- Учителю
- Урок ИЗО в 5 классе. Конструирование сувенирной куклы.
Урок ИЗО в 5 классе. Конструирование сувенирной куклы.
МОУ «ПОЕДУГИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема:
Конструирование сувенирной куклы
Коллективная композиция
«Веселый хоровод»
Выполнила: Устюгова П. Г. учитель изобразительного искусства, черчения и технологии
Поедуги, 2014 г.
Т е м а: КОНСТРУИРОВАНИЕ СУВЕНИРНОЙ КУКЛЫ
Тема коллективной композиции: «Веселый хоровод».
Форма организации коллективной деятельности: совместно-последовательная, по типу работы конвейера.
Принцип организации коллективной композиции: размещение фигур по кругу.
Цель: знакомство с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов, обобщение представления о народном костюме.
Задачи: сформировать умения и навыки различных техник в работе; обучать навыкам конструирования из бумаги; развивать творческие способности, эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся; художественную и общую культуру, наблюдательность, зрительную память; прививать интерес к русскому народному творчеству; научить изготавливать обрядовую куклу.
Оборудование для учащихся: пять квадратных лоскутов размером 20х20: три - из белой ткани (бязь, ситец, сатин) и два - из набивной ткани яркой расцветки, нитки для перетяжки, обрезки ткани.
Оборудование урока: для учителя - аппаратура для показа слайдов, видеозаписей; для учащихся - цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы, дополнения-украшения.
Оборудование для учителя: таблицы с изображением русского народного костюма; репродукции с исторических картин русских художников, в которых есть изображение русского народного костюма; музыкальный ряд.
План урока
-
Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве.
-
Постановка художественной задачи: выбор композиции техники.
-
Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма.
-
Начало работы над окончательным вариантом.
З р и т е л ь н ы й р я д: фотографии и сувениры; игрушки Дымково, Сергиев Посада, села Богородское, матрешки Семенова, Федосеево, Полхов-Майдана, птицы Архангельска; выполненные учителем и детьми модели; фотографии русского национального костюмa (разных областей): Б. М. Кустодиев. Эскиз костюмов мужиков. Драма Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина «Виринея» 1924). Ленинградский академический театр драмы; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря к опере А. Бородина «Князь Игорь» и эскиз костюма девушки к балету И. Стравинского «Весна священная» и др.
Литературный ряд: загадки.
М у з ы к а л ь н ы й р я д: народные песни.
Ход урока
I. Организация класса.
Про верка готовности к уроку.
II. Вводная беседа.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас необычный день.
Кто-нибудь из вас получал подарки? А приятно их дарить самим? Как вы считаете, почему раньше дарили подарки, сделанные своими руками? (Передача частички своего тепла)
В последнее время стало модно покупать и дарить различные амулеты. Трудно найти магазин сувениров, где бы не было китайских амулетов. Но ведь чаще всего нам не известно ни название, ни предназначение покупаемого предмета, который, тем не менее, считается магическим средством против болезней и несчастий. У каждого народа в игрушку вкладывается глубокий социальный смысл. На Руси кукла была участницей ритуальных обрядов и праздников.
З а г о в о р - з а к л я т ь е:
Пойду ль я во чистое поле
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полётные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце.
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звёздами,
Что вострыми стрелами, -
От всякого злого недуга.
К примеру, во время свадебного обряда куклу дарили молодоженам как символ счастья и пожелание здоровых детей. Куклы-обереги по народным поверьям охраняли семью от ссор и болезней. Для изготовления кукол использовали дерево, глину, солому, мочало, тряпки. Делались они вручную и традиционно не имели глаз, носа и рта. Таким образом, эти куклы служили не детям, а взрослым.
В наше время изготовлением традиционной народной куклы занимаются многие. Декоративная кукла стала просто красивым предметом интерьера, сувениром. Даже мы с вами сможем сделать подобную куклу, выбрав образ и наделив определенным характером, а главное, вложим в ее создание свою душу.
В старину после уборки урожая в русской деревне начинались посиделки. Девушки по вечерам собирались у кого-то в доме: пряли, вязали, шили, разговаривали друг с другом, пели песни. Когда на посиделках участвовали и девочки, которые в это время обучались многим женским ремеслам, в том числе изготовлению тряпичной куклы. Традиционная тряпичная кукла имела различное назначение, могла символизировать, например, изобилие, плодородие, материнство.
А сейчас нам девочки расскажут о некоторых куклах - берегинях.
Сообщения учащихся.
1. Кукла - куватка
Кукла - куватка вывешивалась над колыбелью после крещения младенца, чтобы оберегать его от злых сил. Обычно в связке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.
Для изготовления куклы используются лоскуты яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Она очень проста в изготовлении.
Лоскут яркой одноцветной ткани размером 10х15 см. скручивают к середине по длинным сторонам. Скрученный лоскут перегибают пополам. Отступив примерно 2 см от места сгиба, перегнутый лоскут стягивают несколькими плотными витками нитью другого цвета. Концы нити связывают двойным узлом. Из лоскута другого цвета размером 6х6 см делают вторую скрутку. Нитью другого цвета скрутку стягивают узлами с обеих сторон, отступив от краев по 1 см.
Середину второй скрутки укладывают между концами первой скрутки до упора в завязанную нить. Плотно прижав к узлу, вторую скрутку закрепляют между концами первой скрутки яркой нитью несколькими плотными витками под второй скруткой и крест-накрест. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье.
2. На масленицу делали масленичное чучело - фигуру из соломы или дерева, наряженную в старую ветхую одежду. В некоторых деревнях Центральной России во многих домах делали собственных кукол и наряжали их в яркие нарядные костюмы. Семейную Масленицу снабжали соответствующими атрибутами - сковородкой, половником, блинами и сажали в доме на лавку в такой позе, как будто она печет блины. Иногда эта кукла превращалась в простую игрушку.
3. На Вознесение - Троицу существовал девичий и женский обряд «Крещение и похороны кукушки». Кукушкой называли куклу, изготовленную из растительного материала, в основном из трав. Её обряжали в яркие лоскуты и кружево или в специально сшитое платье. Девушки, которые хотели подружиться, менялись над кукушкой подарками.
4. По завершении уборки урожая из соломы последнего (дожиночного) снопа делали куклу, одевали в кумачовый сарафан и головной убор, украшали бусами. С дожиночным снопом совершали различные обрядовые действия, например, гадали или вносили в дом и производили ритуальный выгон насекомых.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить от несчастий, принять на себя болезни, помочь хорошему урожаю.
Спасибо, девочки.
Беседа о народном костюме.
- Интересовались ли вы тем, как выглядели наши предки сто лет назад? Давайте представим, ребята, что живем мы в России не в двадцать первом веке, а в восемнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Как жили летом, а как зимой?
( Дети высказывают свои мысли.)
Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Зато, когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что она доставалась большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению семьи.
- А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла?
(Ответы детей.)
Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле. Одежда была повседневной и праздничной.
У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
- Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли? (Ответы детей.)
Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземный мир.
Привычное представление о русском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой - епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.
Самым распространенным видом головного убора был кокошник - род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм! (Показ открыток.)
В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к климатическим условиям, а также служили для передачи определённой информации об их обладателях. Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, душегрея, головной убор - кокошник. Весь ансамбль праздничного костюма подчеркивал красоту женщины, делал ее похожей на прекрасный цветок или птицу.
В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора - шапочки (сороки). Эта одежда, в отличие от сарафана, только крестьянская. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, бисером.
Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды.
И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.
Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта, как вышивки, так и русской народной одежды в целом.
Отметим разнообразие узоров, множество оттенков цвета в костюмах разных областей (бывших губерний) юга России. Не зря раньше в народе говорили: «В каждом посаде в своем наряде».
- Сравните: что общего в расположении орнаментальных мотивов на северорусских костюмах и южнорусских?
Обилие орнаментов около ворота одежды, на рукавах, на понёве, на подоле сарафана и рубахи. Орнаменты - обереги, призваны были защищать, охранять человека за пределами его крепости дома - от недобрых сил.
Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов - вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.
Рассматривая отдельные вещи, нужно помнить, что только вместе, в ансамбле, они создают тот образ, которому стремились соответствовать русские крестьянки. И подчас маленькая деталь, например, манера завязывать платок, или использование иной цветовой гаммы делали костюм неповторимым и оригинальным.
- Полюбуйтесь на красавицу. Напоминает ли она вам героиню сказок - русскую красавицу, красну девицу - добрую, мудрую, рукодельницу?
- Определите, в какой стороне (южный или северный регион России) могла надеть этот подвенечный наряд невеста.
- Прочтите эти орнаменты. Найдите в них знаки-обереги и знаки добрых пожеланий: знаки солнца, воды и земли, птиц и животных.
- Я предлагаю отгадать з а г а д к и о русском народном костюме:
Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт. (Лапти.)
Надену - ободом сведёт,
Сниму - змеёй упадёт,
Тепла не даёт,
А без него холодно. (Пояс.)
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой. (Рубаха.)
С одного бока лес,
А с другого - поле. (Шуба, тулуп.)
- Выберите правильный ответ к загадкам: рукавицы, шуба, шапка, тулуп, сарафан, пояс, лапти, рубаха, серьги.
- Полюбуйтесь работой художников-костюмеров. (Демонстрация иллюстраций.) Определите, какие элементы народной одежды использованы в сценических костюмах участников народных ансамблей из разных регионов России.
Обратите внимание на костюм нашего края. Чем он отличается от других женских костюмов? (Показ фото)
Также вас может заинтересовать выставка кукол, выполненная Устюговой Катей. (Обращение к выставке)
IП. Работа над заданием.
Ну, а теперь о предстоящей работе. Вот конкретное для вас задание.
3 а д а н и е: Сконструировать сувенирную куклу в русской национальной одежде из цветной бумаги, лоскутков ткани; создать коллективную композицию «Веселый хоровод».
Кукла проста по конструкции, а делает ее привлекательной декор одежды - орнамент на платочке, сарафане, рукавах рубахи, напоминаю, не забудьте о символике узора и значении цвета в русской национальной женской одежде.
Выполнять работу над куклой будете сообща. Для коллективной работы вы разделились на две основные группы (по рядам), так что каждый ряд становится своеобразным конвейером с параллельными линиями: на одной выполняют тело куклы, а на другой ее голову.
Обратите внимание на этапы работы каждой группы.
Для работы п е р в о й л и н и и задаются следующие технологические операции:
1) свертывание большого конуса - заготовки для сарафана куклы;
2) выравнивание конуса сарафана;
3) изображение на конусе сарафана декоративных элементов и орнамента;
4) прикрепление рук к конусу сарафана.
Э т а п ы работы в т о рой л и н и и конвейера:
1) свертывание малого конуса - заготовки для головы куклы;
2) вырезание контура платка на конусе головы куклы;
3) наклеивание изображения лица;
4) прикрепление косы и изображение декоративных элементов на платке;
5) этап является единым для обеих линий: изображение зеленой поляны с ромашками - плоскости, на которой собираются куклы (выполненные из отдельных фрагментов) в веселый хоровод. (В работе на этом этапе участвуют закончившие задание на первых этапах работы конвейера).
Получается коллективная композиция «Веселый ХОРОВОД».
IV. Итоги урока.
Вот и закончилась наша работа. У нас получился великолепный хоровод русских красавиц. Он послужит подарком для тех, кто рожден в этот день или именинницам, т.е. Татьянам. Ведь сегодня к тому же Татьянин день. Среди наших гостей тоже есть Татьяны, встаньте, пожалуйста, поздравляем вас с этим замечательным днем, с днем ангела вас!
А теперь подведем итог коллективной работы. Оцените работу друг друга по двум основным параметрам - красоте и аккуратности.
Рефлексия: Что нового ты узнал на уроке?
Домашнее задание.
Этапы работы первой линии
1) свертывание большого конуса - заготовки для сарафана куклы;
2) выравнивание конуса сарафана;
3) изображение на конусе сарафана декоративных элементов и орнамента;
4) прикрепление рук к конусу сарафана.
Этапы работы второй линии
1) свертывание малого конуса - заготовки для головы куклы;
2) вырезание контура платка на конусе головы куклы;
3) наклеивание изображения лица;
4) прикрепление косы и изображение декоративных элементов на платке;
5) этап является единым для обеих линий: изображение зеленой поляны с ромашками - плоскости, на которой собираются куклы (выполненные из отдельных фрагментов) в веселый хоровод. (В работе на этом этапе участвуют закончившие задание на первых этапах работы конвейера).
Крестьянский праздничный костюм.
С.Верх-Сава, Куединский р-н 1950-е гг.
Праздничная парочка
С.Брехово, Суксунский р-н. 1-я половина XX в.
Пермская губерния. 1910 г.
Кукла - куватка вывешивалась над колыбелью после крещения младенца, чтобы оберегать его от злых сил. Обычно в связке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.
На масленицу делали масленичное чучело - фигуру из соломы или дерева, наряженную в старую ветхую одежду. В некоторых деревнях Центральной России во многих домах делали собственных кукол и наряжали их в яркие нарядные костюмы. Семейную Масленицу снабжали соответствующими атрибутами - сковородкой, половником, блинами и сажали в доме на лавку в такой позе, как будто она печет блины. Иногда эта кукла превращалась в простую игрушку.
На Вознесение - Троицу существовал девичий и женский обряд « Крещение и похороны кукушки». Кукушкой называли куклу, изготовленную из растительного материала, в основном из трав. Её обряжали в яркие лоскуты и кружево или в специально сшитое платье. Девушки, которые хотели подружиться, менялись над кукушкой подарками.
По завершении уборки урожая из соломы последнего (дожиночного) снопа делали куклу, одевали в кумачовый сарафан и головной убор, украшали бусами. С дожиточным снопом совершали различные обрядовые действии, например, гадали или вносили в дом и производили ритуальный выгон насекомых. И.т.д.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить от несчастий, принять на себя болезни, помочь хорошему урожаю.
Кукла - закрутка
В старину после уборки урожая в русской деревне начинались посиделки. Девушки по вечерам собирались у кого-то в доме: пряли, вязали, шили, разговаривали друг с другом, пели песни. Когда на посиделках участвовали и девочки, которые в это время обучались многим женским ремеслам, в том числе изготовлению тряпичной куклы. Традиционная тряпичная кукла имела различное назначение, могла символизировать, например, изобилие, плодородие, материнство.