7


  • Учителю
  • Открытый урок 'Украшение в жизни древних обществ. Греческая вазопись'. 5 класс

Открытый урок 'Украшение в жизни древних обществ. Греческая вазопись'. 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Сафиханова Эльвира Халимзяновна, учитель изобразительного искусства     «МБОУ Татарская гимназия №11» Советского района г. Казани Ход урока: I. Организационный момент: 1. «Здравствуйте». Сегодня у нас гости в школе. Давайте их поприветствуем.2. На уроке вам понадобятся:
предварительный просмотр материала

Сафиханова Эльвира Халимзяновна, учитель изобразительного искусства

«МБОУ Татарская гимназия №11» Советского района г. Казани


Ход урока:


I. Организационный момент:


1. «Здравствуйте». Сегодня у нас гости в школе. Давайте их поприветствуем.

2. На уроке вам понадобятся: белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. Все ли у вас приготовлено?


Тема урока: «Украшение в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

Цель урока: Сегодня мы должны познакомиться со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике, сформировать понимание места и роли античного искусства в мировой художественной культуре.


II. Актуализация темы урока:


Учитель: От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалось, вечной.

Если посмотреть на карту, то мы увидим небольшой участок земли в бассейне Средиземного моря. Все население Афин - самого сильного и главного очага античной культуры по численности населения не превышает четверти нашего города.

Несравнимо с современностью и производство: мелкие ремесленные мастерские, где трудились вручную топором, пилой и молотком. И в этом маленьком, казалось бы примитивном мире зародилась и расцвела гигантская духовная культура., несостаревшаяся даже через столетия.

До сих пор в архитектуре применяют древнегреческие приемы строительства зданий: Вход в ДК «Саид Галиева» в Дербышках, Казанский университет и других общественных зданий в нашем городе выглядит так, как когда-то украшали вход в греческий храм.

Художники начинают свое обучение с изображений греческих статуй. Пропорций, применяемых греческими скульптурами, придерживаются все художники мира. Поэтому искусство Древней Греции называют классическим.

Факел олимпийских игр, зажженный в VII веке до нашей эры в честь Зевса Олимпийского, до сих пор предают из рук в руки спортсмены всего мира.


III. Формирование новых знаний:


Учитель: Давайте посмотрим на эти плакаты и узнаем, о чем нам расскажут сосуды, созданные мастерами Древней Греции. Ничего, не зная об этих современных по форме изделиях, мы все-таки не ошибемся, если скажем, что люди, которые их вылепили, стояли на очень высокой ступени развития. Об этом свидетельствует хорошо продуманная, изящная форма посуды. Каждый из этих керамических сосудов имел свое назначение, которые непосредственно отразилась в его форме.


  1. Гидрия - сосуд для воды.

В древней Греции они были широко распространены, так как воду приходилось носить из источников. Для этого гидрия приспособлена как нельзя лучше: вместительное яйцевидное тулово плавно переходит в довольно узкое горло, чтобы вода не расплескивалась. За две ручки, расположенные по бокам, удобно было поднимать тяжелый, наполненный водой, сосуд и поддерживать его по ходу. Третья вертикальная ручка позволяла наклонять гидрию и выливать из нее жидкость. За эту же ручку держали пустой сосуд.


2. Кратер - большая чаша для смешивания вина и воды. Его широкое тулово давало возможность делать это без затруднений.

  1. Амфора - сосуд с довольно узким горлом и двумя ручками сверху.

В больших амфорах перевозили и хранили вино или масло. Маленькими пользовались на пирах.


  1. Лекиф - очень стройный, изящный кувшин с узким горлом, широким

венчиком сверху и высоким туловом. Он предназначен для хранения масел. Многие масла были тогда поистине драгоценны, например, всевозможные ароматные пропитания для ухода за кожей. Лекиф позволяет бережно наливать содержимое, не пролив ни капли. Великолепные амфоры вручали победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всех жизненном пути.


IV Практическая работа №1:

Выбрать форму сосуда и выполнить сосуд в технике аппликации.


Включить быструю музыку: мелодия «Сиртаки»


В это время другие 2 ученика на больших листах создают образ древнегреческой вазы из фрагментов.


Учитель: И форма, и размеры и роспись сосудов - все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был знать.

В росписи древнегреческих ваз можно выделит орнамент и картину.


Учитель: Какую часть вазы украшали орнаментом?


Ответ: Орнаментом украшали менее важные части вазы (ножку и горлышко).


Учитель: Орнамент часто представлял узор из тонких перистых листьев, напоминающих пальмовые (пальметта). Очень распространен был так называемый меандр- узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Свое наименование он получил от названия извилистой реки в Малой Азии - Меандр. В этих узорах можно найти сходство с элементами древней свастики и другими символами, но все- таки они больше является украшением сосуда, чем зашифрованными знаками.


Учитель: Главную часть сосуда - его тулово - занимает картина. По этим мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях и т. д. - ведь картины изображали и мифологических героев, и бытовые сцены.

Учитель: У вас было домашнее задание. Вам нужно было прочитать один из древнегреческих мифов и сделать к нему эскиз. Есть желающие рассказать об одном из мифе древней Греции.


Ответ: Дети рассказывают 2 мифа.


Учитель: Еще, какие эскизы вы сделали на эту тему?


Ответ: Дети показывают эскиз и называют, к какому мифу он был

сделан.


Учитель: Ребята еще раз посмотрите на доску, и скажите, чем они отличаются.


Ответ: На одной вазе черные фигуры, а на другой краснофигурные.


Учитель: Наиболее известные древнегреческие вазы двух стилей: чернофигурные и краснофигурные. Чернофигурные вазы получили распространение в VII-VI в.в. до н. э. На красноватый фон обожженной глины художник написал рисунок и орнамент и заливал их черным лаком.

В отдельных местах по силуэту он процарапывал такие линии, усиливая выразительность рисунка.

В средние века чернофигурный стиль исчерпал себя, появилось новое художественное решение, которое пришло вместе с краснофигурным стилем.

Теперь мастер заливает фон черным лаком, а фигуры и орнамент сохраняют цвет обожженной глины.


V. Практическая работа №2


Ваша задача оформить сосуд орнаментом (ножку и горловину) и изобразить мифологический сюжет или нарисовать картину из жизни древних греков, в чернофигурном стиле на сосуде любой формы.

Включить музыку для души (шум моря).


VI. Анализ работы.


VII. Уборка рабочего места.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал