- Учителю
- Рабочая программапо изобразительному искусству, 7 класс
Рабочая программапо изобразительному искусству, 7 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс)
№ п/п
Наим. разд. прогр.
Тема урока
Кол-во часов
Содержание
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
1.
Р
И
С
У
Н
О
К
Искусство в жизни человека.
1
Роль и значение искусства. Понятие искусства. Знакомство в учебным курсом. Знакомство с различными видами искусства.
Знать систему теоретических основ перспективы, светотени, композиции.
Уметь изображать с натуры отдельные предметы и натюрморты, голову человека.
Уметь передавать в рисунках конструкцию, пропорции, пространственное расположение,
перспективное сокращение, объем, тональные отношения
изображаемых объектов.
Повторить.
2.
Рисунок углём.
1
Знакомство с техникой работы углем, отличительные особенности в работе по сравнению с карандашом.
Учебник:
I часть, стр. 4 - 9
3.
Рисунок сангиной.
1
Знакомство с техникой работы сангиной, отличительные особенности в работе по сравнению с карандашом.
Проанализировать работу В.А. Серова «Портрет Марии Боткиной» (I часть , стр.15)
4.
Натюрморт из простых предметов - рисование с натуры.
1
Особенности выполнения рисунка мягкими художественными
материалами (уголь, сангина).
Трехмерное восприятие картины
мира. Перспектива прямоугольника и круга.
Выполнить любыми графическими материалами.
5.
Перспектива. Линейная перспектива
1
Знакомство с законами линейной перспективы, обобщение полученных знаний в 5- 6 кл. по теме «Перспектива».
Учебник, I часть, стр.16-27
6.
Зарисовки домов с прилегающим
пространством (высокая и низкая точки зрения) - рисование
по представлению (карандаш).
1
Обратная перспектива в средневековом
изобразительном искусстве.
Дорисовать
7.
Искусство и наша безопасность. Подготовка рисунков к конкурсу.
1
Передача через искусство общественно значимых проблем для общества.
Выполнить красками
8.
Перспектива круга.
1
Знакомство с законами перспективы круга, отличие от линейной перспективы.
Учебник, I часть, стр. 27 - 34
9.
Зарисовки предметов, расположенных выше или ниже линии горизонта, - рисование с натуры.
1
Явление световой перспективы.
Теория теней. Светотеневые характеристики предметов.
Дорисовать
10.
Р
И
С
У
Н
О
К
Обратная перспектива.
1
Основные законы обратной перспективы.
Овладевать основными средствами художественной выразительности рисунка
Иметь представление о закономерностях цветоведения.
Овладевать различными приемами работы акварелью, гуашью
и другими живописными материалами.
Учебник, I часть, стр. 35 - 38
11.
Линейно-конструктивный рисунок предмета сложной формы
(например, самовар) - рисование с натуры.
1
Законы линейной перспективы. Особенности построения предметов сложной формы. Построение
вспомогательных формообразующих частей.
Повторить тему «Перспектива»
12.
Световая перспектива в натюрморте.
1
Законы световой перспективы.
Учебник, I часть, стр. 38-40
13.
Рисунок натюрморта в условиях
контрастного освещения - рисование с натуры (карандаш или
любой мягкий графический материал).
1
Длина и направление падающих теней. Пограничный контраст в условиях естественного и искусственного освещения.
Доклад о перспективе в работах Леонардо да Винчи и др. стр.40.
14.
Рисунок натюрморта в технике «трафарет» - рисование по представлению (гуашь).
1
Изменение восприятия объемной формы.
Выполнить штриховку карандашом.
15 - 16.
Объем и контраст в рисунке.
2
Особенности построения предметов сложной формы. Построение вспомогательных формообразующих частей.
Учебник, I часть, стр.41-46
17.
Теория теней.
1
Знакомство с теневым соотношением в рисунке.
Учебник, стр.46-54
18.
Световой контраст.
1
Световой контраст. Пограничный световой контраст.
Учебник, I часть, стр. 54 - 59, вопросы после параграфа.
19 - 20.
Зарисовки головы человека (анфас, профиль, трехчетвертной
поворот) - рисование по представлению (карандаш).
Наброски головы человека - рисование с натуры (карандаш)
2
Изображение головы человека:
пропорции, характерные черты,
мимика. Особенности работы художника над образом изображаемого человека
Учебник, I часть, стр. 60 - 74, проанализировать картину А.Иванова «Явление Христа народу»
21.
Итоговая зачетная работа по теме «Рисунок»
1
Самостоятельная работа по обобщению знаний по теме «Рисунок».
22.
Выполнение композиции «Осторожней будь с огнем»
1
Выполнение рисунков к районной выставке.
Выполнить красками.
23.
Этюды на определение цветовых
отношений в пейзаже - рисование с натуры или по представлению (гуашь).
1
Живописные отношения и пространство в натюрморте. Особенности изображения предметов первого и второго плана.
Световая и цветовая перспектива в пейзаже. Изменение цвета под влиянием воздушной перспективы.
Подобрать картины изв. Художников с различным цветовым решением.
24.
Ж
И
В
О
П
И
С
Ь
Выполнение композиции на тему «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА»
1
Выполнение рисунков к районной выставке.
Видеть цветовое богатство окру-
жающего мира и передавать свои
впечатления в рисунках.
Анализировать тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные
особенности одного цвета с особенностями другого.
Передавать
тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже.
Применять в рисунках разные
приемы работы акварелью, гуашью, добиваться образной передачи действительности.
Использовать свои наблюдения
за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Выполнить красками
25.
Живописные отношения и пространство в натюрморте.
1
Понятие живописные отношения, правильные пропорциональные особенности в построении натюрморта.
Учебник, I часть, стр. 76 - 79, анализ картины П. Сезанна «Натюрморт с яблоками и апельсинами»
26.
Натюрморт в технике «гризайль» - рисование с натуры или по представлению (гуашь).
1
Знакомство с видом живописной техники - «гризайль». Переходное звено между рисунком и живописью.
Дорисовать
27.
Световая и цветовая перспектива в пейзаже.
1
Световая и цветовая перспектива в пейзаже. Отличительные особенности.
Учебник, I часть, стр.80 - 84. Прокомментировать явл. Световой и цветовой перспективы на примере пейзажа.
28.
Пейзаж на тему «Мой любимый
уголок природы» - рисование
с натуры или по представлению
(любые живописные материалы).
1
Наличие в живописном произведении композиционного центра,
выразительного акцентного пятна. Выбор удачной точки зрения.
Выполнить красками.
29.
Упражнения с цветом: светлотный контраст, цветовой контраст, последовательный контраст (гуашь).
1
Контрасты в живописи: светлотный, цветовой, последовательный. Влияние контраста на свойства цвета.
Учебник, I часть, стр. 85 - 102, проанализировать работы К.Моне и П.Пикассо.
30.
Натюрморт: ограничение цветовой палитры (3-4 цвета) - рисование по представлению (гуашь).
1
Гармония цвета в живописных
произведениях.
Повторить тему «Контрасты в живописи»
31.
Техника лессировки и акварельной живописи.
1
Понятие лессировки и акварельной живописи. Этапы выполнения работы в данной технике.
Учебник, I часть, стр. 103 - 112.
32.
Этюд кувшина с орнаментом -
рисование с натуры (акварель,
техника лессировки).
1
Живописные техники: техника
лессировки в акварельной и масляной живописи.
Дорисовать
33.
Пуантилизм. Этюд кувшина - рисование по представлению (гуашь, техника пуантилизма)
1
Живописные техники: техника
пуантилизм.
Учебник, I часть, стр. 112 - 117
34 -35.
Особенности изображения животных.
2
Особенности рисования животных. Этапы рисования.
Доклад об одном из художников - анималистов.
36.
Итоговая зачетная работа по теме «Живопись»
1
Самостоятельная работа по обобщению знаний по теме «Живопись».
37.
Особенности композиции пейзажа
1
Архитектурные мотивы в пейзаже. Художественный замысел в композиции пейзажа.
Учебник, I часть, стр. 120 - 140, Анализ пейзажей А.Боголюбова, И. Похитонова и др.
38.
К
О
М
П
О
З
И
Ц
И
Я
Эскиз композиции «Жизнь сов-
ременного города» - рисование на тему.
1
Композиция в художественном
творчестве мастера. Основные закономерности тематической композиции: подчинение второстепенного главному, равновесие
частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений.
Знать закономерности, приемы
и художественные средства тематической композиции.
Сознательно применять законы
наблюдательной перспективы
(выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.),
ландшафта, интерьера и времени
действия.
Раскрасить.
39.
Композиция в художественном творчестве мастера.
1
Кульминационный момент, изоляция в композиции, композиционный центр.
Учебник, II часть, стр. 4 - 12, доклад об истории создания картин И. Репина, В. Сурикова и др.
40.
Композиция «Страницы истории
России» - рисование на тему.
1
Композиция в художественном
творчестве мастера. Основные закономерности тематической композиции: подчинение второстепенного главному, равновесие
частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений.
Раскрасить.
41.
Сюжет и его воплощение в картине.
1
Сюжет в художественном творчестве мастера. Основные закономерности сюжетной композиции.
Учебник, II часть, стр. 13 - 22, привести примеры картин с интересной сюжетной линей.
42.
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Костюмы всех времен. Композиция «Зарубежный друг».
1
Тема праздника в бытовом жанре.Произведения живописи И. Аргунова, С. Чуйкова, А.Головина. Рембрандта. Понятие костюма и его особенности в разные эпохи.
Выполнить красками.
43.
К
О
М
П
О
З
И
Ц
И
Я
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
1
Искусство иллюстрации, синтез слова, изображения и мысли. Художественный образ.
Сопоставлять героев композиции, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного
и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого
и т. д.
Передавать художественными
средствами свое отношение к изо-
бражаемому
Подобрать иллюстрации к произведениям русских и зарубежных авторов.
44 -45.
Иллюстрирование произведений
русских и зарубежных авторов
(В. П. Катаев «Сын полка»,
А. Грин «Алые паруса», Ж. Верн
«Дети капитана Гранта»,
А. Дюма «Три мушкетера»,
Э. Распе «Приключения барона
Мюнхгаузена» и др.)
2
Иллюстрирование литературных
произведений. Создание художественного образа.
Выразительное изображение действия
сюжета, персонажей. Сравнительная характеристика изображаемых героев. Творчество ведущих художников-иллюстраторов.
Дорисовать.
46.
Итоговая зачетная работа по теме «Композиция»
1
Самостоятельная работа по обобщению знаний по теме «Композиция».
47.
ДЕ
КО
РА
ТИВ
НО
-
ПРИК
ЛАД
НОЕ
И
С
К
У
С
С
Т
В
О
И
Д
И
З
А
Й
Н
Флористический дизайн.
1
Европейское искусство оформления букетов.
Иметь представление о современном декоративно-прикладном искусстве.
Выполнять эскизное решение пространства интерьера согласно
его функциональному предназначению.
Разрабатывать эскизы монументально-декоративной живописи,
мозаик, витражей.
Выполнять изображения по правилам рисования.
Выполнять творческие мульти-
медиапроекты
Учебник, II часть, стр. 24 - 35, ответы на вопросы после параграфа
48.
Стили икебаны. Основные художественно - композиционные приёмы икебаны.
1
Стили и особенности икебаны. Основные художественно - композиционные приёмы икебаны.
Учебник, II часть, стр. 35 - 48, перечислить основные отличия европейской аранжировки цветов от икебаны.
49.
Эскиз композиции букета в стиле японской школы икебаны (любые графические материалы).
1
Флористический дизайн. Европейское искусство оформления букетов и японское искусство икебаны: стили и основные художественные приемы.
Выполнить красками.
50.
Монументальная живопись.
1
Монументальные виды искусства, знакомство с монументальной живописью.
Учебник, II часть, стр. 50 - 59, рассказать о росписях русских храмов.
51.
Эскиз росписи для интерьера
классной комнаты (гуашь).
1
Интерьеры общественных и жилых зданий.
Доклад об одном из стилей в интерьере.
52.
Национальные традиции в культуре народа.
1
Народный костюм и орнамент. Виды орнамента, расположение орнаментальных композиций, символика цвета, мотивы традиционной национальной одежды.
Выполнить народный костюм.
53.
Мозаика.
1
Мозаика. Особенности и отличие от других видов.
Учебник, II часть, стр. 60 - 68,выполнить мозаику «Живая природа» из цветной бумаги.
54.
Эскиз мозаики «Атрибуты
Искусства» (гуашь).
1
Современное монументальное искусство. Монументальное искусство в московском метро.
Закончить работу до конца.
55.
Витраж.
1
Витраж. Особенности и отличие от других видов.
Учебник, II часть, стр.69 - 75
56.
Эскиз витража для окна своей
комнаты (тушь, акварель).
1
Красота монументальной живописи - мозаики, фрески, витражи.
Закончить работу.
57.
Монументальное искусство в московском метро.
1
Основные закономерности и особенности в монументальном искусстве на примере московского метро.
Учебник, II часть, стр. 76 - 81, Проанализировать интерьеры метро по фотографиям.
58.
Искусство изготовления ковров и декоративных тканей. Знакомство с гобеленом и батиком.
1
Отличительные и характерные особенности гобелена и батика.
Учебник, II часть, стр. 82 -98.
59.
Эскиз гобелена «Четыре времени года». Творческая работа в технике батика.
1
Искусство изготовления декоративных тканей: гобелен, батик.
Художественно - выразительные средства гобелена, батика.
Выполнить работу до конца.
60.
Итоговая зачетная работа по теме «Декоративно - прикладное искусство и дизайн».
1
Самостоятельная работа по обобщению знаний по теме «Декоративно - прикладное искусство и дизайн».
Знать ведущие художественные
музеи России и мира.
Знать отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства.
Видеть прекрасное в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Анализировать эстетическое, духовное содержание и выражение
общественных идей в произведениях изобразительного искусства.
Самостоятельно в процессе зрительного восприятия художественного произведения.
Проводить
анализ средств художественной
выразительности, которые способствовали созданию сильного
по эмоциональному воздействию
образа.
Выполнять творческие мульти-
медийные проекты
61-62.
Б
Е
С
Е
Д
Ы
О
Б
И
С
К
У
С
С
Т
В
Е
Музеи мира:
-музей Прадо (Мадрид, Испания);
-музей Орсе (Париж, Франция);
-музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).
2
Музеи как объекты научного исследования. Художественные музеи как достижение человеческой
цивилизации, как возможность хранить и делать доступными людям уникальные творения искусства. Классификация художественных музеев. Знаменитые
художественные музеи мира : музей Прадо, музей Орсе, музей Гуггенхайма
Учебник, II часть, стр. 100 - 116
63-64.
Музеи России:
-Художественный музей им.
А. Н. Радищева (Саратов);
-Государственная картинная
галерея им. П.М. Догадина
(Астрахань);
-Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых (Киров)
2
Музеи как объекты научного исследования. Художественные музеи как достижение человеческой
цивилизации, как возможность
хранить и делать доступными
людям уникальные творения
искусства. Классификация художественных музеев. Знаменитые
художественные музеи России: Саратовский художественный музей им.
А. Н. Радищева, Астраханская
государственная картинная галерея им. П. М. Догадина, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых и др.
Учебник, II часть, стр. 117 - 133.
65.
Дворцово - парковые ансамбли.
1
Ораниенбаум.
Учебник, II часть, стр. 134 - 142
66.
Изобразительное искусство эпохи Возрождения.
1
Искусство эпохи Возрождения, биография и творчество величайших художников эпохи Возрождения стран западной Европы (Рафаэль, Микеланджело, Дюрер, Леонардо да Винчи)
Рассказать о творчестве художников эпохи Возрождения.
67.
Памятники нашей Родины.
1
Памятники истории и культуры города, их культурно-исторические ценности.
Сочинение «Мое отношение к искусству, как одной из областей знаний».
68.
Итоговый урок - обобщение пройденного материала.
1
Подведение итогов за год по курсу «Искусство»