- Учителю
- Конструкт урока по МХК 'Первые художники земли' 10 класс.
Конструкт урока по МХК 'Первые художники земли' 10 класс.
Тема урока «Первые художники Земли»
ЦЕЛЬ : формирование представлений о первобытной культуре, особенностях первобытного искусства, развитие навыков анализа представленных произведений, развитие навыка творческой работы в группе.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-научить различать изученные произведения,
- расширить представления учащихся о роли первобытного искусства в жизни древнего человека,
развивающие:
- на примере пещерных росписей развивать у детей умение использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в изобразительном искусстве данного периода;
- формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления;
- учить рассуждать и размышлять об артефактах, делать выводы;
воспитательные:
-воспитывать уважения к культурному наследию прошлого.
ТИП УРОКА: знакомство с новым материалом
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
1.Компьютер и проектор.
2.Компьютерная презентация «Первые художники Земли»
3 Учебник: Г.И. Данилова Мировая художественная культура 10 класс.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Метапредметные
Предметные
Инициатива, находчивость, активность при решении проблем
Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Сотрудничество со сверстниками и учителем
Умение самостоятельно ставить цели.
Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Работать с информацией использовать знаково - символические средства.
Знание об особенностях изобразительного искусства первобытного общества
Применение изученного на уроках истории, литературы.
Структура и ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный
Приветствую обучающихся, создаю настрой на работу.
Приветствуют учителя. Открывают тетради, оформляют записи.
Коммуникативные УУД:
Умение слушать учителя.
2. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы.
Предлагаю сформулировать цель и задачи урока.
Формулируют цель и задачи урока.
Регулятивные УУД: целеполагание.
3. Объяснение нового материала
Цель этапа: изучение особенностей изобразительного искусства первобытного общества для получения новых знаний
1.Предлагаю учащимся ответить на вопросы для «погружения» в тему урока.
Знакомо ли древнему человеку чувство красоты?
Могло ли у древнего человека сформироваться желание ценить красоту и создавать ее в условиях жестокой борьбы за существование?
Причины возникновения художественного творчества:
-познавательные потребности человека,
-заложенное чувство прекрасного в человеке.
2.Лекция учителя(полный текст лекции см. ниже)
Краткое знакомство с эпохами древней культуры.
Пути изучения первобытной культуры.
Знакомство с археологическими находками.
Отвечают на вопросы учителя. Доказывают свои предположения.
Слушают лекцию учителя, смотрят презентацию, делают записи.
Познавательные УУД: Умение анализировать сравнивать, делать выводы.
Оценивать услышанную информацию .
Регулятивные УУД: высказывать предположения .
Умение конспектировать.
Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме,
2. слушать и слышать других,
3. быть готовым корректировать свою точку зрения,
4. Закрепление материала.
Цель этапа: Закрепление полученных знаний.
Предлагаю учащимся разделиться на 3 группы. Для работы учащиеся используют материалы медиапрезентации.
Задание для 1 группы:
На основе анализа представленных произведений, выяснить характерные особенности первобытных рисунков.
Моменты для выяснения:
-не соблюдены законы перспективы,
-произвольное накладывание фигур одна на другую,
-передача глубины пространства,
-виден объём животных,
-распределение тёмных и светлых тонов,
-довольно широкая палитра красок,
-почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений,
-редки изображения человека.
Задание для 2 группы:
На основе анализа представленных произведений, выяснить, почему некоторые изображения цветные, откуда у древнего человека краски. Что могло послужить основой для древних красок.
Могла ли быть у древних людей зеленая краска?
Моменты для выяснения:
Древесный уголь - костер.
Окись марганца - со стен пещер.
Зеленая краска - сок растений. Не сохранилась - не стойкая.
Задание для 3 группы.
На основе анализа представленных произведений, выяснить основные отличия изображений в пещерах от изображений Карельских петроглифов.
Моменты для выяснения:
Появление морской тематики на рисунках (море, рыба, гарпуны, сцены морской охоты).
Преобладают птицы (преимущественно лебеди).
Много знаков, не похожих на известные предметы.
Выступления поисковых групп. Взаимооценка.
Оценивание работы 1 группы:
Оценивают 2 и 3 группа.
Оценивание работы 2 группы:
Оценивают 1 и 3 группа.
Оценивание работы 3 группы:
Оценивают 1 и 2 группа.
Познавательные УУД:
Умение анализировать объекты с целю выделения сходства или различия.
Умение делать обобщающие выводы
Личностные УУД:
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения
Коммуникативные УУД:
свободно излагать свои мысли в устной форме,
слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,
умение работать в группе.
5.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Заполнить таблицу
Изобразительное искусство первобытного общества
Что мне было известно об изобр. иск -ве первобытного общества
Какие новые знания я приобрёл на уроке.
Дают ответы на вопросы. Заполняют таблицу.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание: По материалам главы1 учебника составить сообщение: «Побудительные мотивы к художественному творчеству первобытного человека.»
Познавательные УУД:
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные УУД:
Самооценка
Коммуникативные УУД:
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
Лекция учителя.
Краткое знакомство с эпохами древней культуры.
Пути изучения первобытной культуры.
Историко - археологический. Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.
- Этнографически-сопоставительный. Наблюдения за бытом и культурой народов, накопленных путешественниками, этнографами, христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, перенесение этих наблюдений на далеких предков современного человека.
Комбинированная работа: лекция и презентация.
Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания).
Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).
Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департаментДордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко - относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений
Знакомство с пещерой Альтамира. (Испания).
ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА.
В пещере Альтамире «залы» с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру «королевой всех расписанных пещер» и сравнивает ее со знамени-той Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.Интересна история открытия этой пещеры. О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру со множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание. Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. «Королевой» среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории. Когда были открыты эти произведения первобытных людей, появилась и необходимость их изучить, классифицировать, определить, на какой стадии развития древнего человека были достигнуты столь высокие результаты. Таким образом появилась наука, которая изучала именно культуру первобытного общества.
Знакомство с пещерой Ласко. (Франция).
Пещера Ласко или Ляско ( во Франции - один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений). Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII-XV тысячелетии до н. э.
Капова пещера. (Южный Урал Россия).
Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).
Петроглифы (Карелия, Беломорск, Россия).
Петроглифы - это высеченные на скалах рисунки, сделанные древними людьми, в эпоху Неолита.
Карельские петроглифы были открыты в 20 веке, и с тех пор продолжают оставаться важным объектом изучения археологов.
Проблема датировки петроглифов еще окончательно не решена.По разным источникам их возраст оценивается в 5-6 тысяч лет.
Термин «Петроглифы» образован от греческих слов «pétros» - «камень» и «glyphé» - «резьба, вырезание». По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.
Первым художникам Земли еще были неведомы законы перспективы, а поэтому в их рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. Огромный тур мог соседствовать рядом с крошечной лошадью. Часто гравюры произвольно накладывались одна на другую. Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. В то же время в рисунках отлично виден объем животных, пластичность достигалась умелым распределением светлых и темных тонов. Общее эмоциональное впечатление усиливалось благодаря использованию широкой палитры красок.
Интересно отметить, что в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Не часто встречаются и изображения человека. Но всё - таки они есть.