7


  • Учителю
  • Разработка урока по МХК «Своеобразие культур Древнего мира: Месопотамия, Древний Египет и Древняя Америка».

Разработка урока по МХК «Своеобразие культур Древнего мира: Месопотамия, Древний Египет и Древняя Америка».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок по МХК в 10 классе по теме «Своеобразие культур Древнего мира: Месопотамия, Древний Египет и Древняя Америка».

Цели и задачи урока:

- познакомиться с разнообразной и самобытной культурой Древнего мира;

- установить общность культур Месопотамии, Древнего Египта и Древней Америки.

Дидактическая задача урока - создать условия для выражения собственного суждения о культуре Древнего мира, проверки уровня усвоения знаний и умений по данному вопросу.

Задачи по содержанию:

образовательная

- определить своеобразие культур отдельных регионов Древнего мира на примере культур Месопотамии, Древнего Египта и Древней Америки;

развивающая

- умение выполнять учебное задание при работе с разными источниками информации и оформлять результаты своей работы,

- развитие умения выделять главное, строить аналогии.

- способствование формированию образно-ассоциативного мышления;

воспитательная

- развитие чувств, эмоций,

- формирование интереса к истории культуры,

- умение работать в группе.

Форма урока

Тип урока - урок-исследование.

Организация обучения на уроке - технология развития критического мышления.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи

география

история



Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока.

Слово учителя. Здравствуйте.

Готовясь к сегодняшнему уроку, я просматривала разную литературу. Среди различных произведений я встретила строки, от которых не могла оторваться, и поняла, что обязательно их вам прочту. Послушайте:

Осенний скучный день. От долгого дождя

И камни мостовой, и стены зданий серы;

В туман окутаны безжизненные скверы,

Сливаются в одно и небо и земля.



Близка в такие дни волна небытия,

И нет в моей душе ни дерзости, ни веры.

Мечте не унестись в живительные сферы,

Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.



Мне снится прошлое. В виденьях полусонных

Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.

Есть много светлых дум, погибших, погребенных, -



Как странно вновь стоять у темных их гробниц

И мертвых заклинать безумными словами!

О тени прошлого, как властны вы над нами!

(В.Брюсов «Тени прошлого»)



- Как вы считаете, что же помогает герою проживать и переживать это состояние?

- Зачем нужно прошлое? Почему оно властно над нами?

- Может ли быть, что прошлое помогает нам в настоящем?.. Быть может, то, что вы узнаете сегодня о прошлом, поможет вам в вашем будущем?..

Примерный ответ: прошлое, его необычность и таинственность; возвращаясь в прошлое, мы обдумываем его и делаем какие-то выводы;… прошлое привлекает и пугает нас своей необычностью и таинственностью.

Учитель: С незапамятных времен древние цивилизации привлекали внимание человечества. Сохранившиеся памятники архитектуры создают впечатление вечности и редкой целостности.



2. Систематизация и обобщение сведений, полученных на предыдущих уроках.

Работа осуществляется в группах.

Учитель: Я предлагаю вам поразмыслить о далеком прошлом, определить, в чем своеобразие культур отдельных регионов Древнего мира на примере культур Месопотамии, Древнего Египта и Древней Америки. Что дали они миру?

Результаты исследования представить в таблице:



Когда и как началось ее развитие?













Основа религиозного культа?













Какие черты характерны для архитектурных сооружений? Чем они обусловлены?







Какие декоративные средства использовали зодчие для украшения архитектурных сооружений?







Какие темы и сюжеты стали приоритетными в скульптуре?









Наиболее значимые достижения культуры?











Как искусство данного региона повлияло на культуру других народов?













3. Подведение итогов.

Общие выводы:

Ученик: Общими чертами культур Древнего мира является их магический характер, информативность (связь с ранними видами письменности), иерархичность, каноничность и традиционализм, преобладание в мифологии терриоморфных и зооморфных форм, доминирование коллективного начала над индивидуальным. В архитектуре воспроизводятся природные формы и преобладают принципы изобразительности (пирамида - гора, колонна - дерево, святилище - пещера, дворец - лабиринт пещеры). Образ Мировой горы является общей базисной моделью Вселенной (зиккурат, пирамида, ступа), а архетип Мирового древа - основой символической организации пространства (объект почитания и участники ритуала почитания) и источником композиционных схем (центральная симметрия, горизонтальные фризы).

Ученик: Своеобразие культур отдельных регионов Древнего мира коренится в разнообразии природных, этнических и историко-культурных корней.

Природный цикл разливов Нила стабилен и неизменен, так же как неизменна пустыня и камень окружающих гор. Культура Древнего Египта через Пиренейский полуостров и Северную Африку генетически связана с искусством пещер палеолита и мегалитической культурой южных регионов Европы3. Идея неизменности, заложенная в культуре камня, накладывает свой отпечаток на общее мироощущение и на отношение к проблемам жизни и смерти. Камень, его косность становятся на пути вечного круговорота природы и разрывают единый цикл преобразования жизни в смерть и обратно. От человека требуются сверхусилия, чтобы «преодолеть этот разрыв, чтобы заставить небытие отступить». «Великая жажда бессмертия» парадоксальным образом обесценивает жизнь и перенаправляет деятельность человека на реализацию идеи «вечной жизни после смерти». Именно на этом базируются магия и гигантизм, сверхмощь и статика архитектуры, неизменность и постоянство изобразительного канона древнеегипетского искусства. Моделью древнеегипетского мира становится пирамида - памятник заупокойного культа, город мертвых - местом ее пребывания.

Ученик: Жизнь народов Месопотамии проходила в постоянной борьбе с разрушительными стихиями природы и бытия. Катастрофические разливы Тигра и Евфрата, засоление почв, набеги диких племен с гор, междоусобные войны городов-государств - жизненная основа драматизма мироощущения, осознания быстротечности временного потока. Художественная ментальность Междуречья складывалась на основе неолитической культуры глины (глинобитный дом, город, вселенная в виде рукотворного, богато орнаментированного сосуда) и оргиастического культа богини-матери.

Ученик: Для потомков людей, вызванных к жизни богами из земли/праха и в прах уходящих, жизнь и смерть были едины в круговороте сезонного цветения и увядания, в бесконечной цепи превращений, в поступательном движении ухода и возврата. Уйти - значило вновь вернуться в объятия матери-земли и, напитавшись ее силами, обрести новую жизнь, подобно зерну. Горький опыт путешествия в потусторонний мир показал герою шумерского эпоса Гильгамешу, что бессмертие недоступно человеку и в то же время оно разлито повсюду, оно в деятельности человека, в памяти потомков, следовательно, оно в самой жизни.

Ученик: Зиккурат, моделирующий представления народов Месопотамии об упорядоченном космосе, всегда находится среди людей, в центре их селений. Это и сам бог, и подножие храма бога - покровителя Города. Он радует глаз яркой раскраской, зеленью садов, пестротой праздничной толпы. Он так же недолговечен, как людская жизнь, и неизбывен, как сама земля.

Поддержание мирового порядка и жизни в культурах народов Майя и ацтеков было связано с постоянными жертвоприношениями. Боги и Вселенная требовали от человека безоговорочной жертвенности, они жаждали крови, и она щедро лилась по ступеням пирамид в священных городах. Грандиозный жертвенник богам - такова модель мироздания индейцев Центральной Америки.

Учитель: Вернемся к началу урока. Мы говорили о важности прошлого. «Есть много светлых дум» - сказал В. Брюсов, и египтяне считали, что души бессмертны тогда, когда из тьмы подземного мира пробьются к свету. Идея бессмертия, воплощенная в архитектуре - идея путешествия к свету, и мне хочется, чтобы каждый ваш шаг был шагом к свету. Светлых дум вам!



4. Задание на дом.

Учитель: Продолжаем изучать общечеловеческие ценности мировой художественной культуры, те творения, что составляют её «золотой фонд». Наш взгляд, «взгляд из России», на памятники зарубежной поэзии, музыки, зодчества, живописи, театра позволит нам сделать далекое близким, осмыслить художественные традиции других народов и, самое важное, глубже понять свое великое национальное достояние - русское искусство.



Подготовить проект. Проследите влияние древних образов на современную жизнь. Как проявляется эстетика египетской, древнеамериканской орнаментики в архитектурных проектах, оформлении интерьера, дизайне одежды, украшений? Найдите предметы быта, модные аксесцары, архитектурные элементы декора, соответствующие одному из стилей.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал