- Учителю
- Разработка открытого занятия по изобразительному искусству на тему: «Пейзаж».
Разработка открытого занятия по изобразительному искусству на тему: «Пейзаж».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Энгельса Саратовской области
Разработка открытого занятия
по изобразительному искусству
во 2 классе на
Тему : «Пейзаж».
Выполнила:
учитель высшей
квалификационной
категории.
по ИЗО
Иванова Татьяна Андреевна
МБОУ « СОШ №32»
2015 г.
Цели и задачи занятия:
-
Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях изобразительного искусства.
-
Дать представление о разнообразие пейзажа. Познакомить с картинами великих пейзажистов .
-
Продолжать знакомить детей с графикой как видом изобразительного искусства. Развивать элементарные навыки работы с углём.
-
Познакомить с разнообразием форм и силуэтов деревьев. Продолжать учить изображать деревья. Развивать творческое воображение .
-
Формировать чувство восхищения родной природой. Воспитывать интерес и любовь к искусству.
Материалы: формат А3, простой карандаш, уголь, ластик, салфетка.
Мультимедийная установка
План занятия:
-
Организационный момент.
-
Введение в тему.
-
Беседа по теме.
-
Физкультминутка.
-
Продолжение беседы.
-
Практическая работа.
-
Анализ работ.
-
Итог занятия.
Ход урока.
Тему нашего занятия вы, ребята, узнаете, внимательно прослушав ,стихотворение и вставите ключевое слово:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые берёзки,
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем !
(слайд-1) А вы знаете, ребята, что слово «Пейзаж» -это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.
Давайте подумаем, а какие природные среды существуют вокруг нас, которые могли бы вдохновить художника на создание пейзажа?
(слайд-2)-Море, может вдохновить художника? (морской, подводный мир) художник Иван Константинович Айвазовский показал красоту морской стихии. Он писал марины т.е. море воду: значит, он был художником маринистом. «Девятый вал» - самое прославленное полотно художника.
(слайд-3) - А, это какой пейзаж? (горы - горный пейзаж)
Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель - Николай Константинович Рерих. В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Художник написал много горных пейзажей. Николай Рерих написал более 7 тысяч картин, значительную часть которых составляет цикл горных пейзажей Индии, Китая и Монголии. Произведения художника несут особую информацию, излучают энергию и внушают сильные чувства. Говорят, полотна обладают даже целебными свойствами. «Еще при жизни Николая Рериха его картины просили в медицинские учреждения, потому что они несли исцеление». Он написал серию картин горы Гималаи.
(слайд-4)-Космос - космический пейзаж.
Андрей Константинович Соколов - известный художник космических пейзажей, который впоследствии писал картины о космосе вместе с летчиком-космонавтом- Алексеем Архиповичем Леоновым. Лётчик- космонавт Леонов является членом Союза Художников живет и работает в Москве.(космонавт-художник)
(слайд-5) -А вот пейзаж одного из талантливейших русских художников Сергея Арсеньевича Виноградова. (Виноградов учился у Поленова Василия Дмитриевича вместе с Левитаном)
-Как он называется, как вы думаете? ( «Деревня»)
-Значит, какой это пейзаж? (деревенский - архитектурный)
Этот пейзаж находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.
(слайд-6) -А это, какой пейзаж? (городской)
Фёдор Яковлевич Алексеев в 1800г. написал картину «Красная площадь в Москве». Федор Яковлевич Алексеев является первым, в истории русской живописи, мастером городского пейзажа.
(слайд-7-8) - А ещё пейзажи бывают выдуманными, сказочными, когда художник показывает фантастику или сказку. Например : вот сказочно-былинный пейзаж: «Витязь на распутье» - Виктора Михайловича Васнецова. Васнецов ещё написал: «Алёнушку» к русской сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ; а так же «Ковер-самолёт»; «Иван царевич на сером волке» и т.д.
Интересно, то что у художника Виктора Васнецова был брат Аполлинарий- тоже художник. И был ещё художник Юрий Алексеевич Васнецов, который состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. И он тоже рисовал по сказкам. Он создал много иллюстраций: «Радуга-дуга», «Кошкин дом», «Ладушки»… Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях
Ю. Васнецова. Лес для художника - место действия волшебных сказок. Вы, наверное, помните лес из сказки «Три медведя»: огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебства. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает в тёмные объятия этот таинственный великан…
-Нас будет занимать другой пейзаж. Что же будет главным в наших пейзажах, узнаем, отгадав загадку:
-
(слайд-9) Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (лес)
-А в лесу какие деревья растут? Отгадаем загадки.
-
(слайд-10) Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
-
(слайд-11) Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
-
(слайд-12) Разбежались по опушке
в белых платьицах подружки. (Береза)
-
(слайд-13) Весной зеленела Осень в сад к нам пришла
Летом загорела, Красный факел зажгла,
Осенью надела Бусы факелом горят,
Красные кораллы. (Рябина) Птицы рядышком галдят. (Рябина)
-
(слайд-14) У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви -только на макушке. (Сосна)
-
(слайд-15) Я из крошки -бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч.
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
-
(слайд-16 ) Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
-Задумывались ли вы над тем, что деревья очень похожи на людей. Маленькие деревья такие же беззащитные, как дети, а старые деревья похожи на щедрых все знающих стариков. У каждого дерева, как у человека, свой облик, свой характер.
Берёза застенчива и нежна, дуб могуч и кряжист, осина сиротлива и тревожна, клен праздничен и наряден, липа мягка, добра, уютна.
А ещё, как и люди, деревья бывают маленькие, худенькие, гибкие, тоненькие, большие, толстые, неуклюжие, громадные.
Но есть и существенное отличие между человеком и деревом. Когда человека обижают, он всегда может крикнуть и позвать на помощь, а дерево, даже очень сильное и могучее, не может себя защитить. Но вы, дети, помните всегда о том, что дерево живое и ему тоже бывает больно. И человек не должен обижать деревья хотя бы потому, что без них он сам не сможет существовать: деревья помогают нам дышать, радуют нас своей неповторимой красотой.
(слайд- 17 )- Деревья, а в целом лес, и поле, речка и дороги (родную природу) изображали многие русские пейзажисты: Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан….
-Мы с вами уже многому научились и знаем, как сделать так, чтобы дом на рисунке стоял близко, а дерево далеко, или изобразить стаю птиц, улетающую вдаль.
Скажите, отличаются ли на рисунке две ёлочки, стоящие близко и далеко, отличаются ли по цвету , по размеру.
Да, отличаются. При этом соблюдаются три правила:
-
(слайд- 18 )-Правило 1. Все линии, удаляясь от наших глаз, стремятся слиться в точку на линии горизонта.
-
-Правило 2. Все предметы, удаляясь, от нас, уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта.
-
-Правило 3. Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.
-А ещё есть такое правило расшифруйте:
-
Дальше - меньше
-
Ближе - больше
-
Дальше - выше
-
Ближе - ниже
-
(слайд-19) А что вы можете сказать про данный рисунок (При удалении линий: вертикальные сходятся и становятся тоньше; горизонтальные- сгущаются и тоже становятся тоньше. Значит, линии по мере удаления теряют свою толщину( с помощью ослабления нажима).
Сегодня мы тоже попробуем изобразить пейзаж.
Смотрите, ребята, к нам снова в гости кто то пришел. Кто же это?
Да, это Мастер Изображения со своим чемоданчиком для художников. Посмотрим, что же он нам сегодня принес?
Уголек!!! А что вы знаете об этом художественном материале?
Уголек -это сгоревшие веточки кустиков. Уголёк пачкает руки, так как он сыпуч. Угольком можно работать, создавая разные линии: тонкие, толстые. Его можно держать в руке как обычный карандаш с наклоном. А можно располагать к бумаге плашмя и одним движением закрывать большие участки пятном. Его можно растушевывать (растирать).
Но прежде, чем мы начнём работать угольком, нужно сначала выполнить важный этап работы.
Ой лесные мышки -шалунишки пробежали и запутали все буквы в слове ОЦЯКПИМИОЗ. Это слово обозначает важный этап в работе художника над произведением. И обозначает составление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке. Да это композиция.
(слайд-20)
Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, проводят сначала линию горизонта. У края листа будет крупный и яркий ближний план, а около линии горизонта дальний план, мелкий и бледных цветов.
-
(слайд-21 )-Посмотрим последовательность выполнения изображения зимнего пейзажа.
Ребята, а вы знаете, что некоторые деревья вырастают из семени. Например, тополь, вязь, ясень. Тополиный пух видели? Вот, представьте себе, что вы тополиный пух с семенем. Встаньте все, пожалуйста.
Физкультминутка.
Ветер подул, вы полетели. Дождик прибил к земле, снег засыпал. Наступила весна, Снег растаял, семечко набухло, проклюнулся росток, и выросло деревце, появились ветки, на ветках еще веточки…
Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё ниже, ниже
Практическая работа.
Приступаем к работе .
Какова же последовательность работы:
-
Рисунок простым карандашом.
-
Обводка угольком
-
Штриховка и тонировка.
Анализ работ.
Выставка рисунков
Итог занятия:
-Что вы делали? (рисовали пейзаж углем)
-Что вы узнали? (пейзаж можно рисовать в разных материалах, пейзаж -это не только изображение родной природы, но и изображения моря, гор, архитектуры и т. д.
Литература: