7


  • Учителю
  • Конспект урока по МХК на тему 'Рождение человеческой цивилизации. Изобразительное искусство'

Конспект урока по МХК на тему 'Рождение человеческой цивилизации. Изобразительное искусство'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Урок № 8

Раздел: ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Тема урока:

Рождение человеческой цивилизации.

Изобразительное искусство

RK. «Игнатиевская и Капова пещеры»

Цели:

Формирование представлений о понятии «первобытная культура»;расширение лексики учащихся в пределах темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит; развитие навыков элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя; развитие умения убедительно, ярко излагать подготовленный материал; развитие навыка самостоятельной работы со справочной литературой( выяснение значения слов «археология», «этнография», «лингвистика»); углубление представлений о характерных особенностях изобразительного искусства эпохи палеолита; расширение лексики учащихся в пределах темы урока: синкретизм, охра.

Задачи:

  • Воспитывать у учащихся эстетический вкус

  • Развивать знания об основных особенностях развития первобытного искусства

  • Воспитывать интерес к культуре прошлого.


Оборудование: экран, медиапроектор.


Литература:

  • Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.

  • МХК. Поурочные планы 8 класс.

Тип урока: Урок - лекция

Оформление:

  • Презентация Power Point по теме урока; схема периодов первобытной культуры (раздаточный материал);

  • таблица: «Достижения культуры первобытного общества»;

  • словари.


Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Введение темы урока.

-Ребята, вам всем знакомы слова: «это красиво», «это некрасиво»,

«прекрасно», «безобразно». Откуда у человека чувство красоты? Как человек научился видеть и понимать, ценить красоту и создавать красивое? Кто его научил этому?

(Красиво, это когда приятно смотреть. Красоте человек учится у природы…)

-Действительно, чувство красоты в человеке прежде всего пробуждает природа. И во всём, что бы ни делал человек, проявляется его понимание красоты. Представления о красоте, о прекрасном ярче всего отражается в искусстве.

-Сегодня мы отправляемся в новое увлекательное путешествие по страницам истории искусства, шаг за шагом постигая идеалы красоты и совершенства.

-Мы открываем первую страницу истории искусства и попадаем в загадочный и причудливый мир первобытной культуры.

-Итак, запишите пожалуйста тему нашего урока: « Рождение человеческой цивилизации. Изобразительное искусство».


__Ребята, давайте вспомним, что значит понятие «Цивилизация»?

(под «Цивилизацией» обычно понимают уровень метериального и духовного развития общества.(транспорт, школы, театры…)


ІІІ. Изучение нового материала

Пусть вас не удивляет сочетание слов «первобытная культура».

История первобытности началась с появления первых людей на Земле. И хотя первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали много открытий: научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней (коренные народы Австралии, Африки).

Естественно, открывая первую страницу истории искусства, мы задаёмся вопросом: как давно зародилось искусство? Когда человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать? Когда возникло у человека одно из самых замечательных чувств - чувство красоты?, чувство прекрасного? Ответить на этот вопрос нам помогают три науки: археология, этнография, лингвистика.

--Ребята, у вас на столе лежат словари. Найдите, пожалуйста значение этих слов и зачитайте.

-на слайде понятия - археология, этнография, лингвистика)


Первая из наук - археология- изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Ничто в истории не исчезает бесследно. И дело археологов - найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков. Так, во время раскопок в различных местностях были обнаружены следы древнейшей жизни. На стенах и потолках пещер в местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные изображения животных. Олени, бизоны, дикие кони, мамонты, саблезубые тигры - животные, которые ныне на Земле уже не существуют, - украшали пещеры первобытных людей.

Вы можете возразить: какое искусство могло быть у первобытных людей? Их жизнь была полна опасностей, и все их мысли и силы поглощала охота на сильного и коварного зверя. Как же можно было в таких условиях заниматься искусством?

Чтобы убедиться в обратном, давайте заглянем в пещеру первобытного человека.

Слайд (Бизон. Пещера Альтамира)

Перед вами изображение бизона.

Обратите внимание на то, как сделан рисунок:

  • Изображение цветное или чёрно-белое?

  • Крупное или маленькое?

  • Правильно ли передан контур, силуэт животного?

  • Можно ли сказать, что это «портрет» животного?

Рисунок ( в рост животного) сделан сильными, точными линиями; его силуэт необыкновенно выразителен и реалистичен. Посмотрите, как великолепно передана монолитная, могучая фигура бизона. Изображение полно жизни: в нём чувствуется трепет напрягшихся мускулов, упругость крепких ного.

В пещере Альтамире «залы» с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 метров. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г.Кюн называет эту пещеру «королевой всех расписанных пещер» и сравнивает её со знаменитой Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.

-Очень интересна история открытия этой пещеры.

На прошлом уроке вам было дано задание подготовить опережающее сообщение об истории открытия Альтамиры.


Рассказ ученика: Около 150 лет назад, в 1868 году, испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, адвокат по профессии и археолог по призванию, узнал, что близ деревни Альтамира находится пещера. «А вдруг в ней жили первобытные люди?» - подумал он. Саутуола взял лопату, свечи, ощупывая стены, начал пробираться узким ходом вглубь пещеры. Вскоре он оказался внутри помещения, напоминающего жилище древнего человека. Саутуола стал осторожно перекапывать глинистый пол пещеры и нашёл несколько камней с острыми краями. Это были орудия древнего человека.

Однажды вместе с Саутуолой в пещеру спустилась его пятилетняя дочь Мария. Сначала ей было страшно, но потом Мария рискнула забраться в самый дальний угол пещеры. В этом месте с потолка свисали большие глыбы. Вдруг девочка от испуга уронила свечу и с криком «Бык!» бросилась к отцу.

-- Откуда здесь взяться быкам? - успокаивал её Саутуола?

Но девочка тянула отца к месту своего открытия. Взглянув на потолок, археолог и сам пришёл в сильное волнение. Ещё бы! Кругом были бизоны. Точно живые. Один щиплет траву, другой лежит, третий падает, пронзённый стрелой.

Так были открыта пещера Альтамира.


Учитель: О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине 19 века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряжённой борьбы и драматизма.. Один из самых драматических эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру со множеством великолепных, цветных изображений, росписи Альтамиры настолько поразили учёных, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вёл борьбу за выживание. Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность росписей этой пещеры была признана лишь в 1902 году, уже после его смерти.

Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они в других странах. Есть такие пещеры и у нас на Южном Урале.

Это Игнатиевская пещера, Капова пещера, Серпиевская-2.


RK. Святилище в Игнатиевской пещере.

С незапамятных времён в глухих лесах южноуральских гор, в скалистом обрыве берега реки Сим в Катав-Ивановском районе Челябинской области башкирам была известна пещера, которую они называли Ямазы-таш. Позднее русские назвали её Игнатиевской, по имени христианского отшельника старца Игнатия, живщего поблизости. Пещера эта двухярусная, длиной около 600 метров. Она промыта в толще горы водой. За последние 250 лет пещеру осматривали многие известные русские путешественники и археологи. Они искали в пещере следы жизни древнейщих обитателей Южного Урала.Но раскопки в пещере, у входа, обнаружили лишь следы более поздних эпох: угли костров, кости животных, обломки глиняных сосудов и каменных орудий.

Главную свою тайну пещера открыла только в 1980 году, когда в ней начала работу археологическая экспедиция под руководством В.Т.Петрина. Сотрудник экспедиции, тогда ещё студент,а после учёный В.Н.Щироков при обследовании стен пещеры в первом ярусе обнаружил древний рисунок - округлое пятно,ограниченное отрезками примых линий. Выполнен он был красновато-коричневой минеральной краской -охрой. Позднее выяснилось, что рисунки в Игнатиевской пещере выполнялись и чёрной сажей.. Вода, стекавшая по стенам пещеры в течении тысячелетий, несла мельчайшие известковые частицы. Они оседали на стенах и покрывали их и древние рисунки полупрозрачной корочкой, которая надежно защищает изображения от разрушений. Эти частицы и доказывают древность рисунков. Археологи выяснили, что стены первого яруса и потолок второго покрыты рисунками людей ледникового периода (примерно 15-13 тысяч лет назад). Охотники на диких лошадей, мамонтов, северных оленей рисовали здесь столь привычных для их времени животных, а также условные знаки-символы: змею, дротик, вертикальные линии. Есть здесь также единственное изображение человеческой фигуры.

--Зачем древним людям потребовалось рисовать в потаённых местах Игнатиевской пещеры, среди тишины и мрака? Что означают их рисунки?

Учёные считают эти и подобные им рисунки людей ледникового периода в других пещерах Южного Урала: Каповой в Башкирии, Серпиевской-2 недалеко от Игнатиевской - частью магических обрядов, связанных с охотой, добычей пищи.

Также учёные считают, что община или несколько общин охотников ледникового периода проводила В Игнатиевской пещере и традиционный для древних людей обряд посвящения во взрослые.

Как он выглядел? Вряд ли мы когда-нибудь будем знать это в деталях. Подобные обряды у древних народов включали суровые испытания; пройдя через них и одержав победу над собой, вчерашний мальчик становился полноправным мужчиной.

Игнатиевская и Капова пещеры представляют ценный историко-археологический и природный памятники Урала.

Всего на Ю.Урале найдено около 2000 тысяч пещер. В Челябинской обл. - около -300х сот, и всего в Двух обнаружена живопись.


Учитель--Однако «королевой» среди древних пещер с росписями остаётся Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории.

Когда были открыты эти произведения первобытных людей, появилась и необходимость их изучать, классифицировать, определять, на какой стадии развития древнего человека были достигнуты столь высокие результаты. Таким образом появилась наука, которая изучала именно культуру первобытного общества.

Первобытным искусством считают искусство времени первобытно-общинного строя, т.е. от появления Homo sapiens s. И до возникновения классовых обществ, цивилизаций. Развитие искусства происходило на протяжении многих тысячелетий. Историю мировой культуры принято делить по эпохам, или периодам. Так, в первобытной культуре выделяют следующие периоды:


І. Эпоха Палеолита («палео» -древний, «литос» камень) - древний каменный век (свыше 2 млн. лет назад - 10 тысяч лет до н.э.)

Эта эпоха делится на:

А) ранний палеолит (св. 2 млн.лет назад 10 тыс. лет до н.э.)

Б) средний палеолит (40 -35 тыс.лет до н.э.)

В) поздний (верхний) палеолит (35 -10 лет до н.э.) этот период в свою очередь делится на:

Ориньяк (35 20 тыс. лет до н.э.)

Солютре (20-15 тыс. лет до н.э.)

Мадлен (15 10 тыс.лет до н.э.)


ІІ. Эпоха Мезолита (средний каменный век 10 -6 тысяч лет до н.э.)


ІІІ. Эпоха Неолита (новый каменный век 6 -4 тысячи лет до н.э.)


ІV. Эпоха Энеолита (медный век 4 - 3 тысячи лет до н.э.)


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Что же представляло собой искусство на заре человечества?

Первоначально оно носило СЕНКРИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, .е. в нём не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Так, например, надевая на себя звериные маски и исполняя «танец буйволов», первобытный человек считал, что это послужит успешной охоте на зверя.

Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

--Как вы думаете, какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное?

Первые рисунки были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками, костями по мягкой глине. А также отпечатки человеческой руки обведённые контуром.

Давайте снова вернёмся в пещеры с росписями.

--Где находится этот рисунок, на стене какой пещеры, в какой стране?

(Альтамира.Испания)

--Как называется эта пещера? Изображения каких животных мы здесь видим?


Учитель: -А это пещера Нио во Франции. На стене пещеры олень.

---Как вы думаете, что объединяет все эти рисунки? Есть ли в них что-то общее?

(Изображения животных, анатомически правильный силуэт, цветное изображение, масштабное изображение)

---Как вы думаете, просто ли было первобытному человеку сделать такой рисунок?

(надо было много наблюдать животных, быть внимательным)

Учитель: -Действительно, в этих рисунках отразилось внимательное, уважительное отношение к зверю.

Зверь был основой существования людей первобытной эпохи: мясом они питались, из шкур шили одежду, покрывали е. жилища, из костей изготовляли орудия труда, магические или иные предметы.

Конечно, первобытный человек не собирался украшать пещеру и не думал о том, что пишет картину. Рисуя фигуру зверя, человек познавал его и как бы «овладевал» животным. «Наверное - думал обитатель пещеры, - и в рисунке живёт душа зверя. Только надо его нарисовать со стрелой в боку или побитого камнем и спеть колдовскую песню».

В пещерных росписях очень часто можно увидеть изображения раненых и умирающих животных.

---Опишите, что здесь изображено? (Раненый бизон, мёртвый человек и носорог. Пещера Ляско. Верхний палеолит, мадлен). .


Ответы учащихся…….

Обнаружена эта пещера была совершенно случайно в 1940 году. Пещеру Ляско обнаружили 4 школьника. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, куда и спустилиль мальчишки. Внутри оказалась ещё одна дыра меньших размеров. Один из ребят кинул в неё камень и по шуму определил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, зажёг фонарик, ахнул и позвал друзей. Со стен пещеры смотрели на них какие- то огромные звери.

(«Большой зал» пешеры Ляско. Франция.

Верхний палеолит, мадлен)

--Как вы думаете, откуда люди брали такие стойкие краски, сохранившиеся до наших дней? (из природы)

---Верно, это природные красители. Их делают из различных минералов(т.е. камней и горных пород. Земляные краски используются со времён каменного века до наших дней. Основу земляных красок составляет глина -ОХРА.


ПЕРВОБЫТНАЯ СКУЛЬПТУРА

Первобытная скульптура представлена большей частью фигурками женщин, высеченными из камня, известняка, реже из мамонтовой кости, они появились в эпоху Ориньяк и получили название (палеолитические Венеры».

--Правильно ли с точки зрения анатомии, соблюдены пропорции её тела?

--Какие части тела преувеличены?

--Как вы думаете, почему первобытный человек делал именно такими скульптурки женщин?

Такое изображение женских фигур объясняется магическим значением статуэток: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины. Эти статуэтки находили в особых ямках-кладовках заботливо укрытыми и защищёнными костями убитых на охоте животных.

Итак. «палеолитические Венеры» - это обобщённый обрах хранительницы очага, символ плодородия. Почитались как святыни.

Однако образ женщины представлен в искусстве палеолита не только такими фигурками. Среди обнаруженных в нашей стране (на реке ангаре, Восточная Сибирь) двадцати женских статуэток есть фигурки узкие, стройные, у них имеются глаза, рот, волосы.

В эпоху неолита появилась КЕРАМИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА.

На Украине, в Триполе найдена керамическая посуда, не имеющая аналогов в мировом искусстве. Сосуды красивой формы из красной глины, украшенные различными орнаментами (спираль- непрерывное движение солнца и времени, ромбы- символ женского божества, посылающего на землю «небесную влагу»; круг- солнечный диск; зигзагообразная линия -змея- покровительница дома, посредница между небом и землёй…)


ІV. Итог урока

Дискуссия на тему: «Было ли у первобытного человека чувство прекрасного?»

Стихотворение Берестова «Первые рисунки»


Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследьем дорожим.

Он не умел слепить горшок из глины,

Боялся духов, выдуманных им.


Но до сих пор в его глухой пещере

Толпой теней, стремительно живой

Летят по стенам яростные звери,

Свирепые противники его.


Глаз мамонта испуганно косится,

Бежит олень, погоней окрылён,

Упал и, умирая, шевелится

И кровь глотает раненый бизон.


Охотники бесшумно шли по следу,

И громким криком открывали бой,

И закрепляли трудную победу

Рисунком лёгким, тонкою резьбой.

V. Домашнее задание:

  1. Знать значение понятий «археология», «этнография», «лингвистика»,

«палеолит», «мезолит», «неолит», «энеолит», «синкретизм», «охра».


  1. В таблице «Достижения культуры первобытного общества» заполнить графу «Материальная культура», «таблицу начертить в тетради


ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА


ПЕРИОДЫ

МАТЕРИАЛЬНАЯ

КУЛЬТУРА

ИСКУССТВО

1.Средний палеолит

2.Верхний палеолит

3.Мезолит

4.Неолит

5.Энеолит


Для заполнения графы «Материальная культура» дать учащимся материал (раздаточные листы).

Раздаточный лист

НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ

археология этнография лингвистика

рисунок, живопись, обряды, ритуалы сказки, загадки,

скульптура, архитектура верования пословицы

І. Эпоха Палеолита («палео» -древний, «литос» камень) - древний каменный век (свыше 2 млн. лет назад - 10 тысяч лет до н.э.)

Эта эпоха делится на:

А) ранний палеолит (св. 2 млн.лет назад 10 тыс. лет до н.э.)

Б) средний палеолит (40 -35 тыс.лет до н.э.)

В) поздний (верхний) палеолит (35 -10 лет до н.э.) этот период в свою очередь делится на:

Ориньяк (35 20 тыс. лет до н.э.)

Солютре (20-15 тыс. лет до н.э.)

Мадлен (15 10 тыс.лет до н.э.)


ІІ. Эпоха Мезолита (средний каменный век 10 -6 тысяч лет до н.э.)


ІІІ. Эпоха Неолита (новый каменный век 6 -4 тысячи лет до н.э.)


ІV. Эпоха Энеолита (медный век 4 - 3 тысячи лет до н.э.)



приложение

Рассказ ученика: Около 150 лет назад, в 1868 году, испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, адвокат по профессии и археолог по призванию, узнал, что близ деревни Альтамира находится пещера. «А вдруг в ней жили первобытные люди?» - подумал он. Саутуола взял лопату, свечи, ощупывая стены, начал пробираться узким ходом вглубь пещеры. Вскоре он оказался внутри помещения, напоминающего жилище древнего человека. Саутуола стал осторожно перекапывать глинистый пол пещеры и нашёл несколько камней с острыми краями. Это были орудия древнего человека.

Однажды вместе с Саутуолой в пещеру спустилась его пятилетняя дочь Мария. Сначала ей было страшно, но потом Мария рискнула забраться в самый дальний угол пещеры. В этом месте с потолка свисали большие глыбы. Вдруг девочка от испуга уронила свечу и с криком «Бык!» бросилась к отцу.

-- Откуда здесь взяться быкам? - успокаивал её Саутуола?

Но девочка тянула отца к месту своего открытия. Взглянув на потолок, археолог и сам пришёл в сильное волнение. Ещё бы! Кругом были бизоны. Точно живые. Один щиплет траву, другой лежит, третий падает, пронзённый стрелой.

Так были открыта пещера Альтамира.



приложение

RK. Святилище в Игнатиевской пещере.

С незапамятных времён в глухих лесах южноуральских гор, в скалистом обрыве берега реки Сим в Катав-Ивановском районе Челябинской области башкирам была известна пещера, которую они называли Ямазы-таш. Позднее русские назвали её Игнатиевской, по имени христианского отшельника старца Игнатия, живщего поблизости. Пещера эта двухярусная, длиной около 600 метров. Она промыта в толще горы водой. За последние 250 лет пещеру осматривали многие известные русские путешественники и археологи. Они искали в пещере следы жизни древнейщих обитателей Южного Урала.Но раскопки в пещере, у входа, обнаружили лишь следы более поздних эпох: угли костров, кости животных, обломки глиняных сосудов и каменных орудий.

Главную свою тайну пещера открыла только в 1980 году, когда в ней начала работу археологическая экспедиция под руководством В.Т.Петрина. Сотрудник экспедиции, тогда ещё студент,а после учёный В.Н.Щироков при обследовании стен пещеры в первом ярусе обнаружил древний рисунок - округлое пятно,ограниченное отрезками примых линий. Выполнен он был красновато-коричневой минеральной краской -охрой. Позднее выяснилось, что рисунки в Игнатиевской пещере выполнялись и чёрной сажей.. Вода, стекавшая по стенам пещеры в течении тысячелетий, несла мельчайшие известковые частицы. Они оседали на стенах и покрывали их и древние рисунки полупрозрачной корочкой, которая надежно защищает изображения от разрушений. Эти частицы и доказывают древность рисунков. Археологи выяснили, что стены первого яруса и потолок второго покрыты рисунками людей ледникового периода (примерно 15-13 тысяч лет назад). Охотники на диких лошадей, мамонтов, северных оленей рисовали здесь столь привычных для их времени животных, а также условные знаки-символы: змею, дротик, вертикальные линии. Есть здесь также единственное изображение человеческой фигуры.

--Зачем древним людям потребовалось рисовать в потаённых местах Игнатиевской пещеры, среди тишины и мрака? Что означают их рисунки?

Учёные считают эти и подобные им рисунки людей ледникового периода в других пещерах Южного Урала: Каповой в Башкирии, Серпиевской-2 недалеко от Игнатиевской - частью магических обрядов, связанных с охотой, добычей пищи.

Также учёные считают, что община или несколько общин охотников ледникового периода проводила В Игнатиевской пещере и традиционный для древних людей обряд посвящения во взрослые.

Как он выглядел? Вряд ли мы когда-нибудь будем знать это в деталях. Подобные обряды у древних народов включали суровые испытания; пройдя через них и одержав победу над собой, вчерашний мальчик становился полноправным мужчиной.

Игнатиевская и Капова пещеры представляют ценный историко-археологический и природный памятники Урала.

Всего на Ю.Урале найдено около 2000 тысяч пещер. В Челябинской обл. - около -300х сот, и всего в Двух обнаружена живопись.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал