7


  • Учителю
  • Конспект урока. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

Конспект урока. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

</ «Центр образования № 32»

имени генерала Ивана Васильевича Болдина











Конспект открытого урока

в 8 классе





учителя Каменской Алены Игоревны







«Использование

информационно - коммуникационных

технологий в образовательном процессе.

Графические редакторы на уроках

изобразительного искусства»





Тема урока:



«Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элемент композиции»

















22.12.2015



г. Тула

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с разными видами графики, основными определениями и понятиями графического дизайна

Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Оснащение урока:

1. Компьютерный класс

2. Мультимедиапроектор

3. Выставка полиграфической продукции



План урока:

1. Дать определение графики, основных видов графики и роли графического дизайна в современном искусстве.

2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением

3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ - технологий.



Организационный момент

Вступление. Мы с Вами знаем как многообразно изобразительное искусство. Давайте назовем виды изобразительного искусства.

Ответы детей: Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

Сегодня мы поговорим с Вами о графике и ее разновидностях..

Ход урока

Слайд 1

Слайд 2

Темой, которую предстоит изучить сегодня, является тема: "Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции".

1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции

2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

3. Движение и статика

4. Прямые линии и организация пространства

5. Цвет - элемент композиционного пространства

6. Буква - строка- шрифт. Искусство шрифта

7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Слайд 3.

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), гравюру на картоне и др.

Графика бывает станковая, книжная, прикладная.

Слайд 4.

Станковая графика. Основные виды станковой графики - станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Основные формы бытования станковой графики - музейные и выставочные коллекции и экспозиции, развеска на стенах общественных и жилых интерьеров. Станковая графика украшает кабинеты, галереи, стены наших квартир

Книжная графика. Книжная графика - один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки и т. п. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком. Художник иллюстрирует текст, дополняет его зрительными образами, помогая читателю понять замысел писателя.

Слайд 5.

Прикладная графика - это графика с которой мы сталкиваемся в быту. Это плакаты, рекламки, яркая упаковка предметов обихода, визитки, поздравительные открытки.

Все это подчиняется правилам графического дизайна.

Слайд 6.

Графический дизайн - художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности

«Графический дизайн - это сочетание формы, цвета, шрифта, картинки и слова,

которое заставляет вас реагировать или чувствовать что-то. Не ошибусь, если назову графический дизайн одним из самых востребованных видов искусства. С графическими объектами мы сталкиваемся на каждом шагу на протяжении всей жизни.

Графика присутствует буквально везде - дома, на улице, в общественных местах. Задумывались ли вы, что такие повседневные предметы, как вывески магазинов, дорожные знаки, упаковки товаров, рекламные щиты и банковские карты, логотипы фирм-производителей и даже ярлыки с инструкциями по стирке тех или иных видов изделий - это ни что иное, как воплощение дизайнерской мысли.

Графический дизайн: "Сущность - давать информации порядок, идее - форму, предметам - экспрессию и чувства, которые подтверждают переживания человека".

Слайд 7.

Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.

Прежде всего, это конечно полиграфическая продукция разных марок и мастей. Современный мир немыслим без книг, газет, журналов, буклетов, различных видов упаковки и этикетки. Это неотъемлемая часть нашей жизни. Недаром Маршалл Маклухан назвал нас «людьми полиграфической цивилизации».

Далее идет рекламная продукция - фирменные логотипы, листовки, буклеты, флаеры, рекламные щиты, выставочные стенды, вывески, штендеры и т.д. Все это тоже создается с помощью графического дизайна.

Стоит сказать и про Интернет - сайты различных стилей и оформления, баннеры. Как ни крути: веб-дизайн - это тоже разновидность графического дизайна.

И телевидение тоже на обходится без него - визуальный стиль телевизионных передач, оформление студий

Скажите, а как вы думаете, какой основной принцип должен соблюдаться при использовании графического дизайна? (композиция)

Слайд 8.

Композиция - одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов

Давайте попробуем вспомнить свойства композиции:

1. Симметрия и асимметрия

2. Динамика и статика

3. Ритм

4. Контраст и нюанс

5. Пропорциональность и масштабность

6. Колорит и тональное единство

Слайд 9.

Давайте подведем небольшой итог, что же является продуктами графического дизайна

- корпоративный стиль компании и его основной элемент - логотип

- буклеты, брошюры, календари и другая рекламная полиграфическая продукция

- упаковки, этикетки, обложки

- сувенирная продукция

- интернет-сайты

- книжные макеты и иллюстрации

Слайд 10.

Одним из продуктов графического дизайна является плакат.

Плака́т - броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. (В другом значении - разновидность графики).

В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий».

Слайд 11.

Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза. Как особый вид графического искусства плакат существует со 2-ой половины 19 в.

К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов.

Слайд 12.

Для текста важным является шрифт, расположение, цвет.

В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

Искусство плаката в наши дни многожанровое. Плакат бывает: политический, театральный, киноплакат, рекламный, цирковой и экологический. Изображение и шрифт должны показать идею плаката. Сложно выбрать шрифт, который в каждом отдельном случае наиболее целесообразен. Цвет шрифта привлекает внимание и вызывает особое отношение к изображению, представленному на плакате. Шрифтовой плакат - распространённый вид наглядной агитации.

Слайд 13.

Специфика образного языка плаката: ясность образа, броскость, декоративность.

Прежде всего необходимо наметить и решить композицию плаката.

При симметричной композиции на плакате доминирует центральная фигура. Ассиметричная, наоборот, представляет собой как бы фрагмент, часть какого-то большого целого. А внимание акцентируется на движении. Существует и линейное, диагональное построение композиции.

Слайд 14.

В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые несут ясные смысловые функции.

Плакат - это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветовых нюансов и изображение мельчайших деталей. Желательно пользоваться скупым подбором красок (не более трёх - четырёх), что вполне позволит создать выразительную цветовую гамму. Цветовой круг поможет подобрать гармонические сочетания цветов. Красиво сочетаются и ахроматические цвета.

Слайд 15.

До 2-й половины XIX века плакатом называли иногда крупные гравюры, выполнявшие агитационную роль (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии (XVI век) (их также относят к жанру лубка)).

Слайд 16.

Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века. В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн). В течение этого времени наблюдается постепенный переход от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически-картинного стиля к стилю станковой картины.

Представители жанра плаката 2-й половины XIX века: Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек, Т.Стейнлен, Э. Грассе и А. Муха

Слайд 17.

Во время Первой мировой войны (1914-1918 г. г.) большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п. Стилистика этой разновидности плаката оказала влияние на последующее развитие жанра. Представители, работавшие в этом жанре: А. Лит (Англия), Ж. Февр (Франция).

Слайд 18.

В 1920-1930-е г. г. активно развивается политический плакат. Для этого времени характерна проникнутость революционным пафосом. К представителям этого направления относятся такие художники, как Р. Береннь, М. Биро, Б. Уиц

1939 - 1945 г. г. - появляются выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания Второй мировой войны - появляются плакаты в защиту мира. Представители: Г. Пехштейн, Джо Хартфилд (Германия); П. Пикассо (Франция); Л. Мендес (Мексика); Т. Трепковской (Польша)

Слайд 19

В 1920-1970 г. г. в стилистику плаката активно входит живопись, графика и фотоискусство. Представители, работавшие в жанре фотомонтажного плаката: Дж. Хартфилд и советский художник Г. Г. Клуцис.

Большое влияние на стилистическую эволюцию плаката оказало развитие средств массовой информации и полиграфии

Слайд 20

Тематика и назначение плакатов

  • Информационные

  • Учебные

  • Агитационные

  • Рекламные

  • Инструктивные

  • Сатирические

Слайд 21.

В макете плаката решается задача композиционного и смыслового соединения изображения и текста.

Изображение может быть в виде рисунка, фотографии или абстрактного пятна.

В соединении изображения и текста должен возникнуть образ, раскрывающий тему плаката. В эскизе плаката реализуются все особенности композиции: гармония и баланс масс, ритм, разноплановость, ясно выраженная доминанта и т.д.

Подобрав составляющие композиционные элементы, расположите их в определенном формате.

Текст плаката должен быть кратким и легко читаемым, как бы вырастающим из фона.

Композиция может быть глубинная и фронтальная.

Слайд 22

Еще один продукт графического дизайна, который мы рассмотрим - это открытка.

Каждый праздник сопровождается традиционными пожеланиями здоровья, счастья, благополучия. Маленькой частичкой любого праздника является поздравительная открытка с добрыми пожеланиями от наших друзей, родных, родителей.

Поздравительная открытка - это маленькая «иллюстрация» праздника, его символическое изображение. Поэтому на открытках преобладают самые характерные для каждого праздника символы: елка и дед Мороз - на Новый год, пасха и писанки - на Пасху, цветы - на День рождения и т.п. Поздравительная открытка обычно небольшая по размеру. Поэтому не старайтесь изобразить на ней абсолютно все, что вздумается. Надо уметь из множества возможных изображений выбрать самые характерные для праздника и те, которые подходят друг другу.



Показ видеоролика про Новый год

Как вы думаете, зачем я показала вам этот видеоролик?

Совершенно верно, мы с вами будем делать сегодня новогодний плакат, или открытку.



Подведение итогов урока.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

Ответы учеников. (графика, виды графики (станковая, книжная, прикладная)

Узнали что такое графический дизайн и какие задачи он решает

Вспомнили, что такое композиция и какие свойства композиции существуют

Узнали, что является продуктами графического дизайна

Узнали, что такое плакат, какими они бывают и основные законы построения плаката

Узнали историю развития плаката

Научились макетировать плакат и открытку

Просмотр работ и анализ.

Список литературы.

1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. "Титул", 1993г.

2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, "Просвещение", 2008г.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал