- Учителю
- Технологическая карта урока МХК Синтез восточных и античных традиций в эллинизме (10 класс)
Технологическая карта урока МХК Синтез восточных и античных традиций в эллинизме (10 класс)
В ЭЛЛИНИЗМЕ
Спящий гермафродит. Венера Мелосская
ГИГАНТИЗМ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ.
ЭКСПРЕССИЯ И НАТУРАЛИЗМ СКУЛЬПТУРНОГО ДЕКОРА
Алтарь Зевса в Пергаме
-
Эллинизм как завершающий этап в развитии древнегреческой культуры
-
Новая эстетика очередного этапа развития культуры
-
Архитектура эллинизма. Большой коринфский ордер
-
«Восточная нега» в скульптуре. Поиск нежной формы. Спящий гермафродит и божественная красота Венеры Мелосской.
-
Алтарь Зевса в Пергаме как проявление дисгармонии человека эллинизма.
- Искусство - беспрерывный гармонический анализ мира, позволяющий проанализировать древнегреческую культуру как источник развития всего мирового искусства.
- Великая эпохи европейского Возрождения ориентировалась на греческий образец.
- Без искусства невозможно жить, быть счастливым и успешным, понимать окружающий нас мир;
- Профессиональная мобильность предполагает высокий уровень интеллектуальной культуры;
- ведем диалоги
- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них
- записываем определения
- рисуем схемы и делаем зарисовки в тетради
- выполняем задания учителя.
Технологическая карта урока № 14 - 10 класс
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся
Планируемые результаты
УУД
Организационный момент
Вспоминают курс истории и то, что происходило на территориях, входивших в громадную империю Александра Македонского
Задает эмоциональный тон урока
Божественная красота и спокойствие Венеры Мелосской и дисгармония души человека эллинизма, его стремление все доводить до аффекта, смена образа атлета-воина на гермафродита - завершающий этап в развитии древнегреческой культуры. Это - ЭЛЛИНИЗМ!
-
Личностные - мотивировать интерес к изучаемой теме
Изучение нового материала
Думают и ищут ответ на вопрос, какой древнегреческий миф может стать ключевым для нашей эпохи?
Вспоминают,
что гармония и умиротворенность классических рельефов Парфенона достигалась точной и простой линией
Расставляет акценты
Культурные центры эллинистического мира: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родес в Греции. Искусство эллинизма, не было цельным, при общем эстетическом идеале - крайнем индивидуализме.
Ключевой миф эпохи - миф о Нарциссе. Миф в художественных формах отобразил новую эстетику: соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.
АРХИТЕКТУРА
Любовь Востока к декоративности, пышности и орнаментальности сказалась на ордерной системе. Стал использоваться коринфский ордер.
Новый ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Ее усугубляла отделка из различных пород цветного мрамора. Пропорции коринфского ордера повторяли ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цветов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском.
АЛТАРЬ ЗЕВСА В ПЕРГАМЕ
Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств - умирания и боли, ужаса и отчаяния - и эффектных поз. Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, наблюдательностью, даже натуралистичностью. В пластике эллинизма, которая заставляет почти физически ощутить страдание и смерть, использовались не точные и простые линии, а совсем другие приемы.
Задание 1
«Работа с текстом»
Задание 2
«Работа с изобразительным рядом»
Предметные - знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы.
Личностные -
развивать учебно-познавательный интерес к разным видам культуры.
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Закрепление нового материала
1.Участвуют в мини Блиц-опросе.
2. Работают с предложенным текстом.
3.Составляют и записывают в тетрадь три вопроса по теме урока (вопросы обучающихся учитель включает в блиц-опрос).
Организует мини блиц-опрос:
-
Что способствовало рождению красивого и ясного древнегреческого искусства?
-
Какие черты характерны для искусства эллинизма?
-
С чем связано появление двух ликов красоты в пластике эллинизма?
-
Какие живописные приемы применяли скульпторы эллинизма, чтобы передать драматизм и экспрессию?
-
Назовите принципы классического искусства в понимании древних греков.
-
Как греческий идеал был воспринят разными народами?
Задание 3
«Наиболее известная библиотека античности»
Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы.
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Контроль
Ведут самостоятельную подготовительную работу в группах по 2 человека.
Формулируют вопросы по теме урока
Контролирует ход выполнения самостоятельной и групповой работы
Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы.
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Рефлексия
Обсуждают выполнения заданий.
Оценивают свою работу на уроке и урок в целом
Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями
Метапредметные
- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать
Коммуникативные
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Задание 1.
-
Прочтите текст и выделите абзацы
-
Дайте тексту привлекательное название
-
Заполните табличку
Раскаленное шоссе терялось в просторах безжизненной равнины. И словно исполин возникла впереди громада холма, который одиноко господствовал над всем бескрайним степным пространством. У подножия горы зеленели оливковые и лимонные рощи и уступами теснились дома с плоскими крышами. Это была Бергама - небольшой турецкий городок, расположенный в двух часах езды от побережья Эгейского моря. ...В начале осени 1878 года жители Бергамы с любопытством смотрели на загорелого европейца в широкополой шляпе. Немецкий инженер Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Но, кроме этого, Хумана интересовали древние руины ушедших малоазийских цивилизаций, в ту пору почти неизвестные европейским ученым и совсем не интересовавшие самих турок. Хуман нанял в Бергаме сорок землекопов и вместе с ними поднялся на гору. Он первым ударил заступом в сухую, потрескавшуюся землю. Начав раскопки на голом месте, немецкий инженер открыл один из самых главных памятников эллинистического искусства - Большой алтарь Зевса. Под слоем земли оказалось множество крупных обломков плит с рельефами. К концу сезона из них выстроился повествовательный цикл о битве богов и гигантов. Большой фриз алтаря Зевса помещен на его цоколе (высота 23 м, длина около 120 м). Фриз был исполнен группой скульпторов, но по единому композиционному замыслу. Тема фриза - гигантомахия. Кроме богов Олимпа, в битве принимают участие ряд божеств, извлеченных или из старых легенд или вновь придуманных. Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, наблюдательностью, даже натуралистичностью. Интересно, что в скульптуре точно передан этнический тип галла. На западной стороне были изображены божества водной стихии. На южной стороне - боги небес и небесных светил. На восточной, главной, - олимпийские боги, на северной - ночь и созвездия. Всего насчитывается около 50 фигур богов и столько же гигантов. Фигуры выполнены в очень высоком рельефе, почти в круглой пластике. Фон фриза густо заполнен развевающимися одеждами, крыльями орлов, гигантов и змеями. Подробности разработаны так тщательно, что чувствуется их материальность. Фигуры были раскрашены, многие детали позолочены; высокий рельеф создавал глубокие тени; фриз легко читался на расстоянии. Имена богов и гигантов вырезаны на плинтусе и карнизе. Этот сюжет имел прямое отношение к истории Пергамского царства.
Тема фриза
Как называется тип рельефа, в котором выполнены изображения?
Что изображено на восточной стороне сооружения?
Сколько гигантов было изображено на рельефе?
Сколько богов было изображено на рельефе?
Какое конкретное историческое событие легло в основу рельефа?
Кто начал археологические раскопки сооружения?
Задание 2 «Работаем с изображениями»
-
Перед вами иллюстративный ряд, рассмотрите изображения
-
Попытайтесь определить, к какому периоду развития мирового искусства относятся изображения
-
Знаете ли Вы, как называются эти произведения и кто их автор
</</p>
1 2 3 4 5
Задание 3 «Наиболее известная библиотека античности»
-
Надо подумать и письменно ответить на вопросы, зачем и почему Вам предоставлена возможность ознакомиться с этим материалом?
-
О какой библиотеке идет речь?
Наиболее известная библиотека античности
Эта библиотека являлась частью одного из главных научных центров античного мира Александрийского мусейона.
Мусейон (музей святилище Муз) и библиотека были созданы и существовали во время правления в Египте греко-македонской династии Птолемеев с нач. 3 в. до н. э.
В хранилищах библиотеки было собрано около 500 тысяч свитков, среди которых рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и др.
Новое здание было недавно выстроено на том самом месте, где Птолемей построил известную Библиотеку в 288 до н.э.
Эта Библиотека является уникальным строением современного мира и отражает удивительную архитектуру XXI века.