- Учителю
- урок ИЗО в 6 классе по теме 'Сатирические образы человека'
урок ИЗО в 6 классе по теме 'Сатирические образы человека'
САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА
Цел и : познакомить учащихся с переплетением понятий прав-жизни и языка искусства, приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительно искусства - карикатурой и ее разновидностями; учить отби-детали и обострять образ при изображении сатирическихобразов или создании дружеских шаржей; развивать наблюдательность, технику рисования карандашом; воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительное отношение к юмору; укреплять межпредметные связи (литература, технология, изобразительное ицкусст;во); формировать умение находить смешные, саркастические образы человека (литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении.
Оборудование: репродукции различных видов карикатуры; образец педагогического рисунка.
Словарь: карикатура, шарж.
Ход урока I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Учитель. Послушайте несколько стихотворений и попробуйте догадаться, как их содержание можно связать с темой нашего урока.
Куплеты
С позволения сказать,
Есть над чем и посмеяться:
Надо всем, друзья, признаться,
Глупых можно тьму сыскать ,
Между дам и между нами,
Даже, даже ... меж царями,
С позволения сказать.
А. С. Пушкин
Мои друзья - загадка для меня
(Пародии на Евгения Винокурова)
Мои друзья - загадка для меня: Мы сверстники, погодки, - почему же Я лучше становлюсь день ото дня, А вот друзья день ото дня все хуже? Тот оплешивел, этот окривел, Тот с зонтиком, у этого калоши. Собачки, дачки, карты - их удел. Мои друзья - плохие. Я - хороший.
Владимир Лифшиц
Его стихи для уха сладки В твореньях малых и больших; Они, как пол лощеный, гладки: На мысли не споткнешься в них.
А. Я. Римский-Корсаков. 1827 год
Почему авторы этих строк утрируют некоторые черты характера своих героев? Для чего это нужно? Чего они достигают таким приемом? (Ответы учащихся.)
Вспомните знакомые вам смешные, сатирические образы литературных персонажей, театральных пьес, кинофильмов. А приходилось ли вам самим придумывать безобидные, но смешные дружеские стишки для своих знакомых?
Свои зрительные и ассоциативные впечатления смешных образов вы попробуете сегодня воплотить в рисунке.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
П. Сообщение темы урока.
Учитель. Знаете ли вы, как называется изображение, намеренно подчеркивающее и преувеличивающее отрицательные особенности объекта и несмотря на это пользующееся неизменным интересом?
Ученики. Это карикатура.
Учитель. На сегодняшнем уроке вы узнаете о разновидностях карикатуры, научитесь приемам создания сатирических образов и дружеских шаржей.
III. Изучение нового материала.
1. Терминологическая работа.
Карикатура - 1) рисунок, комически или сатирически изображающий кого-что-нибудь. (Злая карикатура; карикатура на бюрократов.); 2) смешное, жалкое подобие чего-нибудь. (Эта картина -карикатура на искусство.)
Карикатурист - художник, рисующий карикатуры.
Карикатурный - смешной, подходящий для карикатуры образ. (Карикатурная фигура.)
Шарж - шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт.
2. Знакомство с карикатурой как видом изобразительного
искусства.
Учитель. Карикатура является тем видом изобразительного искусства, где отрицательные образы, отрицательные типы, явления негативного характера выступают наиболее выпукло, наиболее остро.
Слово карикатура (итальянского сапсаШга) означает перегрузку, преувеличение> Карикатура - это рисунок, высмеивающий какое-либо, .явление или человека с помощью преувеличения их характерных черт.
Карикатура является одной из самых распростаненных форм сатиры в изобразительном искусстве. Элементы карикатуры существовали уже в античном искусстве, отчасти в средневековье, а также в искусстве Возрождения (рисунки Аннибале Караччи и Леонардо да Винчи), но в то время они были сравнительно редки.
Как особый сатирический жанр изобразительного искусства карикатура сложилась в конце ХУШ-начале ХЕК века. Само слово впервые было употреблено в названиях картин английского художника У. Хогарта в 1748 году.
В карикатуре недопустима усложненность, излишняя насыщенность деталями - все должно быть просто для восприятия. Нежелательно слишком большое приближение к натуре: тогда карикатура перестанет быть смешной, то есть потеряет свое главное качество.
Некоторые полагают, что карикатура - это более или менее уродливый рисунок, который проще сделать, чем обыкновенный, серьезный рисунок. Это глубокое заблуждение..Сложные вопросы пространства, света и цвета, анатомии и перспективы в карикатуре, правда, решаются упрощенно и в своеобразной форме. Но это упрощение требует от художника серьезного владения всеми этими средствами.
Художник-карикатурист должен быть человеком не только остроумным, но и очень наблюдательным, уметь подмечать едва заметные для других черты, чтобы смелым, гротескным преувеличением их вызывать смех.
Несмотря на тенденциозное преувеличение, карикатура не должна слишком отрываться от оригинала, который должен оставаться узнаваемым. За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж. На рисунке показан как бы постепенный процесс окарикатуривания. Шаг за шагом, подчеркивая самое характерное в обрюзгшем старческом лице короля, выдающийся французский художник ХГХ века О. Домье довел изображение до обыкновенной груши!
Нет сомнения, что, увидев эту карикатуру, современники тотчас же догадывались, кого изобразил художник. Можно легко себе представить, как они покатывались со смеху и как бесился сам король и его приближенные.
Карикатура может быть юмористической или сатирической. Юмористическая карикатура отличается шутливым, добродушным отношением художника к изображаемому. Сатирическая карикатура разит зло и беспощадно. Рассмотрите рисунок Н. Елина и попробуйте догадаться, о чем спросил ребенок свою маму, что лежит в его основе. Еще один вид карикатуры -это шарж (от франц. СЬаг§е -искаженное изображение). Шаржи делаются на людей, к которым автор"относится очень хорошо, с больфи^-уважением, дружественно. Смех его чисто приятельский.
В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика изображаемого с остроумным и комическим преувеличением характерного. Однако в этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство. Вот что по поводу своих шаржей говорит известный советский художник Ф. Решетников: «Свои шаржи я делаю только на тех людей, которых хорошо знаю... Мне просто хочется весело рассказать о неповторимой оригинальности их внутреннего мира, сделать наглядным то, что раскрывается лишь в минуты наибольшей непосредственности поведения».
3. Особенности работы над карикатурой и шаржем.
Учитель. Чтобы уметь изобразительными средствами выделить существенное и характерное в персонаже, нужно уметь тонко и остро подметить эти черты в натуре и очень точно передать их в рисунке, безошибочно отбросив все второстепенное.
Карикатурист должен упорно тренировать зрительную память, так как ему более чем другим художникам приходится работать по памяти и по представлению.
Для тренировки полезны два способа. Первый - постоянно делать быстрые наброски с натуры, когда художнику приходится передавать только главное. Второй - постоянно работать по памяти, то есть повторять по памяти свои «академические» рисунки.
Человек - основной персонаж карикатуры. Он бывает изображен в ней в самых различных положениях - он может лежать, сидеть, бежать или прыгать, выполнять различные работы. В процессе создания карикатур такие фигуры лучше первоначально набрасывать обнаженными, чтобы острее почувствовать движение, а затем уже их «одевать» (причем без излишних подробностей).
Один из труднейших компонентов - лица персонажей с их характерными индивидуальными чертами, выражением, мимикой. Решая эту задачу, следует особенно много приложить старания, непрерывно делая наброски различных типажей с натуры, остро подмечая характерные черточки.
Лицо каждого человека своеобразно и неповторимо, поэтому нужно внимательно вглядываться в объект изображения, находя 1 главное и отличительное, что потом следует подчеркнуть. Зарисо-| вывать следует так, чтобы человек не подозревал об этом, не позировал.
Руки - немаловажный элемент в карикатуре. Их надо уметь I верно изображать в любых положениях и ракурсах, что вызывает необходимость делать многочисленные зарисовки с натуры.
IV. Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня на уроке перед вами стоит задача: выполнить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя.
Рассмотрим рисунок А. А. Агина, выдающегося иллюстратора ' «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. (Показывает.) Как вы думаете, какой образ литературного героя из этой книги изображается чаще всего сатирически? Конечно же, это Плюшкин. Посмотрите, каким он показан на рисунке. Благоговейно, с молитвенным выражением р взирает он на только что полученные деньги. Плюшкин изображен сутулым, с морщинистым лицом, укутанным в рубище. -Рисунок выполнен точными, подчеркнуто четкими линиями и штрихами, выявляющими главное - позы, жесты, выражение лица. Заострив внимание на внешности Плюшкина, художник великолепно выявил суть стяжательства и скряги.
Физкультминутка
Выполнение упражнений:
-
Исходное положение - стоя, держась за спинку стула. Насчет «раз» - подняться на носки; на счет «два» -. присесть; на счет «три» - вернуться в исходное положение. Повторить 15-20 раз.
-
Исходное положение - сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз. Исходное положение - сидя прямо, не опираясь на спинку стула, руки на поясе. Наклониться вперед и коснуться руками нос
ков ног. Повторить 12-14 раз. -
Исходное положение - сидя на краю стула, руки на затылке, ноги врозь, выпрямленные. Сделать по 8 круговых движений в левую сторону, а затем в правую сторону. Повторить 5-6 раз.
-
Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев,.поднять руки вверх - вдох; следить глазами за руками, не поднимай головы, руки опустить - выдох. Повторить 4-5 раз.
-
Исходное положение - сидя. Смотреть прямо перед собой на
классную доску 2-3 секунды, перевести взор к кончику носа на 3-5
секунд. Повторить 6-8 раз. -
Исходное положение - сидя, закрыть веки. В течение 30 се
кунд массировать их кончиками указательных пальцев.
V. Практическая работа.
Задание. Выполнить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя и дружеского шаржа.
Учитель. Прочитайте записанные на доске стихотворные портретные зарисовки, которым я дала общее название «Улыбки сатиры», представьте описанные образы, если они вам понравились, и можете их изобразить на своих сатирических портретах и шаржах.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
VI. Итог урока.
1.Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово.
Учитель. Мне приятно было убедиться в том, что вы умеете подшучивать над другими по-доброму, безобидно, неоскорбительно. И эти шутки выглядят на ваших рисунках добродушно-ироничными. В своих работах вы сумели добиться портретного сходства. Но в то же время при этом выделили наиболее характерные черты модели, юмористически заострив их.
Домашняя работа: подобрать иллюстрации из газет и журналов с изображением сатирических образов, описать их, придумать к ним текст соответствующего содержания; индивидуальное задание по желанию: подготовить сообщение о творчестве одного из карикатуристов