- Учителю
- Программа кружка по ИЗО 'Родные мотивы'.
Программа кружка по ИЗО 'Родные мотивы'.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кстовская школа-интернат»
Утверждаю
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству
«Родные мотивы» (народная художественная или декоративная роспись)
Возраст учащихся 11-15 лет
Продолжительность обучения 1 год.
Автор: Сараева Л.К
2015 - 2016 учебный год
«Уровень культуры эпохи, как и отдельного
человека, определяется отношением к прошлому».
А.С. Пушкин
Программа включает следующие разделы:
1. Пояснительную записку, раскрывающую актуальность программы и описание её направленности; её новизну; место и значение кружковых занятий в учебном плане.
2. Цель и задачи программы (обучающие, коррекционно-развивающие, воспитательные).
3. Описание режима и формы занятий разновозрастных групп.
4. Основное содержание с распределением учебных часов для младшей и старшей групп.
5. Календарно-тематическое планирование занятий:
1) младшей группы;
2) старшей группы.
6. Учебно - материальное обеспечение.программы.
7. Список дополнительной литературы как для педагога, так и для обучающихся.
Пояснительная записка
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью, а также на основе:
1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников отклонениями в развитии».
2. Образовательной программы Грошенкова И.А. по предмету «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
*коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
*развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
*улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
*формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
*развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
*ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
*развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
В образовательную программу по изобразительному искусству для общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида входит раздел «Декоративное рисование»
Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность; составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
В данной программе более подробно и шире изучаются виды народной художественной росписи, особое внимание уделяется именно нижегородским видам народной росписи (хохломской, городецкой, семёновской). Роспись как один из старинных видов декоративно-прикладного искусства интересна и доступна детям школьного возраста. Ещё в детском саду детей эпизодически знакомили с декоративно-прикладным искусством на самом простом уровне.
В программе немаловажно то, что знакомство и обучение основам некоторых видов народной декоративной росписи идёт параллельно с изучением этих тем на уроках рисования, но значительно расширяет и углубляет знания учащихся по теме. Таким образом, данная программа вписалась в систему непрерывного художественного образования. Надо отметить, что школьники получают знания и навыки в области декоративно-прикладного искусства не фрагментарно, а в системе; доступно для своего возраста. Теоретический блок дается в сжатом виде. Программой « Родные мотивы» предусмотрено, что каждое занятие направлено на развитие у учащихся зрительных представлений, творческого воображения, мышления, эстетических чувств, творческих способностей, художественного вкуса, воспитания у них любви и интереса к народному искусству. Для этой цели разработаны такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций на основе изучения росписей.
Кроме того, занятия могут служить средством развития положительных эмоций детей, радостных переживаний, средством снятия перегрузки школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Навыки, приобретенные в процессе занятий, пригодятся детям в дальнейшей учебе. Полученные знания и умения можно применить на уроках изобразительного искусства, географии, истории. Также в программе «Родные мотивы» представлена связь традиций русского декоративного искусства с современным дизайном (оформление современного интерьера расписными изделиями).
Кроме того, навыки, приобретённые при обучении росписи, а именно: простейшие закономерности в цветоведении, композиции, окажутся необходимыми для дальнейшего развития гармоничной личности.
Цель программы:
Приобщение детей и подростков к ценностям и истокам русской культуры, духовным традициям народных мастеров России посредством изучения народных декоративных росписей. Развитие художественно-творческих способностей учащихся, расширение общего кругозора ребенка в процессе приобщения его к искусству русской народной росписи.
Задачи программы:
Обучающие:
1. познакомить учащихся с народными традициями, древними и современными художественными промыслами, с эстетикой народного творчества;
2. обучить учащихся приемам письма декоративно-прикладной росписи ;
3. обучить детей свободно владеть кистью, владеть техникой изучаемого вида художественной росписи;
4. учить учащихся приобретать навыки самостоятельной работы, используя приемы, композиционное и цветовое решение, присущие данному виду росписи.
5. обучить навыкам составления тематических композиций, выполнения различных мотивов на бумаге.
6. обучить детей определять планируемый результат и планировать свою работу, самоанализу (рефлексии).
Коррекционно-развивающие:
1.формировать понимание общественного назначения декоративно-прикладного искусства как средства отражения мира, развитие эстетического и художественного вкуса, образного мышления;
2.формировать потребности в самообразовании, развитии творческой, активной и созидательной личности, её самоопределение;
3.развивать мелкую моторику и мышцы руки;
4. формировать способность и готовность к самостоятельному освоению художественных ценностей и использования их в своей дальнейшей деятельности;
5.корригировать мыслительную деятельность, а именно операции сравнения и обобщения, через сравнение различных видов народных декоративных росписей и нахождение как общих, так и отличительных черт между ними.
Воспитательные:
1.воспитывать трудолюбие, бережливость,терпение и настойчивость, аккуратность при работе, бережное отношение к традиционной культуре родного края;
2.воспитывать чувства любви и уважения к творчеству народных мастеров;
3.воспитывать патриотические чувства (любви к родной стране, к своему народу);
4. воспитывать взаимоотношения в детском коллективе, основанные на взаимопомощи, понимании, поддержке друг друга;
5. воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость;
6. способствовать формированию духовного мира ребѐнка, его личностных ценностей;
7. воспитывать умение видеть черты национального своеобразия в произведениях искусства.
Срок реализации программы: 1 год, как для детей старшей группы, так и для детей младшей группы.
Возраст детей: от 11 до 15 лет.
Младшая группа - дети от 11 - до 13 лет;
Старшая группа - дети 14 - 15 лет.
Народное искусство, как никакое другое, развивает в детях творческие качества личности, воспитывает их художественно-эстетическое восприятие, раскрывает их творческий потенциал.
Занятия росписью не требуют специальной художественной подготовки. Они интересны детям разного возраста, темперамента и уровня развития
Форма и режим занятий:
Формы занятий:
Ведутся групповые и индивидуальные формы работы. Группы формируются из девочек и мальчиков. В каждойгруппе занимаются от 5 до 8 человек, при этом осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку, с учётом его способностей.
С детьми проводятся:
1.«лекции-беседы» с использованием презентаций и альбомов с произведениями народных мастеров;
2. показ презентаций на темы декоративно-прикладного искусства как Нижегородской области, так и других уголков нашей страны;
3.«практикум» с опорой на выполнение серии подготовительных упражнений, самостоятельное составление различных композиций.
Режим занятий:
Младшая группа (11-13 лет)
1 год обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (74 часа ч./год).
Старшая группа (14 - 15 лет)
1 год обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1часу (37 ч./год).
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Программа прежде всего направлена на постижение детьми образов народной художественной культуры через интегрированный курс обучения, то есть взаимосвязь народной художественной росписи по дереву с элементами национальных праздников и обрядов, традиций, быта, что позволяет раскрыть ребенку целостную картину мира и лучше освоить теоретические и практические навыки.
Актуальность:
Будущее России и её народа во многом зависит от того, сможем ли мы сохранить и преумножить богатство русской культуры или нет.
Для возрождения России необходимо укреплять ее национальное достоинство и авторитет, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности. Поэтому все острее и актуальнее становится проблема нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Перед педагогами стоит важнейшая задача - приобщение ребёнка к народной культуре, способствуя возрождению нашего общества.
Народное декоративно-прикладное искусство - часть национальной культуры русского народа.
Новизна состоит в отражении взаимодействия художественных росписей с традициями семейно-бытовых праздников и обрядов.
Влияние на личность ребёнка
В программе учащемуся раскрывается целостная картина мира, поясняется символика изобразительных мотивов, что помогает лучше освоить теоретические и практические навыки декоративно-прикладных росписей. А так же поможет в овладении техникой росписи, знакомству с историей и развитием промыслов.
Художественный образ в произведениях народных мастеров доносит до зрителя материализованное представление народа о красоте, добре, торжестве гармонии многогранных связей человека с окружающим миром. Обращение к народному декоративному искусству эффективно влияет на формирование глубокого мировоззрения, нравственную позицию, эстетическое восприятие действительности.
При знакомстве детей с народной росписью предполагается не только восприятие теоретического материала, но и практическое освоение росписи. Обучение должно направляться на посильное создание яркого художественного образа в собственной работе.
Программа предусматривает изучение росписей « от простого к более сложному». Так дети младшей группы изучают свободнокистевую роспись Городца и Жостова, а дети старшей возрастной группы сюжетную роспись Городца, Хохломы, Семёнова, русской народной и современной матрешки. Приобретенные в процессе работы навыки пригодятся детям в дальнейшей учебе. Полученные знания и умения можно применить на уроках изобразительного искусства, географии, истории. Также в курсе «Родные мотивы» представлена связь традиций русского декоративного искусства с современным дизайном (оформление современного интерьера расписными изделиями).
Способы оценки результатов:
Для оценки результатов детского творчества на занятиях художественной росписи в основном используется метод наблюдения.
Для стимулирования творческой активности дети систематически участвуют в школьных выставках.
Результаты обучения проводятся в форме выставок, конкурсов и мастер-классов, на которых воспитанники демонстрируют творческие работы, выполненные в соответствии с тематикой программы. В конце каждого учебного года проводятся итоговые занятия, где анализируется образовательно-творческая деятельность группы.
1 год обучения
(11-13 лет)
Младшим детям проще в исполнении графические росписи. Процесс обучения выстроен от простого к сложному. Происходит знакомство со свободнокистевой росписью Городца, жостовской росписью.
Задачи :
1.Познакомить с истоками народного творчества и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
2.Постановка руки (для развития мелкой моторики руки).
3.Обучить графическим и свободнокистевым видам городецкой росписи, жостовской росписи.
4.Усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация), основы композиции.
5.Научить применять полученные знания, умения и навыки на практике.
6.Развивать художественно-творческие способности воспитанников.
7.Воспитывать у учащихся целостное восприятие народного искусства, как части культуры народа.
Прогнозируемые результаты :
1.Соблюдение правил техники безопасности и личной гигиены, организация рабочего места, правильное использование материалов.
2.Знание истории возникновения и развития городецкой и жостовской росписи их особенностей, разновидностей орнаментов, колорита, технологических приёмов исполнения росписей.
3.Умение определять свободнокистевые росписи, пользоваться образцами и различными наглядными пособиями при работе, владеть первоначальными навыками росписи.
4.Понимать принципы построения композиции на листе разной формы, где и как исправлять допущенные ошибки.
5.Применять знания технологических приёмов при самостоятельной работе.
6. Анализировать качество выполненной работы.
7.Знать законы построения композиции в городецкой и жостовской росписях.
8. Знать основы цветоведения.
Уметь:
• Составлять узор.
• Переносить эскиз на лист определенной геометрической формы.
• Планировать свою работу, терпеливо выполняя каждый этап.
• Терпеливо, настойчиво выполнять задания для достижения поставленной задачи.
Содержание программы
11 - 13 лет (младшая группа)
1. Вводное занятие . - 1час.
Теория: 1 час.
Знакомство с детьми. Ознакомление детей с программой, планами на учебный год и расписанием занятий. Инструктаж по правилам техники безопасности, правила поведения в кабинете во время занятий и после.
2. Художественно-технологические особенности народных росписей - 5 часов
Теория: 1 час.
Рассказ о технологии росписи, о правилах правильного положения кисти при выполнении росписи
Организация рабочего места
Практика:4 часа
Упражнения для постановки руки: прямые линии, толстые итонкие линии, волнистые, спираль, капельки, капельки с поворотом, мазок, завиток, листок, обводка и т.д.
Зрительный ряд:
Образцы упражнений в таблицах и иллюстрациях.
3. Основы композиции. - 8 часов.
Теория:2 часа.
Композиция в прямоугольнике, квадрате, круге и овале. Типичные образцы композиций. Орнаментальное заполнение свободного пространства при составлении композиции.
Практика: 6 часов.
Зарисовки разных видов композиционного распределения поверхности.
Зрительный ряд:
Иллюстрации из книг и фотографии (презентации)
4. История возникновения и технология исполнения«Городецкой росписи». - 28часов.
Теория: 1 час.
Характерные особенности городецкого промысла.
Практика: 27 часов.
Рассказ о истории возникновения и развития городецкой росписи. Связь данной росписи с другими видами росписей, их сходства и различия.
освоение приемов городецкой росписи;
технологические приемы;
элементы росписи (цветы, птицы, лошади и т.д.);
построение орнамента;
цветовая композиция (составление красок по образцу);
изучение деталей орнамента, входящих в городецкую роспись;
изучение тем и композиций тематической городецкой росписи;
растительный орнамент;
птицы в композиции;
кони в композиции;
составление эскиза с учетом особенностей городецкой росписи (чередование фигур человека, птиц, с элементами растительного мира);
Зрительный ряд:
Репродукции с дидактическими таблицами и произведениями народных мастеров.
5.Итоговое занятие. - 2 часа.
Самостоятельная творческая работа на тему «Городецкая роспись»
6. История возникновения и технология исполнения «Жостовской росписи». - 20 часов.
Теория: 2 часа.
Рассказ об истории возникновения и развития жостовской росписи. Связь данной росписи с другими видами росписей, их сходства и различия. Характерные особенности жостовской росписи.
Практика: 18 часов.
освоение приемов жостовской росписи;
технологические приемы;
элементы росписи (цветы: розы, незабудки, ромашки, купавки, подсолнухи, рябина, листья, бутоны.);
построение орнамента;
цветовая композиция (составление красок по образцу);
изучение деталей орнамента, входящих в жостовскую роспись;
изучение тем и композиций тематической жостовской росписи;
растительный орнамент;
птицы в композиции;
фрукты в композиции;
составление эскиза с учетом особенностей жостовской росписи (чередование фруктов, птиц с элементами растительного мира);
Зрительный ряд:
Книги - раскраски с образцами росписи, презентации с фотографиями произведений народных мастеров.
7.Итоговые занятия- 10 часов.
Самостоятельная творческая работа на тему «Жостовская роспись»
Календарно - тематическое планирование
1 год обучения
(11 - 13 лет) - младшая группа
№
п/п
Название разделов и тем.
Всего часов
В том числе
Дата
теория
практика
1
Вводное занятие.
Правила техники безопасности.
1
1
-
1.09
2
Художественно-технологические особенности народных росписей
Материалы, инструменты, организация рабочего места и технология росписи.
Рисование прямых , тонких, толстых, волнистых линий; спиралей, капелек, капелек с поворотом, мазков, завитков, листьев, обводки.
5
1
4
1.09
8.09
8.09
15.09
15.09
3
Основы композиции.
Композиция в прямоугольнике,квадрате, круге и овале. Типичные образцы композиций.
8
2
6
22.09 22.09 29.09 29.09 6.10 6.10 13.10 13.10
4
История возникновения и технология исполнения городецкой росписи:
1.освоение приемов городецкой росписи;
2.технологические приёмы;
3.элементы росписи: цветы, птицы, лошади);
4. цветовая композиция (составление красок по образцу);
5. изучение деталей орнамента, входящих в городецкую роспись;
6.изучение тем и композиций городецкой росписи;
7.растительный орнамент;
8.птицы в композиции;
9. кони в композиции;
10. составление эскиза городецкой росписи (чередование фигур человека, птиц с элементами растительного мира)
28
1
27
20.10
20.10 27.10. 27.10
3.11 3.11 10.11. 10.11. 17.11 17.11 24.11 24.11 1.12 1.12 8.12 8.12 15.12 15.12 22.12 22.12 29.12 29.12 12.01 12.01 19.01 19.01 26.01 26.01 .
5
Итоговое занятие. Самостоятельная творческая работа по городецкой росписи.
2
-
2
2.02 2.02
6
История возникновения жостовской росписи, связь данной росписи с другими видами росписей:
1.основные приемы жостовской росписи;
2.технологические приемы;
3. элементы росписи( цветы: розы, ромашки, незабудки, подсолнухи, купавки, рябина, листья, бутоны);
4.построение орнамента;
5. цветовая композиция (составление красок по образцу);
6.Изучение деталей орнамента, входящих в жостовскую роспись;
7. изучение тем и композиций (чередование фруктов, птиц с элементами растительного мира);
20
2
18
9.02 9.02 16.02 16.02 1.03 1.03 15.03 15.03 22.03 22.03 29.03 29.03 5.04 5.04 12.04 12.04 19.04 19.04 26.04 26.04
7
Итоговые занятия. Самостоятельная творческая работа на тему: «Жостовская роспись»
10
-
10
3.05 3.05 10.05 10.05 17.05 17.05 24.05 24.05 31.05 31.05
Итого:
74
7
67
1 год обучения
Старшая группа (14 - 15 лет)
Учащиеся старшей группы изучают более сложные росписи, такие как хохломская, городецкая (сюжетная) росписи; а также техника письма русских народных матрёшек (особое внимание уделяется семёновской матрёшке).
Цель:
изучение более сложных росписей, таких как хохломская, городецкая (сюжетная) росписи; а также техники письма русских народных матрёшек.
Задачи :
1. Познакомить с особенностями взаимодействия художественных росписей с традициями семейно-бытовых праздников и обрядов, расширить объем знаний о народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Научить приемам свободнокистевых росписей, мазку, линии. Научить основам цветоведения, особенностям цветового строя в различных видах росписи.
3. Научить самостоятельной работе по образцам, созданию импровизаций на основе традиционных образцов росписи.
4. Развивать образное мышление и эстетический вкус при работе с декоративной композицией.
5. Воспитывать целостное восприятие окружающего мира через понимание взаимосвязи народной росписи и других компонентов народной художественной культуры.
6. Воспитывать бережное отношение к традиционной культуре родного края, уважения к творчеству народных мастеров;
7. Воспитывать трудолюбие и аккуратность при работе с красками и гуашью.
Прогнозируемые результаты обучения:
1. Соблюдение правил техники безопасности.
2. Знание истории развития представленных видов росписей, законов композиционного построения, терминологии, технологических приёмов выполнения различных видов росписи.
3. Умение правильно и самостоятельно составлять несложные композиции, выполнять роспись.
4. Понимать значение расписных изделий в жизни крестьянина, необходимость соблюдения традиций в росписи, знание семантического значения орнамента.
5. Самостоятельно составлять композицию орнамента.
Анализировать и оценивать соответствие формы, размера, расположения орнамента и колорита росписи, определять качественный уровень выполнения росписи.
По окончании года обучения дети будут знать:
• отличительные особенности городецкой и хохломской росписей;
• законы построения композиции в городецкой и хохломской росписях;
• базовые знания в области цветоведения;
• смысловые значения традиционных образов и мотивов изучаемых видов росписи.
Уметь:
• составлять узор сюжетной городецкой и хохломской росписей;
• составлять сюжетные композиции в стиле городецкой и хохломской росписей;
• самостоятельно планировать свою работу, терпеливо и настойчиво трудиться над каждым ее этапом;
. различать виды росписи матрёшек.
Содержание программы для учащихся 14 -15 лет.
1. Организационное занятие. - 1 час.
Теория: 1 час.
Ознакомление учащихся с программой, планами на учебный год и расписанием занятий. Напоминание о правилах техники безопасности и правилах поведения в кабинете во время и после занятий.
2.Основы декоративной композиции. - 3 часа
Теория: 1 час.
Основы декоративной композиции
Практика: 2часа.
Зарисовки разных видов композиции.
Зрительный ряд:
Произведения народных мастеров (фотографии) в презентациях., образцы в книжках - раскрасках.
3.История возникновения хохломской росписи. Характерные отличия от других видов росписей-15 часов.
Теория: 1 час
Практика: 14 часов.
Рассказ об истории возникновения и развития хохломской росписи. Связь данной росписи с другими видами росписей, их сходства и различия. Характерные особенности хохломской росписи.
Традиции хохломской росписи, её дальнейшем развитии и связь с другими видами росписей. Преемственность мастеров художественного промысла.
Освоение элементов письма, постановка руки для росписи.
Зрительный ряд:
Произведения народных мастеров (фотографии) в презентациях и образцы в книгах - раскрасках.
Основные элементы хохломской росписи. Сюжетное единство композиции.
рассказ о видах композиции в хохломской росписи;
понятие «верховое письмо» и элементы росписи («травка», «под листок», «под ягодку»);
понятие «фоновое письмо» и варианты такой росписи («под фон», «кудрина»).
простые элементы;
травные кустики (последовательность исполнения «травки»);
орнаментальные полосы;
обводки,
бордюры,
пояски;
элементы плодов и листьев;
варианты различных листьев;
варианты различныхягод (смородинка, рябинка);
варианты птиц;
композиция пряник;
композиция по схеме «ветвь»;
композиция по схеме «спираль»;
композиция по схеме «древо».
композиция по схеме спираль с росписью «травка»;
зарисовки элементов хохломской росписи «кудрина».
пробная работа
Зрительный ряд:
Фотографии в презентациях произведений народных мастеров, образцы росписей в книгах - раскрасках..
Произведения народных мастеров в иллюстрациях и книгах.
4. Итоговые занятия - 1 час
Самостоятельная творческая работа на тему «Хохломская роспись»
5. Технология исполнения сюжетного «Городца». - 7 часов.
Теория: 1 час.
Характерные особенности народного промысла городецкой росписи. Сюжетный орнамент, закон пропорциональности.
Практика: 6 часов.
сюжеты в городецкой росписи (катание на лошадях, чаепитие, семейный сюжет, и т.д.);
принципы построения сюжетной композиции.
Зрительный ряд:
Репродукции с дидактическими таблицами и произведениями народных мастеров.
6. Выполнение творческой работы. Жанровая композиция. - 4 часа.
Практика: 2 часа.
составление эскиза;
роспись .
7.Художественно-технологические особенности исполнения русской народной матрёшки. История возникновения. - 4 часа.
Теория: 1 час.
Возникновение и развитие русской матрёшки, характерные особенности деревянной игрушки. О принципах и пропорциях (лица и костюмы).
Практика: 3 часа.
Составление эскизов лиц матрёшек (женщина, мужчина, ребёнок). Подробное изучение пропорций росписи матрёшки и составление эскизов.
Зрительный ряд:
Образцы из книжек - раскрасок, фотографии из презентаций по теме , репродукции из книг.
8. Семёновская матрёшка. - 3 часа.
Теория: 1 час.
Возникновение, развитие росписи Семёновской матрёшки. Её отличительные черты от других видов матрёшек
Практика: 2 часа.
составление эскиза матрёшки с соблюдением пропорций и стиля;
подготовка заготовки к росписи, нанесение контура и роспись.
Зрительный ряд:
Фотографии из презентаций по теме, образцы из книжек - раскрасок.
Календарно - тематическое планирование.
старшая группа - 14 -15 лет.
№
п/п
Наименование тем.
Всего часов
В том числе
Дата
теоретич
практич
1
Вводное,организационное занятие.
Правила техники безопасности.
1
1
-
3.09
2
Основы декоративной композиции.
3
1
2
10.09 17.09 24.09
3
История возникновения хохломской росписи. Характерные отличия её от других видов росписи:
1.освоение приёмов хохломской росписи;
2.рассказ о видах композиции;
3.понятие «верховое» письмо и элементы росписи «травка», «под листок», «под ягодку»;
4.понятие «фоновое» письмо, варианты росписи «под фон», «кудрина»;
5.простые элементы,
6.«травные кустики»,
последовательность исполнения «травки»;
7.орнаментальные полосы;
8.обводки, бордюры, пояски;
9.элементы плодов и листьев «смородинка», «рябинка»;
10.варианты различных листьев;
11.варианты различных ягод;
12.варианты различных птиц;
13.композиция пряника;
14.композиция по схеме «спираль»;
15.композиция по схеме «древо»;
16.композиция по схеме «спираль» с росписью «травка»;
17.зарисовка элементов художественной росписи «кудрина»;
18.пробная работа
15
1
14
1.10 8.10 15.10 22.10 29.10 5.11 12.11 19.11 26.11 3.12 10.12 17.12. 24.12 12 14.01 21.01
4
Итоговые занятия
Самостоятельная работа.
2
-
2
28.01 4.02
5
Технология исполнения сюжетного «Городца».Характерные особенности народного промысла «городецкая роспись»6
1.сюжетный орнамент, закон пропорциональности,
2.сюжеты в городецкой росписи: катание на лошадях, чаепитие, семейный сюжет и так далее;
3.принципы построения сюжетной композиции.
8
1
7
11.02 18.02 25.02 3.03 10 10.03 17.03 24.03
6
Выполнение творческой работы. Жанровая композиция на «городецкую» тему.
2
-
2
31.03 7.04
7
Художественно-технологические особенности исполнения русской народной матрёшки. История возникновения.
1.принципы построения лица, костюма;
2.составление детского лица матрёшки;
3.составление мужского лица матрёшки;
4.составление женского лица матрёшки;
5.пропорции росписи матрёшки и составление эскизов;
6.роспись матрёшки по выбору ( лицо :мужское, детское ,женское)
4
1
3
14.04 21.04 28.04 5.05
8
Семёновская матрёшка. Возникновение и развитие росписи. Отличительные черты.
1.составление эскиза матрёшки с соблюдением пропорций и стиля;
2.нанесение контура, роспись.
3
1
2
12.05 19.05 26.05
Итого:
37
6
31
Учебно-материальное обеспечение программы:
классная комната с большими окнами;
технические средства для наглядного обучения росписи ( мультимедийная доска, компьютер, флеш карта с презентациями и видеоматериалами по темам;
место хранения рабочих материалов (стеллажи, шкафы или полки);
в классе наличие раковины с горячей и холодной водой.
Дидактический материал:
образцы каждого вида росписи (фотографии изделий с росписью, книжки - раскраски с образцами росписей, презентации по темам, стихи о различных видах росписи).
Инструменты:
палитры, баночки для колеров;
карандаши, ластики;
точилки для карандашей;
циркуль ;
кисти.
Материалы:
акварельные краски, гуашевые краски;
мыло детское и полотенце для рук;бумажные салфетки;
бумага для акварели, черчения.
Список литературы для педагога:
-
Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. Новые находки. - М.: «Изобразительное искусство», 1970.
-
Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву 17 - 20 вв. - М., 1960.
-
Василенко В.М. О содержании в русском крестьянском искусстве XVШ-XIX веков. - В сб.: Русское искусство XVШ - первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1971.
-
Василенко В.М. Русское прикладное искусство. - М., «Искусство», 1977.
-
Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской, - Москва, Владос, 2001. - 272 с.
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., «Педагогика», 1991.
-
Каменская М.Н. Роспись по дереву. Русское декоративное искусство.
-
Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., Рус. Яз., 1988.
-
Художественные промыслы России. Сост. Т.А. Бадяева. - М., 1992. - 231с
-
Черкасова Н.В. Народные художественные промыслы. - М., 1982.
-
С.Б. Дроздова по учебнику Кузиной В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство (2 Класс 1 часть); Волгоград, 2005.
-
С.Б. Дроздова по учебнику Кузиной В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство (2 Класс 2 часть); Волгоград, 2005.
Список литературы для детей:
-
Арбат Ю.А. Добрым людям на загляденье. Рассказы о мастерах народного искусства. - М., «Детская литература», 1964.
-
Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X - XIII в.в. (альбом) - Л., «Аврора», 1971.
-
Художественные промыслы России. Сост. Т.А. Бадяева. - М., 1992. - 231с