, национальными особенностями, идущими во многом разными путями развития.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Стиль- система правил создания художественных произведений, особенности художественных форм, присущих какой-либо эпохе.

Базилика - вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн, или столбов на 3 , или 5 частей.

Неф- часть базилики, отделенная от других рядами колонн.

Апсида - полукруглая или многоугольная выступающая часть здания, перекрытая полукуполом.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Трансепт - поперечный неф, отделяющий алтарную часть от основного пространства храма.

Донжон - высокая прямоугольная или круглая башня, под которой располагалось подземелье.

Шпалера - настенный ковер, сотканный в виде картины.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал