7


  • Учителю
  • Конспект по искусству на тему Искусство и власть (9 класс)

Конспект по искусству на тему Искусство и власть (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Тема: «Искусство и власть». Цель: начать осваивать понятия «искусство», «виды искусства», многообразие содержания художественных произведений. № урока: 1 УУД: Познавательные:ознакомиться с видами искусства, познакомиться с понятиями «искусство», «классификация» Регулят
предварительный просмотр материала

Тема: «Искусство и власть».



Цель: начать осваивать понятия «искусство», «виды искусства», многообразие содержания художественных произведений.



УУД:

Познавательные: ознакомиться с видами искусства, познакомиться с понятиями «искусство», «классификация»

Регулятивные: Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.

Коммуникативные: Обеспечивать возможности сотрудничества - учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.

Личностные: Делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.



Оборудование для учителя:

Интерактивная доска для показа презентации, конспект.



Оборудование для ученика:

Тетрадь, ручка, карандаш, мобильные телефоны с выходом в интернет.



Тип урока:комбинированный урок.



Структура урока:





Этап

Оборудование

Время

1



Организационный момент

Презентация

5 мин.

2



Мотивация учебной деятельности

Презентация

5 мин.

3



Изучение нового материала

Презентация, тетрадь, ручка

20 мин.

4



Закрепление нового материала





7 мин.



5

Подведение итогов урока



3 мин.





-Проверка готовности.

-Отмечание отсутствующих.

Тетрадь, ручка.

Мотивация учебной деятельности

В этом году вы продолжаете изучать предмет искусство. В течение года вы будете вести тетрадь, где будете записывать все самое интересное и необходимое для того, чтобы освоить этот предмет, а также свои мысли, открытия, мнения и проверочные работы. А еще в освоении предмета вам поможет учебник «Искусство», по которому вы уже занимались на протяжении восьмого класса. Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть». Для начала следует найти ответы на вопросы:

ВОПРОС: Что такое искусство? Что такое власть?

ОТВЕТ: Искусство - процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

ВОПРОС: может ли искусство абстрагироваться от власти, творить исключительно по велению души, а не из желания быть созвучными правящей идеологии?

Это мы и постараемся выяснить на сегодняшнем уроке.

Левый марш

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово,

товарищ маузер.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой!

Левой!

Левой!



Эй, синеблузые!

Рейте!

За океаны!

Или

у броненосцев на рейде

ступлены острые кили?!

Пусть,

оскалясь короной,

вздымает британский лев вой.

Коммуне не быть покоренной.

Левой!

Левой!

Левой!



Там

за горами горя

солнечный край непочатый.

За голод

за мора море

шаг миллионный печатай!

Пусть бандой окружат нанятой,

стальной изливаются леевой,-

России не быть под Антантой.

Левой!

Левой!

Левой!



Глаз ли померкнет орлий?

В старое станем ли пялиться?

Крепи

у мира на горле

пролетариата пальцы!

Грудью вперед бравой!

Флагами небо оклеивай!

Кто там шагает правой?

Левой!

Левой!

Левой!

1918.



ВОПРОС: сколько произведений искусства вы сейчас восприняли? Кто их авторы?

ОТВЕТ: В. Маяковский, «Левый марш», Б. М. кустодиев «Большевик», Пьер Дегейтер мелодия «Интернационала»

ВОПРОС: Как вы считаете, какое воздействие оказала на выбор темы окружающая поэта, музыканта и художника политическая обстановка? Что происходило в годы создания этих работ? Кто был у власти?

ОТВЕТ: с 1917 года у власти были большевики, чем и обусловлен выбор тематики.































Б. М. Кустодиев, «Большевик. Пьер Дегейтер, «Интернационал»

Изучение новго материала

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

ВОПРОС: Когда же появилось искусство?

ОТВЕТ: Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

ВОПРОС: Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?

ОТВЕТ: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм, мудрость, что вызывало почтение и восхищение простых людей.

Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов, созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного. Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами. В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимаю шаманы и жрецы, обладающие огромной властью.

ВОПРОС: Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен?

ОТВЕТ: В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона, сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти. Увековечивая имена фараонов в фресках, сохраняя черты их лица в погребальных масках, говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы.

ВОПРОС: Персонифицировано ли искусство в это время?

ОТВЕТ: Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы. Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции. Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах.

Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов. Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах. В случае преступления человека его изображения уничтожались, тогда как статуям наместников просто меняли «головы». С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора). Конечно же и лицо, и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.

Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.

Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны. Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами. Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев.

В 15 веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва. Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки, чем вызвано становление хора певчих дьяков. Все это подчеркивало власть государеву.

Но вернемся к великим победам, как и в древнем Риме в ознаменование одержанных побед сооружаются триумфальные арки.

1. Триумфальная арка в Париже - монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806-1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Построеные по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором

2. Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи - аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура - отливались из чугуна

Воспевание власти в музыке особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке. Например, в государственном гимне Российской империи 1833 года (1917) «Боже, царя храни!». Муз. князя Алексея Федоровича Львова , слова Василия Андреевича Жуковского «Молитва русских». Тому самому Жуковскому литературному «учителю» Пушкина

ВОПРОС: Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (боже, храни королеву).

ОТВЕТ: Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.

ВОПРОС: Должно ли государство вводить цензуру на искусство? Объясните свою позициюю

Нередко и сами представители власти склонны к искусству. Сейчас я представлю вам несколько произведений, а вы попробуете угадать, к какому времени они принадлежат, и кто мог бы быть их создателем.

</<span>(Звучит одна из стихир Ивана Грозного, стихотворения Сталина.)* * *





Когда луна своим сияньем

Вдруг озаряет мир земной

И свет ее над дальней гранью

Играет бледной синевой,

Когда над рощею в лазури

Рокочут трели соловья

И нежный голос саламури

Звучит свободно, не таясь,

Когда, утихнув на мгновенье,

Вновь зазвенят в горах ключи

И ветра нежным дуновеньем

Разбужен темный лес в ночи,

Когда беглец, врагом гонимый,

Вновь попадет в свой скорбный край,

Когда, кромешной тьмой томимый,

Увидит солнце невзначай, -

Тогда гнетущей душу тучи

Развеют сумрачный покров,

Надежда голосом могучим

Мне сердце пробуждает вновь.

Стремится ввысь душа поэта,

И сердце бьется неспроста:

Я знаю, что надежда эта

Благословенна и чиста!



«Боже царя храни» А.Ф. Львов

Закрепление нового материала

1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти - религиозной и светской)

2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)

3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен - поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)

4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы)

5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)

6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)

7. В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима)

8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)

9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций)

10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти)

11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы - Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки)



Подведение итогов урока

Домашнее задание:

Продолжите фразу: Сегодня я узнал… Меня удивило…

Я приобрел…

Я попробую…

Мне захотелось…





6



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал