7


  • Учителю
  • Технологическая карта урока Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа

Технологическая карта урока Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа

Кнрссий дворец-лабиринт царя Миноса на Крите.

Дворец царя Агамемнона в Микенах

- Искусство - беспрерывный гармонический анализ мира, позволяющий проанализировать крито-микенскую культуру некий феномен, который формируется в каждом человеке и влияет в той или иной степени на весь мир в целом…

- Профессиональная мобильность предполагает высокий уровень интеллектуальной культуры;

- Без искусства невозможно жить, быть счастливым и успешным, понимать окружающий нас мир;

- ведем диалоги

- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них

- записываем определения

- рисуем схемы и делаем зарисовки в тетради

- выполняем задания учителя.



Технологическая карта урока № 10 - 10 класс



Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

ЗТехнологическая карта урока Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифаадания для учащихся

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент

Вступают в диалог с учителем

Задает эмоциональный тон урока



Величие человека в соединении его внешней и внутренней красоты, совершенное искусство, гармония мира - все здесь! Все можно найти в крито-микенской культуре!

Античность всегда воспринималась как идеал и «золотая» пора человечества, хотя эпоха Античности так же пестра, как лоскутное одеяло…

Вспомнить курс истории и попытаться привести примеры того, что античность так же пестра, как лоскутное одеяло…

-

Личностные - мотивировать интерес к изучаемой теме

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Изучение нового материала

Думают и ищут устный ответ на вопрос, могут ли моря объединять или разъединять людей.





Расставляет акценты

Моря разделяют страны и народы. Средиземное море объединило античный мир.

Архитектура Крита и Микен - два разных взгляда на мир:

Крит. Кносский дворец ( II тыс. до н.э.) - пульсация реальной жизни. Дворец вырастает из горы, уступами на разных уровнях с перепадом в 8-10 м. Пространство зыбко и неустойчиво, перемещение по нему сродни покачиванию на поверхности моря.

Микены. Город-дворец царя Агамемнона (II тыс. до н.э.) - имел регулярную планировку, такой тип жилища стал прообразом греческого, а потом и римского дома.

Декор как отражение мировосприятия и двух картин мира: динамика морской стихии и образы людей, изящество, непосредственность, живость, грация - Кносс. Сюжеты, связанные с борьбой - торжество физической силы и суровый воинственный дух ахейцев - Микены.



Задание 1

Похищение Европы





Задание 2

Тайны античного мира



Предметные - знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:

- архитектура Крита;

- архитектура Микенен;

-Декор Кносского дворца - любование миром;

- Декор Дворца Агамемнона - торжество физической силы.



Личностные -

развивать учебно-познавательный интерес к разным видам культуры.

Закрепление нового материала

1.Участвуют в мини Блиц-опросе.

2. Работают с предложенным текстом.



Организует мини блиц-опрос:

1. Сравните архитектуру кносского и микенского дворцов. Найдите различия.

2. Какой вид декора использовался при украшении дворца царя Миноса.

3. Какой ответ на вопрос о гибели критской цивилизации дал в 1932 году молодой греческий археолог Спиридон Маринатос в 1932 году?

4. Назовите имена известных миру археологов, открывших новые страницы Крито-Микенской культуры.

5. Функции дворцов на Крите и в Микенах.

Задание 3

Тайна Запада. Атлантида - Европа.



Предметные

- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Контроль

Ведут самостоятельную подготовительную работу в группах по 2 человека.

Формулируют вопросы по теме и меняются по выбору с одноклассниками

Контролирует ход выполнения самостоятельной и групповой работы

1.Составить и записать в тетрадь 3 вопроса по теме урока.

2. Поменяться вопросами с любым одноклассником и ответить на них письменно.

Предметные

- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Рефлексия

Обсуждают выполнения заданий.

Оценивают свою работу на уроке и урок в целом

Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями



Метапредметные

- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Приложение 1

Валентин Серов. Похищение Европы. 1910

Сюжет картины, взятый из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из любимейших сюжетов мирового искусства. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Влюбившийся в нее Зевс явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Наконец, Европа решилась сесть на спину быка-Зевса - тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса и впоследствии родила ему трех сыновей-героев. Похищение Европы Серова - не столько изображение мифа, сколько его отблеск, эмблема всего мира греческого искусства с его "высокой декоративностью, граничащей с пафосом", как говорил Серов в одном из писем.

Неожиданно живой и осмысленный взгляд быка-Зевса подчеркивает застылость неподвижного лица-лика Европы - маски архаической коры, своего рода символа всего греческого искусства. Одно из значений, имени "Европа" - "широкоглазая", что удивительно созвучно тому изображению лица Европы, которое дает Серов

Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура - небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины.

Технологическая карта урока Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифаТехнологическая карта урока Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифаТехнологическая карта урока Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифаТехнологическая карта урока Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа1 2 3 4





Задание 1. Похищение Европы

  1. Внимательно рассмотрите изображения.

  2. Какая скульптура выполнена Валентином Серовым, а какие - современными художниками?

  3. Обоснуйте свое мнение.

Задание 2 - Тайны античного мира

  1. Прочтите текст Кира Булычева «Тайны античного мира». АРМАДА-ПРЕСС, ДРОФА, МОСКВА, 2001

  2. Выделите абзацы

  3. Назовите текст

Почти все города и дворцы на Крите перестали существовать примерно за полторы тысячи лет до нашей эры. Что же произошоло? В 1932 году молодой греческий археолог Спиридон Маринатос раскапывал критский порт, и вдруг в одном из зданий на полу он нашел россыпь кусочков пемзы. Как известно, пемза - это застывшая лава. Археолог продолжал раскопки и все чаще наталкивался на пемзу. Маринатос принялся искать в Средиземном море вулкан, который извергался в те годы, когда исчезла Критская империя. Миранитос предположил, что извержение было таким страшным, что раскаленным пеплом и лавой загубило всю жизнь на Крите. Перед археологом было описание извержения вулкана Кракатау в Индонезии. Островок Кракатау невелик. Когда массы газов и пепла вылетели на высоту в тридцать километров, он буквально раскололся, и воды океана хлынули в образовавшуюся пропасть. Произошел взрыв. Куски острова - пемзу и камни разбросало на двести километров вокруг. На много дней в той части Земли наступила густая темень, волны уничтожили жизнь на всех окрестных островах… Такой остров в Средиземном море Маринатос нашел. Остров назвался Фера или Санорин. Три с половиной тысячелетия назад двухкилометровый вулкан, возвышавшийся над ним, извергая лаву взорвался, и от острова осталась коса в форме буквы С длиной в одиннадцать километров. Геологи подсчитали, что извержение на Фера было в четыре раза сильнее, чем на Кракатау. Находки Маринатоса указали на то, когда и как погибла Критская держава. Критяне, наверное, погибли не все, но хозяйство было подорвано, флот разметали и уничтожили волны. Ахейцы вторглись на острова, подвластные Криту, и основали там свои воинственные царства.

Задание 3 - Мережковский о тайнах Запада и Атлантиде-Европе

Перед вами отрывки из книги Дмитрия Сергеевича Мережковского «ТАЙНА ЗАПАДА. АТЛАНТИДА-ЕВРОПА. ...».

Коротко запишите в тетрадь ваше впечатление от текста

Город Кносс, одна из двух столиц Крита, северная, обращенная к Европе (другая, южная, Фест, Phaistos, обращена к Африке), основан около 8000 лет до Р. X., следовательно, почти современен концу Атлантиды, по мифу Платона (Evans, 1. c., 35)…





Самый глубокий в Кноссе, геологический слой черной земли из угля, пепла, человеческих костей и кухонных отбросов достигает, по исчислениям итальянского археолога Анжело Моссо, двенадцатитысячной древности (Ang. Mosso, Escursioni nel Mediterraneo e pgli savi di Creta, 1907, p. 3). Кносский дворец разрушался, по-видимому, несколько раз землетрясениями, пожарами и нашествиями варваров, но непрерывная и цветущая жизнь его продолжалась 3000 лет. Что это значит, мы поймем, если представим себе, что какое-либо здание существовало непрерывно от дней Троянской войны до нашего времени.

Все еще юны древние камни; в мутно-опаловой, с розово-лазурными жилками, млечности алебастровых глыб, все еще как будто льется теплая кровь (A. Mosso, 1, с., 42). Надпись на одной из них, в развалинах Фетского дворца, - четыре знака, такие знакомые, похожие на греко-латинское письмо, что кажется, вот-вот прочтешь…

Крито-Эгея - мать Европы. Кажется, наша европейская цивилизация получила начало свое не от арийцев (индо-германцев), как думали прежде, а от предварившего их на тысячи лет так называемого «средиземноморского племени» (Mediterranean race), пришедшего откуда-то с Запада, двумя путями, через Северную Африку и по Средиземному морю. Крито-эгейцы - гомеровские этеокритяне, пелазги, лелеги, ликийцы, израильские kaphtorim, египетские keftiu, - принадлежат к этому племени (А. Mosso, Le origine della civilta Mediterranea, 1910, p. 332), безбородому, смугло-красному, так же как египтяне и племена древней Америки - ацтеки, тольтеки, майя. Это «красные», «краснокожие», phoinikes, «Финикийцы», не в новом историческом, а в древнем, баснословном или доисторическом, смысле. Как бы рдяный отблеск вечного Заката, Запада, - на лицах, и в телах - та «красная глина», afar, из которой вылеплен Адам, первый человек первого человечества (Dussaud, 1. c. 447).

От арийского племени брахицефалов, короткоголовых, отличаются крито-эгейцы, долицефалы, длинноголовые не только строением черепа, но и языком: судя по родственным кароликийским корням имен собственных и географических, этот язык - не арийский и не семитский (H. R. Hail. The two Labyrinths-Joun. of Hellen. Stud., v. XXV, 1905, p. 323). Корень слова «железо», общий всем арийским племенам, еще до их разделения, в крито-эгейских языках отсутствует: люди Бронзового века не знают железа (A. Mosso. Escursioni, 265). Только с боевым конем, тоже неизвестным на Крите, и с железным оружьем, начинается война, в новом европейском смысле, - война, как «всемирная история». Индо-германцы, европейцы, - война; критяне - мир.

…Нам, феакийцам, не нужно ни луков, ни стрел, -

(Odys., VI, v. 270)









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал