7


  • Учителю
  • Рабочая программа по ИЗО 7 класс

Рабочая программа по ИЗО 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка.


Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.


Общая характеристика учебного предмета

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.


Цель программы- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

1.Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

2.Формирование художественно-творческой активности:

- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.

3.Формирование художественных знаний, умений, навыков:



Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане школы. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 7 классе в объеме 35 часов в год (1 часа в неделю). 3 год обучения (7 класс)

Содержание учебного курса.

I ЧЕТВЕРТЬ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (8 ч)

Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.

Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчают эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно-практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.

Тема. Изображение фигуры человека в истории искусства

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Задание: аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.

Варианты задания: коллективное создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур (по представлению, на основе аналитического рассмотрения и обсуждения памятников древнего искусства). Коллективная работа создается как композиция из индивидуально исполненных фигур в едином масштабе.

Материалы: альбомные листы и графические материалы по выбору учителя; полотно обоев, ножницы, клей для коллективной работы.

Зрительный ряд: Египет: рельеф «Зодчий Хесира», фрагменты фризовых изображений; античные изображения фигуры человека в росписи ваз и в скульптуре: Мирон. Дискобол; Поли-клет. Дорифор.

Тема. Пропорции и строение фигуры человека

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

Схемы движения фигуры человека.

Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

Материалы: карандаш, альбомные листы бумаги; для аппликации: вырезанные из тонированной бумаги части схемы фигуры.

Зрительный ряд: учебные пособия и таблицы; учебные рисунки фигуры человека; изображение фигуры человека в древнегреческой вазописи, рисунки великих мастеров Возрождения.

Тема. Лепка фигуры человека

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX - начала XX века.

Задание: лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса. Выразительность пропорций и движений.

Материалы: пластилин или глина, возможна проволока для каркаса.

Зрительный ряд: скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О. Родена, В. Мухиной.

Тема. Набросок фигуры человека с натуры

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека - наброски одноклассников в разных движениях.

Материалы: карандаш, тушь, фломастер, перо, черная акварель (по выбору).

Зрительный ряд: зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве.

Тема. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый - понимание красоты человека в античном искусстве; второй - духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века. Беседа о восприятии произведений искусства.

Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов.

II ЧЕТВЕРТЬ ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (8 ч)

Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение бытовых занятий присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.

Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование навыков композиционного мышления учащихся.

Тема. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.

Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

Задание: изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.

Материалы: гуашь, акварель или материалы для графического рисунка, бумага.

Зрительный ряд: фрагменты древнеегипетских фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи, фрески Помпеи, персидская миниатюра, японская гравюра.

Тема. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства.

Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.

Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.

Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.

Беседа о восприятии произведений искусства.

Зрительный ряд: сцены крестьянской жизни в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; Ж.-Б. Шарден. Молитва перед обедом; А. Ватто. Общество в парке; А. Венецианов. На жатве; П. Федотов. Сватовство майора; О. Ренуар. Качели; Э. Дега. Балетный класс; В. Пер о в. Тройка, Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б. Кустодиев. В трактире.

Тема. Сюжет и содержание в картине

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т. п.

Материалы: гуашь или акварель, возможны также графические материалы по усмотрению учителя, бумага.

Зрительный ряд: по нескольку произведений с похожим сюжетом разных авторов: Ян Вермеер. Служанка с кувшином молока; А. Пластов. Ужин трактористов; З. Серебрякова. Крестьяне (или пример другого сюжета); И. Левитан. Осенний день. Сокольники; К. Моне. Прогулка в парке; А. Ватто. Общество в парке; В. Борисов-Мусатов. Прогулка на закате; и др.

Тема. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям - необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Задания: 1) жизнь моей семьи: увидеть глазами художника, как дома проходят утро, вечер, воскресные и будние дни. (То же самое может относиться к жизни в школе.) Выделить один или несколько простых сюжетов, например: «Мама готовит ужин», «Семейный вечер», «Поездка к бабушке», «Завтрак» и т. д. Сделать композиционные рисунки на выбранные темы. Расширение задания: композиция (изобразительное сочинение) на выбранную тему после подготовительных зарисовок;

2) жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или зарисовок, сценок на улице - по возможности с натуры, по памяти и по представлению, например: «Продавцы цветов», «У киоска», «Во дворе», «На бульваре», «У витрины магазина».

Материалы: карандаш, фломастер, перо или гуашь (по выбору), бумага.

Зрительный ряд: произведения графики и живописи российских художников XX века с ярким пластическим выражением сценок из жизни города или села, например: работы Л. Сойфертиса, А. Кокорина, О. Верейского, Ю. Пименова, А. Дейнеки, Д. Жилин-ского, В. Попкова и др.

Тема. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.

Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.

Материалы: по выбору учителя.

Зрительный ряд: Б. Кустодиев. Серия «Российские типажи»; П. Федотов. Зарисовки жизни города; работы А. Рябушкина, Ап. Васнецова, а также В. Перова и других передвижников, произведения местных художников.

Литературный ряд: литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.

Тема. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.

Задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа).

Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: произведения К. Сомова, А. Бенуа, Б. Кустодиева, М. Врубеля, а также П. Брейгеля, Ф. Гойи, А. Ватто, О. Ренуара.

III ЧЕТВЕРТЬ ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (10 ч)

Тема. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи - фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.

Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: примеры монументальных фресок эпохи Возрождения художников Т. Мазаччо, А. Мантеньи, Пьеро делла Франчески, С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, П.-П. Рубенса, Н. Пуссена, исторические произведения Э. Делакруа, Ф. Гойи, Ж.-Л. Давида.

Тема. Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина - философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.

Беседа о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для более углубленного рассмотрения - за учителем).

Зрительный ряд: К. Брюллов. Последний день Помпеи; А. Иванов. Явление Христа народу; В. Суриков. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни; И. Р е п и н. Бурлаки на Волге; И. Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Библейский цикл картин; М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

Тема. Процесс работы над тематической картиной

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы - поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды - сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Беседа.

Задание: выбор темы из истории нашей Родины; сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме; композиционные поисковые эскизы; исполнение композиции. Темы могут быть найдены учениками, но может быть общая для всего класса тема, предложенная учителем, подготовленная под его руководством и получившая разное решение в работах учеников. Подготовительные материалы к картинам А. Пластова, Е. Моисеенко см. в главе («Открытая мастерская» в книге Б. Йеменского «Познание искусством» (М., 2000).

Материалы: карандаши, альбомные листы для подготовительной работы, краски гуашь или акварель, более крупный формат бумаги для исполнения композиции.

Тема. Библейские темы в изобразительном искусстве

Вечные темы в искусстве.

Занятие 1. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.

Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.

Занятие 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Задание: создание композиции на библейские темы: «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество», «Возвращение блудного сына» и др. по выбору учителя (следует проявлять такт в выборе темы и понимать, что тема должна соответствовать возрасту и практическим возможностям детей).

Материалы: гуашь или графические материалы по выбору учителя, бумага.

Зрительный ряд: 1) иконы «Владимирская Богоматерь», «Ангел Златые Власы»; А. Рублев. Троица; Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде; Дионисий. Спас в силах; другие произведения древнерусской иконописи по выбору учителя; 2) Леонардо да Винчи. Благовещение, Тайная вечеря; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Микеланджело. Страшный суд; Рембрандт. Возвращение блудного сына, Святое семейство; А. Иванов. Явление Христа народу; И. Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Тайная вечеря; Г. Доре. Гравюры к Библии.

Тема. Монументальная скульптура и образ истории народа

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Задание: создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою.

Материалы: пластилин (глина), стеки, дощечка.

Зрительный ряд: Э.-М. Фальконе. Медный всадник (Санкт-Петербург); И. Map то с. Памятник Минину и Пожарскому (Москва); С. Орлов. Памятник Юрию Долгорукому (Москва); А. Опекушин. Памятник А. С.Пушкину (Москва); Н. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю (Москва); Е. Вучетич. Воин-освободитель в Трептов-парке (Берлин); В. Мухина. Рабочий и колхозница (Москва); мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны в Волгограде, Санкт-Петербурге.

Тема. Место и роль картины в искусстве XX века

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм (П. Пикассо. Герника; работы К. Коль-виц, Р. Гуттузо; Ири и Тосико Map у к и. Серия панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.

Трагические темы в искусстве середины века.

Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века.

Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.

Множественность изобразительных языков в российском искусстве второй половины XX века (В. Попков, Д. Жилинский, И. Обросов, Б. Неменский, братья Смолины, братья С. и А. Ткачевы, В. Иванов, Н. Нестерова, Т. Назаренко и другие по выбору учителя).

Беседа и дискуссия о современном искусстве.

IV ЧЕТВЕРТЬ

РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ( 9 ч)

Заключительная четверть по изучению изобразительного искусства имеет обобщающий характер. Материал четверти в большей степени посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве, но главной задачей изучения искусства является обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни.

Итоговые обобщения материала на уроках могут проходить в формах беседы, дискуссии, могут быть построены в игровых, театрализованных формах. Зрительный материал для восприятия не следует расширять, задачей является систематизация фактически уже сформированных знаний и представлений.

Однако в течение всей четверти ведется и художественно-практическая деятельность. Это работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению или создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Работа над иллюстрациями помогает учащимся острее увидеть соотношение реальности и ее выражения в искусстве, т. е. проблему художественного образа и его пластического смысла.

Художественно-творческие проекты

Темы для практической художественной работы в форме проектной деятельности (коллективно по группам или индивидуально): «Жизнь в моем городе (селе) столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению». Это также может быть альбом по истории искусства на определенную тему.

Выражение идеи; замысел, эскизы. Обсуждение идеи проекта, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи, уточнение эскизов и исполнение проекта. Работа может быть подготовлена учащимися дома.

Материал: по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.

Тема. Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.

Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Задание: выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.); построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.

Материалы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Фаворского, Д. Шмаринова, Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также Г. Доре, О. Домье.

Тема. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

Конструктивное начало - организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века. у

Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание.

Декоративное значение произведений изобразительного искусства и декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства.

Задание: конструктивный анализ произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: примеры знакомых произведений.

Тема. Зрительские умения и их значение для современного человека

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства - звенья культурной цепи.

Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: возвращение к уже знакомым по предыдущим урокам произведениям.

Тема. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.

Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века. 98

Задание: анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Зрительный ряд не выходит (или почти не выходит) за пределы уже известных по предыдущим занятиям произведений.

Тема. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Великие художники в истории искусства и их произведения.

Целостный образ творчества выбранных учителем двух-трех великих художников.

Задание: произведения, выбранные для беседы о художниках.

Тема. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи).

Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.

Главным содержанием занятия должно стать представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.

Зрительный ряд: альбомы, подборки слайдов, видеофильмы, посвященные коллекциям музеев.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.

Учащиеся должны иметь представление:

- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.







Литература для учителя:

- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского -Волгоград: Учитель, 2010г.;

- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010;

- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества -Волгоград: Учитель, 2009г.;

- О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…-Волгоград: Учитель, 2009г.;

- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты-Волгоград: Учитель, 2009г.;










































Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

в 7 классе

Изобразительное искусство

№ п/п

Название темы урока

Кол-во

час.

Домашнее задание

Дата


1

Изображение фигуры человека в истории искусств

1

Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций

2

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации

1

Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека

3-4

Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмен)

2

Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку)

5

«Великие скульпторы»

1

Принести графические материалы для работы в технике рисунка

6

Изображение фигуры с использованием таблицы

1

Принести графические материалы для работы с натуры

7

Набросок фигуры человека с натуры

1

Подобрать материал для тематической картины «Профессия»

8

Человек и его профессия Выставка работ «Моя будущая профессия»

1

Художественные материалы


9

Тематическая (сюжетная) картина

1

Подобрать материал по теме «Малые голландцы»

10

Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве Что знаю я о «Малых голландцах»?

1

Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников»

11

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова;

1

Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников»

12

Сюжет и содержание в картине

1

Выполнить наброски композиции с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни.

13

«Передвижники»

1

Познакомится с творчеством художников бытового жанра 20 века

14

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

1

Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи

15-16

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»

2

Подобрать материал по темам и проблемам 3 четверти


17

Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова

1

Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему

18-20

Сложный мир исторической картины

3

Художественные материалы

21

Зрительские умения и их значения для современного человека

1

Познакомится с картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи»

22

Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи»

1

Подобрать материал о творчестве И. Билибина и В.Васнецова

23

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.

1

Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»

24

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»)

1

Провести поисковую работу на тему «Великие музей мира» по предложенному списку

25

Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре

1

Перечислить музеи родного города (края)

26

Эрмитаж - сокровищница мировой культуры.

1

Подготовится к экскурсии в городской музей


27

Художественный музей моего города

1

Повторить пройденный материал по темам

I-III четверти

28

Знакомые картины и художники

1

Придумать задание или кроссворд для тематической викторины

29-32

Плакат и его виды шрифты.

4

Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностей выполнения

33-35

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации

3



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал