- Учителю
- Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Соколовская средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено: Согласовано: «Утверждаю»
на методическом совете зам. директора по УВР директор МБОУ «Соколовская СОШ № 4»
МБОУ «Соколовская СОШ № 4» Ковалева Н.Н. ____________ Шледевиц И.Г. __________________
протокол № _____ от __________ приказ № __________ от ____________
Рабочая программа
по учебному предмету
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
в 5 классе
Учитель: Демешкевич Светлана Сергеевна
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования, с учетом авторской программы по изобразительному искусству. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. - М.: Просвещение, 2011. - 129.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
-
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 191 с.: ил.
-
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 40 с.
-
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской (1 DVD)
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)
Программой предусмотрено проведение:
-
зачетных работ 3
Цели обучения:
- развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства;
- формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Задачи: воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства; раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства; знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объёме или использование сочетаний плоскостных и объёмно-пространственных приемов; показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества.
Общая характеристика программы
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей деятельности. изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Изучение изобразительного искусства в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание свей этнической принадлежности, значение культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование ценностного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
в метапредметном направлении:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата , определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
в предметном направлении:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдаемости, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Технологии, используемые в обучении
Парацентрическая, организация самостоятельной работы, проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность, творческая деятельность, информационная, проблемно-диалоговое обучение, организация группового взаимодействия, обучение на основе социального взаимодействия, оценка достижений, самоконтроль, самообразовательная деятельность.
Неурочная деятельность
-
Формы
Количество часов
Название
Образовательная экскурсия
1
Экскурсия в школьный музей «Внутренний мир русской избы».
Виртуальная экскурсия
1
«Древняя Греция глазами современности»
Проектная деятельность
3
Создание формы туеса
«Герб современного Красноярска»
«Кукла - оберег»
Меж предметные модули
1
«Русская народная вышивка», (технология).
Игры-состязания
1
Деловая игра. «Зачем людям украшения»
Индивидуальные консультации
3
«Герб моей семьи»
«Дымковская игрушка»
«Хохломская роспись»
Итого
10
Преобладающие формы текущего контроля и промежуточной аттестации
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы Изобразительное искусство предпочтительными формами организации учебного процесса считаются: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные. Виды организации учебной деятельности: конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа. Основные виды контроля: вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный. Формы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, тестирование.
Промежуточная аттестация проводится в виде творческой работы
Тематический план
№ п/п
Тема
Содержание
Цель
Кол-во часов
1
Древние корни народного искусства.
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Ознакомление с истоками образного языка декоративно прикладного искусства и его связи с природой, бытом, трудом и эпосом.
8
2
Связь времен в народном искусстве.
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов. Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслом.
Ознакомление с главными отличительными признаками изделий традиционных художественных промыслов.
8
3
Декор-человек, общество, время.
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор венщи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
Ознакомление с ролью декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности и в выявлении определенных общностей людей.
12
4
Декоративное искусство в современном мире.
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Ознакомление с разнообразием современного декоративно-прикладного искусства.
6
ИТОГО
34
График зачетных работ
№ п/п
№ урока
Тема урока
Дата
Кор-ка даты
1
8
Обобщение по теме «Народные праздничные обряды»
2
16
Обобщение по теме «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
3
28
Обобщение по теме «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
Планируемые результаты изучения изобразительного искусства в 5 классе
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России;
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;
- различать по материалу, технике исполнения современные виды ДПИ (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик);
- выявлять в произведениях ДПИ (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- пользоваться языком ДПИ, принципами декоративного общения, уметь передавать единство формы и декора;
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных и геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединение единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т.п.)
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка "5"
-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
-не справляется с поставленной целью урока.
Оснащенность учебного процесса
Основная литература:
-
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 191 с.: ил.
-
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 40 с.
-
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской (1 DVD)
Дополнительная литература:
1. В.Запаренко «Энциклопедия рисования», Санкт-Петербург, Издательский дом «Нева», М.: ОЛМА-ПРЕСС, год издания 2002.
2. М.Казиева «Сказка в русской живописи», М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, год издания 2002.
3. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков «Энциклопедический словарь юного художника», М.: Педагогика, год издания 1983.
Все таблицы, схемы- таблицы, иллюстрации и репродукции картин, использующиеся в процессе обучения на уроке, представлены в электронном виде.
-
Художественные материалы
-
Таблиц с изображением знаков символов
-
Иллюстрации орнамента на предметах быта
-
Иллюстрации с изображение избы, терема
-
Шаблоны- развёртки для выполнения модели избушки
-
Музыкальный эпиграф: Свадебные колокольные звоны
-
Схема-таблица с изображением русской избы
-
Иллюстрации с изображением русских прялок
-
Иллюстрации с изображением вышитых полотенец
-
Изображение русской печи
-
Изображения красного угла
-
Изображение русского народного костюма
-
Репродукции картин: « И.П.Аргунов « Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», В.И.Суриков « Посещение царевны женского монастыря», В.Васнецов «Снегурочка»»
-
Таблица с изображением последовательности изготовления и сборки куклы
-
Таблица - схема с изображением порядка изготовления игрушек
-
Таблица с изображением орнаментов росписи игрушек
-
Таблицы- иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Каргопольской глиняных игрушек.
-
Иллюстрации с изображением Гжели
-
Схемы - таблицы с изображением гжельских узоров
-
Иллюстрации с изображением жостовского подноса
-
Иллюстрация с изображением фрагментов жостовской росписи
-
Иллюстрация с изображениями предметов городецкого промысла
-
Иллюстрации с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов
-
Иллюстрации с изображением элементов костюма и орнаментах эпохи Древней Греции
-
Иллюстрации с изображением костюмов эпохи Средневековья и готических соборов Западной Европы
-
Иллюстрации к сказкам Шарля Перро, братьев Гримм.
-
Музыкальный ряд органная музыка Баха.
-
Иллюстрации с изображением государственной символики
-
Текст гимна России
-
Музыкальный ряд Гимн России
-
Изображение знаков - символов( дорожные знаки, профессиональные знаки)
-
Изображение Плакатов по охране труда содержащие символы
-
Изображения Этикеток, символы на одежде, символы фирмы, торговой марки
-
Изображение олимпийской символики.
-
Презентации
Календарно-тематический план
№ п/п
№ урока в теме
Тема урока
Дата
Кор-ка даты
Содержание урока
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Древние корни народного искусства (8 часов)
1
1
Древние образы в народном искусстве.
Традиционные образы наро-дного прикладного искусства как выражение мифолоэтиче-ских представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер
знание глубин-ных смыслов основных зна-ков-символов традиционного крестьянского уклада жизни,
умение созда-вать выразите-льные декора-тивно-образные изображения на основе традици-онных образов.
Р: выбор действия в соответствии с постав-ленной за-дачей, сли-чение спо-соба дейст-вия и его результата с заданным эталоном П: знаково-символические дейст-вия, созда-ние худо-жественных образов согласно поставленной цели; классификация К: умение выражать свои мысли, аргументировать свою позицию
Ответить на вопросы: « как отразились в древних образах народного искусства» поэтические представления наших предков о земле, её плодородии?»
2
2
Убранство русской избы.
Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы.
понимание целостности образного строя традиционного крестьянского жилища, знать
символическое значение знаков-образов в декоративном убранстве избы, создавать эскизы декоративного убранства избы
Р:определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного резуль-тата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия
П: создание художественных образов согласно поставленной цели, синтез
К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения
ценностное отношение к культуре своего края, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.
3
3
Внутренний мир русской избы.
Единство пользы и красоты в организации пространства дома. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского дома.
НФ экскурсия в школьный музей. «Внутренний мир русской избы»
умение выполнять карандашный рисунок интерьера крестьянской избы с учетом законов линейной перспективы
Р:преобразование познавательной за-дачи в практичес-кую, контроль, коррекция
П:определение объектов внутрен-него пространства крестьянского дома, сопоставление, сравнение, выбор оснований и крите-риев для сравнения
К: оказание взаимо-помощи в сотруд-ничестве, умение аргументировать свою позицию
самооценка на основе критериев успешной деятельности, умение находить национальные черты в искусстве, признание национального своеобразия
4
4
Конструкция и декор предметов народного быта
Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
умение изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее, выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.
Р: умение приме-нять установленные правила в решении задачи, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осоз-нание качества и уровня усвоения
П: умение структурировать знания, создание художественных образов согласно поставленной цели, контроль и оценка процесса и резуль-татов деятельности
К:формировать собственную пози-цию, уметь аргуме-нтировано отстаи-вать свое мнение
ценностное отношение к природному миру, к культуре своего народа
5
5
Русская народная вышивка.
Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.
НФ «Русская народная вышивка», (технология).
умение создавать самостоятельные варианты орнамента с опорой на народную традицию, владение величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни)
Р: умение приме-нять установленные правила в решении задачи, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усво-ению, осознание качества и уровня усвоения
П: умение струк-турировать знания, создание художес-твенных образов согласно поставлен-ной цели, контроль и оценка процесса и результатов деяте-льности
К:формировать собственную пози-цию, уметь аргуме-нтировано отста-ивать свое мнение
знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа
6
6
Народный праздничный костюм.
Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Крестьянский костюм - образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме.
умение соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков, создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов
Р:оценивать собственную худо-жественную деяте-льность и деятель-ность своих сверст-ников с точки зре-ния выразитель-ности декоративной формы, определять последовательность действий.
П:использовать знаково-символи-ческие средства для решения задачи, установления при-чинно-следствен-ных связей
К: умение ставить вопросы по данной проблеме, взаимо-действие и сот-рудничество
осознание значения традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народа,
уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
Р:оценивать собствен-ную худо-жественную деятельность и деятель-ность своих сверстников с точки зре-ния вырази-тельности декоративной формы, определять последовательность действий.
П:использовать знаково-символические средст-ва для ре-шения зада-чи, устано-вления причинно-следственных связей
К: умение ставить вопросы по данной проблеме, взаимодействие и сот-рудничество
7
7
Народные праздничные обряды. Масленица.
Роль декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.
умение понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, выполнять построение многофигурной композиции, синтезировать на основе ранее полученных знаний новый творческий опыт
Р:оценивать собст-венную художест-венную деятель-ность и деятельнос-ть своих сверстни-ков, контроль, коррекция
П:осуществлять поиск и выделение необходимой инфо-рмации, умение произвольно и структурировано строить речевое высказывание, создание художес-твенных образов согласно постав-ленной цели
К:формировать собственное мне-ние, участвовать в коллективном обсуждении, уме-ние интегриро-ваться в группу сверстников
уважительное отношение к труду и культуре своего народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа
8
8
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Обрядовые действия народного праздника.
синтезировать на основе ранее полученных знаний новый творческий опыт
осуществлять поиск и выделение необходимой информации, умение произвольно и структурировано строить речевое высказывание, создание художественных образов согласно поставленной цели
уважительное отношение к труду и культуре своего народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа
Связь времен в народном искусстве (8 часов)
9
1
Древние образы в современных народных игрушках.
Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек.
умение сра-внивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным худо-жественным про-мыслам, распоз-навать и назы-вать игрушки ведущих народ-ных художест-венных промы-слов, осуществ-лять собствен-ный художест-венный замысел, связанный с соз-данием выра-зительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Р:составлять план работы по достижению планируемого резу-льтата, преобразование познавательной задачи в практиче-скую
П:осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К: задавать вопросы;
вести устный диалог
знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа
10
2
Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка.
Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек.
НФ индивидуальные консультации «Дымковская игрушка»
знать и уметь выполнять характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
Р: умение применять установленные правила в решении задачи, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осозна-ние качества и уровня усвоения
П: умение структурировать знания, создание художественных образов согласно поставленной цели, контроль и оценка процесса и резуль-татов деятельности
К:формировать собственную по-зицию, уметь аргументировано отстаивать свое мнение
ценностное отношение к природному миру, к культуре своего народа
11
3
Искусство Гжели.
История развития, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.
осваивать приемы гжельского кистевого мазка, создавать композицию росписи в процессе практической творческой деятельности, уметь выполнять основные мотивы гжельской росписи
Р:оценивать собственную худо-жественную деяте-льность и деятель-ность своих сверс-тников, контроль, коррекция
П:сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели
К:эмоционально воспринимать, выражать свое отно-шение. Давать эсте-тическую оценку произведениям гже-льской керамики
понимать значение промысла для отечественной культуры
12
4
Городецкая роспись.
История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи.
осваивать приемы городецкой росписи, создавать композицию росписи в процессе практической творческой деятельности, уметь выполнять основные мотивы городецкой росписи
Р:оценивать собст-венную художест-венную деятель-ность и деятельнос-ть своих сверст-ников, контроль, коррекция
П:сравнивать благозвучное соче-тание городецкой росписи
К:эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку произведениям городецкой росписи
понимать значение промысла для отечественной культуры
13
5
Хохлома.
История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи.
НФ индивидуальные консультации «Хохломская роспись»
иметь представление о видах хохломской росписи, различать их, создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора
Р:составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция
П:осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К:эмоционально воспринимать, выражать свое отно-шение. Давать эстетическую оценку произведе-ниям хохломского промысла, задавать вопросы;
вести устный диалог
знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа
14
6
Жостово. Роспись по металлу.
Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма.
различать и называть характерные особенности мезенской росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику, создавать композицию росписи или ее фрагмент
Р:составлять план и пос-ледовательность действий , контроль, коррекция
П:выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: умение задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, умение формулировать свои затруднения уважи-тельное отношение к иному мнению.
знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа
15
7
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве.
НФ проект «Создание формы туеса»
различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов
Р:составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы
П:осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К:выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу
понимать значение промысла для отечественной культуры
16
8
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов. Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного
синтезировать на основе ранее полученных знаний новый творческий опыт
осуществлять поиск и выделение необ-ходимой информа-ции, умение произ-вольно и структу-рировано строить речевое высказы-вание, создание художественных образов согласно поставленной цели
уважительное отношение к труду и культуре своего народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа
Декор - человек, общество, время (12 часов)
17
1
Зачем людям украшения.
Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных народов, в различные эпохи
НФ игра «Зачем людям украшения»
понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, уметь создавать эскизы декоративных украшений с использованием этнических мотивов
Р:целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно
П: поиск и выделе-ние необходимой информации, при-менение методов информационного поиска
К:участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение
усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей
18
2
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта.
выявлять в декоративно-прикладных искусствах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов
Р:установление причинно-следст-венных связей, построение логичес-кой цепи действий
П: знаково-симво-лические действия, умение осознано структурировать знания
К:способность общаться с помощью выразите-льных средств изобразительного искусства, способ-ность к сотрудничеству
развитие чувства прекрасного через освоение мирового художественного наследия
19
3
Одежда говорит о человеке. Древний Китай.
Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть декора - выявить социальный статус людей.
соотносить образный строй одежды с положением владельца в обществе, участвовать в создании творческой работы, передавать в своей работе цветом, формой, пластикой линий стилевое содержание
Р:составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция
П:осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К:эмоционально воспринимать, выражать свое отно-шение. Давать эсте-тическую оценку
овладение навыками обобщения в процессе выполнения творческой работы
20
4
Одежда говорит о человеке. Древняя Греция.
Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть декора - выявить социальный статус людей.
НФ виртуальная экскурсия «Древняя Греция глазами современности»
соотносить образный строй одежды с положением владельца в обществе, участвовать в создании творческой работы, передавать в своей работе цветом, формой, пластикой линий стилевое содержание
Р:составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция
П:осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К:эмоционально воспринимать, выражать свое отно-шение. Давать эстетическую оценку
овладение навыками обобщения в процессе выполнения творческой работы
21
5
Одежда говорит о человеке. Западная Европа XVII век
Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть декора - выявить социальный статус людей.
соотносить образный строй одежды с положением владельца в обществе, участвовать в создании творческой работы, передавать в своей работе цветом, формой, пластикой линий стилевое содержание
Р:составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция
П:осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К:эмоционально воспринимать, выражать свое отно-шение. Давать эстетическую оценку
овладение навыками обобщения в процессе выполнения творческой работы
22
6
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба.
НФ Индивидуальные консультации «Герб моей семьи»
умение составлять тематическую многофигурную композицию с учетом правил линейной перспективы
Р:определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного резуль-тата, внесение необ-ходимых дополне-ний и изменений в план и способ действия
П: создание худо-жественных обра-зов согласно постав-ленной цели
К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения
знание мировой культуры, развитие чувства прекрасного через освоение художественного и исторического наследия.
23
7
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба.
умение составлять тематическую многофигурную композицию с учетом правил линейной перспективы
Р:определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного резуль-тата, внесение необходимых дополнений и изме-нений в план и способ действия
П: создание художественных образов согласно поставленной цели К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения
знание мировой культуры, развитие чувства прекрасного через освоение художественного и исторического наследия.
24
8
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба.
умение составлять тематическую многофигурную композицию с учетом правил линейной перспективы
Р:определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результа-та, внесение необходимых дополнений и изме-нений в план и спо-соб действия П: создание художественных образов согласно поставленной цели К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения
знание мировой культуры, развитие чувства прекрасного через освоение художественного и исторического наследия.
25
9
Символы и эмблемы в современном обществе.
Значение геральдического искусства в жизни современного общества.
НФ проект «Герб современного Красноярска»
размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классичес-кого декорати-вно- прикладного искусства и его отличий от искусства крестьянского (народного)
Р:адекватная оценка собственных творческих способ-ностей
П:выполнение различных анали-тически-творческих заданий
К:использовать в речи новые худо-жественные термины
усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей
26
10
Символы и эмблемы в современном обществе.
Значение геральдического искусства в жизни современного общества.
размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно- приклад-ного искус-ства и его отличий от искусства крестьянского (народного)
Р: адекватная оценка собственных творческих способ-ностей
П:выполнение различных анали-тически-творческих заданий
К:использовать в речи новые художественные термины
усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей
27
11
Символы и эмблемы в современном обществе.
Значение геральдического искусства в жизни современного общества.
размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классичес-кого декоратив-но- прикладного искусства и его отличий от искусства кресть-янского (народного)
Р:адекватная оценка собственных твор-ческих способно-стей
П:выполнение различных анали-тически-творческих заданий
К:использовать в речи новые худо-жественные термины
усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей
28
12
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
синтезировать на основе ранее полученных знаний новый творческий опыт
осуществлять поиск и выделение необ-ходимой информа-ции, умение произ-вольно и структури-ровано строить ре-чевое высказыва-ние, создание художественных образов согласно поставленной цели
уважительное отношение к труду и культуре своего народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа
Декоративное искусство в современном мире (7 часов)
29
1
Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения декоративно-прикладного искусства. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды декоративно-прикладного искусства.
находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного вида деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора
Р:определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного резу-льтата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия
П: создание художественных образов согласно поставленной цели К: использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством
формулирование современного понимания красоты
30
2
Ты сам - мастер.
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.
разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы
Р:составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы
П:осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К:выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу
понимать значение современного искусства для отечественной культуры
31
3
Ты сам - мастер. Витраж.
Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов декоративно-прикладного искусства
разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы
Р:составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы
П:осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К:выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу
понимать значение современного искусства для отечественной культуры
32
4
Ты сам - мастер. Декоративные вазы.
Этапы работы над произведением декоративно-прикладного искусства
разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы
Р:составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы
П:осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К:выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу
понимать значение современного искусства для отечественной культуры
33
5
Ты сам - мастер. Декоративные игрушки из мочала.
Этапы работы над произведением декоративно-прикладного искусства
НФ проект «Кукла-оберег»
разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы
Р:составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы
П:осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К:выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу
понимать значение современного искусства для отечественной культуры
34
6
Ты сам - мастер. Декоративные куклы.
Этапы работы над произведением декоративно-прикладного искусства
разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы
Р:составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы
П:осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К:выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу
понимать значение современного искусства для отечественной культуры